Представление педагогического опыта по теме: «Исследовательская и проектная деятельность при формировании экологической культуры обучающихся»
презентация к уроку

Владимирова Татьяна Викторовна

Представление педагогического опыта

на конкурс профессионального мастерства

 «Учитель года – 2021»

 

«Исследовательская и проектная деятельность

как средство формирования экологической культуры обучающихся»

Автор: Владимирова Татьяна Викторовна,

учитель биологии МОУ «Вагановская СОШ»

Слайд №1     Вступление.

Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги! Я, Владимирова Татьяна Викторовна, учитель биологии МОУ «Вагановская СОШ» и представление своего опыта хотела бы начать с притчи.

Слайд №2 Притча о бабочке.

Однажды человек долго следил за бабочкой, пытающейся мучительно выбраться на свет из кокона. Ему стало жаль ее, и он помог ей, думая, что она сейчас расправит крылья и полетит. Но бабочка волочила по земле свои крылья, и не смогла летать.

 А все потому, что именно огромное усилие необходимо было бабочке, чтобы крылья могли работать.

 Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не могли бы быть такими сильными и успешными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

***

И вот уже прошли, как одно мгновение, 11 лет моей педагогической деятельности. На протяжении которых мне пришлось столкнутся с разными сложностями чтобы подняться по ступенькам педагогического мастерства. Быть готовым делится своим опытом с коллегами, с молодыми учителями.

Слайд № 3 Кредо

И сегодня мое педагогическое кредо звучит так «Ничто не мешает человеку завтра стать умнее чем он был вчера».

Слайд № 4 Актуальность.

Нахожусь в постоянном поиске новых технологий, методов, которые помогли бы моим ученикам стать первыми не только в учебе, будущей профессии, но и порядочным людьми с прочной духовно-нравственной опорой. Что является ключевым в основах государственной политики России и озвучены президентом, который отметил, что «Вызов эпидемии, с которым столкнулась цивилизация, очень четко, убедительно показал колоссальную значимость тех сфер, которые определяют безопасность, качество жизни человека». Речь идет о здравоохранении, образовании, экологии, а также о науке и технологиях.

Слайд № 5 Нормативные документы.

В современных условиях возрастает роль экологической культуры, которая определяется умением жить в равновесии с природой и обществом, и согласии с самим собой, обеспечивая устойчивое развитие человечества в 21 веке. Что нашло отражение в нормативных документах разного уровня.

 

Слайд № 6 Феномен экологическая культура

Феномен экологической культуры рассматривается разными учеными с различных позиций: как необходимый элемент общей культуры и фактор безопасного будущего в индустриальном и информационном обществе; неотъемлемый компонент естественнонаучной грамотности в работах Пентина А. Ю.; основа гармонизации отношений между обществом и природой в статьях Латюшина, Левиной, Шибковой; потенциал для безопасного развития социума в будущем в трудах Асмолова.

Анализ литературы и педагогической практики позволил мне выявить противоречие.

Слайд № 7 Противоречие.

Между требованиями к достижению высокого уровня экологической культуры и низким уровнем её сформированности у обучающихся, об этом же свидетельствуют полученные мною результаты на диаграмме.

Слайд № 8. Диаграмма уровней сформированности ЭК.

Обратите внимание на синие и зеленые столбцы, которые отражают достижение конкретного уровня школьниками. Особенно настораживает тот факт, что аксиологический и мотивационный компоненты, сформированы на низком уровне более чем у половины обучающихся.

Выявленные дефициты в области сформированности ЭК подвели меня к выводу что очень важно, чтобы ребёнок осмыслил ради чего ему развивать экологическое мышление: управлять собой, соблюдать экологическую этику и как действовать в разных экологических ситуациях.

Наиболее эффективными на мой взгляд технологиями выступают технологии исследовательской и проектной деятельности.

Мне очень близко высказывание Серикова В. В. Проект фундаментальный способ существования человека, сознание которого «не только отражает мир, но и творит его».

Слайд № 9. Дефиниции

Я выбрала проектную и исследовательскую деятельности потому что они являются уникальными при формировании экологической культуры и способствуют достижению метапредметных результатов.

Слайд № 10. Исследование по формированию экологической культуры обучающихся старшей школы в процессе исследовательской и проектной деятельности на уроках и во внеурочной работе

Это, в последующем, и определило цель моего исследования: разработать и реализовать модель, а также программу, направленную на повышение уровня формирования экологической культуры обучающихся в исследовательской и проектной деятельности.

Пояснения из гипотезы.

Слайд № 11, 12, 13    Модель и программа.

В процессе исследования, для теоретического обоснования и выбора определённых средств была разработана теоретическая модель формирования экологической культуры, состоящая из целевого, содержательного, деятельностного, аналитико-рефлексивного и результативного блока.

И на её основе мною были разработаны: образовательная программа внеурочной деятельности «Озеро просит о помощи» и дидактические материалы, помогающие её реализовать. В последующем, эта программа помогла мне изменить подходы к организации уроков при изучении биологии.

Слайд № 13 Работа с информацией в первом аналитическом этапе исследовательской и проектной деятельности.

Проектная и исследовательская деятельность является не простой для учеников. Важно осваивать и осознавать все её этапы. На каждом из которых я применяю различные методики. Например, в аналитическом этапе применяю поисковый метод. Правильно поставленная проблема, позволяет обучающимся сформулировать имеющиеся у них идеи, представления, высказывать их в неявном виде. 

Метод структурной логики помогает при работе с обучающимися выстраивать им текст двигаясь от общего смысла к частному. Также при работе с информацией опираюсь на такие приёмы как: «Выдели главную мысль», «Убери из текста лишнее», «Задай себе вопрос».

При анализе текста ученикам очень важно раскрывать смысл основных понятий, слов, которые они применяют в своей работе.

***

На слайде представлен информационный текст и задания к нему.

Рядом с населенным пунктом расположено озеро. Оно имеет по береговой линии и в самой воде густую растительность. Обитателями его являются такие биоиндикаторы, как малый прудовик, водяной ослик, личинки стрекоз. В озере много живет представителей такого вида рыб как ротан-головёшка. Данные рыбы устойчивы к любой экологической среде обитания.

Каждое лето в жаркую погоду много детей приходит купаться на это озеро. Пребывая на нём, они увлеченно играют с мячом. Весело ныряют. Выделывают в воде различные фигуры. Плавают на скорость, применяя разную технику. Изучают дно озера, на котором находят множество мусора. Ребята стараются вытаскивать этот мусор на берег для безопасного купания.

 В близи детей проплывает домашняя птица утки, гуси и даже куры приходят напиться воды. Собаки тоже прибегают освежиться. После них в воде могут остаться мелкие паразиты церкарий.

Однажды вечером, после купания в данном озере, у многих детей появились странные симптомы: покраснение кожи, зуд и даже не большая температура. Такое состояние продлилось в течение недели.

Выполните задания:

1. Выделите основную проблему в тексте _________________________

2. Зачеркните лишние предложения, не относящиеся к основной проблеме текста 

3. Задайте вопросы к данному тексту__________ (Почему дети заболели? и т.д.)

4. Найдите основную мысль текста _______________________________

5. Найдите, запишите понятия, связанные с главной мыслью текста____

6. Напишите название экологического фактора, который описан в данном тексте ______________________________________ (антропогенный фактор)

7. Укажите экологическое состояние озера одним словом _________ (грязное)

 

***

Задания такова типа помогают формировать функциональную и естественнонаучную грамотность.

Слайд № 15 Второй этап проведения исследования.

На втором этапе проведения исследования у обучающихся развивается метапредметные действия и формируются личная ответственность за результаты работы.

Отрабатываются с учениками такие умения как проводить наблюдение, эксперимент, измерение.

В ходе проведения исследования, обучающиеся по методикам, проводят опыты и полученные результаты заносят в таблицу, лабораторный журнал, дневник наблюдения.

Особый интерес у них вызывает работа с цифровым микроскопом, где они могут посмотреть и вывести картинку увеличенного изображения на экран, а также создать фото, видеозапись объекта. А затем сравнить полученные изображения, для дальнейшего анализа в своей работе с атласом-определителем.

Дополнительно с учениками использую методы социологического опроса, элементы статистического анализа для доказательства достоверности полученных данных.

Слайд № 16 Второй этап проектирования.

В исследовательской и проектной деятельности первые этапы совпадают. На втором этапе проектирования дети обсуждают в группах, какой продут проекта они получать.

 Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья также работают в группе над проектом, но к ним прикрепляется ученик-помощник. Такая совместная работа детей способствует развитию у них коммуникативных компетенций.

Слайд № 17, 18. Мини-проекты.

На уроках биологии применяю метод мини-проектов. Ученикам предоставляется структурный план. Благодаря которому они осваивают проектную деятельность от постановки цели до презентации продукта.

 

 

Слайд № 19 Урок- исследования.

Данной умение, также развивается на уроках исследования. Примером такова занятия является «Многообразие насекомых в биоценозах». На слайде представлен дневник «Юного учёного исследователя». В данном дневнике отражены все этапы исследования, с учётом разбора экологической ситуации.

Слайд № 20 Оценивание работы.

По этапах урока проводится учеником самооценка работы в группе и оценка группой работы каждого участника.

Слайд № 21 Индивидуальные проекты.

Работая, в качестве наставника, с обучающимися 7, 6, 5 классов над индивидуальными проектами. Им удается достигнуть базового уровня на разных этапах по качеству выполнения проектов.

Слайд № 22 Социальное проектирование. Описание мои акции.

При включении детей в социальные виды деятельности формируются такие качества как я гражданин малой родины, который готов сохранить ее для своих детей.

Слайд № 23 Результаты исследования по выявлению личностного отношения к природе у старшеклассников.

Результативность реализации модели, программы, уроков, внеурочных занятий в сравнительной диаграмме показывает у старшеклассников повышенный процент осознания. (Буду любить природу, буду сохранять её и т.д.)

Слайды № 24, 25 Результативность. НИК. Школьный этап. Муниципальный этап.

Я люблю своих учеников, горжусь ими. А они радуют меня своими победами в научно-исследовательских конференциях, школьного, муниципального этапов. Получают грамоты победителей, призёров.

Слайд № 26. Олимпиады.

Участвуя в предметных олимпиадах по химии, биологии занимают призовые места.

Слайд № 27. Результативность участия в предметных неделях естественных наук.

Ежегодно в школе провожу предметные недели естественных наук. Детям очень нравятся такие мероприятия. Они весело проводят время познавая науки в интересной и увлекательной форме. Например, на одном из таких мероприятий, посвященных Дню земли, дети принимали участие в посадке комнатных растений. При проведении мероприятия «Экологическая тропа» детям преодолевали этапы на природе, что несомненно, вызывало у них положительные эмоции, дух соперничества.

Слайд № 28 Дистанционные олимпиады, конкурсы.

На протяжении всего периода работы в школе провожу дистанционные олимпиады, конкурсы по экологии, биологии.

Мои ученики приняв участив в экологическом диктанте в 2021 году были награждены дипломами и сертификатами.

На помощь детям в творческих конкурсах приходят и родители, которые увлечённо втягиваются в процесс работы, что положительно влияет на сотрудничество школы и родителей.

Слайд № 29 Распространение своего опыта.

В ходе своей работы, я постоянно делюсь и распространяю свой опыт, который можно найти на моём сайте в «Образовательной социальной сети nsportal.ru», социальных сетях. Выступаю на РМО учителей предметников, конференциях различного уровня, провожу открытые уроки, общешкольные на родительские собрания.

Слайд № 30 Распространение своего опыта.

Публикую свои статьи в различных журналах, сборниках. Например, в рецензируемом ВАК научно-теоретическом и методическом журнале «Химия в школе» размещена статья «Образовательная программа внеурочной деятельности «Озеро просит о помощи». Статья «Забота о малых озерах» опубликована в научной электронной библиотеке е-лайбрери.

Слайд № 31-32 Распространение своего опыта.

Старшеклассники активно участвуют эколого-биологически мероприятиях. Данные результаты привели к тому, что компоненты уровней сформированности экологической культуры поменялись в положительную сторону. На диаграмме в исходящей диагностики значительно меньше стало синих столбцов.

 

 

Слайд № 33 Изменение типа доминирующей установки старшеклассников.

Аналогичная тенденция наблюдается и в изменении типа доминирующей установки от потребительского до сохранения природы.

Слайд № 34

И в завершении своего выступления хочу сказать следующие слова:

Если желаете добиться в жизни успеха, сделайте настойчивость своим лучшим другом, опыт мудрым советником, осторожность старшим братом, а надежду – ангелом хранителем.

Представленных результатов сегодня я смогла достичь в совместной деятельности и сотворчестве с обучающимися.

 

Слайд № 35, 36

Спасибо за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 1_vladimirova_t._v._format_novyy_pdf_wecompress.com_.pdf2.58 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога"

презентация  "Роль исследовательской деятельности в формировании экологической культуры обучающихся лаборатории юного биолога"...

МБОУ СОШ №5 г. Дубны, М. О. Представление педагогического опыта по теме "Формирование УУД в художественном образовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и нравственно-эстетической направленности"

Содержание:формирование личностных УУД;формирование познавательных УУД;исследовательские проектные действияРезультат образования имеет три составляющих:предметные результаты;метапредметные результаты ...

Представление педагогического опыта по теме: "Использование исследовательской деятельности как метода формирования экологической культуры школьников"

В системе непрерывности экологического образования школа призвана заложить основу формировния личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде- экологическим. Проектно- исследова...

Формирование экологической культуры обучающихся через проектную деятельность

Формирование у обучающихся основ экологической культуры как основы гармонизации отношений между природой и человеком, восприятия окружающего мира в его многообразии и многомерности, а также развитие в...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Представление собственного инновационного педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"...

Выступление из опыта работы на тему "Игра - поиск как средство формирования экологической культуры обучающихся в условиях санаторной школы - интернат"

Выступление из опыта работы на тему  "Игра - поиск как средство формирования экологической культуры обучающихся в условиях санаторной школы - интернат". Представленный материал можно ис...

Представление педагогического опыта по теме «Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы»

   Обучение русскому языку и  литературе  в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования.  В соответствии с...