«Типы и виды современного урока в условиях введения ФГОС II поколения.»
методическая разработка по теме

Абдрахманова Розалия Райфатовна

 

Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.

 Урок — целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты.

 

Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное — творить, изобретать, исследовать.

Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся.

Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_2.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

  21 век объявлен Юнеско «веком образования», которое становится нравственным , духовным и экономическим потенциалом цивилизации в целом.  

 Качественное отличие настоящей школы заключается в его направлении не на передачу учащимся готовых знаний по отраслям наук, а на развитие компетенций, которые позволяют им самостоятельно оценивать  ситуацию,  решать проблемы в современной жизни, принимать самостоятельные решения.

 Родоначальник педагогики Ян Амос Каменский  и русской педагогики Константин Дмитриевич Ушинский «во главу угла» в обучении и воспитании ученика ставили классно-урочную систему  обучения и  воспитания.          Прошли столетия, а по прежнему детей каждый учебный день зовет школьный звонок на урок, и большая «армия»  учителей  спешит «сеять разумное, доброе, вечное». Конечно, современная школа, выбрав столь сложный путь развития, требует использования новых образовательных технологий и методов. каждый учитель планируя свой урок, ставит цели и задачи, которые он бы хотел осуществлять вместе с учащимися, рассматривая ту или иную тему.

Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.

 Урок — целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты.

             Во -первых, хочется, чтобы урок был интересным, ведь интересный урок - это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и взаимодействие друг на друга. Что может помочь сделать урок ярким, эмоциональным, способным вовлечь ученика в процесс самостоятельного поиска, возбудить у ученика интерес к изучаемому предмету, желания познания? Все эти вопросы задает себе учитель планируя урок.

       Во - вторых, учитель стремится к тому, чтобы урок был эффективным. Как бы мы не изощрялись, урок, придуманный Яном Каменским 400 лет назад, остается! Существуя несколько столетий, урок не мог трансформироваться. Урок, проведенный в школе, является показателем определенной культуры.

Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе.

Хороший урок отличает плановость, четкость построения.

Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается посредством доведения цели и плана урока до сознания школьников.

Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное — творить, изобретать, исследовать.

Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся.

Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.

Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы.

Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца его замысла. Завершенность — одно из требований к хорошему уроку.

 Урок - это динамичная вариативная форма процесса целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования,  воспитания и развития ученика.

             Урок - как форма организации обучения, которая обеспечивает активную планомерную познавательную деятельность группы обучающихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, прочно занял место в современной школе в качестве основной организационной формы обучения. Качественное своеобразие уроков определяется их целями и содержанием, методикой проведения, особенностями школы, учителя, обучающихся.

 Материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать), это дети, которые никогда снова ни станут детьми. И учителя (как врачи дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности допускать ошибок, ведь исправить их будет сложно, а порой практически невозможно. А чтобы избежать ошибок, очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности  работы.

 В настоящее время на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».     
      Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
         Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способны к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.       

 Давайте вспомним, как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику или записать решение задачи на доске. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему, приводит примеры решения типичных задач и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира,  продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот –необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

 Уроки должны строиться по совершенно иной схеме.

От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока. Одновременно с этим урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований.

 Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:

Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.

Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.

Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.

Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.

Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.

Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

Чем же инновационный урок отличается от традиционного?

Схема урока

Традиционный урок

Инновационный урок

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление.

5. Итог урока.

6. Домашнее задание.

1. Мобилизующий этап.

2. Самоопределение учащихся на основе антиципации.

3. Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний.

4. Закрепление нового материала.

5. Рефлексия.

Антиципация - предопределение учеником своих учебных действий

В мобилизующий этап может быть включена проверка домашнего задания. Далее предугадывание того, что ученики должны сделать на уроке. Объяснение начинается с осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. Заканчиваться урок должен непременно рефлексией.

Принципы методики субъективизации:

  • Ученик – равноправный с учителем участник процесса обучения, которому передается часть функций учителя: формулирование и определение цели урока, формулировка задания к учебному материалу.
  • Взаимосвязанное сочетание интеллектуальных процессов: антиципации, целенаправленное развитие логического мышления, повышенная речевая активность учащихся, рефлексия.
  • Высокая сложность учебного материала частично поискового и проблемного характера на всех этапах урока.

Также изменяются и требования к учителю:

 -Четко и точно формулирует задания.

 -Не дает новые знания ученикам в готовом виде.

 -Не повторяет задание два раза.

 -Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.

 -Не повторяет то, что уже сказали ученики.

 -Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.

 -Подбирает комплексные задания, в которых предложенная языковая единица рассматривается с нескольких сторон.

Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

  Если сейчас больше всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

 

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1.Урок освоения новых знаний

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.

 Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

2. Урок закрепления знаний

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
           Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

 

При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Как же учителю подготовить урок современного типа? Изменяется ли сам процесс подготовки?

Всем учителям знакомы основные этапы, которые осуществлялись при проектировании урока традиционного типа:

      определение цели и задач;

      отбор содержания учебного материала;

      подбор методов и приёмов обучения;

      определение форм организации деятельности учащихся;

      подбор материала для домашней работы учащихся;

      определение способов контроля;

      продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;

      подбор вопросов для подведения итога урока.

При тщательном анализе каждого из этапов, становится понятно, что технологический процесс подготовки урока современного типа базируется на них же. Только теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся и т.д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

 Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь

направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

При подготовке к  уроку необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:

свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику

предоставляется право выбора);

открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой

системы приемов обратной связи).

При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые

дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало.

 Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают

результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна

строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается

в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов

деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.

 

 И хочется закончить выступление китайской мудростью: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю»

Список литературы:

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Просвещение,2010.-191с. - (Стандарты

второго поколения)

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. –

(Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования.

Дидактические требования к современному уроку.

3. Выпускная квалификационная работа по теме «Проектирование урока в условиях перехода  на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования»  Саврасова Ольга Юрьевна, учитель МОУ СОШ № 32 г.Комсомольска-на-Амуре

4. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Хабарова В.В., учитель ОБЖ и ИЗО

5. Михеева Юлия Викторовна, учитель начальных классов,заместитель директора по УВР в начальной школе МОУ СОШ имени В.М. Комарова Звёздного городка Московской области «В чём суть изменений урока введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

6. Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. Витебск, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет.Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой расп...

Требования к учителю географии на уроках в условиях введения ФГОС нового поколения.

Требования  к учителю географии на уроках в условиях введения  ФГОС нового поколения....

Методология использования современных педагогических технологий. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС

Современный урок как образовательная технология. Алгоритм современных педагогических технологий. Урок как основа реализации стандарта....

КАК АНАЛИЗИРОВАТЬ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ УРОК В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС второго поколения

Педагогическая профессия по природе своей профессия творческая. Но что такое творчески работающий учитель? Понятие это довольно ёмкое. Если на это попытаться ответить коротко, то можно ответить так: т...

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС второго поколения

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:·  анализировать свои действия;·  самостоятельно принимать решения, прогнозируя их во...

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС второго поколения

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:Во-первых, это профессионал, который•демонстрирует универсальные и предметные способы действий•инициирует действия учащихс...

Доклад Роенко А. Н на тему Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС третьего поколения»

Доклад Роенко А. Н  на тему Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС третьего поколения»...