Аналитическая справка о наличии системы работы с одарёнными детьми (мотивированными учащимися) в рамках урочной и внеурочной деятельности
консультация на тему

Габдрахманова Раиса Рудольфовна

Опыт работы с одарёнными детьми и с мотивированными учащимися убеждает, что только широкий диапазон включенности ребенка в учебную творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие, формирование гражданской идентичности. Поэтому одним из ведущих условий организации учебной деятельности детей считаю использование современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_odaryonnye.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

о наличии системы работы с одарёнными детьми

(мотивированными учащимися)

в рамках урочной и внеурочной деятельности

Поддержка прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности является актуальной в современной школе. Это подтверждается и в Национальной инициативе  «Наша новая школа», где наряду с важнейшими направлениями образовательной деятельности  вопросам развития одаренных и талантливых детей уделяется особое внимание.

Опыт работы с одарёнными детьми и с мотивированными  учащимися  убеждает, что только широкий диапазон включенности ребенка в учебную творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие, формирование гражданской идентичности.  Поэтому одним из ведущих условий организации учебной деятельности детей считаю использование современных образовательных технологий. Во-первых,  большинство современных образовательных технологий предполагает использование системно-деятельностного подхода. Хотя данный подход является  составной  частью ФГОС второго поколения, тем не менее, важный принцип СДП: организация самостоятельности учащихся в учебной деятельности  -  позволяет мотивированным детям не только выполнять работу самостоятельно на этапе закрепления или повторения материала, но и самостоятельно изучать материал по теме урока.  

Эффективно использование игровых методов: например, на уроке – празднике, который  наряду с обучающими, развивающими, воспитательными задачами  обеспечивает создание особой  эмоциональной атмосферы, для способного ребёнка создаются особые условия раскрытия не только уровня знаний, но и других  возможностей: воображения, музыкальности, способности к драматизации, что в целом направлено на развитие личности ученика.  

Не менее важным является использование дифференцированного обучения. Например, на уроке активизации употребления лексики по теме «Лондонский зоопарк» мотивированным ученикам  предлагается собрать рекламу, составить экскурсию-презентацию, написать письмо, то время как дети с более низким уровнем познавательной активности выполняют задания по образцу, алгоритму и др.  Дети могут работать в группе, парами или индивидуально, главное условие: у всех одинаковый набор слов, который надо обязательно использовать, при соблюдение стилистических особенностей текстов.

Интересным приёмом работы для учащихся данной категории  является прием работы по методу синквейна, который  способствует расширению лексического запаса учащихся, развивает навыки самостоятельной деятельности.  Перечисленные приёмы обязательно применяются в сочетании с  информационно-коммуникационными технологиями.

Учащиеся с высокой познавательной  активностью с удовольствием  работают в системе  взаимообучения. Продуктом совместной работы  являются  мини-проекты.  В свою очередь  метод проекта способствуют созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия и помогают моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

Так, например, после изучения темы «Путешествие по англоговорящим странам» в рамках регионального компонента ученикам было предложено создать рекламный буклет «Край,  в котором я живу», цель которого пригласить туристов посетить Усть-Омчуг. Впоследствии один из мини-проектов был включен в викторину по англоговорящим странам для проведения рекламной паузы. А второй вдохновил ученицу к созданию цикла проектно-исследовательских работ о Тенькинском районе: «Усть-Омчуг – моя родина», «Усть-Омчуг – земля поэтов», «Тенька – край художников» с которыми она выступила на школьной научно-практической конференции «Мы и мир больших проблем».

 В обучении английскому языку исследовательско - проектная деятельность может быть использована в контексте учебной программы.  Например, УМК для 5-8 классов «Enjoy English» Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Ленская Е.А.  предлагает темы проектов: «Путешествие по Лондону», «Защита окружающей среды», «У нас много общего», «Вокруг света», «Наши сверстники  за рубежом», «За здоровый образ жизни», «Средства массовой информации»  и т. д.  

Особенно перспективно использование ИКТ для решения исследовательских задач, но  ценностно-смысловая сфера в это время преобразуется. У учащихся формируется ценностное отношение к информационно-коммуникационным технологиям как к эффективному средству повышения своего уровня знаний. Именно этот аспект представляется сильной стороной так называемого сопутствующего обучения (когда учащийся специально не обучается ИКТ, а осваивает их параллельно программе учебника английского языка, по которому он  осуществляет  повышение уровня своих знаний).  Следует подчеркнуть, что именно наличие высокого уровня мотивации, характерного для учащихся с высокой познавательной активностью, является условием организации сопутствующего обучения. В процессе сопутствующего обучения учащимися приобретается опыт использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач собственного повышения уровня знаний в области ИКТ, который формируется в реальной деятельности. Они имеют возможность при этом обнаруживать эффект от применения ИКТ в реальном режиме времени, а не «отложено» (предварительное освоение ИКТ для применения их затем в самообучении).

В процессе внеурочной работы с мотивированными учащимися использую различные формы: факультативы, кружок знатоков английского языка, клуб «Любители английского языка», газета «Superskolka» («Супершколка»). Факультативные занятия в основном направлены на подготовку к олимпиадам , ученики решают задания повышенной сложности, занимаются  переводом текстов произведений разных жанров ( с английского на русский и наоборот). Участники кружка знатоков английского языка осуществляют исследовательскую работу, готовят работы на научно – практическую конференцию школьников.  Клуб «Любители английского языка» традиционно заседает в период работы научно – практической конференции «Мы и мир больших проблем», ребята представляют свои творческие произведения, переводы, проекты.  Совмещение работы учителя английского языка и педагога дополнительного образования как руководителя школьной газеты   «Superskolka» является фактором, который обогащает условия для работы с мотивированными учащимися:  как сотрудники   редакции и корреспонденты  ученики имеют возможность публиковать  свои работы (переводы) в разделе  «Страница переводов», размещать анонсы исследовательских, проектных работ.

Использование перечисленных технологий  в работе с мотивированными обучающимися способствует их успешному участию в олимпиадах, в том числе, дистанционных, научно – практических конференциях, конкурсах.

Учитель английского языка                                         Р.Р. Габдрахманова

Директор школы                                                           Е.Ю. Реброва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности

В работе раскрываются проблемы и пути решения развития читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности.Это итоговая работа по курсам повышения квалификации ФГОС НО...

Формирование ИКТ-компетентности в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Материал выступления на педсовете, посвященному внедрению ФГОС....

Статья "ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это ...

Дипломная работа веб-квест как активная форма организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся

Данная работа раскрывает один из приемов проектной технологии в урочной и внеурочной  деятельности...

Система работы с одарёнными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Система работы с одарёнными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности(из опыта работы)...

Методическая разработка дистанционной игры для использования в рамках урочной и внеурочной деятельности.

       Дистанционные технологии - это одно из приоритетных направлений развития образования в наши дни. Их использование повышает эффективность обучения, развивает в детях с...

Предпрофильное образование в рамках урочной и внеурочной деятельности

МАОУ лицей №11 им. В.В.Рассохина  совместно с  Армавирским  механико-технологическим институтом, филиалом Кубанского государственного технологического университета,  реализует прое...