ЕГЭ по обществознанию 2022
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс)

Татьяна Александровна Мосина

Структура ЕГЭ по обществознанию

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕГЭ по обществознанию 2022

Слайд 2

Общие сведения Всего заданий -25 1 часть – 16 заданий 2 часть – 9 заданий Базовый уровень- 13 Повышенный- 8 Высокий- 4 Максимальный первичный балл- 57 Время- 180 минут

Слайд 3

Задание 1 Ниже приведён перечень признаков. Все они, за исключением двух, характеризуют динамичный характер общества. 1) связь с природой; 2) изменение общественных отношений; 3) социальная мобильность; 4) отмена устаревших норм; 5) совершенствование социальной организации; 6) наличие социальных институтов. Найдите два признака, «выпадающих» из общего ряда 1 балл Базовый уровень Цель- проверка сформированности знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов 2 -3 мин

Слайд 4

Задание 2. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Последовательность стадий жизни человека, при которой детство сменяется юностью, юность – зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена. 2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств. 3) Человек наследует моральные нормы. 4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности. 5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах. 2 балла Человек и общество, включая «Познание и духовную культуру» (задания 2–4) Повышенный 3-5 минут

Слайд 5

Человек и общество, включая «Познание и духовную культуру» (задания 2–4) 2 балла Базовый 2-3 минуты МЕТОДЫ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ А) наблюдение Б) эксперимент В) описание объекта Г) объяснение существующих взаимосвязей Д) формулирование закономерностей 1) эмпирический 2) теоретический Задание 3. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Слайд 6

Задание 4. Один из телевизионных каналов снял многосерийный фильм о жизни нескольких поколений одной семьи. Что из перечисленного позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений массовой культуры. 1) ориентация на вкусы и запросы узкого круга знатоков и ценителей 2) использование в фильме народной музыки и эпических сюжетов 3) расчёт на усреднённый потребительский вкус 4) пропаганда традиционных семейных ценностей, понятных большинству зрителей 5) реализация создателями фильма в полной мере своих потребностей в самовыражении, высказывании взглядов, не разделяемых большинством 6) позиционирование фильма как продукта для отдыха и развлечения Человек и общество, включая «Познание и духовную культуру» 2 балла Повышенный 3-5 минут

Слайд 7

Задание 5. Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Коммерческие банки занимаются производством материальных благ, торговлей и страхованием имущества. 2) Паевые инвестиционные фонды объединяют средства для совместного приобретения активов и раздела связанных с этим рисков, прибыли или убытков. 3) Целью деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. 4) Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп. 5) Коммерческие банки осуществляют эмиссию денег. Экономика Повышенный 2 балла 2-5 минут

Слайд 8

ПРИМЕРЫ ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А) сборы за пользование объектами животного мира Б) налог на доходы физических лиц В) водный налог Г) торговый сбор Д) транспортный налоГ 1) федеральные 2) местные 3) региональные Задание 6. Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов согласно Налоговому кодексу РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Экономика Базовый 2 балла 2-3 минуты

Слайд 9

Задание 7. Фирма «Лисичка» – ателье, специализирующееся на пошиве школьной формы. Найдите в приведённом списке примеры постоянных издержек фирмы «Лисичка» в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) оплата потреблённой электроэнергии 2) приобретение тканей, ниток, фурнитуры 3) выплата сдельной заработной платы работникам 4) взносы по страхованию имущества фирмы 5) оклады администрации 6) погашение процентов по ранее взятому кредиту Экономика Повышенный 2 балла 2-5 минут

Слайд 10

Задание 8. Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии. 2) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества. 3) Один из критериев дифференциации социальных групп – доход. 4) Социологи различают индивидуальную и групповую мобильность. 5) Одним из критериев социальной стратификации общества является доступ к власти. Социология 2 балла Базовый 2-3 минуты

Слайд 11

Социология Базовый 1 балл 2 – 5 минут Задание 9. В ходе социологического опроса работающих юношей и девушек страны Z им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие себе и своей семье. 2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны. 3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, среди девушек больше, чем среди юношей. 4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице. 5) Бóльшая доля юношей по сравнению с девушками работает потому, что их работа очень нужна обществу.

Слайд 12

Задание 10. Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделённые, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами. 2) Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу. 3) По способу легитимации власти различают легальный (рационально-легальный), традиционный и харизматический типы лидерства. 4) Политическое лидерство – это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество. 5) Любой политический лидер обязательно является лидером партии. Политология повышенный 2 балла 2 – 5 минут

Слайд 13

Задание 11. В демократическом государстве Z в ходе реформы избирательной системы выборов в парламент был осуществлён переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной. Что из перечисленного осталось неизменным в ходе этой избирательной реформы? Запишите соответствующие цифры. 1) зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей 2) свободное и добровольное участие граждан в выборах 3) наличие этапа предвыборной агитации 4) возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов 5) процедура тайного голосования 6) голосование по одномандатным округам Политология повышенный 2 балла 2 – 5 минут

Слайд 14

Задание 12. Какие из перечисленных позиций относятся к основам конституционного строя Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) единство экономического пространства 2) наличие официальной идеологии 3) правовое государство 4) приоритет судебной власти 5) светское государство Конституция РФ. Право базовый 1 балл 2 – 3 минуты

Слайд 15

4.14 Органы государственной власти РФ. 4.1 Федеративное устройство РФ базовый 2 балла 2 – 5 мин Задание 13. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти Российской Федерации, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А) обеспечение исполнения федерального бюджета Б) осуществление управления федеральной собственностью В) осуществление помилования Г) утверждение военной доктрины Д) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации 1) Президент РФ 2) Совет Федерации 3) Правительство РФ

Слайд 16

Задание 14. Выберите верные суждения о правоохранительных органах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Одна из функций правоохранительных органов – укрепление законности и правопорядка. 2) Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов, называется адвокатура. 3) Правоохранительные органы могут принимать соответствующие законы. 4) На полицию возложены задачи выявления и расследования преступлений. 5) В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Право повышенный 2 балла 2 – 5 минут

Слайд 17

Задание 15. Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ МЕРЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ А) предупреждение Б) лишение свободы на определённый срок В) взыскание неустойки Г) возмещение убытков Д) дисквалификация 1) административные наказания по Кодексу РФ об административных правонарушениях 2) способы защиты гражданских прав по Гражданскому кодексу РФ 3) наказания по Уголовному кодексу РФ Право базовый 2 балла 2 – 5 минут

Слайд 18

Задание 16. Александр, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z, решил стать гражданином Российской Федерации. При каких условиях Александр может подать заявление о приёме в гражданство Российской Федерации в общем порядке? Запишите цифры, под которыми указаны эти условия. 1) наличие законного источника средств к существованию 2) обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство России 3) наличие документа о профессиональном образовании 4) владение русским языком 5) наличие родственных связей в Российской Федерации 6) наличие собственности на территории России Право повышенный 2 балла 2 – 5 минут

Слайд 19

Прочитайте текст и выполните задания 17–20. Право представляет собой систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы. Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность. В то же время между государством и правом возможны и противоположные отношения, когда государство оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает осознавать, что государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами. Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности. Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется ему и начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно. С другой стороны, отношения между государством и правом нельзя рассматривать только как антагонистические. В действительности они могут иметь и взаимодополняющий характер. Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение. (С.И. Самыгин)

Слайд 20

Задание 17. направлено на выявление умений находить, воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде. Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей фрагмента текста Базовый 2 балла 5-8 минут Задание 17. Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства? Что позволяет автору рассматривать право как продукт государственной деятельности ?

Слайд 21

Задание 18. Автор пишет об отношениях между правом и государством. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Задание 18. проверяет умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий В качестве правильного может быть принято объяснение, ориентированное на признаки понятия, раскрытые в любом действующем учебнике 6–11 классов из федерального перечня Минпросвещения России. Не засчитывается: – характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт; – в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания; – объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию. Базовый 2 балла 5-8 минут

Слайд 22

Задание 19. Нацеливает на конкретизацию (иллюстрацию примерами) отдельных положений текста с опорой на обществоведческие знания, факты социальной жизни, личный опыт. Засчитываются только примеры, сформулированные развернуто. Высокий 3 балла 5-8 минут Задание 19. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия, регулируемые тремя различными отраслями российского права. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Слайд 23

Задание 20. Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли права в жизни государства. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.) Задание 20 предполагает использование информации из текста и контекстных обществоведческих знаний в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста . Засчитываются только суждения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве суждений) Высокий 3 балла 8-10 минут

Слайд 24

Задание 21 предполагает анализ рисунка (графического изображения, иллюстрирующего изменение спроса/предложения). Засчитывается только объяснение, данное применительно к рынку, указанному в тексте задания. Базовый 3 балла 8-10 минут 21.На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке легковых автомобилей в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара). Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение предложения? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.) Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастут доходы населения при прочих равных условиях?

Слайд 25

Задание 22. В стране Z основные процессы производства и управления компьютеризированы, активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации. В структуре экономики высока доля сферы услуг. Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна. В период с 2013 по 2018 г. наметился рост популярности дистанционного обучения, в школах страны Z на 25% увеличилось количество занятий с использованием интернет-технологий. В среднем доля учеников, имеющих доступ к видеоурокам, методическим материалам, выросла в 2,5 раза. Социологические опросы позволили установить, что в Z преобладают семьи демократического типа. К какому типу относится общество страны Z? Каков тип экономической системы страны Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Какие черты характеризуют семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.) Задание 22 проверяется умение применять обществоведческие знания при решении познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Ответы на вопросы засчитываются только при наличии однозначного указания заданного типа, вида, признака и т.п. Если в ответе на вопрос указано несколько типов, видов, признаков и т.д., то такой ответ не засчитывается в качестве правильного. базовый 4 балла 8-10 минут

Слайд 26

Задание 23. Владение умением выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов , понимание основ Конституции РФ. Засчитываются только подтверждения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве подтверждений) с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации . Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания.) базовый 3 балла 8-10 минут Задание 23. Конституцию Российской Федерации называют социально-ценностной конституцией. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.

Слайд 27

Задание 24. Вам необходимо подготовить доклад по теме «Политические партии». Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические партии». Задание 24 проверяет владение умением применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений. Владение умением выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические связи . Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.) высокий 4 балла 8-10 минут

Слайд 28

Задание 25 проверяет владение умением применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений. Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто высокий 4 балла 8-10 минут Задание 25. Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. Какие политические партии действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три партии.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни общества и государства.

Слайд 30

Рекомендую Источники ФГБНУ «ФИПИ» ( fipi.ru )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочный вариант ЕГЭ по обществознанию 2022

Тренировочный вариант ЕГЭ по обществознанию 2022...

КТП Обществознание 2022

Календарно-тематическое планирование по подготовке к ОГЭ 2022...

План подготовки к ОГЭ по обществознанию 2022-2023 учебный год

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Для учащихся 9 класса форма Государственной итогово...

Заявка на участие в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по предмету обществознание 2022 -2023 г

Заявка   на участие в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по предмету   обществознание 2022 -2023 г...

Учебные программы по обществознанию 2022-2023 гг.

Учебный программы по обществознанию 6,7,8,9 классы...

Протокол проверки результатов ГИА по обществознанию, 2022 г.

Протокол проверки результатов ГИА по обществознанию, 2022 г....