Мастер-класс по теме "Ментальная арифметика – фундамент самореализации учащегося в жизни"
статья

Татьяна Алексеевна Буянова

Участие на БМСО с мастер-классом по теме "Ментальная арифметика - фундамент самореализации учащегося в жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_vystuplenie_na_bmso.doc594 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс БМСО 23.11.2018

Ментальная арифметика –

фундамент самореализации учащегося в жизни

(эпиграф)

Учить, как требует душа: доступно, просто, без нотаций!

Чтить каждого ребенка, как творца – творца чудес, открытий, инноваций!

Идти навстречу нового всегда, не забывая время, новшества, новинки,

Творить проекты, новшества внедрять, и знать предмет свой без запинки.

Добрый день, уважаемые коллеги! - Я рада вас приветствовать на своем мастер - классе.

Цель мастер-класса: ознакомить педагогов с курсом ментальной арифметики, обеспечивающим эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Задачи:

 • раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;

 • показать примеры практического использования.

Скоро Новый год.  У вас на руках елочки, на елочках украшения, я вам предлагаю прослушать текст, запомнить, всех членов семьи и кто какую игрушку повесил на елку. Мы начинаем. Будьте внимательны.

  1. «Что какого цвета?»

Для работы вам потребуются картинки-раскраски, цветные карандаши.

Как мы наряжали елочку

Перед Новым годом папа принес домой большую зеленую елку. Мы с сестренкой Леночкой очень обрадовались, ведь еще неделю назад были приготовлены красивые елочные игрушки. Скорее, скорее будем наряжать нашу елочку! Сначала мама повесила яркую гирлянду из красных конфет. Два веселых грибка-рыжика, которые мы с Леночкой сделали и также повесили на елку, их яркие коричневые шляпки так и светились на ее зеленых лапах. Потом мы достали большие шары. На верхних ветках родители развесили желтые шары. Они загорелись, как маленькие солнышки. А красными шарами я украсил нижние лапы елки. Посередине сестренка повесила целую гирлянду синих звездочек. А большую синюю звезду папа надел на макушку елки. Мы все любовались красавицей елкой.

Что вы запомнили из мини-рассказа?

папа – звезда на верхушке; большая звезда

мама – гирлянда из конфет;

папа и мама – желтые шары на верхних ветках

Леночка – грибок, гирлянда синих звездочек

я – красные шары, грибок

А теперь попробуйте вспомнить, какого цвета были елочные игрушки? У себя на елочках можете написать цвета игрушек.

Итак, время для украшения елки истекло. Проверка: по слайдам, на отдельных слайдах поэтапно раскрашена елка (слайд с правильно закрашенной елкой)

Поднимите, пожалуйста, свои елочки вверх те, у кого что-то получилось не так.

 А теперь те, кто раскрасил всё правильно.

Чтобы выполнить данное задание без ошибок, нам взрослым пришлось сконцентрировать внимание усилием воли и напрячь память.

 Мы, взрослые, не всегда  можем в полном объеме запомнить необходимую  информацию. Какова же способность к запоминанию у наших учеников?

 Как организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок ушел с уроков, запомнив как можно больше информации.

Одной из важнейших проблем является неспособность детей к запоминанию. Поэтому я определила основное направление своей работы с детьми - развитие памяти детей через ментальную арифметику.

Что такое Ментальная арифметика?

Ментальная арифметика - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус (Соробан) без использования компьютера, калькулятора, письменных принадлежностей…   только перекидывая косточки счетов в уме. 

Мозг - это та же «мышца», которую можно и нужно тренировать. Цель курса - тренировать мозг для максимальной скорости восприятия и обработки любой информации. При этом происходит гармоничное развитие двух полушарий головного мозга: левого, отвечающего за логику и правого, отвечающего за образы. Так создается база для того, чтобы ребенок мог быстро и эффективно осваивать любую другую методику - будь то изучение иностранных языков, точных наук или занятий творчеством.

С какими проблемами сталкиваются наши дети ?

  • Низкая успеваемость в школе сложно читать и писать.
  • Неуверенность в себе, закрытость.
  • Слабое логическое и творческое мышление.

Ментальная арифметика закладывает прочный фундамент для реализации ребенком себя в жизни. Повышается успеваемость по предметам в школе, идет разностороннее развитие от математики до музыки, быстро и легко даются иностранные языки, повышается уверенность в себе, инициативность и самостоятельность, идет развитие лидерских качеств. А еще ребенку хочется заниматься творчеством.  

Преимущества методики «Ментальная арифметика»

Главной целью методики является развитие у детей:

  • концентрации внимания,
  • фотографической памяти,
  • творческого мышления,
  • слуха и наблюдательности,
  • воображения,
  • логики,
  • аналитического мышления

«Ментальная арифметика» – уникальная программа для развития ребенка

  • Наш мозг состоит из двух полушарий – правого и левого. Каждое полушарие анализирует реальность по-разному. Левое полушарие «думает» о вещах с помощью слов, тогда как правое полушарие воспринимает вещи только в виде образов.
  • Несмотря на то, что нынешняя образовательная система в основном отдает преимущество развитию левого полушария мозга у детей, в правом полушарии мозга скрыт колоссальный потенциал. Убедительным примером служит то, что такие великие умы как Эйнштейн своей гениальностью был обязан высокоразвитому правому полушарию мозга. Эйнштейн говорил: «Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир».
  • В течение первых лет жизни образуются нейронные связи, которые определяют развитие мозга. Если эти соединения не стимулируются на этом важном этапе жизни, то они отмирают навсегда.

Для чего нужно заниматься ментальной арифметикой?

  • Формирует фундамент для реализации себя в жизни.
  • Повышает успеваемость по предметам школе.
  • Разностороннее развитие от математики до музыки.
  • Быстрое изучение иностранных языков.
  • Инициативность и самостоятельность.
  • Развитие лидерских качеств.
  • Уверенность в себе.

Как я пришла  к М.А.?  Готовила я сообщение на заседание методического объединения и нечаянно наткнулась на видеоролик, где девочка лет 10-12 объясняет, как она умеет считать на соробане. Сразу же вспомнилась  другая девочка, с центрального телевидения (передача про талантливых детей) которая читала длинное стихотворение и одновременно складывала числа, появляющиеся на экране (при этом она руками что-то делал в воздухе). Оказывается это и есть М.А. (очень модное сегодня веяние). Захотелось самой научиться такой методике. Прошла обучение и захотелось попробовать дальше, т.е. посмотреть а действительно ли она (М.А.) так хороша. Выписала абакусы, комплект учебников, набрала группу детей, и мы стали вместе пробовать, учиться.

Строение абакуса(Слайд) Абакус состоит из рамки, разделительной полосы, спиц и 5 косточек – 1 вверху, 4 внизу (братья и друзья)

Сначала мы осваивали технику счета на косточках (а это я вам скажу очень не просто). Надо что-то перестроить в своем мозгу, чтобы увидеть, как строятся числа. Мы над этим работали 2 занятия. Ведь дети учатся уже в 6 классе. Техника устного счета отработана. А тут что-то другое.

        СЛАЙДЫ на чтение чисел на абакусе.

Потом ввели простые вычисления. Потом поняли что этих знаний нам мало. Надо двигаться дальше. Перешли на вычисления с помощью формул: на 5, сегодня уже легко (автоматически) решают, используя формулы на 10. Итого в голове надо держать порядка 25 формул (слайды).

Каждое занятие предполагает постепенное ослабление привязки к счетам. Ребята могут легко считать, используя только изображение абакуса, а также ментально (как та девочка, двигая пальцами в воздухе) Правда, стихи одновременно мы не читаем.( у нас другая цель). (хотя такого ребенка я видела)

В декабре показывали открытое занятие по М.А. для учителей нашей школы. Это был один уровень. Прошло время и мы вышли на другой уровень. Решаем более сложные примеры.

Сегодня эти ребята, которые прошли курс МА (1 год) готовы помогать мне в любых начинаниях (это мои соратники).

С помощью элементов занимательности и неожиданности формирую у детей прочные знания и умения, направленные на развитие вычислительных навыков, тем самым снимаю усталость и напряжение при запоминании материала.

Для развития памяти, логики и тренировки внимательности и смекалки использую развивающие упражнения и игры, которые способствуют увеличению объема памяти.

1. Очень простая задача, понятная детям и непонятная взрослым. Куда едет автобус?  (влево)

2. Найдите закрытое машиной число.

Как часто бывает в подобных случаях, проблема взрослых заключается в том, что они идут слишком сложным путем. Например, пытаются высчитать закономерность, согласно которой расположены номера парковочных мест.

В действительности же, картинку надо просто перевернуть.

3. Верхний квадрат на правой фигуре пуст. Какое число Вы впишете в него?

 Описание: https://www.profguide.ru/files/article/logik_zada4i/25.jpg

Ответ Сумма чисел в каждой группе квадратов равна 20.

4. Фигура № 1

Пояснение: Сначала вам кажется, что это фигура, у которой нет какого-то общего со всеми признака. Но тут происходит самое интересное:
— Да, № 2 без белой рамки.
— Но как же тогда № 3 — единственный круг?
— № 4 — зеленый, когда остальные красные.
— № 5 явно меньше остальных...
Логика загадки в том, что только № 1 не содержит явных отличий от большинства. И в этом его главное отличие. Поздравляем тех, кто нашел ответ. Не дайте вашим способностям пропасть зря.

5. Во вторник около 10 часов утра в комнату инспектора Варнике ворвался незнакомец. Он был крайне возбужден. Руки его дрожали, взъерошенные волосы торчали во все стороны. Через несколько минут, закурив сигарету и успокоившись, посетитель начал свой рассказ: - Сегодня утром я вернулся из отпуска. Всю ночь мне пришлось трястись в поезде. Я не выспался и, придя домой, решил прилечь на диван. От усталости я не сразу заметил, что из комнаты исчез рояль, а журнальный столик и кресло сдвинуты с места. На этом листе бумаги я начертил план расположения мебели в комнате до моего отъезда. - Вот что, уважаемый, - сказал инспектор Варнике, бегло взглянув на рисунок, - Прежде всего мне совершенно ясно, что рояля у Вас вообще не было. А теперь давайте выясним, зачем Вам понадобилась эта ложь. Почему инспектор Варнике усомнился в правдивости рассказа посетителя?

 

Описание: логическая задача объяснение неизбежно

Ответ На рисунке, который увидел инспектор Варнике, рояль изображен неправильно. Фигурный выем у рояля всегда находится с правой стороны.

6. Читайте внимательно и ничего не записывайте: «Торпедо» возглавляет турнирную таблицу, «Спартак» находится на пятом месте, а «Динамо» как раз посередине между ними. Если «Локомотив» опережает «Спартака», а «Зенит» занимает место сразу же за «Динамо», то какая из перечисленных команд находится на втором месте?

 На раздумье дается 30 секунд.

А как же ФГОС?  Соответствует ли МА ФГОСам, спросите Вы?

Личностные УУД: каждое занятие направлено на самоопределение ребенка (повышение мотивации учения); нравственно-этического оценивания (оценивание качества усвояемого материала исходя из личностных особенностей).

Результативные УУД: Целеполагание - каждое занятие у нас проводится работа по сравнению своих достижений с предыдущим занятием. (сначала это было 1,5 минуты, потом 40 секунд, а концу года – 25секунд).  Самоконтроль – (надо все время держать в голове, какие пальцы работают на соробане.) Самооценка, взаимооценка (придираются друг к другу (по хорошему) и тут же готовы помочь, если что-то не получается (могут все бросить). Саморегуляция – способность к мобилизации сил, энергии, к волевому усилию.

Коммуникативные УУД: умеют владеть собой, взаимодействовать друг с другом, принимают друг друга (с его скоростью решения, способностями, особенностями личности…).

Познавательные УУД: здесь можно говорить о развитии  таких действий как знаково-символических, логических. Идет структуризация знаний, вырабатывается адекватность оценки полученных знаний.

Занятия МА не прошли просто так. Сегодня мы занимаемся исследовательской работой в данном направлении. Мои семиклассники помогают мне сегодня с пятиклассниками. Выполняют исследования – а именно: у ребят 5 класса определили уровень внимания и памяти (с помощью психолога), и теперь каждый месяц отслеживают изменения в данном направлении. Думаю, что у них все получится как у 7-классников, так и 5-классников.

Хочется еще поделиться некоторыми результатами своей работы – дети, которые посещали МА сегодня с удовольствием посещают внеурочную деятельсность – интуитивное рисование. (слайды) вот их некоторые работы.

Свой мастер-класс я хочу закончить словами немецкого философа Г. Лессинга:  

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте и хоть криво, да сами».

Читайте внимательно и ничего не записывайте: «Торпедо» возглавляет турнирную таблицу, «Спартак» находится на пятом месте, а «Динамо» как раз посередине между ними. Если «Локомотив» опережает «Спартака», а «Зенит» занимает место сразу же за «Динамо», то какая из перечисленных команд находится на втором месте? На раздумье дается 30 секунд.

Ответ  Локомотив

Описание: загадка для гения

Фигура № 1

Пояснение: Сначала вам кажется, что это фигура, у которой нет какого-то общего со всеми признака. Но тут происходит самое интересное:
— Да, № 2 без белой рамки.
— Но как же тогда № 3 — единственный круг?
— № 4 — зеленый, когда остальные красные.
— № 5 явно меньше остальных...
Логика загадки в том, что только № 1 не содержит явных отличий от большинства. И в этом его главное отличие. Поздравляем тех, кто нашел ответ. Не дайте вашим способностям пропасть зря.

Описание: номер парковочного места. Логическая задача

Как часто бывает в подобных случаях, проблема взрослых заключается в том, что они идут слишком сложным путем. Например, пытаются высчитать закономерность, согласно которой расположены номера парковочных мест.

В действительности же, картинку надо просто перевернуть.

Издевательски простая задача, понятная детям и непонятная взрослым. Куда едет автобус?

Описание: Куда едет автобус? Логическая задача

Ответ

Обычно взрослые, видя схематичное изображение, мигом забывают о деталях. К примеру, в США дети часто ездят в школу на автобусе, поэтому знают, с какой стороны у него двери и как он подъезжает. Они понимают, что на картинке не хватает дверей. Значит, автобус едет влево. Само собой, вариант, что автобус сдает назад или находится в Японии или в Великобритании, не рассматривается.

На острове живут два племени: молодцы, которые всегда говорят правду, и лжецы, которые всегда лгут. Путешественник встретил островитянина, спросил его, кто он такой, и когда услышал, что он из племени молодцов, нанял его в проводники. Они пошли и увидели вдали другого островитянина, и путешественник послал своего проводника спросить его, к какому племени он принадлежит. Проводник вернулся и сказал, что тот утверждает, что он из племени молодцов. Спрашивается: был проводник молодцом или лгуном?

Ответ

На острове на данный вопрос никто не мог ответить ничего, кроме того, что он молодец. Так как проводник воспроизвел правильно этот единственно возможный ответ, то ясно, что он молодец.

Во вторник около 10 часов утра в комнату инспектора Варнике ворвался незнакомец. Он был крайне возбужден. Руки его дрожали, взъерошенные волосы торчали во все стороны. Через несколько минут, закурив сигарету и успокоившись, посетитель начал свой рассказ: - Сегодня утром я вернулся из отпуска. Всю ночь мне пришлось трястись в поезде. Я не выспался и, придя домой, решил прилечь на диван. От усталости я не сразу заметил, что из комнаты исчез рояль, а журнальный столик и кресло сдвинуты с места. На этом листе бумаги я начертил план расположения мебели в комнате до моего отъезда. - Вот что, уважаемый, - сказал инспектор Варнике, бегло взглянув на рисунок, - Прежде всего мне совершенно ясно, что рояля у Вас вообще не было. А теперь давайте выясним, зачем Вам понадобилась эта ложь. Почему инспектор Варнике усомнился в правдивости рассказа посетителя?

 

Описание: логическая задача объяснение неизбежно

Ответ

На рисунке, который увидел инспектор Варнике, рояль изображен неправильно. Фигурный выем у рояля всегда находится с правой стороны.

По какому принципу составлена эта табличка чисел? Если Вы ответите на этот вопрос, то нетрудно будет и вставить недостающее число.

Описание: https://www.profguide.ru/files/article/Table.jpg

Ответ

19. Третье число в каждом ряду получается при вычитании второго числа из первого.

Верхний квадрат на правой фигуре пуст. Какое число Вы впишете в него?

 

Описание: https://www.profguide.ru/files/article/logik_zada4i/25.jpg

Ответ

11. Сумма чисел в каждой группе квадратов равна 20.

Сколько весит брусок?

Описание: логическая задача сколько весит брусок

 

Сколько кубиков надо положить на весы, чтобы уравновесить один брусок?

Ответ

Скрыть правильный ответ

3 кубика.

Три учителя

В одной школе уроки по биологии, географии, английскому языку, французскому языку, истории и математики вели три учителя: Морозов, Васильев и Токарев. Каждый из них преподает два предмета. Учитель географии и учитель французского языка - соседи по дому. Морозов - самый младший из троих. Все трое - Токарев, учитель биологии и учитель французcкoro языка ездят из школы вместе. Учитель биологии старше учителя математики. В свободное время, если им удается найти четвepтого партнера, учитель английскоrо языка, учитель математики и Морозов обычно играют в домино. Кто какие предметы преподает?

Описание: учителя

Ответ

Морозов преподает французский язык и историю. Васильев преподает биологию и английский язык. Токарев преподает географию и математику.

У попа было 10 работников. Каждый работник съедал в день каравай хлеба. Однажды поп принял на работу Балду, а несколько работников прогнал.

Живёт Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых, работает за семерых.

Сколько караваев хлеба стал экономить поп ежедневно? (3 хлеба)

«Сколько девочек в вашем классе?» — спросил Витя у Маши. Маша, подумав немного, ответила: «Если отнять от наибольшего двузначного числа число, записанное двумя семёрками, и к разности прибавить наибольшее однозначное число, то, как раз получится число девочек в нашем классе». Сколько же девочек в классе? (99 – 77 + 9 = 31)

НА ОДНУ БУКВУ

Сейчас, сидя за столом, давайте сыграем в игру. Каждый желающий может предложить букву, начиная с которой все присутствующие должны по очереди перечислять предметы, находящиеся в этой комнате. Например, кто-то предложил букву "С". Все наперебой начинают говорить: "Стул, стекло, стол и т. д.". Выигрывает тот, кто назвал последнее слово. В паузах предложивший букву может громко считать до трех. Если после этого новое слово не названо, объявляется победитель. Итак, по очереди предлагайте букву, на которую перечисляются находящиеся в этой комнате предметы. Выигрывает назвавший последнее слово. Начали! (Гонг). Спасибо. Игра закончена. Поздравляем победителя. (Гонг).

Словесный волейбол

Все становятся в круг. Кидаем мяч через центр круга. При этом называем слово, существительное. Тот, кто ловит мяч, одновременно добавляет подходящий по смыслу глагол. Например, "облако" - плывет, "костер" - горит, кто называет бессмыслицу - выходит из игры. Остаются самые сообразительные.

«Конструируем из букв» Дается набор букв или «длинное» слово. Нужно из предложенных букв составить разные слова за определенное время. Побеждает тот, кто составит больше слов.

Тайная буква

Ведущий объявляет букву алфавита, которую называть нельзя. Например, это буква «Ш». Затем он задает участникам вопросы, а те должны подбирать ответы так, чтобы не называть эту букву. Так Саша на вопрос «Как тебя зовут?» ответит «Александр». А на вопрос, в каком он классе, шестиклассник может ответить так: «В следующем после пятого». Побеждает самый смекалистый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса по теме "Формирование универсальных учебных действий учащихся через создание электронного проекта в свете перехода на ФГОС"

Разработка включает в себя план мастер-калсса, приложения, презентацию для объяснения материала и шаблон презентации для работы, а также дополнительный материал, по которому разработывается мини проек...

Мастер – класс «Проектная деятельность как условие творческой самореализации обучающихся».

Приоритетной задачей образования в настоящее время является — развитие ключевых компетенций обучающихся. Современная школа предоставляет каждому учащемуся возможность реализовать себя в познават...

публикация 17.12.2018 г. мастер класс по теме«Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»

мастер класс по технологии по теме:«Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»...

Мастер-класс по теме "Ментальная арифметика – фундамент самореализации учащегося в жизни" - презентация к докладу

Выступление на БМСО с мастер-классом по теме "Ментальная арифметика - фундамент самореализации учащегося в жизни" - презентация к докладу...