ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ГОРОДА ПО ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
статья по теме

Ракова Наталья Ивановна

Статья подготовлена дл выступления на областной конференции "Профессиональная адаптация выпускников на рынке труда".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ГОРОДА ПО ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Н.И. Ракова, мастер производственного обучения

ГАОУ АО СПО «АХТУБИНСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

  «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо если я занимаю ребёнка в мастерской, его руки работают в пользу его ума: он становится философом, считая себя только ремесленником», - эти мудрые слова, принадлежащие выдающемуся представителю эпохи Просвещения, философу, писателю, величайшему  педагогу Жан-Жаку Руссо, ярко отражают суть образовательной деятельности в системе профессионального образования,  ориентированной на конечный результат. Освоение компетенций, общих и профессиональных, является конечной целью профессионального образования. Моя задача, как мастера производственного обучения, состоит в том, чтобы каждый обучающийся с первых занятий усвоил главное: избрав профессию «Мастер общестроительных работ», он должен стать рабочим высокой квалификации, приобрести за время обучения определённый образовательными стандартами (ФГОС) практический опыт в выполнении каменных работ:

  • выполнять подготовительные работы при производстве каменных работ;
  • производить общие каменные работы различной сложности;
  • выполнять сложные архитектурные элементы из кирпича и камня;
  • выполнять монтажные работы при возведении кирпичных зданий;
  • производить гидроизоляционные работы при выполнении кладки;
  • контролировать качество каменных работ;
  • выполнять ремонт каменных конструкций.

    На современном этапе (этапе внедрения и реализации ФГОС нового поколения) образовательное учреждение обязано согласовать свои учебные программы с работодателями. От работодателя требуется внесение в содержание программ своих предложений, рекомендаций по формированию конкретных качеств личности и профессиональных компетенций, необходимых рабочему на данном предприятии. Это позволит учебному заведению подготовить специалистов, нужных производству. Но руководители промышленных предприятий иногда формально подходят к процедуре согласования основных профессиональных образовательных программ, ставят подпись в протоколе согласования, не интересуясь их содержанием. Процесс социального партнёрства, каким его себе представляют образовательные организации, отсутствует.

В результате освоения программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, на занятиях теоретического и производственного обучения, во время учебной и производственной практики  обучающиеся приобретают знания, умения и, самое главное, овладевают практическим опытом в соответствии с требованиями ФГОС.

   В настоящее время российский строительный рынок, благодаря успешной деятельности промышленной группы КНАУФ, являющейся крупнейшим инвестором в промышленность строительных материалов России и Астраханской области, постепенно переходит к использованию энергосберегающих, лёгких и экономичных систем и технологий в строительной отрасли. ЗАО «КНАУФ ГИПС БАСКУНЧАК», расположенное на территории Ахтубинского района, осуществляет следующие виды деятельности:

  • добыча полезных ископаемых;
  • разработка каменных карьеров;
  • добыча известняка, гипсового камня и мела;
  • оптовая торговля строительных материалов;
  • производство изделий из бетона, гипса, цемента;
  • производство гипсовых изделий для использования в строительстве.

С целью рекламы продукции ЗАО «КНАУФ ГИПС БАСКУНЧАК» специалисты предприятия провели на базе Ахтубинского губернского техникума мастер-класс для преподавателей и обучающихся группы «Мастер общестроительных работ» по применению продукции предприятия в строительных работах. Мы надеемся на расширение сотрудничества с производственными предприятиями.  

   Поражение российской команды в Международном чемпионате молодых рабочих (выпускников профессиональных образовательных организаций) в Лейпциге в начале июля 2013 года, где Россия заняла последнее – 54 место, никого из россиян не оставило равнодушным. Трудно было признать, что наши выпускники не умеют быстро и качественно работать руками. Российская команда была представлена 15 профессиями: сварка, парикмахерское искусство, камнеобработка, автопокраска, укладка кирпича, плиточная облицовка, столярное дело, кузовной ремонт и другими. Оценивалось «качество» и «скорость» выполнения практических заданий, а также   способность  использования новейшего электронного оборудования и аппаратуры. Наши ребята, не обладая опытом работы на современном оборудовании, пользовались обыкновенной линейкой, чтобы выполнить замеры деталей. СМИ отмечают, что для Министерства образования и науки Российской Федерации результаты выступления нашей команды не стали неожиданностью, уровень подготовки специалистов в России уступает мировому. Для себя мы сделали вывод, что не только «провинция» испытывает проблемы с материально-техническим оснащением, отсутствием современного технологического оборудования в учреждениях профессионального образования.

    Испытывая материальные трудности, мы (наша администрация, педагоги, мастера производственного обучения) стараемся изыскивать любые возможности, чтобы выполнить программы профессиональных модулей, добиться освоения видов деятельности «Выполнение каменных работ», «Выполнение сварочных работ ручной электродуговой сваркой», наиболее востребованных на рынке труда. Соглашаемся работать на кирпичном заводе, чтобы заработать кирпич для строительства гаража на «машинном дворе» техникума, а также с целью приобретения практического опыта при возведении каменных конструкций; выполнения монтажных работ при возведении кирпичных зданий; контроля качества каменных работ; выполнения ремонта каменных конструкций. Иными словами, – достичь конечного результата - овладения общими и профессиональными компетенциями в освоении вида профессиональной деятельности по профессии «Мастер общестроительных работ».

   Ахтубинский губернский техникум активно сотрудничает и с другими предприятиями и общественными организациями города. Обучающиеся проходят производственную практику на предприятиях и в организациях города и района. Хорошие отзывы о прохождении практики получила администрация техникума от руководства Ахтубинской центральной районной больницы, где выпускники выполняли каменные работы - возведение стен и перегородок при сдаче в эксплуатацию инфекционного корпуса. Благодарность за участие в строительных работах при возведении Храма Владимирской иконы Божией Матери была адресована мастеру производственного обучения и всей группе ребят, работавших на данном объекте. Принимая  участие в изготовлении керамзито-блоков на Ахтубинском бетонном заводе, ребята перенимали ценный опыт квалифицированных специалистов, воспринимали сотрудничество со старшим поколением как потребность в социально значимой гражданской деятельности; учились управлять своими эмоциями, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учётом требований других. Во взаимодействии с рабочим коллективом приобретали возможность саморазвития, самосовершенствования, проявления как профессиональных, так и социокультурных, коммуникативных качеств и способностей: доброжелательности, способности оказывать помощь другим людям, соблюдать обычаи, традиции, нормы этикета, присущие национальному, сословному менталитету.

  Ежегодно перед Днём Победы мы с нашими ребятами – строителями помогаем ветеранам Великой Отечественной войны, участникам тыла, бывшим нашим сотрудникам в ремонте квартир: клеим обои, выполняем настил линолеумных полов, покраску стен, окон, дверей. От этой работы получаем обоюдное удовлетворение и радость.

Ежегодно проводим в техникуме конкурс «Лучший по профессии» с целью:

  • определения и повышения качества профессиональной подготовки обучающихся;
  • повышения значимости и престижа рабочей профессии;
  • создания условий для развития инициативы и творческого мышления обучающихся;
  • формирования коммуникативных компетенций участников конкурса.

   Как правило, во всех мероприятиях участвуют и первокурсники, и выпускники: «новички» перенимают опыт старших, учатся работать в команде, развивая профессиональные способности (умение работать с инструментом, читать чертежи, быстро реагировать и принимать решение).

    Обучающиеся выпускных групп техникума имеют возможность получить дополнительную профессию за 50% стоимости за обучение. Это повышает их конкурентоспособность на рынке труда. Выпускники предыдущих лет выпуска приходят на «Вечера встречи», периодически организуемые в техникуме, поддерживают контакты с мастером. Большинство выпускников работают по выбранной профессии. Группа ребят, объединившись в команду, возводила спортивные объекты в Сочи. Приятно ощущать свою сопричастность с важными для страны событиями, каким должна стать зимняя Олимпиада-2014 года.

                                        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 апреля 2010г. № 447

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ

 2.Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж..-Ж.., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие/ Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский.-М.: Педагогика,1987.-416 с.- (Библиотека учителя).

3.http://sh65.ru/news/22/poslednee-mesto-zanyala-rossijskaya-komanda-uchaschihsya-na-mezhdunarodnyh-sorevnovaniyah-sr


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экспериментальной работы "Организация профильного обучения на основе сетевого взаимодействия муниципальных образовательных учреждений"

Программа экспериментальной работы "Организация профильного обучения на основе сетевого взаимодействия муниципальных образовательных учреждений"...

Статья "Метод проектов как способ подготовки конкурентоспособного специалиста"

Данная статья опубликована в собрнике IV Общероссийской заочной научно-практической конференции "Профессиональная школа в структуре развития трудового потенциала страны"...

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 5» Обособленное подразделение № 3 Зачёт в тестовой форме для студентов III курса VIII семестра. Иностранный язык

Инструкция к тесту:  Выбрать единственно правильный ответ из четырёх возможных;Написать на бланке номер тестового вопроса и букву единственно правильного ответа. май 2020г....

Выступление на городском заседании Школы молодого специалиста социальных педагогов образовательных учреждений г. Симферополя "Организация профилактической и реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении"

Цель выступления - познакомить молодых социальных педагогов с алгоритмом работы социально-психологической службы школы с детьми и семьями, которые включены в Банк данных Комиссии по делам несовершенно...

Программа «Межведомственное взаимодействие федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным российским обществом, является поиск путей снижения числа административных правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а...