Выступление на педсовете руководителя МО дополнительного образования КГКУ «Назаровский детский дом" по теме: «Роль дополнительного образования в духовно-нравственном развитии детей-сирот в условиях детского дома".
методическая разработка

Ибрагимова Зухра Раджабовна

Дополнительное образование учреждения КГКУ «Назаровский детский дом» - это система, работающая над реализацией своего основного предназначения: развитие мотивации личности воспитанника к познанию и творчеству, удовлетворение социальных и личностно-значимых потребностей средствами дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_dop.obr_.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете 29.01.2020г.  Ибрагимовой З.Р., руководителя МО дополнительного образования КГКУ «Назаровский детский дом, по теме: «Роль дополнительного образования в духовно-нравственном развитии детей-сирот  в условиях детского дома.

        Дополнительное образование учреждения КГКУ «Назаровский детский дом» - это система, работающая над реализацией своего основного предназначения: развитие мотивации личности воспитанника к познанию и творчеству, удовлетворение социальных и личностно-значимых потребностей средствами дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. По своему содержанию дополнительное образование детей отличается освоением навыков и умений не только в теоретической форме, но и в практической, что создает возможности в профессионализации воспитанника.      Все программы составляются с учетом того, какие знания, умения, навыки получают воспитанники в результате обучения в творческих объединениях, направленных на практическую профильную деятельность, на развитие ребенка и его способностей. Также при составлении программ учитывалось то, что итогом работы большинства творческих объединений художественно-эстетической и спортивной направленностей являются концерты, выставки, смотры-конкурсы, фестивали, спортивные соревнования.

        Здесь каждый воспитанник имеет возможность найти занятие по душе: одни поют, танцуют, рисуют, вышивают, занимаются лепкой и мягкой игрушкой, других влечет компьютер, третьи занимаются спортом. Дети идут туда, где все их любят, ждут. Атмосфера творчества царит повсюду, светятся радостью и гордостью глаза у ребят за выполненную работу. Дополнительное образование предоставляет возможность самоутвердиться, занимаясь в творческих объединениях, участвуя в фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях, выставках и т.д. Многие ребята становятся победителями. Опытные, внимательные, творческие педагоги-наставники продолжают открывать для ребят мир прекрасного, помогают им подниматься по ступенькам мастерства, преодолевать трудности, формируют активную жизненную позицию. Конечно, успех деятельности в решающей мере зависит от сплоченности педагогического коллектива.

        Педагоги дополнительного образования  – это единомышленники, люди активные и творческие, каждый из них вносит в общее дело что-то новое, интересное. Созданные нашими педагогами условия помогают каждому ребенку от 7 до 18 лет реализовать себя в творческой деятельности с опорой на собственные склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт. Здесь воспитанник имеет право на свободу выбора форм образования, времени образования, направления деятельности, поскольку дополнительное образование по своей сути – инновационная сфера, где нет системы школьных оценок, нет таких часто пугающих ребенка понятий, как «ты должен», «ты обязан», нет классно-урочной системы, нет жесткой сетки учебного плана. К нам они приходят отдохнуть, пообщаться, заняться любимым делом. С первых дней пребывания детей в нашем детском доме педагоги стараются поддержать атмосферу успешного сотрудничества, радости и тепла, создание «ситуации успеха» каждому ребенку, постепенно формируя ориентацию на возможность достижения им положительного результата в избранном виде деятельности. Ребенка важно убедить в том, что он непременно сможет петь, танцевать, шить, вязать, рисовать и т.д., причем будет делать это хорошо, ведь к нам приходят особые дети. Индивидуальные проблемы педагоги стараются обсудить наедине с воспитанником, а успехи, даже самые минимальные, – при всех, обучая детей радоваться достижениям других. Мы считаем, что такая целенаправленная деятельность педагогов по формированию ориентации на успех не может не сказаться на личностном развитии детей, на их духовно-нравственном воспитании. Мы сотрудничаем с образовательными учреждениями города, учреждениями культуры (ГДК, МВЦ, КДЦ «Юбилейный», МЦ «Бригантина») и спорта (ДСЮШОР).

        В содержании деятельности дополнительного образования нашего детского дома выделяются следующие основные направления:

художественно-эстетическое;

физкультурно-спортивное;

научно-техническое;

культурологическое.

       Деятельность детских творческих объединений осуществляется в соответствии с учебным планом, утвержденным на учебный год.

Учебный план дополнительного образования позволяет в ходе образовательного процесса качественно решать учебно-воспитательные задачи, дает возможность более полно учитывать индивидуальные интересы, склонности и способности обучающихся, способствует самореализации, самоопределению, духовно-нравственному развитию личности, поиску, поддержке и развитию детской творческой одаренности, формированию здорового образа жизни.

       При составлении учебного плана учтены основные принципы обновления содержания дополнительного образования, в том числе формирование духовно-нравственной и общей культуры.

       Хочется отметить, что система дополнительного образования организуется на основе вариативных, гибких, постоянно обновляющихся, реформирующихся программ. В учебный план включены программы с одногодичным курсом обучения, различные по направленностям деятельности.

        Программы художественно-эстетической направленности развивают творческую активность, неординарное мышление, развивают чувство прекрасного, формируют фантазию, художественный вкус, реализуют принцип умения, интереса, воспитание самосознания, удовлетворенности, национальной ценности.

       Программы культурологической направленности отражают общие культурные интересы воспитанников. Данные программы формируют знания по усвоению языка, народной православной культуры, этики и этикета.

        Программы физкультурно-спортивной направленности способствуют духовно-нравственному и физическому развитию личности, раскрытию через физические нагрузки индивидуальных особенностей организма, направлены на формирование здорового образа жизни. Рабочий процесс в группах спортивной направленности строится в зависимости от физической подготовленности детей и спортивных достижений.

       Программы научно-технической направленности способствуют развитию технических способностей, формированию знаний о роли информационных процессов в жизни, природе, технике, обществе; знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека; знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации; формированию умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач, а также развитию у воспитанника культуры общения и поведения в коллективе, умение слушать собеседника или педагога; стимулировать стремление к здоровому образу жизни.

Все эти Программы направлены на развитие творческой личности и духовно-нравственное воспитание. Построены так, чтобы помочь «раскрыться» каждому ребенку, не пропустить в нем зародившегося стремления и желания развивать и совершенствовать свои творческие способности, несут в себе функцию формирования творческого потенциала детей и воспитание духовно-нравственной личности через весь комплекс знаний, умений, навыков.

        Педагогический коллектив дополнительного образования активно работает над темой « Духовно-нравственное развитие личности в условиях детского дома», она является одним из приоритетных направлений методического объединения в этом учебном году, которая была выбрана на первом заседании МО дополнительного образования, и направлена на раскрытие подлинных человеческих способностей и качеств, приобщение детей к высшим духовно-нравственным ценностям воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, здоровому образу жизни через организацию народных праздников, обычаев, обрядов. Занимаясь в творческих объединениях декоративно-прикладного искусства, дети знакомятся с истоками народного творчества, творят прекрасное, красивое, а красота воспитывает нравственную чистоту, человечность, духовность. Воспитание нравственной позиции, ценностных ориентаций, духовности личности, трудового воспитания осуществляется в ходе реализации проектов: «Делюсь добром», «Горжусь Россией», «Познай себя как будущего профессионала», «Большая помощь маленьким друзьям» и др., в проведении традиционных мероприятий, ежегодное активное участие   неделе Памяти ко Дню Победы,  акциях «Примите наши поздравления», выставки книг, наглядного материала, туристские походы.

        Работа в структуре дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности играет огромную роль в формировании физического и душевного здоровья воспитанников, учит дисциплине, развивает уверенность в своих силах, спокойствие, укрепляет тело и дух. Духовно-нравственному развитию, физическому совершенствованию способствуют занятия детей по баскетболу, футболу и.т.д.

В творческих объединениях художественно-эстетической направленности: «Студия музыкального развития «Мы вместе», «Музыкально-драматический кружок «Амплуа», хореографический кружок «Спектр» формируется духовно-нравственная личность, развиваются творческие способности детей и подростков, старшеклассников. По своему содержанию программы дополнительного образования противостоят тем негативным тенденциям, которые сегодня распространены в нашем обществе, они предусматривают освоение духовно-нравственных ценностей, патриотическое воспитание детей и юношества, профилактику их асоциального поведения, рациональную организацию развивающего досуга, формирование здорового образа жизни.

Работа по формированию духовно-нравственных качеств у воспитанников детского дома через дополнительное образование, строится на таких основных понятиях как:

отношение воспитанников к своему здоровью;

отношение воспитанников к собственной учебной деятельности;

отношение воспитанников к детскому дому, где проживают;

отношение воспитанников к окружающим людям, старшим и младшим,

сверстникам, друзьям;

отношение воспитанников к своей малой и большой родине, исторической памяти своего народа;

отношение воспитанников к другим народам и расам, понимание своей

принадлежности к мировой цивилизации;

отношение воспитанников к пониманию значения культурных ценностей в собственной жизни.

        Этому способствуют различные мероприятия, проводимые как в детском доме, так и в городском пространстве, где наши дети принимают активное участие:

беседы на этические темы в библиотеке, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков героев, и т. д.;

организованные тематические мероприятия «День Учителя», «23 Февраля», «День памяти и скорби», «День Победы»;

городские мероприятия «Мы нашей памятью сильны», «Времен связующая нить», «Рождественские звоны», «Люблю тебя, Россия», «Ожившая строка»;

участие в открытии выставок изобразительного искусства в МВЦ г. Назарово;

участие в городском  велопробеге, посвященном Дню Победы « По дорогам войны».

         Духовно-нравственное воспитание в рамках гуманистического подхода требует изменение позиции и самого педагога, об этом писал К. Роджерс: «Нелегко стать глубоко человечным, доверять людям, сочетать свободу с ответственностью».

Педагоги дополнительного образования в период летнего отдыха детей интересно и содержательно организуют их свободное время. Дети не только отдыхают, но и укрепляют свое здоровье на свежем воздухе, приобретают лидерские качества, навыки общения, развивают организаторские и творческие способности, обогащаются духовно. Две ценности лежат в основе педагогики каникул - творчество и совместность. «Творчески» и «вместе» - становятся главными принципами обеспечения и реализации свободы и интереса.

Подводя итог своего выступления, хочу отметить, что духовно-нравственное воспитание в детском доме строиться не на порицании качеств личности воспитанников, а на поддержке тех положительных черт и качеств характера, которые ему присущи. Воспитанию таких черт и качеств - способствует участие воспитанников в тематических творческих фестивалях, конкурсах различного уровня, на которых дети могут не только показать свои таланты, но и получить дипломы и грамоты, что поднимает уровень их самосознания и значимости в обществе. Кроме этого, участие в таких мероприятиях способствует развитию положительного социального контакта.

        Серость жизни для детского возраста, для подростка и юноши являются настоящим ядом, вызывающим огромную жажду ярких, острых переживаний» - говорил С.Т. Шацкий. Положительными или отрицательными, станут эти переживания, зависит от взрослых, которые находятся рядом с ребёнком на протяжении всего времени его нахождения в детском доме. Поэтому мы должны очень постараться, чтобы воспоминания из детства были яркими, чтобы проводимая нами работа с детьми в стенах детского дома оставила свой добрый след в душе каждого ребенка, разбудила в нем внутреннюю, позитивную энергию, способствовала их дальнейшему духовно-нравственному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль народного искусства в духовно-нравственном развитии ребенка

«Дом не стоит без фундамента, дерево не растет с подрубленным корнем, человек не может жить без основы. Сердцевинка должна быть в нем. А это – прошлое наше и светлая память о нем; н...

Роль семейных ценностей в духовно-нравственном развитиии ребёнка.

Роль семейных ценностей в духовно-нравственном развитиии ребёнка....

Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся

В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...

Роль продуктивного мышления в духовно-нравственном развитии личности учащихся

Духовность - один из важнейших критериев целостного развития человека, его индивидуальности. Доклад на районной педагогической конференции "Учитель и инновации: идеи, опыт, практика"...

Роль социальных проектов в духовно-нравственном развитии учащихся

Данная статья содержит описание педагогического опыта, направленного на развитие нравственных  качеств учащихся: любви к ближнему, уважению к природе, Родине, своему городу, району. Социальный пр...

Статья " О месте и роли предмета ОРКСЭ в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников"

Статья может быть использована учителями ОРКСЭ для подготовки к родительскому собранию....