Рекомендации педагогам начальных классов "Формирование саморегуляции познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
консультация

Савчук Людмила Васильевна

В основе рекомендаций учителям, воспитателям лежит личностно-ориентированное общение взрослого с ребёнком, при котором учитываются его возрастные и индивидуальные особенности и реальные возможности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам начальных классов

по формированию саморегуляции познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

В основе рекомендаций учителям, воспитателям лежит личностно-ориентированное общение взрослого с ребёнком, при котором учитываются его возрастные и индивидуальные особенности и реальные возможности.

Для формирования саморегуляции познавательной деятельности у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)     

педагогу необходимо использовать специальные приемы работы:

  1. целенаправленная эмоциональная стимуляция ребенка на уроке;
  2. возбуждение интеллектуальных эмоций - удивления, новизны, сомнения, достижения и т. д.;
  3. создание ситуации, побуждающей ученика задавать вопросы учителю, одноклассникам, выяснять неясное, глубже осмысливать знания;
  4. создание ситуации, в которой ученик должен обосновывать свое мнение, использовать приобретенные знания и опыт;
  5. оказание помощи одноклассникам при затруднениях, объяснении нового материала;
  6. побуждение к поиску различных способов решения задачи, рассмотрению вопроса с различных точек зрения;
  7. создание ситуаций обмена информацией между учащимися;
  8. создание ситуации самопроверки, анализа собственных знаний и практических умений;
  9. создание ситуации для переноса знаний в измененные условия;
  10. развитие самоконтроля ученика методом сравнения с образцом;
  11. использование содержание обучения как источника стимуляции познавательного интереса.   

        В соответствии со схемой последовательности этапов познавательной деятельности (восприятие - понимание - запоминание - применение - обобщение - систематизация) следует планомерно корригировать познавательные процессы, обеспечивающие успешность учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  

1 класс.

  1. Развитие памяти и активного внимания у детей.
  2. Развитие произвольного внимания и внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
  3. Развитие мелкой моторики рук.
  4. Развитие наблюдательности, восприятия и коммуникативных способностей у детей.
  5. Развитие произвольных движений и самоконтроля.
  6. Развитие произвольной активности у детей. Развитие самодисциплины и самоорганизации.
  7. Развитие мышления и речи. Развитие мыслительных операций анализа и сравнения.

2 класс.

  1. Развитие общей осведомленности, кругозора, ориентировки в пространстве.        
  2. Развитие речи, фонематического слуха, словарного запаса.                
  3. Развитие внимания и наблюдательности.        
  4. Развитие памяти, осмысленного запоминания.        
  5. Развитие выносливости и быстроты мышц кисти рук.        
  6. Развитие мышления. Оперирование мыслительными операциями.
  7. Повышение учебной мотивации и стимулирование познавательной активности.
  8. Развитие самодисциплины и самоорганизации.

3 класс.

  1. Развитие наблюдательности, глазомера.
  2. Развитие продуктивности и устойчивости внимания, умственной работоспособности.
  3. Совершенствование различных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной и др.), осмысленного запоминания.
  4. Тренинг мыслительных операций (обобщение, классификация, сравнение).
  5. Развитие диалогической речи, пополнение словарного запаса, кругозора.
  6. Совершенствование выразительности движений, умения управлять своим телом.
  7. Повышение учебной мотивации и стимулирование познавательной активности.
  8. Формирование внутренних средств самоконтроля и саморегуляции.

4 класс.

  1. Тренировка быстроты реакции, скорости запоминания.
  2. Совершенствование выразительности движений, умения управлять своим телом.
  3. Развитие логического мышления, умственных действий и операций (анализ, синтез, конкретизация).        
  4. Выработка рациональных приемов умственной деятельности, формирование умения решать частично-поисковые познавательные задачи.        
  5. Формирование устойчивого интереса и положительной учебной мотивации.        
  6. Развитие математических способностей.        
  7. Развитие навыков партнерского общения.

Примерный комплект развивающих игр и упражнений,

способствующий повышению познавательной мотивации у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

1 класс.

Развитие памяти и активного внимания у детей.

Игры «Будь внимателен!», «Слушай звуки», «Слушай хлопки», «Слушай и повторяй», «Запомни порядок».

Развитие произвольного внимания и внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Игры «Зеваки», «Пишущая машинка», «Запомни свое место», «Повторяй за мной», «Запомни свою позу».

Развитие моторики и навыков письма.

Игры «Узнай, кто я?», «Как проехать к домику?», «Палочки», тест «Закрась фрукты», работа с трафаретами и шаблонами, пальчиковые игры и массаж.

Развитие наблюдательности, восприятия и коммуникативных способностей у детей.

Игры «Испорченный телефон», «Кто что сделал?», «Тень», «Зеркала», «Узнай по цвету».

Развитие произвольных движений и самоконтроля.

Игры «Волшебное слово», «Запрещенное движение», «Зритель».

Развитие произвольной активности у детей.

Развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации.

Игры «Кто за кем», «Командир», «Слушай команду», «Скучно, скучно так сидеть».

Развитие мышления и речи. Развитие мыслительных операций

анализа и сравнения.

Упражнение «Ну-ка, отгадай!», «Парные картинки», «Перечисли предметы», «Лишний предмет».

2 класс.

Развитие общей осведомленности, кругозора, ориентировки в пространстве.

Игры «Земля - вода - огонь - воздух», «Летит - не летит», «Сосед, подними руку», «Да и нет не говорите».

Развитие речи, фонематического слуха, словарного запаса.

Упражнения «Измени слово», «Составь слово», «Закончи слово», «Внимательные руки», и др.

Развитие образных представлений, воображения.

Упражнения «Сложи картинку», «Исправь картинку», «Чего не хватает?», «Дорисуй фигуры», «Придумай сказку».

Развитие внимания и наблюдательности.

Упражнения «Будь внимательным», «Найди различия», «Что изменилось?», «Найди ошибку».

Развитие памяти, осмысленного запоминания.

Игры «Назови предметы», «Цифровые ряды», «Цепочка из слов», упражнения «Запомни слова», «Нарисуй к словам картинки», «Запомни пары слов».

Развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки.

Графический диктант, графические упражнения.

Развитие мышления. Оперирование мыслительными операциями.

Игра «Четвертый лишний», упражнения «Назови одним словом», «Выбери нужные слова», «Найди нужную фигуру».

3 класс.

Совершенствование восприятия формы, величины, цвета. Развитие наблюдательности, глазомера.

Упражнения «Дорисуй фигуры», «Разложи на кучки», «Определи на ощупь», «Узнай и нарисуй».

Развитие продуктивности и устойчивости внимания, умственной работоспособности.

Игра «Цифровая таблица», игра «Перекличка», «Собери домики».

Совершенствование различных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной и др.), осмысленного запоминания.

Упражнения «Слушай и исполняй», «Запомни и повтори», игра «Слова».

Тренинг мыслительных операций (обобщение, классификация, сравнение). Тест «Лишний предмет», игра «Рыба-птица-зверь», «Разложи по признакам».

Развитие диалогической речи, пополнение словарного запаса, кругозора.

Игра «Не пропусти профессию», упражнение «Составь рассказ», «Цепочка слов».

Тренинг мелкой моторики руки. Совершенствование

 выразительности движений, умения управлять своим телом.

Игры с движениями, театр зверей, игры-драматизации, пантомима.

Повышение учебной мотивации и стимулирование познавательной активности.

Игры-соревнования, «Знатоки», «Кто знает, пусть продолжает».

Формирование внутренних средств самоконтроля и саморегуляции.

Игры «Наоборот», «Какого цвета настроение», «Найди ошибки».

4 класс.

Тренировка быстроты реакции, скорости запоминания.

Буквенный, цифровой, числовой диктанты, упражнение «Делай, как я», «Ответь быстро».

Развитие психических механизмов продуктивного мышления (внимания, памяти, воображения).

Упражнения «Послушай, что за окном», «Не пропусти растение», «Найди

и вычеркни».

Развитие логического мышления, умственных действий и операций (анализ, синтез, конкретизация).

Кроссворды, буквенно-числовые ребусы, упражнение «Соотношение понятий», задачи-головоломки.

Выработка рациональных приемов умственной деятельности, формирование умения решать частично-поисковые

 познавательные задачи. 

Упражнение «Закончи предложение», «Отгадай загадку», «Придумай загадку», «Найди выход из лабиринта».

Обучение приемам поисковой деятельности.

Упражнения «Найди пару», «Закончи стихотворение», «Ситуации».

Формирование устойчивого интереса и положительной

мотивации учения.

 Игры-соревнования, КВН, «Почемучки».

Развитие математических способностей.

Игры с числами, математический диктант, ориентирование по словесному описанию, игра «Путешествие по городу».

Развитие навыков партнерского общения.

Упражнение «Бывает - не бывает», «Комплименты», «Тонущий корабль», «Язык жестов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС специального коррекционного образования".

Консультация для педагогов и родителей содержит характеристику базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения ребёнка, имеющего трудности в обучении. раскрыта связь с содержанием учебных п...

Коррекционно-развивающая работа, в рамках внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)

Доклад. Коррекционно-развивающая работа, в рамках внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)...

Активизация познавательной деятельности учащихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через использование игровых технологий на уроках математических представлений."

ldquo;Игра - важный метод, и несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка, так, как в детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся с умственной отсталостью, которые обучаются в Центре. Насто...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Тема: «Создание педагогами условий для формирования жизненных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе деятельностного подхода».

Обучающиеся на коррекционных занятиях    получать знания о профессиях, и как  добросовестно трудиться .(повар, кондитер, швея, столяр)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАкоррекционной деятельности учителя-дефектолога«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕ...