"Александр Блок и Георгий Свиридов. «На поле Куликовом»: опыт осмысления" - статья
статья (11 класс) по теме

Бобрышева Наталья Ивановна

         

Размышляя над проблемами современности, Г.Свиридов чаще обращал свой взор вглубь отечественной истории, ища в ней истоки взлетов и падений истоки славы России. Его беспокоило распространившееся в последнее время  « стремление унизить Россию, во что бы то ни стало унизить ее народ…  и опошлить его культуру». В творчестве композитор часто  обращается к стихам Блока, характеризующим его,  как национального  эпического поэта, для которого тема Родины, России была центральной, самой важной и заветной.       Как и Свиридов, Блок он чувствовал тревогу за будущее страны, он предчувствовал неизбежность новых исторических катаклизмов. Стихи, отобранные композитором, относятся к дооктябрьской эпохе.         Так из сопоставления разных сторон  облика  России, из сложного переплетения ряда идейно-образных и музыкально-драматическких линий , рождается свиридовское понимание исторического предназначения  России.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Бобрышева Наталья Ивановна,

преподаватель русского языка

Воронежского музыкального

                                                                                                                             колледжа им. Ростроповичей

 Александр Блок  и Георгий Свиридов. «На поле Куликовом»: опыт осмысления.

«Русь! Русь! Окрыто-пустынно и ровно все в тебе; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая , несущая по всей длине и широте твоей, от моря до моря, песня?  Какая непостижимая связь  таится между нами? Что пророчит сей  необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родится беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю; когда есть где развернуться и пройтись ему?»

                                             А.Блок

            Размышляя над проблемами современности, Г.Свиридов чаще обращал свой взор вглубь отечественной истории, ища в ней истоки взлетов и падений истоки славы России. Его беспокоило распространившееся в последнее время  « стремление унизить Россию, во что бы то ни стало унизить ее народ…  и опошлить его культуру».

          В творчестве композитор часто  обращается к стихам Блока, характеризующим его,  как национального  эпического поэта, для которого тема Родины, России была центральной, самой важной и заветной. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь, - писал сам Блок в 1908 году. -

Ведь здесь – жизнь и смерть, счастье и погибель» (письмо к С.Станиславскому)[1]

      Как и Свиридов, Блок он чувствовал тревогу за будущее страны, он предчувствовал неизбежность новых исторических катаклизмов. «Да, мы на кануне «великого бунта». Мы на кануне событий, и то, что не удалось один, другой и третий раз, - удастся в четвертый»[2]

        Замысел ряда стихов о Родине складывался у Блока под впечатлением 1905-1907 годов. Именно в это время и задумываются лучшие стихи поэта о России – «На поле Куликовом».

       В 1912 году в примечаниях к III тому стихотворений поэт писал: «Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди».

        К теме Куликовской битвы Блок обращается и позже. В 1919 году он готовит текст кантаты  «На поле Куликовом» для композитора Ю Шапорина, а позже собирается написать «историческую картину» (драму) о Куликовской битве. Все это свидетельствует о том, что Куликовская битва для Блока была событием, изменившим весь ход истории.

        Свиридов считал, что Блок «исключительно музыкальный поэт». Композитор писал: «Музыка являлась побудительной причиной многих его произведений…» [4, с138]. Но вместе  с тем, он осознавал те трудности, с которыми ему придется столкнуться в процессе работы над циклом «На Куликовском поле». «…для этого, - писал он, - надо быть несомненно музыкантом, то есть музыкантом-профессионалом и в то же время знать и любить  Слово, знать и любить Поэзию , знать историю и любить Россию, быть причастным к ее духовной жизни, достигшей исключительной высоты в годы, когда творил этот великий поэт.» [4,137]. Эти слова являются своеобразным ключом  к пониманию главной идеи, которую воплотил Блок в своем поэтическом цикле «На поле Куликовом». В 1908 году, когда создавался этот цикл, Блок слышал грозный гул надвигающихся «невиданных мятежей». Пророческая строка: «И вечный бой! Покой нам только снится…» освящена прошлым, настоящим и будущим русской истории.

         В цикле Блока  «На Куликовском поле» нет конкретного описания исторических событий, но есть их подлинная стихия. Отсутствие строгого сюжета, свобода переключения одного плана в  другой, отсутствии какой-то одной ярко выраженной кульминации  - все это приметы эпического. Но главное – истинно эпическое единство природы, истории и личной судьбы. Суть «На поле Куликовом», его нерв – в необычайно напряженной связи времен, когда границы между прошлым, настоящим и будущим становятся такими зыбкими, что содержание воспринимается одновременно в разных исторических плоскостях. Стоит вспомнить хотя бы о перебивке  грамматических времен – прошедшего («Наш путь – стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь»),

 - будущего («Домчимся. Озарим степную даль»),

-настоящего («Летит, летит степная кобылица») -

в одном стихотворении, в непосредственном соседстве друг с другом.

         Удивителен образ героя цикла, одновременно война ХIVвека – одного из многих ( « Я- не первый воин, не последний…») – и современника.  В этой двойственности – психологическая острота, не покой человека, стоящего на ветру  из открытого в будущее окна. Блоковский герой, кроме того, отличен исконно присущей русскому  характеру чертой, «которая многое объясняет в нашей истории  и которая в свою очередь  во многом объясняется нашей историей, - готовность к долготерпению… к самопожертвованию!» (Ф.Абрамов).

Я - не первый воин, не последний,

Долго будет родина больна.

Помяни ж за раннею обедней

Мила друга, светлая жена!

         Вспомним слова преподобного Сергия, благословляющего воинов на подвиг: «Время вашей купли настало». Ведь не о том, что продается и покупается среди людей на торжищах, вел речь игумен. Он говорил о «выкупе» из мертвых, потому что гибель воина за землю свою делает его бессмертным  в памяти народа. Ценой этой гибели будет выкуплена свобода  на Руси.» (Ю.Лощиц)[3].

         Исключительно важная сторона  поэтики Блока – сложная символика и ассоциативность. Прежде всего излюбленный символ: Русь – жена, невеста. Сложный смысл «ущербной луны» - магометанский знак и одновременно олицетворение темного, страшного в себе и вокруг. Обращает на себя внимание образ мглы – «ночной и зарубежной», «И мглою бед неотразимых…», «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла, И словно облаком суровым, грядущий день заволокла». Интересен тот факт, что в «Сказании о мамаевом побоище» мы читаем про «глас велик птичь»: над татарским станом «гуси и лебеди непрестанно крылы плещущее, необную грозу подают». «Сказание…» написано под влиянием «Задонщины», в которой мы читаем: «Уже бо въскрипли телегы меж Дономъ  и Непромъ, идут хинове в Руськую землю… Тогда гуси возгоготаша на рчкы на Мечи, лебеди крилы въсплескаша.»

       Московский художник Юрий Ракша, работавший над триптихом о Куликовском поле, говорил: «Эта работа для меня самая главная и самая современная. Вот уже несколько лет я живу во влпсти Куликова поля , и время битвы приблизилось настолько,  что я стал ощущать себя среди тех, кто вышел тогда на битву. А рядом с собой будто увидел своих ровесников, своих сегодняшних сограждан».

       В целом писателями и художниками создано немало замечательных произведений, посвященных истории русского народа. Историческая тематика нашла достойное воплощение  и в оперном творчестве русских композиторов: «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Хованщина»… Но в области симфонического и вокально-симфонического жанра  русская историко-патриотическая тематика почти не отражена: «1812год» Чайковского, «Иван Грозный» Рубинштейна, «1000лет» Балакирева. Тем большее значение приобретает произведение Г.Свиридова – «Пять песен о России», над которыми он работал всю жизнь. Для композитора обращение  к исторической теме Блока не было случайным. Муза поэта вдохновила Свиридова  на создание оратории «Пять песен о России». Она написана для баса, баритона, меццо-сопрано, сопрано, хора и оркестра в 1967 году. Стихи, отобранные композитором, относятся к дооктябрьской эпохе[4]. «Пути России казались тогда Блоку неисповедимыми, облик ее – загадочным, окруженным мистической тайной»[5]. Тоже представление о России находим у Тютчева («Умом Россию не понять…») и у Гоголя («Русь! Куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа…»)

    Как и поэт, Свиридов не ставил перед собой задачи художественного воплощения исторических событий. Отказываясь от пересказа бытовой обстановки, он переключил всю свою творческую активность  на создание правдивых образов людей того времени, на передачу их мыслей и чувств. Прежде всего композитор говорит о великом чувстве любви к Родине.

       Наиболее полно облик Родины запечатлен в одной из песен- «Ты и во сне необычайна». Здесь Россия предстает из глубины веков, овеянная легендами древних народов. В этой песне выполняющей роль Пролога, сильно исповедальное начало. Музыка с огромной силой передает нежное и взволнованное чувство любви композитора к России.

         В основу другой части, названной «Наш путь степной», положены стихи Блока из цикла «На поле Куликовом»». Своим сюжетным содержанием  произведение отсылает слушателей  к одному из переломных моментов русской истории,- Куликовской битве.

          В творчестве композитора Куликовская битва предстает символом всей тысячелетней борьбы русского народа с его врагами, которые шли на нашу страну с Востока и Запада. Не исключает он и участие в военных делах  Русской Православной Церкви в борьбе за освобождение Родины, что придавало войне против неверных священный характер[6] . «Словом Давидовым говорит нам святая Церковь: Благословенъ Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение, персты моя на брань (Пс 143,1). Дыхание веков, исторический масштаб событий ощутим  в музыке с самого начала. Главная тема в этой части – безостановочное течение времени. («Река раскинулась…») Неторопливое повествование из глубины веков . Мелодия сливается с кульминацией – «Закат в крови». И наконец звуки  колокола  перерастающие в набат. («Покоя нет! Степная кобылица несется в скачь!»)

        В первом стихотворении Блока заключается зерно конфликта всего  свиридовского цикла. Г.П.Федотов в своей книге «Опыт и комментарии к литературному циклу Блока» предполагает такую интерпретацию этого стихотворения: «Уже этот  первый листок лирического пятилистника волнует противоречивостью образов «Где мы? На берегах северной речки или в южных степях? Грусть реки и стогов, скудность глины указывает на великорусский север…. Но кобылица его мнет ковыль! И почему она «степная» (дважды)?[7]

      Символ степи очень значителен, так как повторяется до пяти раз. Конечно, степь, «где грустят стога», совсем не та степь, где растет ковыль. Этот образ взят умышленно.

         Он предварил основную тему: тоску – печаль северного поля и страсть южных степей. Эта тоска – «твоя, о Русь!», и вместе с тем она «пронзает грудь стрелой татарской древней воли». Тоска Руси - татарская тоска. Поэт мчится на бой с татарской ратью, неся в груди татарскую тоску по древней степной воле. Вот основное противоречие , определяющее весь сдвиг образов. С ним связано и другое. Степная воля лирически звучит по-разному  и в музыке композитора. Сначала это радостное упоение: « Я не боюсь… Домчимся. Озарим». И вдруг ужас :«Останови! Истранные тучи… плачь, сердце, плачь!...». Итак, вся песня Свиридова проходит в трех вариантах основной темы степной тоски. Есть и другое толкование значения  слова воля, о котором не мог не знать композитор. В 1380 году Русь вышла на бой с Мамаем, но в русском войске было очень много крещенных татар, осевших за годы ига  в русских землях  и перешедших на службу к русским князям. Татарская воля влияла на формирование русского национального характера. В результате -  « И вечнный бой! Покой нам только снится // Сквозь кровь и пыль.»

          Есть в этой части еще одна яркая тема. Она выражает вековечную тоску и внутреннюю силу. («Из сердца кровь струится» и «Плачь, сердце, плачь»), «С эпической силой обобщения музыка говорит о вековых  испытаниях и бедствиях, что обрушились на русский народ. И одновременно – о его стойкости  и мужестве» (Элик)[8].

           В лирической песне «Под насыпью, во рву некошеном» смерть девушки воспринимается как аллергическое выражение трагедии страны, полной юных неистраченных сил, гибнувших напрасно. Песня «Над братской могилой» («Я не предал Родины знамя»), где говорится о русских воинах, павших на полях сражений  в 1914 году , вновь возвращает нас к теме Куликовской битвы.

Да, ночные пути роковые,

Развели нас и вновь свели,

И опять мы к тебе, Россия,

Добрели из чужой земли.

           Музыка напоминает похоронный марш .

           А в конце песни, где герой поет о «звезде Вифлеема» - символ веры в добро, любви к людям, - музыка словно излучает тихий ясный свет. У Блока сказано об этом: « За святое дело мертвым лечь».

          Исход битвы, определяющей путь целого народа, решается в небесной битве, битве сил света и тьмы; сосредоточием этой битвы становится  Россия и сердце поэта.

             В смятении боя, в предощущении грядущих человеческих  страданий, где высший небесный мир объединяется с миром земным ( «Да, ночные пути, роковые, Развели нас и вновь свели…»), в предчувствии великого пожара – зарева («…Я вижу над Русью далече // Широкий и тихий пожар») на помощь войну приходит Она, / чей лик не рукотворный // Светел навсегда».

Явись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи!

«Сгущая блоковские мысли и представление о России в единый музыкальный образ, Свиридов избирает для него сжатую и емкую песенную форму. В финале слышится ритм скачки («Летит, летит степная кобылица» и гоголевская тройка)– это создает образ стремительного неудержимого движения .»[9]

        Так из сопоставления разных сторон  облика  России, из сложного переплетения ряда идейно-образных и музыкально-драматическких линий , рождается свиридовское понимание исторического предназначения  России. Путь ее из глубины веков в новые дали  - путь битв за свободу, создание и утверждение высоких художественных идеалов народа.

Свиридовское прочтения, хотя и не охватывает «все души излучины» поэта убедительно передает  ту «полноту жизни»», которая так была близка поэту. Свиридов высвечивает в Блоке «художника мужественного глядящего в лицо миру», «своим искусством, зажигающего старый мир своим огнем».

…….Творчество большого художника неисчерпаемо. Таков Блок, и каждый , кто обращается к его произведениям, находит в них близкое себе и своему времени. В результате рождаются произведения, живущие новой жизнью.

Литература

1.А.Блок. Собр. Соч.т.8. Письма. (государственное изд-во художественной литературы М – Ленинград, 1963, с265 – 266, 366

2. Блок и музыка: [Сборник] , сост. М. Элик. – М.: Сов.композитор, 1972, с2054

3. Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки. Сост. А.Золотов. М.; Советский композитор, 1983.

4. А.Блок. Стихотворения и поэмы.

5. Орлов Вл. «Гамаюн»/ Совет писатель, 1980г.

6. Ю.М. Лотман. Анализ поэтического текста. Издательство «Просвещение» Ленинградское отделение; Ленинград, 1972.

7. А.Горелов. «Гроза над соловьиным садом. Александр Блок./ Советский писатель. Ленинградское отделение. 1970

8. Элик М. Свиридов и поэзия. -  М, 1972 – с 208

9. Лощиц Ю.М. Дмитрий Донской / Авт. –сост. Ю.М,ЛОщиц М., 1996 (серия «Росс»). – с. 139

10. Летописные повести о Куликовской битве.

11. Федотов Г.П. На поле Куликовом.// Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.: АСТ, 2003 – с.535 – 536

12. Задонщина.

13. Никольская летопись. ПОРЛ.. СПБЛ., 1986г. т ХI – с 60  


[1] Александр Блок VIII, с265-266

[2] Там же, с365

[3] Ю.Лощиц. кн. Дмитрий Донской. с139

[4] Все стихотворения, кроме первого(имеющего у Блока заглавие «Русь»). Входят в цикл «Родина» (1908-1916)

[5] Блок и музыка:[Сборник] / сост. М. Элик. – М.: Сов. композитор, 1972 – 205с./

[6] Никольская летопись. ПСРЛ. СПБ., 1896г. т ХI с60.

[7] Федотов Г.П. На поле Куликовом // Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М. : АСТ, 2003, с 535 – 536.

[8] Элик М. Свиридов и поэзия. – М., 1972. С 208

[9] Элик М. Свиридов и поэзия. – М., 1972. С 211


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе А.А. Блок Цикл стихотворений На поле Куликовом

Урок литературы в 8 классе А.А. Блок Цикл стихотворений На поле Куликовом...

Лингвокультурологический анализ цикла стихотворений А. Блока "На поле Куликовом"

Анализ лингвокультурологического пространства стихотворного цикла А. Блока....

Урок литературы в 8 классе по теме «Образ Родины в лирическом цикле А.А.Блока «На поле Куликовом» (конспект, презентация, тест)

Цели: 1) познакомить учащихся с биографическими фактами и атмосферой, в которой жил и творил поэт;                 2) ра...

Слайд-шоу к циклу стихов А.А.Блока "На поле Куликовом"

Материал предназначен для использования на уроке литературы в 9 классе " Историческая тема в творчестве А Блока". Презентация, выполненная в PowerPoint, позволяет обучающимся погрузиться в мир стихотв...

Методический материал к уроку литературы в 8 классе Александр Блок «На поле Куликовом».

Методический материал к уроку литературы в 8 классе.Александр Блок «На поле Куликовом».Продолжительность фильма 9 минут....

"Русь изначальная" в творчестве А.Блока (цикл стихотворений "На поле Куликовом"). Метод аналитического чтения

Данный урок предназначен для учащихся 9 класса основной школы. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные учебные возможности. Содержание учебного материала соответствует цели урока, требованиям учеб...