Самоанализ на высшую категорию воспитателя "коррекционной школы- интернат"
методическая разработка (9 класс) на тему

Фильчакова Юлия Михайловна

Самоанализ на высшую категорию воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самоанализ48.18 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Линевская школа – интернат для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья»

 Искитимского района Новосибирской области

Самоанализ

Результатов профессиональной деятельности воспитателя

Фильчаковой Юлии Михайловны.

Тема «Развитие творческих способностей воспитанников с нарушением интеллекта как условие их успешной социализации в обществе».

                     

                                   

                                   

                                                   

 

                                     

                                       

2017г

Я, Фильчакова Юлия Михайловна в «Линевской школе – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» работаю с 2012  года, воспитателем.  

В своей профессиональной деятельности руководствуюсь принципами: «Уважай в ребенке личность, развивай и совершенствуй свое мастерство. Заинтересуй ребенка так, чтобы он вновь и вновь ждал встречи с тобой».

Одной из главных задач школы - интернат является социализация учащихся с нарушением интеллекта. В своей педагогической деятельности большую роль уделяю социализации воспитанников. Социализация – это процесс, который позволяет приобрести навыки, которые будут необходимы для успешной жизнедеятельности в обществе. Моей задачей является, создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум, стимулировать желание находится в этом социуме, сформировать доверие к нему. Эту проблему можно решить через развитие творческих, индивидуальных способностей. Творчество имеет важное значение для личностного развития, является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.

Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке».

Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у воспитанников с нарушением интеллекта, является актуальной проблемой в теории и практике воспитания. Я пришла к выводу, развитие творческих способностей, способствует успешной социализации детей с нарушением интеллекта, в связи с этим была определена тема моей работы:

«Развитие творческих способностей воспитанников с нарушением интеллекта как условие их успешной социализации в обществе».

Целью моей работы является: «Развитие творческой личности с целью успешной социализации в обществе».

Задачи:

- Выявить интересы, склонности и творческие способности воспитанников;

- развивать положительные свойства личности необходимые для самостоятельной деятельности;

- развивать умение работать в коллективе, создать атмосферу сотрудничества, доверия, доброжелательной взаимопомощи;

- формировать коммуникативные навыки;

- формировать культуру здорового и безопасного образа жизни;

- активизировать потребность в творческой деятельности;

- развивать и поддерживать талантливых воспитанников.

Со своими воспитанниками я начала работать с 6 класса. Ребята очень активные, с удовольствием  принимают участие в жизни школы и класса, района и области, занимают призовые места. В 8 классе на начало учебного года воспитанников было 12 человек, в середине учебного года поступила воспитанница. На первом этапе своей работы, методом наблюдения провела диагностику творческой деятельности воспитанников.

В качестве критериев использовала следующее положение:

- потребность, склонность детей к творчеству;

- потребность в достижениях;

- сформированность эмоционально – волевых качеств: оптимистичность, старание, усидчивость;

- развитие свойств личности: заинтересованность в деле, наблюдательность, ответственность;

- выявление уровня творческого развития, творческой активности.

Каждый критерий оценивался:

 1. Высокий уровень (5): устойчивое, постоянное проявление названного качества в творческой деятельности.

2. Средний уровень (4): недостаточно устойчивое проявление названных качеств творческой деятельности.

3. Низкий уровень (3): отсутствие данного качества в творческой деятельности личности.

Результаты диагностики 12 воспитанников показали:

На начало учебного года 2014- 2015 (8 класс) развитие творческих способностей детей выявило, высокий уровень – 2 человека (16,6%), средний уровень – 8 человек (66,8%), низкий уровень – 2 человека (16,6%).

Полная диагностическая карта развития творческих способностей воспитанников на 2014-2015 учебный год в приложении №1.

Анализируя результаты диагностики, я сделала вывод, что большее количество воспитанников имеют средний уровень творческих способностей. Таким образом, результаты констатирующего этапа говорят о необходимости целенаправленной педагогической работы по повышению творческих способностей воспитанников, через художественно – музыкальные постановки, художественно - прикладное творчество, инсценировки, публичные выступления.
Свою работу по развитию творческих способностей воспитанников с нарушением интеллекта построила по следующим направлениям:

- Диагностика развития творческих способностей воспитанников до проведения работы, включающая инсценировки, выступления, художественно – прикладное творчество;

- Создание условий, необходимых для развития творческих способностей и коммуникативных сфер:

1) Умная, доброжелательная помощь взрослого.

2) Доверительная атмосфера сопереживания, сотрудничества

3) Мотивация творчества.

- Проведение системной работы развития творчески – активной личности для успешной социализации в обществе;

- Диагностика развития творческих способностей воспитанников после проделанной работы.

Для достижения положительных результатов в работе использую методы и приемы как традиционные, так и нетрадиционные:

- Метод проектной деятельности;

- метод проб и ошибок;

- метод коллективных и групповых работ;

- метод наблюдения;

- метод придумывания;

- метод агглютинации;

Для успешной работы со своими воспитанниками использую следующие этапы:

- Организация воспитанников, создание интереса к творчеству;

- выбор театрально – музыкальной постановки, к школьному празднику, конкурсу;

- распределение ролей;

- выбор музыки, костюмов;

- репетиции;

- публичное выступление.

Творческая деятельность, оказывает большое  значение в жизни воспитанников с нарушением интеллекта. В процессе работы воспитанники моего класса отвлекаются от негативных мыслей, обид, снимают нервное напряжение и страхи. Мои воспитанники постоянные участники районного конкурса «Театральная весна». В 2014 году в сотрудничестве со школьной театральной студией «Радуга» поставили с театрально – музыкальную постановку «Золушка». Приложение №2. В 2015году поставили большой театрально - музыкальный проект «Шахерезада». Подготовка к выступлениям заняла три месяца. Мною были разработаны и поставлены музыкальные сцены «Синдбад мореход», «Восточный базар», «Птица Феникс», танцы: «Шахерезада», «Восточные красавицы», «Морские коньки», «Рыбки», «Звезды», «Солнце», «Флешмоб». Дети совместно с учителем трудового обучения сшили костюмы для выступления, сделали ширму, которую все дружно оформили нарисованными «морскими обитателями». Приложение№3. Коллективная работа воспитывает чувство ответственности, самоконтроля, положительное отношения к труду, заинтересованность в результатах своего труда. Вызывает у ребят радостное настроение, поднимает самооценку, положительно влияет на эмоционально – волевую сферу, что позволяет активно выстраивать индивидуальные, социальные контакты в различных жизненных ситуациях. У воспитанников возникает чувство внутреннего контроля и порядка, формируется умение работать в коллективе, стремление доводить начатое дело до конца, формируются коммуникативные навыки, происходит обогащение словарного запаса. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными поступками, которые кажутся непреодолимыми для подростка. Вырабатываются положительные черты характера, способствующие социальной адаптации. Воспитанники моего класса под моим руководством принимают активное участие во всех школьных праздниках, развлечениях:

«День знаний», «День учителя», «Золотая осень», «Здравствуй, гостья зима!», «Новогодний переполох», «Проводы зимы», «8 Марта», «Зажгись звезда», «Детство, детство, ты куда спешишь?» Приложение №4. В школьных и поселковых спортивных и гражданско – патриотических мероприятиях: «Мы за ЗОЖ», «Будь здоров», «Бравые солдаты с песнями идут», «Зарница», « Поклонимся великим тем годам». Приложение №5. Придумываем с детьми сценарии выступлений, сказки, обыгрываем их, сопровождая выступления музыкальными нарезками, шутками, что развивает фантазию ребят. 

 Мною подобрано музыкальное сопровождение народным, эстрадным, спортивным танцам. В своей работе использую музыкальные игры «Фиксики», «Ракета», «Я - банан», «Учитель танцев» и др. Музыка, воздействует на эмоционально-личностную сферу воспитанников, выполняет коррекцию познавательных, пространственных, психических, коммуникативных нарушений. Музыка помогает устанавливать контакт воспитанник - воспитатель, воспитанник - воспитанник.

В своей работе использую внедрения новых проектных и ИКТ-технологий в деятельности воспитанников.

В 2015 году мы с воспитанниками подготовили творческий проект «Новогодний переполох». Занимаясь проектной деятельностью, я учитываю интересы воспитанников, возрастные особенности, доступность текста. Для развития уверенности в себе и коммуникативных навыков, стараюсь организовать проектную деятельность так, чтобы каждый ребенок мог проявить себя. Во время репетиций обучаю воспитанников правильно произносить  новые слова, понимать их значение, что способствует совершенствованию мыслительных процессов, развития коммуникативных навыков. На репетициях воспитанники взаимодействуют друг с другом, подсказывают, поддерживают. Часто шутят, импровизируют, придумывают новые сцены, что сближает коллектив, дает уверенность в себе, развивает фантазию. Самая большая радость для ребят, видеть, как зал аплодирует, вызывает на бис. Приложение№6.

Наибольшее количество информации, примерно 90% мы получаем с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств. Полученная информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в памяти детей. 

С 2014 года мы с ребятами снимаем короткометражные фильмы. Первый фильм мы сняли с мальчиками в подарок на 8 Марта девочкам. Ребятам очень понравился процесс работы и просмотр готового фильма. За несколько лет работы со своими воспитанниками мы сняли и смонтировали несколько фильмов: «Девочки, что же вам подарить?», «Новогодние поздравления для учителей», «Новогодние школьные новости», «Дед Мороз и валенки» для проекта «Новогодний переполох», «Какой учитель вам нужен?» для районного фестиваля «Кружево души», «Путешествие во времени» на день учителя, «Сон в новогоднюю ночь» к новогоднему сценарию. «Любимая школа», «Капризная принцесса» к выпускному балу. Приложение №7.

Во время сьемки и монтирования фильма воспитанники знакомятся с основами фотоискусства, сценарного мастерства, режиссёрской и операторской работой. Повышаются компьютерные знания, мотивация к творчеству. Компьютерные технологии в воспитательном процессе способствуют формированию познавательных и творческих способностей подростка. В процессе сьемки воспитанники учатся высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы.

В процессе работы часто возникают проблемные ситуации, иногда проблемные ситуации задаю воспитанникам я. Они способствуют проявлению самодеятельности, самореализации, воплощению собственных идей, которые направлены на создание нового. На репетициях, сьемках не применяю критики, резких высказываний, потому как они подавляют творческую активность ребят.  Поощряю разумный поиск, самостоятельность суждений, активность в обсуждении, выслушиваю все предположения воспитанников, благодарю за активное участие и постепенно подвожу к мысли «Что же можно сделать?»

Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение. Поощряю творческие идеи ребят и результаты творческой деятельности.

Организую для ребят квест – игры «Путешествие во времени», «Найди клад». Квест – игра, выявляет лидерские качества, развивает чувство коллективизма, учит добиваться поставленной цели, ориентироваться на местности, развивает спортивные качества. Приложение №8.

В работе по развитию творческих способностей своих воспитанников использую художественно – прикладное творчество. Мною разработана программа художественно – прикладного творчества «Я талант».  Приложение №9.

Целью программы «Я – талант» является развитие личностного и  творческого потенциала воспитанников с нарушением интеллекта посредством художественно - прикладной  деятельности, основанной на использование различных технологий и материалов.

Реализация творческой деятельности воспитанников осуществляется по следующим направлениям:

- Личностное;

- Художественно – эстетическое.

Занятия по программе развивают коммуникабельность, ответственность, воображение,  умение работать в команде, корректируют эмоционально - волевую сферу, развивают мелкую моторику, усидчивость, внимание, наблюдательность. Воспитанники приобщаются к общественной жизни, могут оценить себя и своих сверстников. Приобретая опыт общения со сверстниками, гармонично развиваются в обществе, проявляя свою компетентность. Творческая деятельность воспитанников реализуется через школьные праздники, областные и районные конкурсы, традиционные месячники. Мои воспитанники с интересом принимают участие в выставках рисунков и поделок. Приложение №10. На занятиях по художественно – прикладному творчеству использую здоровьесберегающие технологии. Диагностические паузы 2-3 минуты: пальчиковая гимнастика, гимнастика глаз, дыхательная гимнастика. На занятиях включаю спокойную музыку звуки природы, Чайковского и т.д. Музыка снимает нервное напряжение, создает атмосферу спокойствия, вызывает положительные эмоции. Приложение№11.

На новогодний школьный праздник изготовили с воспитанниками диско – почту, для музыкальных заявок и поздравлений друг друга. Проделанная работа вызывает большой интерес к творческой деятельности, учит заботиться друг о друге, дарить радость праздника, повышает интерес к музыкальному творчеству. Приложение №12.

Для отслеживания результатов проведенной работы, развития творческих способностей воспитанников, была проведена контрольная диагностика. Результаты диагностики 13 воспитанников показали:

На конец 2014- 2015 учебного года высокий уровень развития творческих способностей воспитанников составил – 38,5%, средний – 53,8%, низкий – 7,7%. Диагностика учащихся 8 класса показала, что высокий уровень увеличился на 21,9%, низкий понизился на 8,9%. Полная диагностическая карта в приложении №13.

На начало 2015-2016 учебного года высокий уровень развитие творческих способностей воспитанников 9 класса составил – 23,1%, средний уровень 69,2%, низкий уровень 7,7%. На конец учебного года высокий уровень составил 46,1%, средний уровень 46,1%, низкий уровень 7,7%. Диагностика воспитанников показала, что высокий уровень увеличился на 23%, низкий уровень остался 7,7%.  Полная диагностическая карта развития творческих способностей воспитанников на 2015-2016 учебный год в приложении №14.

Исходя из проведенной диагностики выявлено, воспитанники овладели определенными знаниями, умениями и навыками. Развитие творческих способностей воспитанников за период с 2014 по 2016 учебный год на май месяц увеличилось на 8%, низкий уровень остался 7,7%. Сравнительная диагностика творческих способностей воспитанников на 2014-2016 учебный год в приложении №15.

Проделанная работа творческого развития воспитанников закрепляется и раскрывается в режимных моментах, на самоподготовке, в жизненных ситуациях. У воспитанников повысилась техника чтения, память, пересказ. Ребята стали дружными, сплоченными, всегда готовы прийти на помощь друг другу и окружающим, у воспитанников повысился интерес к учебе, спорту. Ребята моего класса принимают активное участие в областных и районных конкурсах, соревнованиях занимают призовые места. Приложение №16.

Практика  показала, что работа по развитию творческих способностей дает положительные результаты, о чем свидетельствуют диагностические данные:

Методом наблюдения мною проведены диагностические исследования уровня воспитанности детей за период 2014-2016 учебный год. Исходя из проведенной диагностики выявлено, средний уровень воспитанности детей на начало 2014-2015 учебного года составил 3,7 (33,4%), низкий уровень (16,6%). На конец 2015-2016 учебного года, средний уровень воспитанности составил 4,2 (38,5%), низкий уровень (15,4%). Средний уровень воспитанности детей повысился на 5,1%, низкий уровень понизился на 1,2%. Полная диагностическая карта уровня воспитанности в приложении №17.

Подводя итоги работы по теме «Развитие творческих способностей воспитанников с нарушением интеллекта как условие их успешной социализации в обществе», я считаю, что творчество одна из форм организации взаимодействия педагога и детей, их отношения становятся более теплыми и доверительными. Правильно организованная творческая деятельность вызывает интерес у детей, позволяет достигать положительных результатов в развитии личности человека, способствует успешной социализации в обществе. Я уверена, что мои воспитанники в дальнейшем благополучно социализируются в обществе.

О себе сообщаю следующие сведения:

С 2015 года являюсь руководителем МО воспитателей. Вхожу в состав творческой группы школы, в методический совет школы. Принимаю активное участие в фестивалях, семинарах, в спортивной школьной жизни. Сама пишу и составляю сценарии к праздникам, размешаю материалы на сайте школы Веб-сайт: РОСТОК-ЛИНЕВО.РФ. Отвечаю за музыкальное сопровождение школьных, районных, областных мероприятий, праздников, провожу школьные дискотеки. С целью увеличения качества образования  постоянно повышаю свой профессиональный уровень через участие в педагогических советах, выступлениях на МО.

Участвую в онлайн – вебенарах:

- «Система условий реализации адаптированных основных общеобразовательных программ обучения с ОВЗ»;

- «Иллюстрация как способ обучения, воспитания и развития детей и взрослых»;

- «Психогимнастика творческого мышления школьников с ОВЗ»;

- «Капризы у детей. Причины, методы психологической диагностики, коррекция».

В совершенстве владею программой «Word 2010», «Excel 2010». Программой для резки и редактирования музыки в онлайн, программой для создания слайд – шоу «Slideshow Creator», программой для создания рисунков «Paint», программой фотошоп «Adobe Photoshop», программой для монтажа видеофильмов «Киностудия». А также поисковыми браузерами Opera, Mozilla, Google. Пользуюсь электронной почтой gulia.kohka2014@yandex.ru, Skype. Зарегистрирована на сайте социальная сеть работников образования nsportal.ru Мой сайт воспитателя школы - интернат  На сайте размещаю публикации.

Литература:

  1. Шевчук Н.Л. «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ».
  2. Буйлова Л.Н., Филиппова Е.А. «Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей» Учебно-методическое пособие. – М.: МИФИ, 1999.
  3. Ветлугина Н. А. «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр» Москва 1958г.
  4. Астахов А.И. «Воспитание творчеством» Москва 1979г.
  5. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» Москва 1991г.
  6. Пономарев Я.А. «Психология творчества и педагогика». Москва 1978г.
  1. Панфилова М.А. «Игротерапия общения»: тесты и коррекционные игры. – Москва: ГНОМ, 2001.
  2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Проблемные дети»: основы диагностической и коррекционной работы. – Москва, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по музыке в 1 классе "Музыка вечера" учителя высшей категории Козлова Олега Филипповича, МБОУ Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.

Методическая разработка урока по музыке  в 1 классе «Музыка вечера». Программа авторов Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Автор: учитель музыки и истории  высшей категории, Козлов...

Самоанализ педагогической деятельности на высшую категорию

Работа содержит достижения моих учеников, описание моей работы, цели и задачи.Особое место занимает место уроков литературы в учебном процессе, потому что это особенный предмет. В работе представлены ...