Стили семейного воспитания
методическая разработка по теме

Скурко Марина Владимировна

Современный классный руководитель должен знать стили семейного воспитания достаточно хорошо. Эти знания позволят ему четко опреде­лить, как складываются отношения в семье ребенка, какие методы ис­пользуют родители для наказания и поощрения, какие нравственные ценности формирует семья, как относятся родители к ребенку. Знание стилей семейного воспитания может существенно повлиять на организацию работы классного руководителя с детским коллективом, соз­дать ситуацию успеха для многих учащихся, помочь преодолеть проблемы в развитии некоторых ребят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_semeynogo_vospitaniya.rar46.86 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад “Стили семейного воспитания”

Посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — пожнете судьбу.

У. Теккерей

Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспи тания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано об щество. Вопросу изучения стилей воспитания в различных исторических эпохах уделяли большое внимание различные ученые. Среди них Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и другие.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее харак терные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определен ные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Современный классный руководитель должен знать стили семейного воспитания достаточно хорошо. Эти знания позволят ему четко опреде лить, как складываются отношения в семье ребенка, какие методы ис пользуют родители для наказания и поощрения, какие нравственные ценности формирует семья, как относятся родители к ребенку.

В психологической литературе выделяют следующие стили семейно го воспитания:

- попустительский;

- состязательный;

- рассудительный;

- пре дупредительный;

- контролирующий;

- сочувствующий;

- гармоничный.

Стили семейного воспитания формируются под воздействием объек тивных и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:

  1. тип темперамента родителей, их совместимость;
  2. традиции, на которых воспитывались сами родители;
  1. научно-педагогическая  литература, которую используют родители в воспитании своего ребенка, их образовательный уровень;
  1. нравственные устои семьи.
  1. Попустительский  стиль семейного воспитания
  1. Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень час то заняты собой, своими делами, друзьями, своей работой. Их мало волнует душевное состояние их ребенка, они безразличны к его потреб ностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на  них  внимание.
  2. Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный  метод воспитания в такой семье — кнут и пряник. 
  3. Родители   строят свои взаимоотношения  с  ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют поиск у ребенка наиболее выгодных форм  взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. Родители постоянно демонстрируют ребенку образцы двуличного отношения с окружающими-друзьями, соседями, родственниками. В таких семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребенка - вместе с ним. Дети рано постигают науку выгоды: выгодные люди, выгодные взаимоотно шения, выгодные для семьи решения проблем. В выборе форм поведе ния в таких семьях ребенок свободен, но в обществе других людей от него требуют формального прилюдного соблюдения правил приличия. У таких детей много тайн, которые им нужно хранить за семью печатями, а это значит, что они должны быть все время настороже. Даже интеллекту альную деятельность своих детей родители в таких семьях стимулируют для того, чтобы извлечь из нее максимальную выгод.
  4. В результате тако го воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности. Младшие школьники конформного типа в детской среде часто слы вут «ябедами», «подхалимами», «подлизами». Такие учащиеся любят хвастаться, не умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Младшие школьники такого типа не любят ни умственный, ни физический труд. Эта тенденция проявляется во все возрастные периоды жизни. Дети та кого типа во время урока очень быстро устают и стараются под любыми предлогами увильнуть от работы. Часто такие учащиеся недобросовест но относятся к поручениям учителя и к различным обязанностям. Для таких учащихся часто не существует запретов и нравственных норм. Уже в младшем школьном возрасте они не настроены на учебную деятель ность, но при этом их интересует конечный результат деятельности - отметка.
  5. Такие учащиеся могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. Это начинает происходить в младшем школьном возрасте, но ярко проявляется в старшем школьном возрасте. В первую очередь, это касается самих родителей, когда ребенок-старшеклассник начинает  им хамить, не обращая внимания на реакцию взрослых. В характере этих детей с раннего детства проявляется такое качество, как умение обещать, но свои обещания они очень редко выполняют.
  6. Учащиеся конформного типа не требовательны к себе, но требователь ны к другим. Педагоги, работающие с такими учащимися, должны знать, что их мало интересует процесс учения. Но они всегда готовы требовать  от педагогов лучшую отметку любой ценой. Такие учащиеся плохо реагируют на любую критику в свой адрес, но при этом у них всегда кто-то виноват. Однако педагоги должны помнить, что если такому ребенку что-то выгодно, то он может быть очень целеустремленным и инициативным.  Интересны для педагогов результаты исследований психологов, которые говорят о том, что у учащихся конформного типа при поступлении в шко лу часто проявляется низкий интеллектуальный показатель, который может развиться на последующих ступенях обучения.
  7. Учащиеся конформного типа не умеют бескорыстно дружить, им трудно вживаться в детский коллектив, потому что им хочется быть  все время на виду и, если такого не происходит, они готовы обвинять в своих проблемах всех, но не себя. Зачастую манеры поведения таких учащихся приводят к конфликтным ситуациям, ими же спровоцированным. В ходе психологических консультаций нередко родители говорят о том,  что в классе ребенка не любят, ему не дают проявить себя, в классе ниче го интересного не проводится, классный руководитель не уделяет вни мания коллективу учащихся. На самом же деле ребенок сам игнорирует и отвергает предложения педагога и класса, резко критикует все, что дела ется в коллективе, взамен не предлагая ничего.
  8. Родители, в свою очередь, не утруждают себя тем, чтобы разобраться в ситуации, и полностью доверяют своему ребенку.
  9. Занимаясь воспитанием таких учащихся, классный руководитель должен обратить самое серьезное внимание на сотрудничество с родите лями. Их необходимо привлекать к общению со сверстниками своего ре бенка, приглашать на встречи с педагогами, даже если в этом нет острой необходимости. Привлечение таких родителей к участию в работе роди тельского комитета, попечительского совета позволит им иными глаза ми посмотреть на своего ребенка и изменить мир взаимоотношений в своей семье.
  10. Классный руководитель таких учащихся должен:
  1. сразу же вникать в любую конфликтную ситуацию, связанную с по ведением ребенка, не оставлять ее решение на «потом»;
  2. обсуждать с учеником конфликтную ситуацию наедине;
  3. давать ученику возможность проявить себя, показать свои способности в классном коллективе.

Состязательный стиль семейного воспитания

При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необыч ное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. Иногда ребе нок получает поощрение не только морального характера, но и материального. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с други ми детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. Для рас крытия талантов своего ребенка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности. Иногда это приводит к тому, что ребенок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. Если же он при этом терпит поражение, это может на долго выбить его из колеи и привести — к депрессии и апатии. Участие ребенка с раннего детства в различных кружках и секциях нередко при водит и к проблемам, связанным с его здоровьем: хроническая уста лость, болезни могут дать о себе знать.

В воспитательном воздействии на ребенка родители используют как   методы поощрения, так и методы наказания. Однако,  если поведение ре бенка идет вразрез с нормами, принятыми в семье, последующее наказа ние может быть не только суровым, но и жестоким.

В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания человеческие качества малыша. Защиту ребенка от всех претензий и нападок они ставят на первое место, не обращая внимания при этом на то прав их ребенок или не прав. Родители не терпят обидчиков своего ребенка, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию, не обращая внимания на то, взрослый это или ребенок.

В результате такого воспитания формируется поисковый социально-психологический тип личности ребенка.

Родители внимательно следят за интеллектуальным развитием своих детей и поисковую деятельность ребенка поощряют похвалой. Дети при учаются демонстрировать свои интеллектуальные достижения. Педагог должен помогать родителям таких учащихся видеть сильные и слабые сто роны ребенка, адекватно на них реагировать и исправлять их своевременно. Учащиеся такого типа  могут уже начиная с первого класса учиться только на «отлично». Они стараются постоянно демонстрировать свою эрудицию и способности, поэтому уже в начальной школе им трудно об щаться с другими учениками. Высокая активность этих детей позволяет им рано достигать значительных успехов, особенно в условиях конку ренции. В любой деятельности их привлекает результат. Такие ученики берутся за любые дела в классе, участвуют в любых мероприятиях, лишь бы только их заметили и оценили. По мнению психологов, эти дети мо гут быть чрезвычайно агрессивны, если результаты их деятельности бу дут оценены не по достоинству.

В детском коллективе такие учащиеся претендуют на лидерство и официальное признание. Они очень любят командовать другими ребя тами и испытывают глубокое удовольствие, если кто-то попадает от них в зависимость.

Учащиеся этого типа глубоко переживают свои ошибки и промахи. Очень развитой у таких ребят является волевая сфера. Уже с раннего дет ства они могут быть очень дисциплинированными и инициативными. Их характерными качествами являются самоуверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличение своих возможностей, безразличие к ин тересам коллектива, сосредоточенность на демонстрации своих возмож ностей. Однако если семья в совместных усилиях с педагогом поможет таким детям открыть все лучшее, что в них заложено природой, то они смогут проявить такие качества характера, как общительность, интел лект, уверенность в себе, самоконтроль и добросовестность.

Создавая ученику в детском коллективе условия для проявления его ли дерских качеств, классный руководитель должен помогать ему проявлять эти качества без ущерба для коллектива и его самого. Каждая ситуация не гативного свойства не должна оставаться без внимания, она должна ана лизироваться вместе с учеником в доброжелательной и спокойной обстановке.

Классный руководитель должен информировать родителей о достижени ях ребенка и доброжелательно указывать им на те проблемы, которые тре буют незамедлительного решения.

В воспитании таких учащихся необходимо обратить внимание на  формирование критического мышления, осмысления своих поступков в различных ситуациях.

Особого внимания требует формирование культуры общения с взрослы ми и сверстниками, развитие умений слушать и слышать не только себя, но и других людей.

Постановка таких учащихся перед выбором между собой и другими людьми, создание ситуаций, требующих от ученика принятия справед ливого и единственно верного решения, будут способствовать преодоле нию вредных привычек, формированию положительных черт характера.

Классный руководитель должен помнить, что этим детям очень свойственно проявление агрессивности. Заниматься ее преодолением необходимо как в начальной, так и в старшей школе. Ни один факт про явления агрессивности со стороны таких учащихся не должен быть ос тавлен без внимания, и оценку этим фактам должны давать как взрослые, так и дети.

Таких учащихся нужно учить отвечать за нанесенные обиды и понимать значимость прощения.

Во внеурочной деятельности необходимо уделить внимание проведе нию в классе таких мероприятий, которые будут формировать у школь ников умение сопереживать, поддерживать другого человека, помогать ему в трудную минуту. Именно в школе закладывается привычка узна вать о здоровье человека, навестить его, если это необходимо, поддер жать кого-то в трудную минуту.

Рассудительный стиль семейного воспитания

Родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт пу тем собственных проб и ошибок.

Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упреки. Родители ребенка считают, что его активность должна находить естест венный выход.

Они уверены, что ребенка нельзя поощрять за то, что он делает с удовольствием. В воспитании ребенка они не пользуются принудительны ми мерами и физическими наказаниями. Родители считают, что ребенок может сам выбрать себе деятельность по душе, они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет.

У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотноше ния. Ребенок наравне с взрослыми принимает участие в семейных сове тах, решает семейные ситуации. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось ни посторонними людь ми, ни родственниками.

В результате такого стиля семейного воспитания формируется сенси тивный социально-психологический тип личности.

Родители таких ребят с энтузиазмом принимают участие в жизни того детского коллектива, в котором находится их ребенок. Дети с раннего возраста привыкают уважительно относиться к старшему поколению своей семьи, потому что так поступают их родители. Если в такой семье ребенок совершает плохой поступок, то родители не спешат с наказанием. Они дают возможность ребенку обдумать совершенное, осознать свой проступок. Родители помогают ребенку осмыслить проблему с по зиции другого человека, втянутого в конфликтную ситуацию.

Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. Уже  в начальной школе они хорошо осведомлены об окружающем мире  и са мостоятельны, умеют работать без понуканий, у них сформирована поз навательная мотивация. Педагоги, работающие с такими детьми должны знать, что этим ученикам нельзя скучать на уроке, им нужно все время быть в деятельности.

Иногда детям из таких семей очень трудно приспосабливаться к школе и к учителям, если педагоги авторитарного стиля управления детским коллек тивом. Дети быстро привыкают к учащимся, к коллективу. В своей семье они приучены к свободному общению со  взрослыми людьми, которые счита ются с их мнением. Если педагог не будет учитывать эту особенность, то мо гут сложиться ситуации, последствия которых бывают очень тяжелыми. Дети начинают протестовать против авторитарного управления классом на уроках, поэтому часто учителя с авторитарным стилем общения называют таких детей трудными. Необходимы порой титанические усилия классного руководителя, чтобы ребенок решил свои проблемы.

Предупредительный стиль семейного воспитания

В процессе предупредительного стиля семейного воспитания форми руется инфантильный социально-психологический тип.

Предупредительный стиль семейного воспитания обусловлен неко торыми причинами: одной из причин может быть болезненность ребенка с раннего детства, а второй — особенности характера родителей. В результате того, что ребенок часто болел и болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление его нездоровья. Родители ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки. Ребенок в такой семье практически лишен активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему интересно, сами являются инициаторами детских игр, сами регламентируют  поведение детей.

Такая деятельность родителей может объясняться еще и тем, что они боятся нарушить раз и навсегда заведенный порядок в доме, боятся всяческих проявлений инициативы со стороны ребенка.

С раннего детства родители стараются оградить свое дитя от каких бы то ни было наказаний со своей стороны и со стороны родственник ков, а также со стороны чужих взрослых и детей. Очень часто в такие семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка. Когда ребенок становится постарше, родители используют материальное стимулирование для того, чтобы он не выходил из повиновения и был им послушен. Родителям очень удобно, что ребенок находится под таким надзором, тем самым они считают, что болезни роста и детские кризисные ситуаций  обойдут их стороной,  родители делают все возможное и даже невозможное для своего ре бенка, чтобы он не испытывал никаких трудностей, особенно если они сами в своей жизни их испытывали.

Окружающие люди вызывают у таких родителей большие опасения,  так как они считают других людей источником неприятностей для своих детей.

Педагоги должны знать, что родители, использующие такой стиль воспитания, готовы сотрудничать с теми учителями, которые их поддер живают во всех начинаниях и сочувствуют им. Все самостоятельные дей ствия ребенка вызывают у родителей тревогу и боязнь.

На воспитание нравственных ценностей родители обращают очень мало внимания. У таких детей формируется ситуативная мораль, попа дая в ту или иную социальную группу, они следуют нравственным прин ципам этой группы, слепо следуют чужому мнению.

Особое внимание педагог должен обратить на мыслительную дея тельность таких учащихся. У них уже в начальной школе наблюдаются проблемы, связанные с учебной деятельностью. Их способ мышления  -  от предметной деятельности к абстрагированию, а не наоборот. Теорети ческий анализ вызывает у таких ребят большие затруднения. Они восп ринимают учебный материал намного быстрее, если он подается ученику в виде наглядного образа или примера.

В общении со сверстниками такие учащиеся зачастую безразличны, любят наушничать и могут предать своего товарища, если им это выгодно.

Однако, если таких детей поддержать в трудную минуту, они привя зываются к тому, кто их поддержал, и верят ему во всем, и могут подчи няться беспрекословно.

Особенностью учащихся инфантильного типа является то, что они практически не мотивированы на учебную деятельность.

Имея хорошие учебные задатки, они совершенно не желают трудить ся, что приводит к плохой успеваемости. В начальной школе с такими детьми достаточно проблем, так как они совершенно не самостоятель ны, не хотят делать домашние задания, постоянно отвлекаются на уро ках. Очень часто в последнее время можно наблюдать ситуацию,  когда родители, теряя терпение, начинают за своих детей делать уроки, вплоть до письма. Такие дети легко вовлекаемы в различные компании, так как они склонны к получению сиюминутных удовольствий. Отдаленные ре зультаты этих детей не привлекают, им нужен результат немедленно.

Учащиеся инфантильного типа прагматичны. Если они предполагают какую-то выгоду, то обязательно выполнят любое дело хорошо и в срок. Дети адекватно оценивают свои способности, но, если их что-то очень за интересует, будут этим заниматься с удовольствием и кропотливо.

В детском коллективе эти дети на лидерство не претендуют. Они сле дуют либо за лидером, либо за большинством. Таким ребятам практичес ки не свойственна самокритичность, они любят во всех своих неудачах обвинять других людей. Очень часто такие дети безразлично относятся к критике. В классных коллективах они ведут себя достаточно спокойно,  если же нарушают дисциплину, то просто за компанию.  Главными отличительными чертами этих детей являются несамостоя тельность, неспособность к принятию решений, способность к действию по указке со стороны. Они часто пассивны, безответственны. Безразличие и флегматизм у таких детей исчезают тогда, когда им предлагается интерес ная и необычная деятельность.

Классный руководитель таких учащихся должен серьезно работать с семьей, формировать у родителей культуру адекватного восприятия собст венного ребенка. Родителям нужны индивидуальные консультации психолога, им необходимо участие в совместных с ребенком тренингах родительской эффективности. Очень полезным является активный обмен мнением по проблемам воспитания, в котором участвуют родители других  учеников класса. Хорошим подспорьем в работе классного руководителя может стать проведение тематических консультаций, на которые приглашаются специалисты по проблеме, заявленной для консультации.

Контролирующий стиль семейного воспитания

В процессе контролирующего стиля семейного  воспитания  формируется тревожный социально-психологический  тип  личности. Этому способствуют следующие причины:

  1. Ребенок воспитывается в детском доме или растет в семье опекунов, и они жестко обращаются с ним.
  2. Ребенок длительное время находится без родителей. Возможно, он находился в лечебном учреждении, где к нему относились не так, как в семье. Ребенок мог при этом  испытывать  дискомфорт, перенести стрессовую ситуацию, сопряженную с жестокостью взрослых людей. Все это может привести к тому, что ребенок замыкается, становится злым и агрессивным в ответ на уже испытанные им эмоции и чувства.
  3. Сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относились достаточно жестоко, и они автоматически перенесли стиль воспитания родительской семьи в  новую семью.
  4. Родители считают значимым для себя мнение других людей о собственных детях и считают его основным в контролировании детей.

В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребенку, что он должен надевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребенка. Младшие школьник  относятся к этому достаточно спокойно, но старшие школьники протестуют против такого к себе отношения.

Родители достаточно активно используют методы наказания. Это проявляется в командном тоне, криках, физических наказаниях.  Некоторые родители используют физические наказания достаточно жестоко,  оправдывая себя тем, что в их семьях тоже использовали такие методы, и они выросли хорошими людьми. В подобных семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки. Такие дети хорошо знают свои слабые стороны и совсем  лишены  воз можности демонстрировать и подчеркивать стороны лучшие. Если же  родители увидели и отметили положительно какой-то поступок ребенка,  мимо которого нельзя было пройти, то они тут же найдут повод указать   на что-то плохое, что им не нравится. Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребенка, считая его глупым и неумест ным. Такие родители часто говорят: «яйцо курицу не учит».

Они иногда наказывают своего ребенка демонстративно для того, чтобы показать степень своей власти над ним.

Родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос высоконравствен ным человеком. Девиз их родительского воспитания состоит в том, что ребенок должен всегда поступать нравственно, это должно стать при вычкой. Поскольку родители всегда недовольны поведением своего ре бенка, дети растут неуверенными, не знают, где и как нужно себя вести. Уже в начальной школе поступки ребенка могут стать неадекватными и принимают форму защитных реакций.

У таких учащихся возникают проблемы в учебе. Их мыслительная де ятельность лишена самостоятельности, они боятся сделать ошибку, что бы это не отразилось на их учебе. Такие ученики не умеют мыслить творчески, не пытаются бороться за истину. Как правило, у них очень высокий уровень тревожности.

Внешне эти ребята отличаются от других учащихся. Они угрюмы, по дозрительны, склонны к вступлению в конфликтную ситуацию, даже если в этом нет необходимости. Учащиеся такого типа очень нереши тельны и замкнуты, но ценят товарищество и дружбу, ради дружбы с кем-то они готовы на все. В силу того, что дома дети чувствуют по отно шению к себе жестокость, они становятся грубыми и беспощадными по отношению к другим людям.

Таким ученикам трудно сосредоточиться в течение 15 - 20 минут, од нако в начальной школе они могут обучаться весьма успешно. Если этих ребят педагоги впоследствии привлекают к участию в кружках и секци ях, то им непременно нужна ситуация успеха, иначе они больше на заня тия не пойдут. Если у них что-то не получается или получается хуже, чем  у других детей, они могут уничтожить все, что связывало их с этой рабо той, и больше никогда к ней не возвращаться.

У детей тревожного типа достаточно непросто складываются взаи моотношения в коллективе. В школе они часто конфликтуют со свои ми сверстниками и даже с учителями. Это влияет на их статус в коллективе и приводит к тому, что они становятся в классе изолиро ванными детьми.

У таких учащихся, по наблюдениям психологов, наблюдается гипер трофированная любовь к самому себе. Замечания и критику в свой адрес эти дети практически не воспринимают. Как только взрослый начинает читать им нотацию, это нередко вызывает неадекватную реакцию: улыбку вместо слез, и наоборот. Учащиеся такого типа уже в начальной школе очень часто переводятся педагогом в разряд неуправляемых и недисцип линированных детей. Педагог должен знать, что школьникам с тревожным социально-психологическим типом личности свойственно проявление следующих качеств:  вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, заниженная самооценка, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы. Из положительных качеств можно отметить: добросовестность, стремление оказать помощь близким  людям, желание защищать их. Таким учащимся свойственно раннее проявление следующих личностных качеств: низкая степень сформированное интеллектуальных функций (преобладают конкретные формы мышления объем знаний невелик), нетерпеливость, реактивность, возбудимость, чувствительность, зависимость от других, тревожность, низкий самоконтроль напряженность, раздражительность.

Сочувствующий стиль семейного воспитания

Сочувствующий стиль семейного воспитания формирует интровертированный социально-психологический тип личности.

Условием формирования такого стиля воспитания являются отсутс твие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутст вие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей.

В таких семьях ребенок с раннего детства предоставлен сам себе. От сутствие игрушек, интересного игрового материала приводит к тому, что ребенок в своих играх проигрывает трудовые операции, совершаемые его родителями или другими близкими ему людьми. Достаточно много времени ребенок проводит с родителями, наблюдая их жизнь. Это при водит к тому, что ребенок рано включается во взрослую жизнь и трудо вую деятельность, активно помогая родителям. Такие дети очень жалеют своих родителей за то, что им приходится много и активно работать. Од нако ребенок при этом сильно замыкается на семье и ее жизни. Он ста новится  малоактивным,  безынициативным,  его  кругозор  сужен. Попадая в детский коллектив, такой ребенок ведет себя настороженно, долго присматривается к окружающим его людям, не желает говорить о себе и  рассказывать о своей семье.

В подобных семьях нет нужды использовать методы поощрения или наказания. Дети в этой обстановке взрослеют достаточно рано, они ви дят и понимают те трудности, которые есть в семье, и те радости, кото рыми живет их семья. Потребности детей в таких семьях удовлетворяются по мере возможности их родителей. Дети это понима ют, так как родители делают все для своих детей, но в пределах  разум ного и своих возможностей.

Это говорит о том, что родители любят своего ребенка, но никогда его не балуют. Они понимают, что их родительская задача — научить ребен ка жить в реальном мире, борясь с трудностями и радуясь каждой, пусть маленькой, но достигнутой своим трудом победе. В таких семьях ребенка стараются оградить от своих переживаний и огорчений, не рассказывают о проблемах на работе, не пытаются обсуждать и тем более осуждать лю дей, с которыми возникают какие-то трудности. Однако дети хорошо все видят и понимают своих родителей, стараясь поддержать их, при этом  поведение родителей служит для них эталоном и примером. Иногда педагоги,  работающие с ребенком из такой семьи, считают его лишенным  всяческого проявления эмоций, однако это не так. Просто ребенок живет  в своем мире, в который он может впустить только очень близкого ему человека.

Родители в таких семьях всегда благодарны учителям за разумную  помощь и поддержку в воспитании их ребенка. И педагог может на них всегда положиться в своей деятельности, такие родители с большим удо вольствием входят в состав родительского комитета и поддерживают школу и педагогов во всех их начинаниях.

Семья старается быть для ребенка примером нравственного поведе ния или использует примеры ошибок других людей для выбора поведе ния. Несмотря на те ошибки, которые ребенок может допускать, родители не перестают обращаться с ребенком доброжелательно. По этой причине такие дети не любят больших сборищ, стремятся сразу после уроков в школе быстрее попасть домой.

Дети интровертированного типа чрезвычайно наблюдательны, у них богатый внутренний мир. Они уделяют много внимания наблюдению за своими сверстниками и взрослыми людьми, что формирует у них орга низованность и ответственность.

В урочной деятельности это помогает им серьезно и подолгу сосредо точенно работать, не требуя при этом много внимания к себе со стороны педагога. В младшем школьном возрасте такие ученики проявляют по вышенную застенчивость и стыдливость. В общении со сверстниками они осторожны, разговаривают тихим голосом и отвечают на уроке неу веренно, хотя могут все знать. Они не любят быть на виду, в поле зрения других людей.

Классный руководитель может им поручать в классе любую работу. Ребята всегда и все выполняют добросовестно и в срок. Такие учащиеся получают удовлетворение от процесса деятельности.

Особенностью этих детей является то, что они привыкли занижать свои способности. Это приводит к тому, что часто дети боятся браться за какое-то понравившееся им поручение или задание только из-за опасе ния, что у них ничего не получится.

В начальной школе для этих ребят детский коллектив имеет маловаж ное значение. Они не стремятся  вступать с кем бы то ни было в дружес кие контакты. По мере взросления они приобретают в классе друзей, и эта дружба может продолжаться долгие годы. Такие учащиеся очень неп рихотливы и не страдают от  того, что не имеют чего-то материального (дорогие вещи, подарки и т. д.).

Особенностью их характера является то, что, поставив перед собой какую-то жизненную цель, они всегда добиваются своего, несмотря ни на какие трудности. Такие учащиеся уважительно относятся к нормам морали, старшим людям, они всегда думают о том, как их поступки могут отразиться на других. Одним из главных недостатков детей этого типа является отсутствие инициативы, они не умеют постоять за себя, могут терпеть поражение в конфликтной ситуации. По их внешнему виду очень трудно понять, что они переживают и переживают ли вообще.

Педагог должен знать, что такие учащиеся тяжело переносят критические замечания в свой адрес и в адрес своей семьи, особенно если они несправедливы. Из всех представленных типов личности этот тип самый волевой. Такие дети стойко переносят все тяготы жизни и не пытаются никого в них обвинять.

Этим учащимся свойственны следующие черты характера: чуткость и внимательность, правдивость и честность, вежливость и уравновешенность. Они отличаются терпеливостью исполнительностью, самокритичностью, сильной волей.

Гармоничный стиль семейного воспитания

Суть гармоничного стиля воспитания заключается уже в самом назва нии. Гармоничный стиль воспитания формирует гармоничный тип лич ности.

В таких семьях ребенок является всегда желанным, и родители задол го до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вы растить и воспитать. Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой и дружественной атмосфере. Родители в таких семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, ко торых они строго придерживаются. Необычное празднование дней рож дения, сюрпризы и подарки членам семьи, праздничные газеты и концерты и совместные игры — это и многое другое формируют собственную значимость ребенка, его умение жить среди людей.

Дети такого стиля воспитания уже в раннем детстве показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Уже в начальной школе они проявляют чуткость к своим сверстникам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей. Характерная особенность этих детей состоит в том, что они всегда говорят правду, а если по каким-то причинам хотят ее скрыть, то никогда не проговорятся. Такие дети умеют верно дружить, в общении с друзьями всегда откровенны и правдивый открыто делятся своими проблемами, не скрывают своих истинных  чувств и желаний.

Для таких учащихся одинаково значимы уроки физической культуры  и умственная нагрузка. На всех уроках они стараются быть активными» проявить себя, привнести в урок что-то новое. Надо отметить, что в связи с этим у таких учащихся уже в начальной школе могут возникать проблемы, связанные с желанием творить. Многие учителя требуют лишь строгого исполнения инструкций, что приводит творческих детей в недоумение и затрудняет их общение с педагогом.

Учеба таких ребят характеризуется высокой исполнительностью и ответственностью. Они не боятся никакой деятельности, сразу определяли ют, является ли она для них трудной. При этом дети не боятся сказать  взрослому о том, справятся они с задачей или нет. У таких учащихся очень развита самооценка на уровне адекватности. Дети не боятся брать слово и держать его. Если они кому-нибудь что-то пообещали, то выполнят обязательно, даже в ущерб себе. Такие ученики часто выбирают себе  в друзья ребят с трудной судьбой и положительно на них влияют. Они не пытаются решать конфликтную ситуацию с позиции силы.

Дети гармоничного типа демонстрируют абсолютное бесстрашие пе ред любой учебной деятельностью. В младшем школьном возрасте они начинают серьезно заниматься самовоспитанием, ведут дневники, опи сывают свои переживания и изменения в себе.

В этом возрасте такие ребята могут нарушать дисциплину, как и все остальные дети, но на все замечания они реагируют разумно и стараются больше не повторять ошибок.

У таких учащихся рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества. Уже на средней ступени обучения нет необходимости их разв лекать на уроке, они успешно выполняют как монотонную, так и твор ческую работу.

Этим ученикам свойственны следующие качества: уравновешенность, непримиримость к недостаткам и безобразным поступкам других людей, правдивость, искренность и вежливость, реальность оценки своих возмож ностей, самокритичность и настойчивость в достижении цели.

Такие учащиеся отличаются послушанием и уступчивостью, ответствен ностью и самоконтролем, осознанием зависимости каждого человека от других людей.

Безусловно, нельзя сказать, что проанализированные стили воспита ния ребенка в семье строго регламентированы и ребенок абсолютно со ответствует описанной выше характеристике. Однако многое из того, что сказано, поможет классному руководителю построить процесс вос питания и обучения гораздо эффективнее и целесообразнее, избежать ошибок и неудач в воспитательной работе, предугадать ошибки родите лей в семейном воспитании и попытаться помочь им в их преодолении. Вышеперечисленная информация поможет классному руководителю сделать сотрудничество с родителями и детьми интересным и захватыва ющим, позволит избежать ошибок и просчетов в воспитании.

Знание стилей семейного воспитания может существенно повлиять на организацию работы классного руководителя с детским коллективом, соз дать ситуацию успеха для многих учащихся, помочь преодолеть проблемы в развитии некоторых ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стили семейного воспитания

В статье рассказано, какие стили семейного воспитания существуют в российских семьях....

Стили семейного воспитания

слайдовая презентация к родительскому собранию о стилях семейного воспитания, о результатах к которым могут привести перегибы в воспитании детей...

Стили семейного воспитания

материал для родительского собрания...

Личность ребенка как результат стиля семейного воспитания.

Личность ребенка формируется в зависимости от стиля семейного воспитания. В этой статье я рассмотрела наиболее часто встречаемые стили семейного воспитания....

Стили семейного воспитания

Презентация на тему: "Стили семейного воспитания" предназначена для проведения родительского собрания в школе....

Стили семейного воспитания

Презентация к родительскому собранию по теме "Стили семейного воспитания"...

Стили семейного воспитания

Общешкольное родительское собрание (разработка) для 1-4 клаассов...