Информационно -аналитическая справка учителя русского языка и литературы
материал по теме

Ратникова Лилия Владимировна

Подтверждение высшей категории ( информационно -аналитическая справка учителя русского языка и литературы):

1.Общие сведения об учителе.

2.Характеристика условий профессиональной деятельности.

3.Сведения о реализуемых программах.

4.Результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений.

5.Использование современных образовательных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе.

6.Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном или региональном уровне.

7.Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

8.Внеурочная деятельность по учебным предметам.

9.Деятельность в качестве классного руководителя.

10.Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_portfolio.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

открытая (сменная) общеобразовательная школа №1

г. Сафоново Смоленской области

Информационно - аналитическая справка

профессиональной деятельности

учителя русского языка и литературы

Ратниковой Лилии Владимировны

(высшая квалификационная категория)

 

г. Сафоново

2013г.

Раздел «Общие сведения об учителе»

 Ф. И. О.

Ратникова Лилия Владимировна

Дата и год рождения

22.12.1963 г.

Место работы, должность и дата назначения на эту должность

МБОУ ОСОШ №1г. Сафоново Смоленской области учитель русского языка и литературы,                                                                        с 01.12.2011 г., приказ №78

Образование (в какое и когда образовательное учреждение поступил, когда окончил, специальность и квалификация по диплому)

высшее, Смоленский государственный педагогический институт им. К. Маркса, 1982-1986гг., по специальности русский язык и литература

Учебная нагрузка

12 часов

Общий трудовой стаж

31год

Стаж педагогической работы (по специальности)

26лет

Стаж работы в данной должности

26 лет

Стаж работы в данном учреждении

 1год 3 месяца

 Квалификационная категория

высшая (приказ №318 от 27.03.2008г.)

Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет (тема курсов, полное наименование организации, проводившей курсы, место прохождения, год, № и дата выдачи удостоверения, сертификата, именного образовательного чека)

март 2012г.: целевые курсы повышения квалификации по программе «Современные информационные технологии в педагогической деятельности в рамках реализации требований ФГОС» в  ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования» (72 академических часа; регистрационный номер 4173);

март-май 2012г.: комплексные курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы «Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС» ( в объеме 156 час.; регистрационный номер 5365).

Наличие государственных и отраслевых наград

 Почётная грамота Министерства образования и науки РФ (Приказ от 06 февраля 2006г.№74/ к-н). Ветеран труда РФ (удостоверение № 6476091

серия В от 18.09.2012г.)

Характеристика условий профессиональной деятельности

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

В.Ключевский.

В открытой (сменной) школе №1 (бывшая вечерняя школа), где я работаю с 01.12 2011г. по настоящее время, состав учеников специфичен. Среднестатистический портрет нынешнего ученика школы кардинально отличается от представителей поколения 60-70–х годов прошлого века, хорошо известных нам по любимым фильмам "Весна на Заречной улице", "Девчата", "Большая перемена". На смену задиристому Ганже и бестолковому любителю танцев Генке Ляпишеву пришли совсем другие «герои».

Современные ученики – это учащиеся старше школьного возраста, а также подростки, те, которые по возрасту должны обучаться в обычной школе. Всех их объединяет одно - социальное неблагополучие. Это дети из неполных семей, семей социального риска; дети, вынужденные зарабатывать себе на жизнь или не имеющие возможности продолжать обучение в обычной школе. Основной состав наших классов составляют учащиеся, которых обычные городские школы отсеяли по причинам неуспеваемости или плохого поведения, конфликтов с педагогами или одноклассниками. Они не имеют необходимых учебных навыков, желания и интереса к учебе, то есть это дети с различными формами учебной и социальной дезадаптации.

Эпитет «трудные» подходит почти для каждого. У большинства учащихся педагогическая и психологическая запущенность, отсутствует мотивация учения, потеряны социальные ориентиры, беден словарный запас, плохо развита речь. Реализацию своих сил ученики находят через конфликт с общепринятыми моральными нормами.

Многие из учащихся имеют большие перерывы в учении. По разным причинам они оставили массовую школу: затруднения в учёбе, стремление пойти работать, чтобы приобрести материальную независимость от родителей или получить средства к существованию.

Перерыв в учении приводит к частичной утрате опорных знаний, умений и навыков, что, в первую очередь, не может не оказать отрицательного влияния на отношение к учёбе. Затруднения в учебной деятельности обычно приводят к снижению посещаемости учащимися классных занятий, вследствие чего возникают трудности в формировании системы умений и навыков самостоятельной работы.

У нас обучаются еще и ребята, которые в первую смену занимаются в училище (получают профессию), а во вторую смену приходят в школу: уставшие, неуравновешенные, со своими проблемами. И мы всех учим, ко всем стараемся найти подход. Применение в общении с ними мер назидательного педагогического воздействия  положительного результата не приносит. Чтобы действительно помочь «трудным» подросткам, требуется войти в их жизнь как Друг, имея заведомо доброе отношение к ним.

Почему я так подробно остановилась на описании контингента наших учеников? Просто потому, что с такими подростками нам приходится работать, давать хорошие показатели, учить, воспитывать. Поэтому качество знаний, степень обученности учащихся, конечно же, оставляет желать лучшего, большего. Буду над этим работать, находить эффективные методы.

Сведения о реализуемых программах

Программы по русскому языку и литературе составлены на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования. Программы соответствуют обязательному минимуму содержания основных образовательных программ, включают базовый компонент образования. В содержании календарно- тематического планирования реализовываются актуальные в настоящее время коммуникативная, языковая и лингвистическая, культуроведческая компетенции.

Работаю по учебникам, одобренными Министерством образования РФ: «Русский язык 7 класс», авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская,  Л. А. Тростенцова, О. М. Александрова, Л.Т.Григорян, И. И. Кулибаба; «Литература 7 класс», автор – составитель В. Я. Коровина; «Русский язык 9 класс», авторы: С. Г. Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л. А. Чешко; «Литература 9 класс» под редакцией В.Я.Коровиной; «Русский язык. 10 -11(базовый уровень)», авторы: А.И.Власенков, Л. М. Рыбченкова; «Литература 10 класс», автор Ю.В.Лебедев; «Литература 11 класс» под редакцией В. П. Журавлева.

Результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений

Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.

Аристотель.

Один из важнейших показателей учителя-предметника - это успеваемость учащихся.

Анализ результатов ГИА за 2011-2012 учебный год показал удовлетворительный уровень знаний учащихся по русскому языку. Он, конечно, ниже уровня знаний учеников дневных общеобразовательных школ, но неуспевающих нет: из 16 учащихся пятеро получили «4», остальные «3». Я считаю, что это, хоть и небольшой, но прогресс в моей работе. Приложу все усилия, чтобы знания моих учеников становились лучше и качественнее.

 

Результаты успеваемости по классам:

Учебный год

Класс

Кол-во учеников

Успеваемость по русскому языку

Качество

знаний

Степень обученности учащихся (СОУ)

2011-2012

8-а

14

100%

29%

44%

9-а

11

100%

18%

41%

9-г

5

100%

 20%

36%

2012-2013

Iполугод.

7

13

100%

23%

42%

9-а

11

100%

27%

44%

10

4

100%

50%

36%

11

3

100%

33%

45%

Учебный год

Класс

Кол-во учеников

Успеваемость по литературе

Качество

знаний

Степень обученности учащихся (СОУ)

2011-2012

8-а

14

100%

36%

46%

9-а

11

100%

27%

44%

9-г

5

100%

40%

47%

2012-2013

I полугод.

7

13

100%

18%

44%

9-а

11

100%

27%

44%

10

4

100%

75%

66%

11

3

100%

33%

45%

Экзамен в форме ГИА-9 по русскому языку в 2011-2012 учебном году показал следующий  результат:

Класс

Количество обучающихся детей

Успеваемость по предметам

Качество знаний

Степень обученности учащихся

Средний балл

9 «А»

11

100%

27%

44%

3,2

9 «Г»

5

100%

40%

47,2%

3,4

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе

Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу.

Мао Цзэдун.

Эти слова стали моим педагогическим девизом. «Ветер перемен» коснулся образования. В эпоху стремительного развития высоких технологий, расширения информационного пространства формируется новый тип мышления, меняются требования к личности. Соответственно меняется и учебно-воспитательный процесс. Современному ученику уже недостаточно и неинтересно, когда единственными источниками информации в школе являются учитель и учебник.

Использование компьютера в педагогической деятельности позволяет повысить степень наглядности при изложении учебного материала, при наличии обратной связи осуществлять коррекцию ошибок при выполнении проверочных или практических работ, его возможности способствуют систематизации, структуризации учебного материала, моделированию учебного процесса и т.д.

Современный урок ценен не столько получаемой на нем информацией, сколько обучением в ходе его приёмам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.

Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс.

Для интенсификации учебного процесса использую современные образовательные технологии:

Технология

Результат использования

Учебно-исследовательская технология

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на уроке и во внеурочное время. Развитие навыков публичного выступления.

Технология игрового обучения

Активизация деятельности учащихся. Увеличение накопляемости оценок. Отработка коммуникативного аспекта.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления. Появляется возможность объединения отдельных дисциплин. Создаются условия для вариативности и дифференциации обучения. Формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.

Обучение в сотрудничестве

Развитие коммуникативных навыков, взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке товарищей.

Дебаты

Сознательно стимулируют творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. Развивают навыки, необходимые для общения. Вырабатывают критическое мышление.

Концентрированное обучение

Позволяет победить хроническую нехватку времени, делает образовательный процесс более интенсивным. Активизирует познавательные интересы, способствуя формированию личности.

Интегрированные уроки

Помогают преодолеть недостатки предметного обучения и способствуют формированию у учащихся целостной картины мира.

Информационно-коммуникационные технологии

Разработка учащимися обучающих презентаций. Использование электронных версий тестов по русскому языку.

Лекционно - зачетная система, тестирование

Помогает адаптироваться в дальнейшем в вузах. Предусматривает формирование общеучебных умений и навыков.

Применение указанных технологий и методик позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении, активизировать самостоятельную творческую и исследовательскую работу на уроках.

Интерактивное обучение начинаю с работы в парах. Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи: ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденный.

Виды заданий, которые я использую на уроках русского языка:

устная работа:

1) традиционно провожу взаимопроверку правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару;

2) задание можно трансформировать: один ученик задает вопросы по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимаются монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).

письменные работы:

1) уже несколько лет я использую такой вид работы, как «Словарный диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной карточке). Сверху подписывают: «Составлял...». Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают: «Выполнял...». Я заранее говорю, сколько должно быть слов или словосочетаний.

2) аналогично составляется «Графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественных текстов, учебников или справочников 4—5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет в карточке знаки препинания, разбирает предложения по членам, чертит схемы предложений. Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.

Использование проектной технологии повышает и углубляет интерес учеников, развивает их творческие способности путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности (приобщение к чтению, развитие любознательности, расширение кругозора), критического мышления; помогает приобрести навыки работы с большим объемом информации, исследовательские умения (видеть проблему и наметить пути ее решения),  коммуникативные умения (работа в группах).

 Сделать полученную информацию переживаемой лично, мобилизовать внутренний мотив, дать возможность почувствовать, увидеть, мысленно прикоснуться к тому, что изучается, можно с помощью ассоциативных переживаний каждого отдельного ученика. На уроках литературы это чаще всего ход от слова к чувству. Такие приемы я часто  использую, они нравятся ученикам, не требуют дополнительной подготовки. Как правило, такая работа рождает на уроке огромное количество эмоций, переживаний. Ассоциации может вызвать слово, образ, выражение, музыка, звуковой ряд. Например, ассоциация «Мои цветные чувства» (учащимся предлагается раскрасить свое состояние в данный момент определенным  цветом, выявить, какого цвета чувства ты испытываешь к герою, ситуации, какого цвета сама ситуация, с каким цветом ассоциируется персонаж и т.д.).

Большой интерес для меня представляет технология «Педагогическая мастерская». Именно  в мастерской школьники лучше всего обучаются умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно четко, в образной форме выражать свои мысли. В мастерской рождаются ученические исследования, вера в возможность открытия, надежда на успех.  Эта технология направлена на «погружение» участников в процесс поиска, познания, самопознания.

В своей практике я использую мастерские построения знаний. Отличительной чертой таких уроков является соблюдение алгоритма работы, этапов мастерской, при реализации которых развиваются различные виды компетентностей: познавательная, самообразовательная, социальная, личностная. Прослеживается также чередование парной, групповой, индивидуальной работы, атмосфера доверия и сотрудничества, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту школьников, связь с другими видами искусства. Все это способствует развитию индивидуальности ученика, дает толчок творческому процессу.

На изучение нового материала на уроке отводится минимум времени, после чего обучающиеся большую часть урока работают самостоятельно. В это время наблюдаю за работой всех учеников, то есть обучаю всех и работаю индивидуально с каждым. Ученики могут работать в нескольких режимах: совместно с учителем, индивидуально, в паре, самостоятельно под руководством учителя. Обязательным условием является – дифференцированное и индивидуальное домашнее задание, а также дифференцированные и индивидуальные задания для работы на уроке.

В работе учителя является важным не количество информации, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, использовать в жизни. Поэтому в работе с учениками применяю коммуникативно - деятельностный подход к обучению, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучающимися.

В процессе поиска оптимальных средств и методов обучения моё внимание привлекла статья Л.Н. Вьюшковой «Совершенствование чтения на уроках русского языка». Автор пишет о влиянии на успеваемость учеников читательской подготовки. Большая часть наших учащихся читает очень плохо. Поэтому на своих уроках обращаю внимание на скорость чтения ребят, вырабатываю  умение кратко и доступно пересказывать прочитанный материал осмысливать его, формирую языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции.

Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном или региональном уровне.

Береги здоровье, оно — твоя частная собственность.

Илья Герчиков.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Мною выполняются основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающих  технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время. Я строю урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю  время для каждого задания, чередую  виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках  разноуровневых заданий снижает нагрузку учащихся и способствует сохранению их  здоровья.

Выполняю санитарно-гигиенические требования, регламентированные СанПиНами, слежу за личной и общественной гигиеной: чистотой мест занятий, проветриванием помещений, прививаю учащимся элементарные гигиенические навыки.

Чтобы не было перегрузки учеников, строго соблюдается объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводятся строго по календарно-тематическому планированию. В течение урока проводится физкультминутка, делаются игровые паузы, зрительная гимнастика.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности  помогает раскрыть способности каждого ученика. В процессе уроков не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда подросток с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

 Таким образом, личностно-ориентированный подход к обучению, отсутствие стрессовых ситуаций, оптимальный объём домашнего задания, предупреждающий перегрузку учащихся, «модульный» подход к выполнению домашнего задания, формируют ту гигиеническую и позитивную психологическую среду, в которой приоритеты отдаются поведению с ориентацией на здоровье.

Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Почти всякий человек — личность; трудность в том, чтобы сохранить свою индивидуальность, не став ни банальным, ни легковесным.

   Андре Моруа.

Индивидуализация обучения направлена на развитие умений и навыков самостоятельной работы, умения добывать знания, решать проблемные ситуации, проявлять своё творчество при выполнении заданий. Умение самостоятельно работать – это то, чему ученик должен научиться в школе. Контроль учителя, включенный в самостоятельную работу обучающихся, ориентирован на помощь им в формировании умения работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, помогать товарищу при возникновении трудностей. Во время индивидуального контроля  оцениваю творческую деятельность обучающихся в момент её проявления или по её результатам.

Обучение — это не только сообщение новой информации, но, и это главное, обучение приёмам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приёмам исследовательской деятельности, умений добывать знания, обобщать и делать выводы.

 Таким образом, на уроках каждый ученик, работая индивидуально, имеет возможность выбрать задание любого уровня сложности, тем самым не только достичь обязательного уровня обучения, но и, в зависимости от познавательных интересов, саморазвиваясь, двигаться дальше.

 Цель моей работы – обучить каждого ученика. Достичь цели помогает дифференцированный подход к обучению, а решающую роль играет разграничение заданий по степени сложности, по степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений. Это особенно важно для слабых учеников (а они  в нашей школе почти все!). Работа организуется так, чтобы степень самостоятельности учащихся возрастала, а помощь учителя снижалась. Дифференцированный подход к обучению даёт положительные результаты: уменьшается нагрузка на учеников, которым трудно учиться в рамках обычной программы; решается проблема неуспеваемости, в классе улучшается психологический климат; становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума; повышается интерес учащихся к урокам русского языка и литературы.

Начиная работать в классе, знакомлюсь с психологической характеристикой обучающихся, провожу вводный контроль не только имеющихся знаний, но и общеучебных умений. Результатом данной работы является методическая характеристика класса, в которой отражаются различные параметры личности каждого ученика: уровень интереса к предмету, ведущие мотивы, учебные умения и навыки, которыми учащиеся не владеют, направленность переживаний, профессиональные намерения и т.д. Такая характеристика класса помогает быстро поставить «методический диагноз» и определить на основании этого правильную стратегию и тактику индивидуального подхода к ученикам, выбрать нужные технологии. Для учеников, испытывающих трудности в изучении программного материала, разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, позволяющие ликвидировать пробелы в знаниях. Для облегчения запоминания сложного или объемного материала  предлагаются опорные схемы, систематизирующие таблицы.

 Чтобы оценить и проанализировать образовательные потребности учащихся, я большее предпочтение отдаю технологии разноуровневого (дифференцированного) обучения. Такая форма работы позволяет задать необходимый темп на уроке, а также дозировать задания по сложности и объему.

 В ходе занятия ни один ученик не остается без дела, каждый стремится полностью самореализоваться. Работа ведется не только по учебнику, но и используется дополнительная литература, справочники, словари разного типа, карточки с заданиями, наглядный материал (плакаты, иллюстрации картин художников, опорные схемы-таблицы и др.).

На своих уроках стараюсь поставить учащихся в такие условия, чтобы они ощутили необходимость прикладывать определенные усилия в процессе образования. Моя задача – заметить эти усилия, поддержать ученика, обеспечить условия для дальнейшего продвижения вперед.

Внеурочная деятельность по учебным предметам

Сотрудничество – совместный труд души, основанный на общении. А ценность его в том, что воспитателю не надо держать сто разных целей, двести восхитительных качеств ребенка. Нужно только одно, чтобы совместная работа и деятельность доставляли ему удовлетворение, были бы его потребностью.

С. Соловейчик.

Неотъемлемой частью учебного процесса является внеклассная работа по русскому языку и литературе, проводимая в разнообразных формах. Это викторины, оформление стендов, выпуск бюллетеней, изготовление альбомов, просмотр и обсуждение фильмов, компьютерный набор текстов, их редактирование и совершенствование, предметные недели. Провожу совместную работу с юношеской библиотекой, которая помогает в проведении классных часов, мероприятий.        Воспитание интереса к слову, повышение общей языковой культуры, углубление и расширение знаний, получаемых на уроках, развитие творческих способностей учащихся – основные вопросы, которые стараюсь решить во внеурочной деятельности.

Внеклассные мероприятия требуют от учителя – словесника соблюдения принципа последовательности и систематичности в изложении материала. Как и на уроках, я выстраиваю материал во внеурочное время в определённой системе, слежу, чтобы между уроками и внеклассными занятиями с точки зрения содержания материала была определённая преемственность. Обычно большую пользу приносит учащимся такая организация внеклассной работы, когда классные занятия по характеру изучаемого материала несколько опережают внеклассные. При подобном подходе к делу удаётся лучше выполнить основные дидактические требования, предписывающие вести учеников от известного к неизвестному, от простого к сложному, от лёгкого к трудному.

Деятельность в качестве классного руководителя

Воспитывать - значит учить жить.

А.С.Макаренко.

С 01 сентября 2012г. являюсь классным руководителем 7 класса. Ребята трудные, неуравновешенные, вспыльчивые, склонные к употреблению алкоголя и даже наркотиков.

Цель моей воспитательной работы: 

  1. создание условий для всестороннего развития целостной личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  2. воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой и с окружающей действительностью;
  3. воспитание культурного поведения;
  4. формирование положительного отношения к учебному труду, сознательной дисциплины;
  5. привычек здорового образа жизни;
  6. воспитание гражданско-патриотических качеств.

Президент России В.В. Путин во время оглашения своего послания Федеральному собранию сказал, что нам, россиянам, не хватает сегодня сострадания и милосердия. По его словам, две этих черты являются «духовными скрепами». Наше общество «испытывает явный дефицит милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились».

Есть одна заповедь, одна скрепа, по выражению Президента, которую нужно выполнять особенно: почтение к святости родителей, отношение к семье как к святому союзу. « Святость отношений между мужем и женой, папой и мамой, а не между партнерами, как сейчас принято говорить. Если мы будем воспитывать в детях эти традиционные ценности, то страна будет единой. А если семьи не будет, то и страны не будет».

И мне, как классному руководителю, очень важно, чтобы у каждого моего ученика были эти «духовные скрепы». Поэтому я воспитываю в своих ребятах непреходящие истинно русские православные ценности.

Считаю важным принцип веры в ребенка и разделяю мнение американского педагога У. Глассера, что «все неудачи учащихся объясняются двумя причинами: недостатком любви и заниженной самооценки».

Пять заповедей: любить, понимать, принимать, сострадать и помогать в моей воспитательной работе обеспечивают свободу выбора в принятии решений, создают климат взаимного доверия, доброты и гармонии. Самое главное – принимать ученика таким, какой он есть.

Без благоприятного психологического климата в классе, без сплочения ученического коллектива и развития самоуправления этого сделать невозможно. Поэтому стараюсь воспитывать в своих учениках, прежде всего чувства товарищества, взаимопомощи, толерантности. Проводила классные часы: «Может ли человек прожить один?», «Воспитанный ли я человек?», «Владение родным языком - основа этической культуры», «Правильно ли мы говорим?», «Твой внешний вид», «Звездный час вежливости»,  диспут «Что такое дружба и как надо дружить», практикумы по культуре общения и поведения  «Конфликты в нашей жизни», «Культура поведения», круглый стол «Что такое толерантность?», беседа «Все мы такие разные!» и др.

В индивидуальной работе использую приёмы и упражнения, которые воспитывают в детях терпимость, способствуют установлению доброжелательной атмосферы в классе.         Очень хочу, чтобы мои ученики в дальнейшей жизни были САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность; которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путём САМОразвития и САМОреализации.

Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания

Мы судим о себе по тому, чего мы способны добиться, другие судят о нас по тому, чего мы добились.

 Генри Лонгфелло.

Постоянное стремление к профессиональному росту - жизненная потребность любого педагога. Участвуя на педагогических форумах различного уровня, можно получить немало ценной информации для размышления и практического использования.

Обобщение и распространение своего педагогического опыта осуществляю через участие в работе школьного и городского методических объединениях, педсоветах, курсах повышения квалификации; являюсь руководителем школьного МО учителей гуманитарного цикла.  На заседаниях МО решаются актуальные вопросы содержания преподавания русского языка и литературы, изучаются новые государственные образовательные стандарты, утверждаются программы. Делюсь опытом работы с коллегами по вопросам дидактики, воспитания, рекомендую учителям новинки современной литературы, так как учитель постоянно должен повышать свой общекультурный и профессиональный уровень. Работаю над повышением педагогического мастерства, слежу за новыми тенденциями и направлениями в рамках модернизации системы образования.

В 2011-2012 учебном году была участником экспертной комиссии по проверке сочинений на ГИА в 9 классах.

В Интернете на сайтах «Социальная сеть работников образования»,  «Прошколу.ru», «Первое сентября», «Открытый класс» имею свои мини-сайты, где опубликовываю методические разработки, обмениваюсь с коллегами опытом.

Осмысливая свой жизненный и педагогический опыт, я убеждаюсь в том, что мне повезло не только с выбором профессии, но и с выбором преподаваемого предмета. Известный педагог В.Ф.Шаталов писал: «Как сделать, чтобы годы учения… стали для каждого моего ученика точкой опоры на всю последующую жизнь?» В нашей быстроменяющейся действительности, в мире, где всё можно купить, «пробить», «отмыть», пожалуй, только школа и остаётся «точкой опоры» для человека с чувством собственного достоинства. И именно мы, учителя-словесники, призваны помочь ребенку стать достойным человеком, личностью.

 Информационно-аналитические материалы Ратниковой Лилии Владимировны в количестве 15 страниц заверяю:

Директор МБОУ ОСОШ № 1_________________В.М.Савичев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка учителя русского языка и литературы за 2014-2015 учебный год 1 полугодие

Аналитическая справка учителя русского языка и литературы за 2014-2015 учебный год   1 полугодие...

Аналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы"

В статье представлен опыт работы учителя по проблеме «Формирование культурологической  компетенции как основополагающего направления в процессе изучения литературы в школе»....

Аналитический отчёт учителя русского языка и литературы

В данном аналитическом отчёте представлена моя деятельность в период с 2015 по 2020 годы...