Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе
статья

Матаннанова Любовь Николаевна

 

Основная  цель использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Если ученик прошел адаптацию и  положительно настроен на учебу, на занятия,  только тогда он может стать хорошим учеником и успешной личностью. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Здоровьесберегающие технологии как механизм развития познавательного интереса на уроках математики в больничных классах.

1.

Актуальность и перспективность опыта

       Педагоги ищут специфические подходы к обучению и воспитанию детей, находящиеся длительное время в замкнутом пространстве больницы, разрабатывают и выстраивают модель внутрибольничной школы. Трудностей при этом предостаточно: пациенты имеют различные стадии заболевания, на момент урока их самочувствие может меняться, есть языковой барьер у детей, прибывших с улусов. Различные сроки пребывания детей в стационаре, разнообразны образовательные учреждения, в которых они ранее обучались.

  Большое внимание должно уделяться эмоционально-психологической поддержке больных детей. Направления ее различны. В основном, встречаются стрессовые ситуации детей: оторванность ребенка от привычных условий, близких людей, из-за самой болезни, и новые отношения между детьми, переживание перед предстоящей операцией или после нее. Положительные эмоции у больных детей способствует их выздоровлению. Педагогам, очень нужны, методические разработки по специфическому подходу к обучению и воспитанию детей и по эмоционально- эстетической поддержке больных детей.

2

Наличие теоретической базы

Наличие учебно-методических пособий, электронных пособий.

3

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта заключается:

- включение в цели урока элементов оздоровительной направленности;

- задачи, связанные с понятиями “знание своего тела”,“гигиена”, “правильное питание”,“здоровый образ жизни”;

- построение урока с учетом динамичности учащихся;

- обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности; - в обеспечении школьнику возможность улучшения здоровья за период обучения в больничном классе;

- в создании условий для повышения познавательной активности на уроках математики;

- в формировании устойчивости положительной мотивации обучающихся к изучению математики и на этой основе развитие их способностей. И, как следствие , получение творческой личности, умеющей применять накопленные знания в новых нестандартных ситуациях, способной к самостоятельному дальнейшему развитию, что послужит доказательством результативности процесса обучения, выражающемся в высоком качестве знаний учащихся по предмету.

C первых минут урока нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Для этого можно в организационный момент включить устный счет в игровой форме, урок начать с улыбки друг другу.  Положительным аспектом урока считается разнообразие форм работы с учащимися - работа в парах, в группах. В этом случае слабоуспевающий ученик чувствует поддержку друзей, освобождается от боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока являются физкультурные минутки. Физкультминутки лучше провести в середине урока (длительность 1-3 мин.).

В зависимости от выполняемых упражнений выделяют следующие виды физкультминуток: для снятия общего утомления рук, глаз, слуха; коррекции осанки; также полезен самомассаж активных точек ушей и лица.

  1. Разминка для глаз - это упражнение придаст глазам больше силы:

вы должны сделать круговые движения глазами. Сделайте так три раза. Дайте глазам отдых – закройте их и пару раз глубоко вдохните. Затем вы должны снова двигать глазами по кругу, но в другую сторону. Снова дайте глазам отдохнуть, закройте их и трижды глубоко вдохните.

  1. Стимуляция ушей -это упражнение улучшает слух:

Возьмите обеими руками внешнюю часть уха, и потяните туда-сюда очень бережно. Массируйте край уха и немного выверните его наружу, начните с верха уха, а потом, медленно массируя, перемещайтесь вниз.

Таким образом,  применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю-предметнику. И если все учителя будут использовать это как систему, то результат будет очевиден.

4

Оптимальность и эффективность средств

Предлагаемая методика – эффективное средство повышения предметной деятельности учащихся, повышения усвоения познавательных, образовательных, коммуникативных умений, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

5

Результативность опыта

- Повышение качества учебных занятий по внедрению здоровьесберегающих технологий;

- повышение мотивации и качества знаний на уроках математики;

- выработка методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий в процессе обучения;

- создание методических разработок;

6

Этапы работы

  1. Диагностический - 2015-2016 гг.
  2. Прогностический - 2015-2020гг.
  3. Практический -       2017-2020гг.
  4. Обобщающий -       2017-2019 гг.
  5. Внедренческий -     2017-2020 гг.

        Этапы работы над темой самообразования.

Этапы

Содержание работы

Практическая деятельность

1

Диагностический

2015-2016 гг.

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

Изучение литературы.
Курсы повышения  квалификации учителей.
Изучение  психолого-педагогической литературы.

2

Прогностический  

2015-2020 гг.

Определение целей и задач темы.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов

Участие в тренинге личностного роста «Работа в команде. Законы установления партнёрских отношений».

Участие на семинарах для учителей больничных классов. 
Выступление на МО «Здоровьесберегающие технологии как механизм развития познавательного интереса на уроках»

3

Практический

2017-2020 гг.

Внедрение опыта работы.
Формирование методического комплекса.
Корректировка работы.

13.02-17.02.17  Методическая неделя. Тема: «Здоровьесберегающая направленность общеобразовательного процесса».    Организация методической недели в школе (по плану МО, школы).

 12.02-16.02.2018  Методическая неделя учителей больничных классов  по теме «Здоровьесберегающая направленность образовательного процесса»

12.02.-16.02.18  Пробл. курсы «Здоровьесберегающие технологии», 72ч.,

сертификат.

21.02.18  Распространение педагогического опыта. Заседание МО.Выступление по теме «Здоровьесберегающие технологии как механизм развития познавательного интереса на уроках математики в 5-6 классах»

20.02.19 Заседание МО. Распространение педагогического опыта. «Здоровьесберегающие технологии как механизм развития познавательного интереса на уроках математики в 5-6 классах»

25.03.19-29.03.19  Курс «Здоровьесберегающие технологии в условиях ФГОС», 72ч. – сертификат.

2017г., декабрь. Математическая интеллектуальная игра для учащихся 1-11кл «Своя игра».  

 25.10.17г.  Открытый урок-7кл. урок по геометрии «Медианы, биссектрисы и высоты треугольника» - больничный класс.

 14.11.18  Открытый урок-5кл. урок по математике «Угол. Виды углов. Измерение углов»-  больничный класс.

20.03.19г.  Открытый урок-9кл. урок по алгебре «Сочетание»- больничный класс.  

4

Обобщающий

2017-2019 гг.

Подведение итогов
Оформление
 результатов работы

 Март, 2017г. Участие в конкурсе методических разработок в номинации «Мероприятие для педагогов»- сертификат.                                                                                                                                                                                           Март, 2017г. Разработка программы методической недели «Здоровьесберегающая направленность общеобразовательного процесса» .                                                                                                                     27.03.18  Выступление на семинаре учителей больничных классов. Тема «Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе в больничных классах» (презентация) - сертификат                                                                                                                                                         29.03.19 Семинар «Здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС»,  справка.

5

Внедренческий

2017-2020 гг.

Распространение опыта работы

20.05.17  Выступление на МО. Распространение педагогического опыта. Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики».                                                                                                           Апрель, 2017г.  Публикация статьи «Физкультминутка как обязательный элемент здоровьесберегающих технологий на уроках».  Информационно-методический журнал «Столичное образование» - сертификат                                Декабрь, 2017г.   Публикация статьи  «Использование здоровьеберегающих технологий на уроках математики». Информ- метод. журнал «Столичное образование №7-8» - сертификат.                                                                                               12.02.2018  Методическая неделя больн.кл.  Распространение педагогического опыта.  Выступление по теме «Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе в больничных классах.- сертиф.

Февраль, 2018г.  Статья «Неделя здоровьесберегающей технологии в больничных классах».  Публикация  на сайте школы (респ)                                                                                                                               29.03.2019 Распространение педагогического опыта.   Выступление по теме:                                                                       «Реализация здоровьесберегающих технологий в учебном процессе в больничных классах»  - сертификат.                                                                                                                     Март, 2020г. Публикация статьи «Реализация здоровьесберегающих технологий в учебном процессе в больничных классах на уроках математики», Учебно-методическое пособие: «Здоровьесберегающие технологии в больничных классах»

   Вывод: основная  цель использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Если ученик прошел адаптацию и  положительно настроен на учебу, на занятия,  только тогда он может стать хорошим учеником и успешной личностью. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу ...

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе

Современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни. Принципы здоровьесбережения.Технологии оптимальной организации учебно...

Информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательном процессе и управлении образовательным учреждением

В данном выступлении (текст выступления + презентация) представлен  опыт  научной организации труда  заместителя директора по учебно-воспитательной работе на основе применения информаци...

Использование современных педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе обучения английскому языку в школе-новостройке

Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения иноязычной культуры. Механизмом или средством,...

Консультация "Применение информационно- коммуникативных технологий в воспитательно- образовательном процессе ДОУ"

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему...