Программа работы с одаренными детьми
методическая разработка на тему

 Мокова Залина Ауладиновна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_odarennymi_detmi.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы с одаренными детьми

Талант - это дар божий, который надо сохранить и приумножать. И в каждом человеке есть своя «изюминка», свое неповторимое «Я», поэтому, развивая систему работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей всех учащихся.

                                                                                                             (Савельева Л.И.)

Пояснительная записка

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Школе сегодня предъявляют высокие требования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Работа с одаренными учащимися в разных областях, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов в деятельности школы.

«Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей»- так обращался Президент России к Федеральному собранию РФ 30.11.2010 года.

Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Такие дети охотно, легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний. Для развития таких детей надо создавать условия и в школе, и дома.

Одаренных и способных детей надо привлекать к участию в олимпиадах разного уровня, конкурсах, викторинах, что обеспечивает формирование аналитического и критического мышления учащихся, развития познавательных компетенций школьников. Они должны научиться добывать первоначальный опыт проведения исследовательских работ, самостоятельно добывать знания, используя литературу, икт ресурсы, рекомендации учителя. Выступая перед сверстниками, ребята учатся представлять свои работы аудитории, дискутировать, отстаивать свою точку зрения. Метод проектов является первым шагом в большую науку. Работа с одаренными детьми включает следующие компоненты: выявление одаренных детей, развитие творческих способностей на уроках, во внеурочной деятельности. Важно, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка, поэтому таких детей надо вовлекать в спортивные секции. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребенок смог черпать из нее информацию, помогать ему самореализоваться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу. Необходима разумная система поощрения успехов таких детей. Очень важно сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования и самореализации. У педагогов и родителей должны быть общие цели и задачи в работе с одаренными детьми, поэтому важно повышать педагогическую культуру родителей таких детей. Им следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счете, зависят от того, как эта личность разовьется. Родители должны помогать педагогу в развитии их детей.

Модернизация  российской системы образовании, требования к уровню подготовки  выпускников школы в условиях компетентного  подхода,  введения новых  образовательных стандартов,  научно-технический   прогресс  обусловили  необходимость формирования и развития интеллектуального  и духовного потенциала нации. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.  Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

(Рабочая концепция одаренности. Богоявленская Д.Б.).

Цель программы по работе с одаренными детьми  – создание условий для поддержания интереса обучающихся к творческой учебно-исследовательской деятельности.  Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества, поэтому к  школе сегодня предъявляются  высокие требования.

Задачи:

  • Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик;
  • Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
  • Отбор средств обучения ,способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
  • Организация разнообразной внеурочной и внешкольной  деятельности;
  • Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

В каждой школе есть много детей, которых интересуют биологические дисциплины, но необходимо так увлечь, заинтересовать ребенка, чтобы в дальнейшем он пошел именно по этому направлению. И поэтому необходимо применять новые подходы, основывающиеся на педагогике сотрудничества, использовать различные виды работ по развитию способностей школьников, учитывать индивидуальные особенности ребенка, формировать и поддерживать положительные мотивы, привлекать его к активной деятельности, модернизировать формы, методы обучения и воспитания, создавать необходимые условия для развития личности. Для подросткового и старшего школьного возраста ведущими типами деятельности являются социально-коммуникативная и проектно-исследовательская деятельность как необходимое условие и средство для профессионального самоопределения. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам, т.е. он сам должен выбрать в окружающем мире и спроектировать «сформировать» у себя такие способности, которые необходимы для овладения выбранной им профессии. Предметом особого внимания педагога биолога является использование в работе таких методов, средств и форм обучения, которые направлены на развитие критичности и самостоятельности мышления, любознательности, изобретательности, самостоятельности и т.д. Существенно повысить эффективность развития интеллектуально-эвристических способностей можно только в том случае, если постоянно использовать в процессе обучения творческие задания. У наших детей есть прекрасная возможность создавать собственные научно-исследовательские и экологические фильмы, мультимедийные презентации, проекты и т.д. В процессе работы над такими заданиями школьники учатся применять свои знания, умения и навыки, используют различные виды деятельности. Одним из видов биологического творчества является научно-исследовательская работа, поскольку в процессе исследования живой природы дети открывают для себя новые ценности познания живой природы и собственного организма. Предусмотрено усвоение и оперирование понятиями методологии биологического исследования, проведения эксперимента, описания и интерпретации результатов. Независимо от специализации (ботаника, зоология, анатомия, психология и др.) будущий биолог должен уметь проводить качественные и количественные наблюдения, владеть микроскопическими методами, представлять данные и т.д. Поэтому доминирующим методом в моей работе есть исследовательский метод обучения биологической дисциплине. Он реализуется путем постановки познавательных и практических задач и заданий, требующих самостоятельного творческого решения. Мной практикуется проведение экскурсий как метод синтетического изучения окружающей среды. При обычном изучении объекты изолируются, изучаются отдельно, то есть доминирует анализ сложного целого. Как итог, знания учащихся разделены отдельно: отдельно растения, отдельно животные и т.д. Во время экскурсии все природные объекты и явления воспринимаются как единое целое в природе. Знания добываются учащимися в результате их собственного познавательного труда, имеет место эвристический или еще более высокий – исследовательский метод обучения. В работе с одаренными детьми мной широко используются новые современные технологии (формы, методы и приемы обучения), а именно: анкетирование, опрос, собеседование, тестирование, анализ литературных источников, творческие работы, проективный метод, метод прогнозирования, метод исследования проблемы. На основании выше сказанного можно использовать следующую программу работы с одаренными детьми. Программа работы с одарёнными детьми

Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Задачи:

- развитие творческой, исследовательской активности детей;

-развитие творческого мышления;

- развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками в процессе исследовательской деятельности.

- повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.

-создать условия для самореализации одарённых детей. - создать максимально благоприятные условия для интеллектуально - творческого и физического развития детей.

Аналитическая справка.

  •  Накоплен определенный опыт работы с одарёнными детьми.
  • В начале учебного года проводится опрос учащихся о возможном участии в школьных и районных олимпиадах, конкурсах и фестивалях.
  • Учащимся своевременно предоставляется информация и положения о проведении конкурсов.
  • Создан банк данных результатов участия детей в конкурсах.

Основные методы: развивающие упражнения и игры, метод групповой дискуссии, метод наблюдения, эксперимент.

Описание контингента участников программы. Программа разработана для обучающихся возраста 8-17 лет. В комплект для диагностики рекомендую методики, ставшие уже традиционными:

  • для определения уровня интеллектуального развития: тесты Д. Векслера, Дж. Равена и др.;
  • для оценки креативности: «Краткий тест творческого мышления (фигурная форма)» (тест Торренса Э. П. в адаптации Авериной И.С. и Щеблановой Е.И.); «Необычное использование» (тест Гилфорда Дж. в адаптации Авериной И.С. и Щеблановой Е.И.). (http://www.intellectrate.ru/creatio.htm)

Всем детям предоставляются равные условия для самореализации. Гарантия прав, как и обязанности участников, регулируются договором образовательного учреждения на предмет предоставления образовательных услуг. При необходимости можно заключить с родителями дополнительное соглашение на предмет приобретения недостающего оборудования и материалов для проведения экспериментов и создания проектов.

Численный состав группы: 4-7 человек.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность одной встречи – 1 учебный час.

Срок реализации программы: 28 часов

Условия проведения и ресурсы.

Условия проведения: просторное помещение со столами, стульями, доской.

Материалы: альбомы, конверты, микроскоп, колбы, и др. лаб. оборудование

Информационная обеспеченность: энциклопедии, толковые словари, научно-популярная литература.

Специалистом, реализующим данную программу, может быть педагог обладающий следующими характеристиками: доброжелательность, гибкость; профессиональный опыт, успешность педагогической деятельности, исследовательская компетентность, умение организовать конструктивное взаимодействие. Другие значимые качества: высокий интеллект, знания возрастного развития ребенка, его индивидуальных особенностей, интересов и мотивов, ценностные ориентации, способность к рефлексии.

Тематический план занятий.

  1. Развитие умения видеть проблемы.
  2. Наблюдение как способ видения проблем.
  3. Развитие умения выдвигать гипотезы.
  4. Развитие умения задавать вопросы.
  5. Развитие умения давать определения понятиям.
  6. Развитие умения классифицировать.
  7. Развитие умений и навыков взаимодействовать с парадоксами.
  8. Развитие умения наблюдать.
  9. Развитие умений и навыков экспериментирования.
  10. Развитие умений высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
  11. Развитие метафоричности мышления.
  12. Развитие дивергентного и конвергентного мышления. (Всего: 28)

Литература

1.Зайцева Н.В., Чепурных Е.Е., Синягина Н.Ю. и др. Анализ эффективности реализации мероприятий подпрограммы «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России» (1998-2003г.)-М., 2004

2. Постановление от 24 марта 2007г. №172 о федеральной целевой программе «Дети России» на 2007- 2010 годы.

3 Пустовалова В.В. «Работа с одаренными детьми». Инновационный проект подготовки к этапам олимпиады. Департамент образования Администрации, Томск, 2007 год.

4. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей. Педагогика, 2003 №6 . с.27-32.

5.Журнал «Завуч школы» №5 2006 год.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.

Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...

программа работы с одаренными детьми

программа. одаренные дети...

Программа работы с одаренными детьми

Таланты надо воспитать,Их надо развивать, в них надо верить!...

программа работы с одаренными детьми

программа разработана  с 2011 по2014 год...

Программа работы с одаренными детьми

В программе раскрывается значимость в современное время работы с одаренными детьми. Раскрываются формы, принципы и методы работы....

Программа работы с одаренными детьми

В данной программе обозначены основные направления работы с одаренными детьми в основной школе. Предлагается примерный календарно-тематический план. Программа рассчитана на 3 учебных года....

Программа работы с одаренными детьми

Программа работы школы с одаренными детьми. Программа работы учителя русского языка с одаренными детьми....