Служба школьной медиации в урегулировании конфликтных ситуаций, особенности проведения процедуры медиации
материал

Оразбаева Наталья Владимировна

Понятие медиации, ее цели, задачи.а также особенности процедуры ее проведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mediatsiya.docx72.82 КБ

Предварительный просмотр:

Служба школьной медиации в урегулировании конфликтных ситуаций, особенности проведения процедуры медиации.

Школьная медиация - это подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях образования.

Особенность метода - привлечение к урегулированию конфликта человека извне, нейтрального и беспристрастного, которого называют медиатором. Роль школьных медиаторов могут выполнять учителя, педагоги - психологи, социальные педагоги, прошедшие специальную подготовку. Медиатор должен выявить движущие мотивы конфликта, создать условия для лучшего понимания сторонами друг друга и выработки совместного решения, отражающего их интересы.

Цели: 

  1. Создание условий успешной социализации детей.
  2. Снижение количества правонарушений через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Задачи:

  1. Установление порядка организации и проведения восстановительных программ.
  2. Мониторинг реализации восстановительных процедур в школе – интернате.
  3. Создание информационного поля о восстановительных технологиях и реализации программ в школе - интернате.

Школьная медиация. Это метод (технология) организации переговоров конфликтующих сторон независимым и беспристрастным посредником, в целях достижения сторонами взаимовыгодного, основанного на удовлетворении интересов каждого, соглашения.

Школьная медиация помогает в решении конфликтов не только между обучающимися, но и между администрацией и родителями, в педагогическом коллективе.

У школьной медиации есть свои особенности в процедуре проведения.

1. Медиативные встречи могут носить формальный и неформальный характер. Во время формальной встречи медиатор или пара медиаторов в назначенное время встречаются с конфликтующими сторонами в определенном месте. Встреча может быть разной по времени в зависимости от сложности конфликта. Иногда требуется несколько встреч в течение недели. В случае формальной медиации она должна проводиться в специально оборудованном кабинете, который закреплен за школьной службой медиации и где школьные медиаторы не только проводят процедуру медиации, но и собираются для обсуждений и обучения. В кабинете для медиации обязательно должен быть стол овальной или круглой формы, удобные стулья или кресла, место, где всегда в доступе имеются вода, чайник, чай, кофе, салфетки. Дело в том, что обсуждение конфликтов зачастую является очень эмоциональным и иногда дети, да и взрослые, могут расплакаться от нахлынувших эмоций. Кроме того, люди в состоянии эмоционального напряжения пьют больше воды, чая и кофе, чем обычно, и желательно, чтобы они находились рядом. Также важно, чтобы туалеты располагались недалеко от кабинета медиаторов, чтобы при необходимости сделать перерыв и людям не нужно было долго их искать, особенно если в медиации участвуют родители, которые не очень быстро ориентируются в лабиринтах школьных зданий. Также желательно, чтобы помещение имело хорошее естественное освещение.

2. Медиация, которая случается на переменах (если медиаторы заметили конфликт и вмешались), на игровой площадке, в коридоре, во время обеда, относится к неформальной и проводится медиаторами достаточно быстро. В целом одна медиативная встреча (или медиативная сессия) в учреждении на I ступени общего среднего образования длится обычно 15 минут, на второй ступени — 35 минут и около часа — на III ступени.

3. Конфликтующие стороны и медиаторы вне процесса медиации состоят в дружеских или деловых отношениях.

4. Принцип добровольности в школьной медиации соблюдается частично. При необходимости администрация имеет право направлять школьников на медиацию. Тем не менее даже в этом случае согласие на участие в процессе — дело добровольное.

5. Принцип конфиденциальности в школьной медиации имеет ограничения. Если медиаторы в ходе обсуждения узнают о жестоком обращении с детьми, употреблении наркотиков, суициде или фактах физического насилия, они должны сообщить об этом. Об ограничениях принципа конфиденциальности сообщается во вступительном слове.

6. В случае медиации между учениками не очень глубоко прорабатывается уровень чувств.

7. После окончания медиации и заключения соглашения обязательно необходима повторная встреча примерно через две недели для проверки выполнения соглашения или внесения в него изменений.

Медиаторы следуют кодексу этики, который подразумевает соблюдение конфеденциальности медиатором. Медиацию среди учителей, между учителями и родителями или администрацией школы необходимо проводить медиаторами, работающими в данной школе, не задействованными непосредственно в рассматриваемом конфликте. Однако предпочтительно, чтобы это были медиаторы из внешней организации. Медиация может помочь в решении достаточно широкого круга проблем, однако не стоит забывать, что она не является панацеей. Существует ряд ситуаций, в которых этот метод не используется. Это случаи сексуального насилия, попытки суицида, употребления наркотиков, применения оружия, нарушения закона. Медиация является действенной в решениях конфликтов, связанных с нарушениями в социальных медиасетях, трудностями в межличностных отношениях, конфликтов из-за слухов и сплетен, при жульничестве и кражах, расовой и культурной конфронтации, актах вандализма, классных или внешкольных спорах, запугивании, незначительных стычках и драках. В зависимости от того, кто выступает конфликтующей стороной (взрослый или ребенок), процедура может быть проще или сложнее. Чем опытнее и клиент, и медиатор, тем более тщательно надо следовать полному алгоритму процедуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Служба школьной медиации

Презентация предназначена для проведения общешкольного собрания по ознакомлению родителей с деятельностью Службы школьной медиации...

Доклад "Служба школьной медиации в урегулировании конфликтов"

Школьная медиация - явление относительно новое в современной школе. Доклад знакомит слушателей с понятием "медиация", задачами СШМ, методами работы, приемами, документами. Предлагается также презентац...

Барьеры в общении и способы их преодоления. Служба школьной медиации как один из способов урегулирования конфликтных ситуаций.

Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам полу...

Презентация куратора Службы школьной медиации "Служба школьной медиации: истоки и методики".

Я использую презентацию "Служба школьной медиации: истоки и методы" для  информирования  родителей, педагогов и учащихся о Службе школьной медиации в нашей школе. 2 часть -  п...

Барьеры в общении и способы их преодоления. Служба школьной медиации как один из способов урегулирования конфликтных ситуаций.

Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам полу...

Семинар для педагогов «Алгоритм действия педагога в конфликтной ситуации с применением элементов медиации».

Семинар для педагогов«Алгоритм действия педагога в конфликтной ситуации сприменением элементов медиации»....