Проблемы адаптации учащихся пятых классов к обучению в среднем звене
статья (5 класс)

Данилова Светлана Адольфовна

В статье описаны затруднения, с которыми могут столкнуться учащиеся в начале обучения в пятом классе, а также освещены осбенности личностного развития детей в этом возрасте. Авторы  считают, что процесс адаптации к обучению в среднем звене не ограничивается только изменениями формата обучения, но и затрагивает процессы личностного развития учащихся, свойственные этому возрасту

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы адаптации учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене.

 Авторы: С.А. Данилова, О.В. Кузнецова

Влияние изменения образовательной среды на адаптацию пятиклассников.

Закончился четвертый класс…. Впереди пятый…  Многие учащиеся переживают переход из четвертого класса в пятый,  как важный шаг  в их жизни. Завершено обучение в младшей школе, впереди новая жизнь. Отмечавшееся к концу начальных классов снижение интереса к учебе, определенное «разочарование», сменяется ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет интересно. Конечно, окончание одного жизненного этапа и начало другого всегда связано  с появлением некоторого волнения, как у детей, так и у взрослых.  Как и в первом классе,  у родителей возникают вопросы: чего ожидать в будущем, как сложится учеба у ребенка  и чем ему можно  помочь?

Чем же вызваны волнения и тревоги родителей будущих пятиклассников? Конечно же, и это в основном, изменениями в организации обучения детей. В пятом классе меняется классный руководитель, а значит и стиль отношений к детям.   Со своим первым учителем школьники провели четыре года, усвоили правила поведения и обучения, установленные им, привыкли и привязались к нему, сумели  выстроить теплые, доверительные отношения. Да и учитель за четыре года изучил детей, нашел индивидуальный подход  к каждому ученику: кого-то нужно попросить проверить работу перед сдачей, так как часто ребенок торопится и допускает ошибки; кого-то поддержать перед устным ответом и дать чуть больше времени на обдумывание; кому-то сделать строгое замечание, чтобы  он собрался и начал ответственнее относится к выполнению работы и т.д.

К сожалению, эти отношения, которые давали ребенку  стабильность в эмоциональном плане, завершены. Первого сентября ученики впервые увидят своего нового классного руководителя. Первые три урока, как правило, он проведет с ними. А дальше… Все будет зависеть от того, какой предмет ведет их классный руководитель. Если это учитель русского языка и литературы, то встречаться дети с ним будут чаще, если  учитель музыки, то естественно, значительно реже.

Наряду с этим, у каждого классного руководителя есть еще свои многочисленные обязанности, как учителя-предметника. На перемене ему необходимо подготовиться к уроку, сходить в учительскую, к классному руководителю какого-либо другого класса, у которого он ведет урок, да и просто в столовую. Поэтому уровень контроля со стороны классного руководителя за учащимися, по сравнению с начальной школой,  снижается в разы. Уменьшается  и доступность классного руководителя, такая важная детям на первых порах. На неделе  у него может быть методический день, когда в школе его просто нет, в какой-то день он может прийти к третьему уроку. Зачастую классного руководителя приходится искать  по школе, поскольку не у всех учителей есть свои кабинеты, и они преподают в разных кабинетах в течение учебного дня.

За период обучения в начальной школе дети привыкли   к тому, что есть взрослый человек, к которому можно обратиться с любым вопросом, который владеет всей информацией и вовремя может подсказать, что делать. В средней школе зачастую складывается ситуация, когда информацию, которую учащийся  пропустил по какой-либо причине, приходится восстанавливать другими способами: спрашивать у одноклассников, у учителей-предметников, обращаться к вахтерам или любым другим взрослым. Все это предъявляет значительно более серьезные требования  к внимательности, самостоятельности и ответственности учащихся пятого класса.

Снижение уровня контроля со стороны взрослых может сказываться и на отношениях между детьми. Возникающие конфликты в большинстве случаев приходится разрешать учащимся самостоятельно. Той внимательной «Марии Ивановны», вовремя замечающей надвигающуюся угрозу и останавливающей конфликтующих, уже нет рядом. И детям необходимо учиться понимать ту грань, когда ссора может перерасти в драку и контролировать конфликтную ситуацию самостоятельно.  Отчасти, из-за недостаточного уровня развития этого умения в пятом классе поначалу увеличивается количество серьезных конфликтов и драк, особенно между мальчиками.

Снижение уровня контроля со стороны взрослых воспринимается учащимися пятого класса по-разному. Некоторые воспринимают это, как свободу и вседозволенность, и начинают экспериментировать с новыми возможностями по своему разумению: бегать по всей школе, нарушать правила, устраивать различные опыты в туалетах и даже прогуливать некоторые уроки.  Другие же пятиклассники  уменьшение внимания со стороны взрослых ощущают, как обезличенность, незащищенность. Они чувствуют себя неприкаянными,  потерянными в школе. Это может проявляться в  «повышенной   зависимости, «прилипчивости» к классному руководителю, плачем, капризами, интересом к книгам и играм для маленьких детей» (И.В.Дубровина).

Деиндивидуализация, некоторое обезличивание подхода к школьнику со стороны педагога - естественный процесс для средней школы. У каждого учителя существенно больше учащихся, чем у учителя начальных классов. И в начале обучения для него нет отдельно Иванова Пети или Сидоровой Маши, а есть ученик 5а класса или  ученица 5б класса. Желая преодолеть это ощущение, многие из ребят частенько навещают свою первую учительницу. Это в какой-то мере помогает им справиться с возникающим ощущением  ненужности взрослым. Некоторые дети  приходят к своей первой учительнице с другой целью -  почувствовать себя старшими, взрослыми. Приятно встречаться  с первоклассниками, ощущая, что ты со многим справился, многое преодолел, выучил и пр. Сейчас, в средней школе, дети в школьной иерархии снова заняли место  самых маленьких, тех, которым  еще предстоит освоить правила школьной жизни, научиться взаимодействовать со старшеклассниками, да и просто пройти большой путь.

Смена классного руководителя для некоторых учащихся может оказаться полезной. Бывает это в тех случаях, когда у ребенка в начальной школе отношения с учителем не сложились. Теперь у него появляется возможность выстроить другие отношения, удовлетворяющие его и позволяющие чувствовать себя более комфортно, показать себя с лучшей стороны.

Адаптация к учителям-предметникам и новым стилям преподавания.

Учащимся пятого класса  необходимо установить отношения не только с классным руководителем, но и с учителями-предметниками.  У каждого из них существуют свои требования, начиная от необходимости иметь те или иные учебные принадлежности и заканчивая особенностями ведения урока. Например, учитель литературы поощряет  активное высказывание своего мнения, работу в парах, которая порой проходит достаточно шумно, а учитель математики предпочитает соблюдение полнейшей тишины на уроке и точное воспроизведение написанного в учебнике.  Эти требования надо не только запомнить, но и понять, и принять. Ко всему прочему, еще надо привыкнуть  и к манере преподавания учителей: кто-то говорит тихо, медленно и сдержанно, обращается к ученикам на «Вы» и по фамилии, использует сложную (так может казаться детям) лексику в своей речи при объяснении нового материала, а кто-то ведет урок эмоционально, говорит громко, любит пошутить, обращается на ты и исключительно  по имени.

Все это требует от ребенка использования  дополнительных энергетических ресурсов, в связи с чем учащиеся пятых классов  в начале обучения могут быстрее уставать, а на восстановление им требуется больше времени и сил.

Формирование самооценки.

Наличие большого количества учителей начинает оказывать существенное влияние на самооценку ребенка. Происходит это примерно следующим образом: раньше учебная деятельность учащегося и его поведение оценивались преимущественно одним взрослым. Учитель начальных классов составлял свое представление о ребенке на основе его успехов по всем предметам и наблюдая ежедневно его общение с одноклассниками.  На основе этого целостного представления и давалась оценка действиям ребенка.  В пятом же классе ни у одного учителя такой возможности нет. Каждый учитель-предметник оценивает учащегося, исходя из успешности освоения  своего предмета и из наблюдаемого поведения ребенка на своем уроке. Стоит ли говорить, что ребенок,  успешно решающий задачи и любящий математику, будет положительно оценен учителем математики и негативно оценен учителем русского языка, если  тот же ребенок, пишет небрежно, допускает большое количество ошибок и демонстрирует пренебрежение к изучаемому предмету. Таким образом,  ребенок получает о себе со стороны взрослых разнообразные, порой противоречащие друг другу оценки, которые  он пытается синтезировать  не только между собой, но еще и с имеющимся у него самого собственным представлением о себе. И все это наряду с развивающимся самосознанием и формирующимися представлениями о себе, свойственными началу  подросткового возраста.

 Новый взгляд  на ребенка со стороны учителей-предметников подталкивает его  формировать новое  мнение о себе. Нередко в этой ситуации  меняется и взгляд его одноклассников на него самого. В связи с этим статус ребенка в классе может существенно измениться. Тот, кто раньше был отличником, примером поведения для ребят, может начать терять свои позиции, а кому-то подобная ситуация может помочь улучшить отношения со сверстниками и повысить свой статус. Нередко бывает, что в пятом классе меняется и состав класса. По окончании начального звена обучения учащиеся переходят из школы в школу, поступают в  классы по направлениям – математические, гуманитарные и т.д. Это также вносит свои коррективы во взаимоотношения одноклассников между собой. Особенно непросто в этой ситуации детям, чьи друзья по тем или иным причинам ушли в другие школы, а также тем, кто перешел в класс  из другого учебного заведения.

Происходящие изменения, преобразование структуры класса, формирование нового классного коллектива снова требуют использования дополнительных энергетических и эмоциональных ресурсов от ребенка. При этом следует помнить, что все эти процессы происходят при снижении уровня контроля со стороны взрослых и не всегда на  соответствующем уровне развития коммуникативных умений  и способности  управлять своими эмоциями  у самих подростков.

Переход на кабинетную систему обучения.

Еще одним немаловажным моментом, оказывающим влияние на психофизическое состояние учащихся пятого класса, является необходимость переходить из кабинета в кабинет в течение учебного дня.  В начальной школе  у детей был свой класс, в некотором смысле  свой дом.  Это давало ощущение защищенности. Ребенок привыкал к своей парте, стулу, к стендам на стенах, к  освещению, к расстоянию между партами и стеной и т.д.  Здесь он мог оставить свои вещи, когда имелась необходимость выйти в коридор, посетить библиотеку или сходить в столовую.  В этом же кабинете проходили праздники, встречи с родителями, хранились игры  и пр. В пятом классе ситуация существенно меняется: свой кабинет есть, но он уже не столько кабинет класса, сколько кабинет классного руководителя. Им можно распоряжаться в том случае, если там не идут уроки. Своего уголка в школе, места в котором можно почувствовать себя защищенным в психологическом плане, у учащихся теперь нет. В дополнение к этому  все свои вещи нужно постоянно носить с собой. Ежедневно по несколько раз в день приходится готовиться к различным урокам, доставать и убирать учебники, тетради и учебные принадлежности.  И снова мы говорим о возрастании требований  к внимательности, собранности учащихся. Помимо портфеля немалые неудобства учащиеся начинают испытывать  при необходимости носить с собой физкультурную форму. Оставить ее обычно  просто негде: в гардеробе неудобно, так как могут не пускать туда  во время перемен, в кабинете классного руководителя места для хранения нет. В такой ситуации велика вероятность забыть ее в каком-нибудь кабинете. Не каждый взрослый будет комфортно себя чувствовать в подобной ситуации, что уж говорить о детях!

Причины возникновения трудностей в обучении

В пятом классе не только появляются новые предметы, такие как биология, история, география, но и уже известные предметы начинают преподноситься на качественно новом уровне.  Дети начинают знакомиться в некотором смысле с наукой.  Информация начинает подаваться учащимся в систематизированном виде, с использованием научных понятий и терминов. Все это требует от учащихся хорошего словарного запаса, умения анализировать полученную информацию, умения устанавливать логические взаимосвязи между предметами и явлениями. Для изучения материала необходимо применение  логических приемов, опирающихся на понимание смысла изучаемого. Темп урока существенно увеличивается,  появляется необходимость вести записи по ходу урока, своеобразный  конспект.  Объем получаемой на уроке информации также возрастает.

В связи с этим в пятом классе у учащихся могут впервые возникнуть затруднения в обучении. Те проблемы, которые уже существовали в начальной школе, могут усугубиться.   Вот некоторые из причин, обуславливающих возникновение сложностей при выполнении учебных задач пятиклассниками:

  1. пробелы в знаниях  за предшествующие периоды обучения;
  2. несформированность учебных умений и навыков, таких как: планирование последовательности действий при решении задачи, выделение главного при чтении текста, проверка правильности выполнения своей работы и прочее;
  3. несформированность необходимых мыслительных действий и операций: умения сравнивать, обобщать, выделять главное, устанавливать причину и следствие и т.д.
  4. ограниченный словарный запас, недостаточность внимания, малый объем памяти.
  5. слабая произвольность поведения и деятельности;
  6. низкий уровень учебной мотивации

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что изменение образовательной среды требует от учащихся значительных физических, психических и эмоциональных затрат для адаптации к новым условиям.  

У детей на первых порах, как правило, «возрастает  тревожность, снижается работоспособность, появляется робость или, напротив, развязность, нарастает неорганизованность, забывчивость.  Исследовательские данные свидетельствуют о том, что подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников. У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2-3 недели учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше» (И.В.Дубровина).

Рекомендации родителям по оказанию помощи детям.

Адаптация к обучению в пятом классе происходит  на фоне уменьшения количества внимания со стороны взрослых в школе. В связи с этим у детей значительно возрастает потребность в поддержке со стороны семьи.  И здесь перед родителями встает вопрос: чем можно помочь своему ребенку?

  • Важно сохранять спокойную и стабильную обстановку  в семье. Не стоит планировать на это время еще какие-либо изменения, будь то ремонт, переезд или что-то другое.
  • Следует  спокойно относиться к тому, что ребенок что-то не успел, не понял, потерял, куда-то опоздал… Поверьте тому, что любой взрослый, оказавшись в подобной ситуации,  первое время  будет совершать те же самые просчеты. Имеет смысл поддержать ребенка, объяснить, что это естественно в период привыкания к новым условиям.  Также можно обсудить с ребенком возникшую проблему и предложить  различные  способы, как справиться с подобной ситуацией в следующий раз.
  • Имеет смысл составить для себя представление о том, насколько полно усвоена программа начальной школы у ребенка, нет ли пробелов в знаниях. Родителям следует оказывать помощь ребенку, как в ликвидации возможных пробелов, так и в обучении эффективным способам учебной деятельности, например, способам логического запоминания.
  • Важно контролировать соблюдение режима полноценного сна, смену учебы и отдыха, организовывать прогулки на свежем воздухе, обеспечить правильное и полноценное питание
  • Немаловажным нам кажется и понимание родителями того факта, что процесс адаптации к школе у пятиклассников протекает на фоне другого, более глубокого и длительного процесса, а именно, развития  мышления и формирование личности подростка.    

Переход от ребенка к младшему подростку.

        Начало обучения в средней школе совпадает с началом подросткового периода, основная особенность которого – резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.

Основным новообразованием возраста является скачок в развитии мышления. От наглядно-образного, основанного на конкретных представлениях об окружающем мире мышление развивается до уровня абстрактно-логического. В этом возрасте детям становятся доступны понятия, у которых нет реального воплощения в мире вещей: справедливость, мировоззрение,  концепция и т.д.   Совместно с этим развивается умение выдвигать гипотезы и проверять их, появляется возможность строить сложные умозаключения. Именно благодаря развитию мышления становится возможным обучение ребенка на качественно более новом уровне.

        Развитие мышление оказывает влияние на развитие умения осознавать себя самого, свои отношения со сверстниками и взрослыми на качественно ином уровне. Все это способствует появлению у ребенка желания  сформировать собственные представления об окружающем мире, о себе самом, выработать собственные критерии оценки себя и окружающих людей, найти свое место в этом мире и понять, в чем заключается собственная уникальность и неповторимость.  

«Подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими – взрослыми и сверстниками. Это позволяет ему постепенно выработать некоторые собственные критерии оценки себя и перейти от взгляда «извне» на собственный взгляд – «изнутри». Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представления о «Я-идеальном» (И.В.Дубровина).

        В связи с этим, мы снова вспоминаем то количество обратной связи, которое получают учащиеся пятых классов от своих сверстников и учителей.  Пятиклассники пока еще не могут  критичноподойти ко всем тем оценкам, которые слышат в свой адрес. Именно поэтому, «самооценка у них в лучшем случае,  неустойчивая, «напоминающая качели», в худшем – заниженная» (С.В.Кривцова). В этот период взрослым: и родителям, и учителям, необходимо быть крайне осторожными в оценке деятельности, внешности, друзей, вкусов и много другого  при общении с подростками вообще, и с пятиклассниками в частности.

Считается, что подростки хотят отделиться от взрослых, стать самостоятельными. Отчасти это несколько упрощенное понимание сути взаимоотношений со взрослыми у детей в этом возрасте.  Да, подростки стремятся многое делать самостоятельно, правда то, что именно они считают важным и нужным, а не то, что считают необходимым и значимым для их дальнейшего развития взрослые. Но в отношениях со взрослыми им необходима не только самостоятельность, независимость от взрослого, но и признание взрослыми этого права на самостоятельность и независимость.

Возможно, переход из начальной школы в среднюю для некоторых родителей будет началом постепенного перехода к новым отношениям с ребенком, построенным на признании его потребности в самостоятельности и независимости, с учетом его потребности узнать и утвердить себя, желающим ощущать себя равноправным партнером в построении взаимоотношений.  Конечно, никто не просит родителей сразу начинать взаимодействовать с ребенком,  как со взрослым, но изменение позиции родителей в этом направлении позволит ребенку развиваться, как личности, гармонично. Интересен тот факт, что подростки, чьи отношения с родителями благоприятны, в меньшей степени являются зависимыми от  мнения группы сверстников.  

Общение со сверстниками.

Многих родителей  огорчает тот факт, что с пятого класса,  общение начинает вызывать у школьников больший интерес, чем  учеба.  В данном случае надо понимать и принимать, как данность,  что общение в подростковом возрасте становиться ведущим видом деятельности и самым важным фактором психического  развития. «Об этом свидетельствуют  следующие данные: те школьники, которые  в подростковом возрасте были ориентированы  преимущественно на семью и мир взрослых, в юношеском и взрослом возрасте часто испытывают трудности во взаимоотношениях с людьми, причем не только личных, но и служебных» (И.В.Дубровина). В связи с этим, нам представляется важным, чтобы родители проявляли пристальное внимание к этой сфере жизни ребенка, не отмахивались от возникающих у ребенка проблем в налаживании отношений со сверстниками.   Ни в коем случае не надо решать возникающие  у ребенка проблемы  общения  самому (за исключением случаев, когда ребенок находится в реально опасной ситуации). Сначала надо попытаться понять,  в чем кроется причина его неудач. Это можно сделать, поговорив с ребенком, обратившись  к  классному руководителю или  к школьному психологу.  Полезным будет узнать его одноклассников, пригласив их в гости,  или записать ребенка в ту же секцию, которую посещают одноклассники.

Мотивация к обучению в среднем звене.

Сохранить мотивацию к обучению можно, если учитывать стремление учащихся в этом возрасте   к самопознанию, самоутверждению, самореализации.  Подростку отчасти становится не так важно быть хорошим учеником, ему важно понять, для чего учеба нужна именно ему, найти в ней  свой собственный личностный смысл. Обрести его могут помочь родители в беседах с ребенком о школе, учебе и о планируемом будущем.

Период 11-12  лет характеризуется,  как период резкого возрастания познавательной активности и любознательности,  «которая и по своему содержанию, и по своей интенсивности носит «взрывной характер». «Подростков волнуют проблемы войны и мира, жизни  и смерти, экологические  и остро социальные вопросы, имеющие личностный смысл» (И.В.Дубровина), но только не то, что изучается в школе. Эти интересы пока еще неустойчивы, поверхностны, но именно на их основе потом будет найдена область истинных интересов и совершен  выбор профессионального пути.  Удивительно, но семья и здесь вносит свой вклад: причины устойчивого и полного отсутствия интересов у подростка часто кроются в таких особенностях семейного воспитания, как отсутствие каких-либо ярких интересов у  окружающих подростка взрослых, или их чрезмерная активность в развитии интересов школьника. Бедность  и узость интересов подростка увеличивают  влияние на него группы подростков, если таковая есть, и снижают его привлекательность как партнера  по общению среди сверстников.

Интересы, эмоциональная привлекательность деятельности оказывают влияние  и на волевую регуляцию подростка. «… неорганизованность,  действие по наиболее сильному мотиву, сравнительно легкий отказ от достижения поставленной цели вопреки ее объективной значимости – все это входит в качестве неотъемлемой части в портрет типичного подростка». Объясняя причины «волевой слабости» подростков, Л.С. Выготский говорил, что для подростков «характерна не слабость воли, а слабость цели». Другими словами у подростка еще нет такой цели, ради которой он готов прилагать значительные усилия и преодолевать  препятствия. Потому взрослым при общении с подростками необходимо создавать эмоционально привлекательные цели, обогащать их интересы, положительно подкреплять преодоление себя, учить представлять эмоциональные последствия своих выборов, развивать умение разбивать достижение большой цели на маленькие этапы и вознаграждать себя за преодоление каждого из этапов.

Выводы:        

        Рассказывая об особенностях личностного развития учащихся 10 -12 лет, наряду с организационными трудностями при переходе в пятых класс мы хотели обратить внимание родителей на возрастные задачи развития, стоящие перед их детьми на этом этапе. На наш взгляд, переход в пятый класс в чем-то способствует, а в чем-то усложняет  нормальное развитие ребенка и от того, насколько хорошо взрослый, находящийся рядом с ребенком в этот период, сможет понять, в какой именно помощи, в каких именно отношениях, нуждается сейчас школьник, будет зависеть и скорость адаптационного периода, и уровень адаптации, и каким образом у него сложатся отношения с этим миром, частью которого является школа.

Как уже упоминалось выше, большинство учащихся успешно справляются с переходом в среднюю школу. Однако, если вы  на протяжении длительного времени часто отмечаете:

  • усталый, утомленный вид у ребенка
  • нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне
  • стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы
  • нежелание выполнять домашние задания
  • негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • беспокойный ночной сон
  • трудности утреннего пробуждения, вялость
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие

рекомендуем Вам обратиться  к психологу.

Желаем вам терпения, понимания и удачи на этом непростом, но интересном пути!

Рекомендуемая для чтения литература:

  1. Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» , М.,1997
  2. Н.Л. Сомова «В пятый класс – в первый раз», СПб изд-во «КАРО»,2001г
  3. Сартан Г.Н. «Тренинг самостоятельности у детей», М.: ТЦ «Сфера», 2000 - (Серия «Практическая психология»)
  4. Панзарин С. «Ваш подросткок от11 до 14: о том, что творится у него внутри и почему он такой снаружи», М.: АСТ,2008

Используемая литература:

  1. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе / Под редакцией С.В. Кривцовой, М.: Генезис, 2002
  2. Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 классе / Под редакцией С.В. Кривцовой, М.: Генезис, 2002
  3. Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе / Под редакцией С.В. Кривцовой, М.: Генезис, 2004
  4. Жизненные навыки. Уроки психологии в 4 классе / Под редакцией С.В. Кривцовой, М.: Генезис, 2005
  5. Ю.Б. Гиппенрейтер  Общаться с ребенком. Как?  М.,1997
  6. Практическая психологи образования / Под ред. И.В. Дубровиной/ М.: Просвещение, 2003
  7. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной/, М.: 1995
  8. Н.Л. Сомова В пятый класс – в первый раз, СПб изд-во «КАРО»,2001г
  9. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей, М.: ТЦ «Сфера», 2000 - (Серия «Практическая психология»)
  10. Цуккерман Г. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля»в возрастной психологии // Вопр. Психологии. 1997, №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологическая адаптация младших подростков к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы

Социально-экономическое развитие вызывает необходимость адаптации как отдельной личности, организации, так и общества в целом. Сегодня, когда в стране идет внедрение ФГОС  второго поколения, школ...

«Адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»

Родительское собрание «Адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»...

Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы»

Начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в...

Родительское собрание в 5 классе Тема: «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»

Родительское собрание в 5 классеТема: «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»...

Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы.

Адаптация-зачастую сложный и продолжительный процесс. он зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих....