Учите ребёнка быть источником радости для себя самого
статья на тему

Фёдорова Наталья Александровна

Ник Вуйчич — о том, как преодолеть всё и воспитать счастливых детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sdelat_rebenka_istochnikom_radosti_dlya_samogo_sebya.docx128.67 КБ

Предварительный просмотр:

аже если вы не сразу вспомнили, кто такой Ник Вуйчич, вы наверняка слышали его историю. Он родился без рук и ног, но сейчас умудряется дарить надежду миллионам. Он сделал карьеру и женился. У пары четверо детей, не так давно они стали родителями двух девочек-двойняшек. О воспитании детей, о негласных правилах общения с инвалидами и о том, каково это — быть человеком с особенностями и жить счастливо — Ник Вуйчич рассказал Юлии Лукьяновой.

Ник, в вашей книге я прочла, что вы не считаете детей жестокими, и это хорошо, когда в детстве с обычными здоровыми ребятами учатся и ходят в сад дети с заболеваниями, внешними дефектами. Вы действительно так думаете? Почему?

Да, действительно, и считаю, что мальчиков и девочек с самого детства нужно учить, что это нормально — быть разными. И что их друзья могут быть разными, но именно такие мы и нужны друг другу. У нас в обществе существует шаблон: мы обращаем внимание на внешнюю красоту. Целые страны работают на эту индустрию, но вы не найдете ни одной экономики, которая работала бы на красоту внутреннюю. А ведь это самое важное! Так вот я считаю, что когда дети общаются друг с другом, они учатся «общению сердцем», без оглядки на внешность. Например, ребята в моей школе в конце концов узнали, что я не только с особенностями развития, но и интересный, начитанный, с отличным чувством юмора человек! В старшей школе я вообще был президентом класса. Мои родители поддерживали мое стремление общаться с одноклассниками. Большинство из них относились ко мне хорошо, мой пример даже вдохновлял. Кстати, со многими одноклассниками мы общаемся до сих пор.

Вы сталкивались с жестоким отношением? Как с этим справляться? Есть ли универсальные советы?

У меня в основном положительный опыт общения со сверстниками. Хотя изредка бывало. Но в то же время травля и отторжение способствует выстраиванию внутренней системы защиты. Как справиться?

Для этого надо:

1. Осознать, кто он на самом деле, чтобы никто не смог убедить его в ином, испортить настроение.

2. Принять на себя ответственность за свое поведение и счастье, чтобы другие не имели власти над ним.

3. Выстроить систему ценностей, которую не по силам поколебать никому.

4. Создать внутреннюю зону безопасности, где можно будет мысленно черпать силу и утешение.

5. Сформировать с кем-то близким по духу прочные и надежные отношения, которые помогут бороться с травлей.

6. Научиться следить за своими реакциями на травлю и контролировать их.

7. Сформировать духовную основу, которая поможет уверенно противостоять преследованию.

8. Использовать возможность учиться на горьком опыте и становиться сильнее, мудрее, увереннее. Это поможет преодолевать любые препятствия и решать все проблемы в дальнейшей жизни.

9. Создать защитную стратегию борьбы с преследователями любого рода.

10. Выработать в себе способность к сочувствию, чтобы чувствовать боль других людей и при необходимости помогать им бороться с жестокостью.

То же самое справедливо и для родителей. Если ваш ребенок еще мал — помогите ему сделать эти шаги. Вместе вы будете в два раза сильнее.

Знаете, может, я повторюсь, но надо научить ребенка простым духовным ценностям и пониманию, что никто не должен относиться к нему как-то по-особенному. Возможно, ровесники растеряются, если ребенок с особенностями вместо того, чтобы убегать, отходить в сторону — потянется к ним. Демонстрируя одноклассникам не страх и панику, а любовь, интерес. Ребенок внутренне проживает свои переживания и становится мудрее.

Учите ребенка быть источником радости для себя самого. Учите осознавать и радоваться мелочам, всему хорошему, что есть в его жизни: собственным талантам и способностям, красоте заката, маминому поцелую, радости щенка при его возвращении домой. Пусть он «складывает на счет» все радости своей жизни и обналичивает их, когда кто-то попытается испортить его день. Люди могут порвать тетрадь, спрятать пенал, но до радости, которая живет внутри, — им не добраться.

А еще учите своего ребенка терпению. В некоторых ситуациях нужно огромное его количество. Когда меня ровесники доставали в старших классах, я не видел впереди никакого выхода. Мне казалось, что издевки и мучения никогда не кончатся. Отсутствие перспективы повергало меня в депрессию и отчаяние. Когда меня начинали донимать, я сразу же старался уйти. Прятался в кустах так часто, что одноклассники в какой-то момент, наверное, стали принимать меня за растение.

А ведь терпение могло бы оказать мне тогда большую помощь. А если бы я научился смотреть в будущее, это облегчило мои страдания. Я все время думал: «Этот парень будет мучить меня всю жизнь». Терпение сказало бы мне: «И это тоже пройдет».

https://image.mel.fm/i/A/AIbOl5XR8m/590.jpgНик Вуйчич в Москве, 28 марта 2015 года

Не секрет, что большинство людей не знают, как правильно вести себя с человеком внешне или внутренне не таким, как они. Можно ли обычному ребёнку объяснить, как правильно общаться с особым человеком?

Что важно? Нужно понимать, что у всех есть проблемы, не важно, есть у нас руки, ноги, правильные черты лица или слух, зрение. Мы дружим и общаемся совсем по другим причинам. Так что главный совет — искренность. Заинтересованность. Желание помочь. Да, среди детей — людей с ограничениями — есть и такие, которые говорят, что им не нужна никакая помощь. И никто не нужен. Для этого у нас есть принятие. Нужно потихоньку, день за днем, но ненавязчиво «объяснять» такому человеку, что вы нужны друг другу. Объяснять не столько словом, сколько совершая какие-то хорошие поступки. Мы — люди с особенностями — и вы — люди обычные — можем научить друг друга важным вещам. Без общения — этого невозможно. А еще, конечно, родители должны своих детей знакомить и учить общению с особыми детьми, чтобы они не боялись, не стеснялись их в будущем, а знали — бывает и так, и умели помогать.

Какие существуют самые главные слова для особого ребёнка? Слова, которые нужно говорить ему каждый день несколько раз.

«Я тебя люблю». Я говорю это на своих выступлениях, и многие люди, что удивительно, плачут, услышав мои слова. Мы редко в жизни проявляем эти простые чувства. Просто скажите — люблю. Напомните этим словом любому ребенку, что он важен и нужен. Это большое дело.

А еще — научите ребенка любить и принимать себя. Все чувствуют уверенность и силу от человека, который себя любит. Это притягивает.

Ник, у вас есть какая-то мантра, которую вы говорите сами себе в минуту слабости?

Мантры нет, я просто читаю псалмы и молитвы, которые меня вдохновляют. Например, часто повторяю слова из послания к Филиппийцам (4:13): «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».

https://image.mel.fm/i/z/zOZSRpYj3I/590.jpgНик Вуйчич в Санкт-Петербурге, 29 марта 2015 года

Назовите, пожалуйста, несколько книг, которые надо прочитать человеку, если он считает, что он не такой как все. Чувствует, что чем-то обделен.

Не нужно иметь ограничений, чтобы чувствовать это (смеется). Любой подросток после 12 лет думает, что он не такой как все и обделён. К сожалению, многие здоровые люди живут так, что говорить о людях с особенностями. Я не знаю, какие книги читают в России, воздержусь от советов. О себе скажу, что моя любимая книга «Бог, которого я люблю». Написала ее Джони Эриксон Тада. Моя мама часто читала мне ее вслух, лет где-то с шести. Эта книга вдохновила меня и помогла сформировать чувство благодарности. Затем было ещё много книг. Главная из них — Библия. Я вообще трепетно отношусь к книгам, ведь за ними стоит обычно история человека, который её написал.

Ник, у вас есть любимое дело и любимая семья. Что ещё нужно для счастья? У счастливого человека есть неисполненные мечты?

Всё, о чём я мог мечтать, уже исполнилось. Теперь осталось только победить голод во всём мире.

Николас Джеймс «Ник» Вуйчич родился с синдромом тетраамелии — редким наследственным заболеванием, которое приводит к отсутствию четырёх конечностей. Сейчас Ник выступает с мотивационными лекциями и пишет книги, которые становятся мировыми бестселлерами. «Жизнь без границ», «Любовь без границ» и другие издания уже опубликованы в России.

Ник счастлив в браке с Канаэ Мияхаре. В 2013 году у них родился сын — Киеси Джеймс Вуйчич. В августе 2015 года появился на свет второй ребёнок Деян Леви. А в декабре 2017 года пара стала родителями двух девочек-двойняшек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Право ребёнка быть тем, кто он есть

Классный час по правовой теме: «Право ребенка быть тем, кто он есть»....

Из опыта воспитательной работы. Школа должна быть "школой радости".

В работе я рассказываю о методике патриотической работы в классе, о проводимых мероприятиях с 5-го класса по  11 класс....

как помочь своему ребёнку быть успешным в учёбе

Материал к родительскому собранию "Как помочь своему ребёнку быть успешным в учёбе"...

"Творческая сила корня жизни, чтобы выйти из себя и себе самому раскрыться в другом?..."(Повесть М.Пришвина "Жень-Шень")

научить учащихся выявлять собственные положительные качества, способности, умению разбираться в самом себе, определению цели жизни....

Ребёнок нуждается в радости

Ребенок нуждается в радости.  Его пребывание на занятиях нужно сделать интересным, вызывающим возвышенные чувства. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собствен...