Программа клуба интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?"
рабочая программа

Иванова Нина Сергеевна

Цель программы: развитие познавательной активности подростков, формирование у них творческой активности, инициативности и позитивного отношения к жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_chgk.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение

«Демидовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток»

Подпрограмма

клуба интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»

                                                             2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     В настоящее время в обществе изменилось отношение к игре, которая выступает как один из методов обучения и развития ребенка. Она выступает и как средство психологической подготовки к реальной жизненной ситуации.

     Игра – это процесс, объединяющий вместе такие понятия, как общение и познание, необходимые человеку для его развития. Играя, ребенок овладевает важными социальными навыками. Роли и правила «детского общения» в игре  помогают узнать о правилах, принятых в обществе.

     В условиях социально-реабилитационного центра интеллектуально-познавательная игра – это одна их наиболее популярных форм работы с детьми.

     Интеллект – общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

    Современное образование направлено на подготовку личности ребенка  к участию в жизни общества, его совершенствованию, что предъявляет повышенные требования не только к знаниям, но и к личностным качествам.

   Интеллектуальная игра представляет собой коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Эта игра объединяет в себе черты как игровой, так и учебной деятельности, которые развивают у ребенка теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.д.).

    С другой стороны данная деятельность выступает как средство достижения игрового результата. Игра дает радость взаимодействия. И дети, и воспитатели учатся понимать и принимать друг друга. Клуб интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» позволяет создавать условия для формирования гуманистической атмосферы в коллективе воспитанников центра, что является одним из важнейших факторов его эффективного развития.

    Цель подпрограммы клуба интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»: развитие (повышение) уровня познавательного интереса воспитанников центра, формирование у них творческой активности, инициативности и позитивного отношения к жизни.

    Задачи подпрограммы:

- познакомить детей с многообразием современных интеллектуальных игр;

  - обучить их взаимодействию в команде для достижения положительного результата, закреплению межпредметных связей;

- способствовать формированию личности, способной к саморазвитию;

-развивать логическое мышление, коммуникативные способности, эмоционально-волевую сферу детей.

   Данная программа рассчитана на детей школьного возраста 10-15 лет.  

   Общее количество часов по программе - 40 , один час в неделю в течение года.

  Формы проведения занятий:

- теоретические занятия;

- интеллектуальные игры;

- самостоятельная деятельность;

- консультативная деятельность.

   Методы проведения занятий:

- словесные (беседы, консультации и др.);

- наглядные (презентации, работа с литературой, видео просмотры и др.);

-практические (организация и проведение разнообразных интеллектуальных игр, викторин).

    В конце прохождения программы воспитанники  должны знать основные правила работы с вопросами, с литературой, знать правила интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», знать основы взаимодействия в команде. Дети должны уметь решать вопросы разной степени сложности и логичности, отражать в содержании вопросов информацию из разных курсов, предметов, работать в команде по определенным, установившимся правилам. Способами проверки ожидаемых результатов являются итоговые игры.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие. История интеллектуальной игры. Вопрос – основа игры. Требования к вопросам

1

1

2

Принципы игры в команде. Распределение ролей

1

1

2

Тематические занятия

10

7

17

Отработка игры. Тренировочные интеллектуальные игры

-

3

3

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

-

3

3

Индивидуальные консультации

6

-

6

Самостоятельная деятельность

-

7

7

                                                             

18

22

40

СОДЕРЖАНИЕ

1. Вводное занятие.

История и принципы игры «Что? Где? Когда?». Правила игры. Требования к вопросам: интересная информация, точная формулировка, логический путь к нахождению ответа и др. Ключевое слово в вопросе.

2. Принципы игры в команде.

Команда – единый механизм.  Непрерывность обсуждения.  Как слушать друг друга. Как выстроить логическую цепочку командой. Правила распределения ролей в команде.

3. Тематические занятия на темы:

«Смоленщина моя», «История Смоленского края», Национальный парк «Смоленское Поозерье», «Смоленщина в годы В.О. войны»  и др.

«Космос и Вселенная», «Россия – родина моя»: символика России, «История Российского государства: правители государства, история флага России», «Дорогами Великой Отечественной войны» и др.

«Традиции и обычаи русского народа».

4. Отработка игры. Тренировочные интеллектуальные игры.

         Игры - разминки по указанным  темам внутри клуба:

- «Своя игра»,

- «5 подсказок»,

- «Шанс на успех»,

5. Интеллектуальная игра «Что? Где?  Когда?»

         Командная игра как  итоговое  мероприятие.

6. Индивидуальные консультации.

         Беседы-консультации по различным вопросам: играм, правилам, принципам.

7. Самостоятельная деятельность.

Самостоятельная работа участников команды (с энциклопедиями, учебной и познавательной литературой, просмотр познавательных док. фильмов  и др.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

занятия

Тема занятий

Форма проведения

1

История игры «Что? Где? Когда?» Содержание, принципы игры

Теоретическое занятие

2

Вопрос – основа игры

Практическое занятие

3

Игра в команде. Распределение ролей

Теоретическое занятие

4

Интеллектуальная разминка. Решение вопросов.

Практическое занятие

5

История Российской армии

Теоретическое занятие

6

История Российской армии

Практическое занятие

7

История Российской армии

Самостоятельная деятельность

8

Индивидуальные консультации

Индивидуальная работа

9

Безграничная Вселенная

Теоретическое занятие

10

Легенды космоса

Теоретическое занятие

11

История космоса

Самостоятельная деятельность

12

Игра «Своя игра»

Практическое занятие

13

Путь к Победе

Теоретическое занятие

14

Путь к Победе

Практическое занятие

15

Индивидуальная консультация

Индивидуальная работа

16

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Практическое занятие

17

Народные обряды и традиции Смоленского края

Теоретическое занятие

18

Смоленщина – мой край родной

Теоретическое занятие

19

Смоленщина – мой край родной

Самостоятельная деятельность

20

Индивидуальная консультация

Индивидуальная работа

21,22

Национальный парк «Смоленское Поозерье»

Практическое  занятие

23, 24

Край Смоленский – край родной

Самостоятельная деятельность

25

Индивидуальная консультация

Индивидуальная работа

26

Край смоленский – край родной

Практическое занятие

27

Игра «5 подсказок»

Практическое занятие

28

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Практическое занятие

29

История Российского флага

Теоретическое занятие

30,31

Изготовление проекта «История Российского флага»

Практическое занятие

32

Великая крепость

Теоретическое занятие

33

История государства Российского

Теоретическое занятие

34,35

История государства Российского

Самостоятельная деятельность

36,37

Индивидуальная консультация

Индивидуальная работа

38

Игра «Шанс на успех»

Практическое занятие

39

Я – гражданин России

Теоретическое занятие

40

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Практическое занятие

Для качественной подготовки к занятиям необходимо использовать:

- методическую литературу;

- журналистику;

- интернет;

- тележурналистику и др..

Материально-техническое оснащение программы:

- оборудованное помещение для занятий;

- звукоустановки (музыкальный центр, диски, аудио- и видеодиски для записей музыкальных и видеофонограмм);

- компьютер с соответствующими программами;

- игровое поле и волчок;

- оборудование для игры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев Е., Белкин В.,  Курмашева Н., Поташев  М.,  Тюрикова  И. Ч то? Где? Когда? Ваш путь к успеху.- М.: Рольф, 2000.
  2. Левин Б.Е. Что? Где? Когда? Для чайников. – Днепропетровск: Сталкер, 1999.
  3. Лернер М. Минута на размышление, или Загадки телеигры «Что? Где Когда?» - М.: Искусство, 1992.
  4. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
  5. Развитие личности молодого человека средставами интеллектуальных и творческих игр/ Редактор Жарков Г.В. -  Владимир ,2000.
  6. Степанов С. Поиск не закончен // Школьный психолог. – 1999.- №12.
  7. Хейзинга И. Человек играющий- М.-1992.
  8. Ягодкина Е. Ю. Игровая среда как фактор развития интеллектуальных структур: Автореф. дис. канд. пед. наук. — СПб., 2004
  9. Сайты

http://www.users.kharkiv.com/ot-vinta/ - центр интеллектуального творчества

http://www.vi.ru/ - возможность поиграть в «Свою игру»,  «Устами младенца», «Сто к одному».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Клуб интеллектуальных игр"

Шестой год в нашей школе работает Клуб интеллектуальных игр для учащихся 5-11 классов. Цель работы Клуба: "Создание условий для повышения  интеллектуального уровня  обучающихся и развития по...

Бизнес-план Клуба интеллектуальных игр

Бизнес-план создания ученического кооператива настольных игр и головоломок «Интеллект-клуб »...

Клуб интеллектуально-творческих игр «САЙДАМ»

Интеллектуально-творческие игры стали неотъемлемой частью культурно-исторического пейзажа современного российского общества. При всей укорененности интеллектуально- творческих игр в самых разных, в то...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Интеллектуальный клуб. Биология » (для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка«Интеллектуальный клуб. Биология »(для подготовки обучающихся 9  класса к ГИА  (в новой форме ОГЭ) по биологии)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка «Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»

  Кружковая познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространённых видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. Она может быть органи...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб интеллектуальных игр «Мы и наш мир» (дебаты)»

Цель программы: Активизация интеллектуальных интересов учащихся; развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых социальных  условиях...

Рабочая программа социально-педагогической направленности "Клуб интеллектуального развития"

Рабочая пр ограмма социально-педагогической направленности "Клуб интеллектуального развития" предназначена для педагогов дополнительного образования....