План самообразования воспитателя школы-интерната ГБОУ "Уруссинская школа-интернат для детей с ОВЗ"
учебно-методический материал

Изучение особенностей характера умственно-отсталых детей в условиях ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx34.87 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Уруссинская школа-интернат для детей с ограниченными     возможностями здоровья» Ютазинского района Республики Татарстан

Методическая тема школы:

«Совершенствование качества образования, обновление содержания и педагогических технологий в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ»

 

Тема самообразования:

«Изучение особенностей характера умственно-отсталых детей в условиях ФГОС».

Начата: 2017 год.

Срок работы над темой: 5 лет.

 

План работы по самообразованию

Тема: «Изучение особенностей характера умственно-отсталых детей в условиях ФГОС».

Актуальность темы. 

«Руководить нравственным воспитанием – это значит, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце»

                                                                                               (В.А.Сухомлинский.) 

      Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования    человека волновали общество всегда и во все времена.      Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

     Именно педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

     На современном этапе развития общества приходит понимание того, что процветание страны невозможно без духовно-нравственного становления и культурного развития человечества.  Сегодня все больше внимания уделяется проблемам духовно-нравственного воспитания, поиску путей, оптимизирующих этот процесс. Особенно актуален этот процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью. В связи с этим необходимо создавать условия, в которых ребенок с ограниченными возможностями мог бы чувствовать себя полноправным членом общества, участвовать в культурной, экономической и политической жизни страны.

           Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как: долг, честь, совесть, достоинство.

            Основой воспитания, определяющей духовно-нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений учащихся, независимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности.

            В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности педагогов:

 — формирование потребности в здоровом образе жизни;

 — патриотическое воспитание;

 — формирование духовности школьников через отношение к литературе и средствам массовой информации;

 — эстетическое развитие детей.

        Тема нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна. В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания, сформированные как в дореволюционный, так и в советский, и современный периоды его развития. Постепенное внедрение ФГОСов второго поколения предполагает также более основательное включение, параллельно процессу освоения содержания образования, процесса освоения содержания социализации. Тем более что в законе РФ «Об образовании» категория «образование» определена именно как «воспитание и обучение». 

        Цель: работы по духовно-нравственному воспитанию детей с ОВЗ состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги коррекционной школы превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка: воспитывали такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания — развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

Задачи: определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам и предусматривают:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
  • Осуществление коррекционно–развивающего сопровождения в воспитательном процессе.

                             

Форма отчета по проделанной работе: сообщение на заседании ШМО.

     Форма самообразования: индивидуальная.

Этапы работы по самообразованию:

Диагностический

2017-2021г.

Направления работы:

1. Анализ профессиональных затруднений.

2. Определение целей и задач темы.

3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования.

4.Изучение методической, педагогической и психологической литературы.

5. Сбор и анализ в Интернете информаций по начальному обучению.

6. Изучение новых образовательных стандартов, анализ их особенностей.

Прогностический

2017-2021г.

Направления работы:

1. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме в СМИ.

2. Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.

3. Открытые занятия и мероприятия на школьном уровне.

4. Корректировка работы.

5. Посещение открытых занятий и мероприятий коллег.

В моей работе с детьми я использую 4 направления:
1. Духовно-образовательное (непрерывный образовательный процесс, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, подвижные, ролевые и строительные игры).
3. Культурно-познавательное (концерты, участие в театральных встречах, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, изготовление подарков к праздникам).

 

Практический

2017-2021г.

Направления работы:

1.Открытые занятия и мероприятия на школьном уровне. 

2.Участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях на различном уровне.

   Публикация методических разработок по теме в СМИ.

3.Посещение открытых занятий коллег.

4.Практическое применение в образовательном процессе духовно-нравственного развития личности ребёнка с ОВЗ.

Задачи:

         воспитание уважения к нравственным нормам (учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро);

         формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;     

         формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;

    организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;

         создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;

         создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

         укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний, как условия духовно-нравственного воспитания школьников.

Обобщающий

2017-2021г.

Работа велась по следующим направлениям:

  • Изучение актуальности темы самообразования, особенностей духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ. Анализ методов. Форм, способов деятельности по теме самообразования.
  • Методические разработки сценариев занятий и общешкольных мероприятий с применением инновационных технологий. Участие и результаты в конкурсах, на конференциях различных уровней. Участие и результаты в конкурсах, на конференциях различных уровней.
  • Выступление на заседании МО воспитателей по теме самообразование. Публикация в социальной сети работников образования методических разработок, конспектов.
  • Консультативная помощь родителям и учащимся.  
  • Оформление результатов работы. Выступление на МО воспитателей с отчётом по теме самообразования.

Работая над реализацией личного плана самообразования, я:

-​ знакомилась с новинками печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете;

-​ посещала уроки, занятия и внеклассные мероприятия коллег;

-​ принимала участие в дискуссиях, совещаниях, обмене опытом с коллегами;

-​ выступала на заседаниях МО с обобщением результатов опыта работы;

-​ выступала на родительских собраниях с докладами по данной теме;

- проводила анкетирование среди учащихся и родителей.

Основные принципы воспитания

Первый принцип: (принцип природосообразности) - гармония человека с природой. В процессе обучения и воспитания необходимо учитывать природные свойства, природные таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

Второй принцип - гармония человека с культурой. Культурологический фактор требует приобщения всех детей к знаниям об эстетических канонах, принципах, законах, традициях, формирования представлений об этических идеалах народа, на которых строятся различные составляющие национальной культуры.

Третий принцип -  гармония во взаимоотношениях человека с другими людьми. Необходимо воспитывать активного, инициативного, самостоятельного, толерантного, просвещенного, культурного, заботливого человека.

Четвертый принцип – гармония в самом себе, самосознание личности или отношение личности к самой себе.

Пятый принцип – деятельный подход. Воспитание возможно только через включение в деятельность. Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.

Шестой принцип – принцип успешности. Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.

Седьмой принцип - дифференциация воспитания. Предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых, учет их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

Восьмой принцип – целостный подход.         Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции приведена система базовых национальных ценностей. Критерием систематизации и разделения по определенным группам этих ценностей приняты источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются:

  • патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству; 
  • социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; 
  • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
  • природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Основные направления воспитательной работы

      Необходимо чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, доверие людям, как социальная форма гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, забота о старших и младших, помощи, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.  Ценности: ценность семьи, забота родителей о детях, о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду, экологическое сознание.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, красота, гармония, самовыражение в творчестве, искусстве, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества.  

Коррекционная работа

Цель: Создание условий для оказания педагогической помощи воспитанникам с ОВЗ.

Задачи:

  1. Выявление воспитанников, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права.
  2. Определение причин отклонений в правовом и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных воспитанников.
  3. Составление плана педагогической коррекции личности и устранении причин её нравственной деформации, отклонений в поведении.
  4. Изучение условий семейного воспитания и проведение консультирования родителей по вопросам нравственного воспитания детей.

 Предполагаемый результат:

Успешная социализация и реабилитация воспитанников в современном обществе.

   

Коррекционная работа строилась по направлениям:

  • Коррекция отношения ребёнка к самому себе – изменение внутренних установок, системы нравственно – правовых ценностей.
  • Коррекция отношения к другим людям – развитие эмпатии, приобретение навыков речевого общения и коммуникативности.
  • Коррекция отношения к жизни – формирование способностей к нравственному выбору и достойному месту в жизни.
  • Коррекция осуществляется через рациональное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания детей оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: наблюдения, анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей; самооценочные суждения детей.  

Анализ работы по теме самообразования

        Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях.

         Поэтому умственно отсталые дети по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание и обучение умственно отсталых учащихся в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Воспитатель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

       Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

1) недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

2) семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей, злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами не уменьшается. Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на крайне низкий педагогический потенциал семей. Дети, проживающие в подобных семьях, с детства запечатлели в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт, увидели жизнь с «черного хода». Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в условия жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы;

3) стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения.

       Наша школа ставит перед собой задачу коррекции недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их возможностей, реабилитации и социализации их в общество. Мы осуществляем коррекционно-воспитательный образовательный процесс с учетом того, что воспитательная система в коррекционной школе, имеет коррекционную направленность, и оказывает корригирующее влияние на личность воспитанника. Эта задача решается путем проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития детей с ОВЗ, на формирование их личности в социальную адаптацию на основе специальных педагогических приемов.

       На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы и результатов практической деятельности можно сделать вывод, что роль нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья велика, поскольку это способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует повышению профессиональной ориентации, способствует снижению числа безработных, воспитывает трудолюбие (добровольное отношение к труду и честность), формирует в сознании ребенка понятия труда, как общечеловеческой ценности; позволяет сократить количество неблагополучных семей; позволяет решить проблему социального инфантилизма.

        Главная проблема нравственного воспитания детей с ОВЗ сформулирована нами следующим образом: каковы социально-педагогические условия эффективного использования воспитательного пространства коррекционной школы в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья?

       Мы пришли к выводу, что для решения данной проблемы необходимо:

1) на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы обосновать содержание нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) определить социально-педагогические условия нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

3) разработать методико-технологические основы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

       Наблюдения и личный опыт работы показывают, что совершенствование традиционных форм и использование инновационных методик и технологий позволяет создавать в школе воспитательное пространство коррекционной школы, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения обучающихся воспитанников с ОВЗ, что в дальнейшем позволит им более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Список литературы:

1. Личностно-ориентированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: теоретические основания и практические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции 18 ноября 2010 года. — Челябинск, 2010. — 187с.

2. Молчанов, С.Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие для классного руководителя/С.Г. Молчанов. — Челябинск: ООО «Энциклопедия», 2010. — 36с.

3. Перевертайло, В. (игумен) Методологические основания духовно-нравственного воспитания в православной педагогике // ПЕДАГОГИКА: науч. -теорет. журн. — 2007. — № 5. — C. 76-84.

4. Соколова, Н. А. Теоретико-методологические основы социально-педагогической поддержки ребенка в дополнительном образовании: монография. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. — 252 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План внеурочной воспитательной работы в группе школы-интерната

С целью осуществления внеурочной воспитательной работы в группе начальных классов, в условиях школы-интерната, воспитатель составляет план. Предлагаю свой вариант плана....

План самообразования воспитателя МБОУ «СОШ-интернат для одаренных детей» Шамсутдиновой Л.Т.по теме: «Повышение мотивации познавательной деятельности на уроках английского языка» на 2014-2017 учебные годы.

План самообразования воспитателя МБОУ "СОШ-интернат для одаренных детей" Шамсутдиновой Л.Т. по теме: "Повышение мотивации познавательной деятельности на уроках английского языка" на 2014-2017 учебные ...

Рабочая программа воспитателя ГБОУ РХ "Аскизская школа - интернат"

Рабочая программа составлена на основе Федерального закона от 29.12. 2012 г.  № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»,  Законом РХ от 05.07.2013 № 60 -3 РХ «Об образовании в РХ», на основании устава ...

План самообразования воспитателя на 2016-2017 учебный год

План работы по самообразованию воспитателяФазулзянова Алина МарселевнаТема: « Нравственное воспитание в подростковом возрасте детей ОВЗ»Актуальность темы. Вопросы нравственного развития, вос...

Индивидуальный план самообразования воспитателя Алейниковой Е.П.

Тема-проблема ГКОУ РО Новочеркасской школы-интерната №1:«Развитие коррекционно-развивающей воспитательно-образовательной среды как условие формирования личности ребёнка с ОВЗ»...

СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СРЕДЫ В РАМЕНСКОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В статье рассматривается вопрос о создании интегрированной среды в МОУ, а также на конкретном примере организации интегрированной площадки «Планета развития», как одного из компонентов кор...

"Взаимоотношения между воспитателем и воспитанниками в школе-интернате"

В статье говорится об особенностях взаимоотношений педагога и воспитанников в школе-интернате, раскрываются причины конфликтов и даются советы для их преодоления....