Выступление на семинаре школы-интерната «Преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности программ начального общего и основного общего образования в условиях реализации ФГОС» (29. 03. 2018)
статья

О результатах диагностические работы по русскому языку и читательской грамотности с  целью исследования готовности и адаптации учащихся 5-ых классов к обучению в основной школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре школы-интерната «Преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности программ начального общего и основного общего образования в условиях реализации ФГОС» (29. 03. 2018)

В начале 2017-2018 учебного года в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении «Панаевская школа-интернат» были проведены диагностические работы по русскому языку (ВПР) и читательской грамотности с  целью исследования готовности и адаптации учащихся 5-ых классов к обучению в основной школе. Есть ли база для успешного обучения в основной школе

Работу по РЯ выполнили  13 обучающихся  5а и  20 обучающихся 5б классов, всего 33 человека.

Работа была представлена в 4 вариантах. Каждый вариант включал 20 заданий базового уровня сложности, т. е. все задания были по темам, изученным в начальных классах. Максимально возможный балл – 20.

Средний балл обучающихся 5а класса – 9,8.

4 ученика показали процент максимального балла за всю работу 50 и выше. Все остальные не справились с половиной заданий.

Самые большие затруднения вызвали задания № 4 (морфемный разбор) - справились  4 ученика (30,8%). Задание № 5 (лексическое значение) - справились 3 ученика (23,1%). Задание №8 (определить окончание и обосновать свой ответ) -  никто не справился. Задание №9 (найти и подчеркнуть имя прилагательное в форме мужского рода, единственного числа, творительного падежа) - справились 4 ученика (30,8%). Задание №11 (определить форму спряжения, времени и числа глагола) - справились 3 ученика (23%).  Задание №12 (выписать из текста два словосочетания) - справились 3 ученика (23%).  Задание №18 (подобрать для текста заголовок, по которому читателю сразу станет понятна основная мысль текста) - справился 1 ученик (7,7%). Задание №20 (составить связный текст из 3-4 предложений на заданную тему) - справились 4 ученика (30,8%).

Лучше всего справились с заданием №1 (записать слова в алфавитном порядке) – 12 учеников (92,3%); задание №6 (привести из текста по два слова из разных частей речи) – 10 учеников (76,9%), задание №15 (правильно определить окончание прилагательного) – 10 учеников (76,9%), задание №13 (подчеркнуть главные члены предложения) – 9 учеников (69,3%).

Средний балл обучающихся 5б класса – 10,5.

9 (45%) учеников показали процент максимального балла за всю работу 50 и выше. Все остальные, 11 (55%) человек, не справились с половиной заданий.

Самые большие затруднения вызвали задания № 2 (морфемный разбор) - справились  4 ученика (20%). № 4 (морфемный разбор) - справились  3 ученика (15%). Задание №7 (определить окончание и обосновать свой ответ) -  справился 1 (5%) ученик. Задание №8 (определить окончание и обосновать свой ответ) -  справились 3 (15%) ученика. Задание №14 (выписать из текста два словосочетания) - справились 2 ученика (10%).  

Лучше всего справились с заданием №1 (записать слова в алфавитном порядке) – 16 учеников (80%); задание №5 (лексическое значение) – 14 учеников (70%), задание №6 (привести из текста по два слова из разных частей речи) – 17 учеников (85%), задание №13 (подчеркнуть главные члены предложения) – 15 учеников (75%).

Читательская грамотность в 5 классах

Цель - охарактеризовать индивидуальный уровень сформированности у школьников читательской грамотности (смыслового чтения и умения работать с информацией). В диагностической работе оценивались три группы умений:

1)Общее понимание текста, ориентация в тексте (умение читать, понимая общее содержание, различные тексты, находить и извлекать информацию);

2)Глубокое понимание содержания и формы текста (умение обобщать и интерпретировать информацию, формулировать выводы);

3)Использовать информацию для различных целей (умение применять информацию (текст, таблицы, краткая запись) для решения различных житейских и учебно-познавательных задач.

 Всего 28 уч., 17чел. 5а, 20 чел. 5б.

 Наибольший процент участников, не достигших базового уровня готовности, зафиксирован в Панаевской школе-интернате. Самая негативная динамика достижения базового уровня по чтению также у нас. 

Выполнили хуже всего задания 7, 10,  11, 12,  13, связанные с использованием информации текста для различных целей, с глубоким и детальным пониманием содержания и формы текста.

Большинство пятиклассников не готовы к обучению в основной школе, что свидетельствует о некачественной подготовке в начальной школе и отсутствии должного уровня преемственности между ступенями обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

Статья посвящёна вопросу преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС. Актуальность данной темы заключается в том, что в основе ФГОС одним из принципо...

Организация внеурочной деятельности в условия реализации ФГОС основного общего образованиях

Выступление на методическом объединении учителей биологии и химии. Внеурочная деятельность в рамках дисциплин естественно-научного цикла....

«Обеспечение преемственности в формировании метапредметных результатов на уровнях начального общего и основного общего образования»

Анализ проблем преемственности на этапе начальная школа-основная школа. Приведены примеры несформированных метапредметных результатов....

Выступление на педсовете 30.08. 2016 №1 «Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС»

Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и у...