Родительское собрание "Всё начинается с семьи"
методическая разработка (10 класс) на тему

Найда Александра Владимировна

Материал  для  проведения  родительского  собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_vse_nachinaetsya_s_semi.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Всё начинается с семьи» (семья как провоцирующий фактор проблемного поведения детей) Слайд 1

Здравствуйте, уважаемые родители.

- Сегодня наш семинар пройдёт немного в необычной форме. В форме «Круглого стола».

- Привычно ли для вас вести беседу в круге?

(Круг – самая идеальная форма: круглый стол, солнце, каравай, а в кругу мы видим глаза друг друга)

- Оценок не ставим, каждый человек – это индивидуальность, значит, каждый имеет право на своё мнение.

«Мозговой штурм» 

Семья – это…

- Что вы думаете по этому поводу? (ответы по кругу)

Тема нашего семинара «Всё начинается с семьи». 

- Обратите внимание на афоризм, но он закрыт наполовину

«Вам ничего не поможет: нигде не спрятаться от двух вещей …» Слайд 2

- Интересно, от каких?

- А теперь развернитесь друг к другу (работа в парах) и подумайте, о каких двух вещах здесь может идти речь. (музыка, по сигналу работа в парах завершается)

- Уважаемые родители, время истекло, и мы предлагаем вам ответить, от каких же двух вещей нам не спрятаться. Послушаем друг друга.

- Вы конечно все говорите правильно, но давайте подумаем, а ещё от чего?

- Если цветы мы забыли полить, и они засохли, то они погибли почему? (результат наших действий)

- А если не стало человека, мы можем что-то изменить…

Чтение афоризма. 

«Вам ничего не поможет: нигде не спрятаться от двух вещей – от результата своих действий и от смерти» Слайд 3

- Скажите, а воспитание детей это наш с вами результат?

Это в большей степени наш результат. Конечно,, общество оказывает влияние на личность, но почему-то в одном и том, же обществе вырастают разные люди.

Следовательно, что все же первично то, что было заложено в ребёнка в его семье (гены, воспитание).

Деление на 3 группы.

- Назовите причины, влияющие на отклоняющееся поведение детей (групповая дискуссия)

13 факторов: Слайд 4

  1. Завышенные требования;
  2. Враждебность семьи;
  3. Асоциальные семьи;
  4. Отстраненность отца;
  5. Эмоциональная отверженность;
  6. Жестокое обращение;
  7. Низкий культурный уровень семьи;
  8. Материальная ориентация семьи;
  9. Низкий материальный уровень семьи;
  10. Равнодушие;
  11. Ребёнок – кумир;
  12. Запреты;
  13. Неполные семьи.

- Даже если нам знакома хотя бы одна причина из перечисленных, значит, нам стоит задуматься о том, правильно ли мы воспитываем своих детей, но, а если больше – выводы делайте сами.

Деление на группы.

Дорожные знаки (музыка)

- Изобразить пантомимой данное задание. Остальные группы должны угадать основной стиль воспитания данной группы.

- Каких родителей они изображают? Попробуйте догадаться.

Знакомство со стилями семейного воспитания. Слайд 5

На доске появляются 4 карточки и «дорожные знаки».

Стили семейного воспитания

1.Авторитарный стиль.

- Категоричные требования, неуступчивость.

- В общении – приказы и ожидания их точного исполнения. Родителю уютно. Ребёнку – в тягость.

- не допускают обсуждений правил.

- Закрыты для постоянного общения с детьми.

- Дети чаще замкнуты, боязливы, зависимы, раздражительны, агрессивны и т.д. Могут быть неуправляемыми.

Гиперпротекция – запрет ограничения. У ребёнка не формируется инициатива, чувство долга и т.д.

Гипопротекция – формальны        й контроль.

2. Индифферентный стиль (безразличие)

- Больше волнуют другие проблемы, нежели воспитание детей.

- Редко оказывается поддержка ребёнка и участие в его личных делах.

- Основные заботы о детях сводятся к проблемам – одеть, накормить.

- Закрыты для общения по причине занятости, не остаётся душевных сил на детей.

- Если безразличие сочетается с враждебностью, то ребёнок даёт волю своим самым разрушительным эмоциям, что приводит к «отклоняющемуся» поведению.

3. Либеральный стиль.

- Слишком высоко ценят ребёнка.

- Прощают все слабости.

- Доверяют во всём.

- Совсем не склонны к запретам и ограничениям.

- Слабо регламентируют поведение ребёнка.

- Родители открыты для общения, но доминирующее направление коммуникации от ребёнка к родителю, а не от родителя к ребёнку.

- Преобладает безусловная родительская любовь.

Реакция детей: по плечу ли во время ли такая свобода?! Дети склонны к непослушанию, агрессии, не требовательны к себе. Исключение – иногда дети становятся сильными, решительными, творческими людьми.

4. Авторитетный стиль (самый позитивный).

- Родители сознают свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним признают право на саморазвитие.

- Понимают, что нужно диктовать и в какой форме, а что обсуждать.

- В разумных пределах готовы пересматривать свои жизненные позиции.

- Признают и поощряют автономию своих детей в разумных пределах.

- Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения.

- Допускают изменения в своих требований к ребёнку.

Реакция детей: дети слушаются родителей не из страха, а из уважения к ним. Уверены в себе, развит самоконтроль, сформирована адекватная самооценка, как правило, нормально учатся.

- Итак, мы познакомились с основными стилями семейного воспитания. В чистом виде они не встречаются, но один всегда преобладает, т.е. является ведущим.

- Какой стиль семейного воспитания самый оптимальный?

Ребёнок зеркало тому, что видит у себя в дому» Слайд 6

- Мне очень нравится работать с такими умными и активными родителями. А теперь раз мы такие молодцы давайте попробуем продолжить такую фразу.

Применение навыка на практике – приобретение опыта (Поэма Дороти Лоу Нотл)

Десять заповедей родительства. Слайд 7

  • Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты. Или – как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  • Не думай, что ребёнок твой: он Божий.
  • Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему: это необратимый закон благодарности.
  • Не вымещай на ребёнке обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо, что посеешь, то и взойдет.
  • Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен: ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него ещё нет привычки.
  • Не унижай.
  • Не мучь себя, если не можешь что – то сделать для своего ребёнка; мучайся, если можешь и не делаешь.
  • Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
  • Люби своего ребёнка любым: неталантливым, неудачным, взрослым.
  • Общайся с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.

        Дети учатся жить. Слайд 8

  • Если ребёнок растёт в критике, он учится осуждать.
  • Если ребёнок растёт во враждебности, он учится бороться.
  • Если ребёнок растёт в страхе, он учится предчувствовать недоброе.
  • Если ребёнок растёт среди насмешек, он учится быть замкнутым.
  • Если ребёнок растёт в ревности, он учится завидовать.
  • Если ребёнок растёт в жалости, он учится жалеть себя.
  • Если ребёнок растёт с чувством стыда, он учится быть виноватым.
  • Если ребёнок растёт в атмосфере поддержки, он учится быть надёжным.
  • Если ребёнок растёт в обстановке терпимости, он учится быть терпеливым.
  • Если ребёнок растёт в похвале, он учится быть признательным.
  • Если ребёнок растёт в атмосфере ободрения, он учится нравится себе.
  • Если ребёнок растёт в сочувствии, он учится быть великодушным.
  • Если ребёнок растёт в честности и справедливости, он учится различать добро и зло.
  • Если ребёнок растёт в вере, он учится верить себе и в окружающих.
  • Если ребёнок окружён дружелюбием, он знает, что мир – это прекрасное место.

- Я надеюсь, что вы сумеете воспитать в ваших детях самое хорошее, самое светлое, самое лучшее. А как, мы только что услышали.

Упражнение «Роль родителя в воспитании ребёнка» Слайд 9

Определяем правильную роль родителя в воспитании ребёнка.

Инструкция. Продолжите фразу: «Если ребёнка постоянно…»

- Критикуют – он учится ненавидеть.

- Живёт во вражде – учиться быть агрессивным.

- Упрекают – то у него развивается низкая самооценка.

- Высмеивают – то он становится замкнутым, скрытым.

Позитивные характеристики. Продолжите фразу: «Если ребёнок растёт в …»

- в терпимости – то он учится понимать других.

- в поддержке – то он ценит себя и других.

- В понимании – учится любить и быть любимым.

- Получает положительную оценку – то он растёт уверенным.

   

Рефлексия Слайд 10

  1. Что вы поняли, что понравилось, что запомнилось?
  2. Пожелание.

В.А. Сухомлинский: «Там, где нет мудрости родительского воспитания любовь матери и отца к детям уродует их».

Нужны знания, понимание возрастных особенностей и закономерностей. Помните, что школа – это союзник семьи в деле воспитания, но не химчистка. Школа может помочь родителю, но только при его активном личном участии в процессе становления и развития ребенку. Неправильное воспитание приводит к нарушению поведения детей.

Анкета.

Уважаемый коллега, мы не ошиблись: в деле воспитания мы с вами должны быть непременно коллегами.

Нас интересует Ваше мнение по поводу трёх вопросов:

1.Ваш родительский стаж____________________________________________

2. Насколько приемлема подобная форма нашего общения___________________________________________________________

3. Какие мысли и чувства вызвала у вас обсуждаемая сегодня тема?______________________________________________________________

Советы родителю «Кто ищет выход, тот всегда найдет!»

Для этого, прежде чем применить определённое воспитательное действие необходимо подумать и поразмышлять о его последствиях. Искать выход из любой ситуации. Нужно помнить, что

Кто ищет выход, тот всегда найдёт!

Домашнее задание родителям.

  1. Подумать самим о себе, т.к. педагоги говорят, «если с ребёнком сто-то не в порядке, то родителям следует посмотреть на себя через микроскоп».
  2. Проанализировать ситуацию в своей семье.
  3. Удостовериться в своих наблюдениях и мыслях, для чего не мешало бы поговорить и посоветоваться с педагогами, психологом и с теми людьми, которым доверяете, которые знают вашу семью,, т.к. взгляд со стороны, порой, позволяет лучше увидеть самого себя.

Упражнение для родителей.

  1. Хотя бы в течение 2-х дней после собрания замените все фразы директивного плана (Спать ляжешь сейчас!) на фразы демократического плана (Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?) и т.д.
  2. В течение  хотя бы 4-х дней после собрания не повышайте голос на домашних, а добивайтесь своих целей другими способами.
  3. В минуты сильного раздражения сядьте напротив ребёнка и пристально начните разглядывать его от макушки до пят… И вы найдете в нём очень много общего с собой и, наверняка, успокойтесь и сможете общаться с ним в другом тоне.

1.Авторитарный стиль.

- Категоричные требования, неуступчивость.

- В общении – приказы и ожидания их точного исполнения. Родителю уютно. Ребёнку – в тягость.

- не допускают обсуждений правил.

- Закрыты для постоянного общения с детьми.

- Дети чаще замкнуты, боязливы, зависимы, раздражительны, агрессивны и т.д. Могут быть неуправляемыми.

Гиперпротекция – запрет ограничения. У ребёнка не формируется инициатива, чувство долга и т.д.

Гипопротекция – формальны        й контроль.

2. Индифферентный стиль (безразличие)

- Больше волнуют другие проблемы, нежели воспитание детей.

- Редко оказывается поддержка ребёнка и участие в его личных делах.

- Основные заботы о детях сводятся к проблемам – одеть, накормить.

- Закрыты для общения по причине занятости, не остаётся душевных сил на детей.

- Если безразличие сочетается с враждебностью, то ребёнок даёт волю своим самым разрушительным эмоциям, что приводит к «отклоняющемуся» поведению.

3. Либеральный стиль.

- Слишком высоко ценят ребёнка.

- Прощают все слабости.

- Доверяют во всём.

- Совсем не склонны к запретам и ограничениям.

- Слабо регламентируют поведение ребёнка.

- Родители открыты для общения, но доминирующее направление коммуникации от ребёнка к родителю, а не от родителя к ребёнку.

-Преобладает безусловная родительская любовь.

Реакция детей: по плечу ли во время ли такая свобода?! Дети склонны к непослушанию, агрессии, не требовательны к себе. Исключение – иногда дети становятся сильными, решительными, творческими людьми.

4. Авторитетный стиль (самый позитивный).

- Родители сознают свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним признают право на саморазвитие.

- Понимают, что нужно диктовать и в какой форме, а что обсуждать.

- В разумных пределах готовы пересматривать свои жизненные позиции.

- Признают и поощряют автономию своих детей в разумных пределах.

- Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения.

- Допускают изменения в своих требований к ребёнку.

Реакция детей: дети слушаются родителей не из страха, а из уважения к ним. Уверены в себе, развит самоконтроль, сформирована адекватная самооценка, как правило, нормально учатся.

Десять заповедей родительства.

  • Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты. Или – как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  • Не думай, что ребёнок твой: он Божий.
  • Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему: это необратимый закон благодарности.
  • Не вымещай на ребёнке обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо, что посеешь, то и взойдет.
  • Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен: ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него ещё нет привычки.
  • Не унижай.
  • Не мучь себя, если не можешь что – то сделать для своего ребёнка; мучайся, если можешь и не делаешь.
  • Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
  • Люби своего ребёнка любым: неталантливым, неудачным, взрослым.
  • Общайся с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.

Дети учатся жить.

  • Если ребёнок растёт в критике, он учится осуждать.
  • Если ребёнок растёт во враждебности, он учится бороться.
  • Если ребёнок растёт в страхе, он учится предчувствовать недоброе.
  • Если ребёнок растёт среди насмешек, он учится быть замкнутым.
  • Если ребёнок растёт в ревности, он учится завидовать.
  • Если ребёнок растёт в жалости, он учится жалеть себя.
  • Если ребёнок растёт с чувством стыда, он учится быть виноватым.
  • Если ребёнок растёт в атмосфере поддержки, он учится быть надёжным.
  • Если ребёнок растёт в обстановке терпимости, он учится быть терпеливым.
  • Если ребёнок растёт в похвале, он учится быть признательным.
  • Если ребёнок растёт в атмосфере ободрения, он учится нравится себе.
  • Если ребёнок растёт в сочувствии, он учится быть великодушным.
  • Если ребёнок растёт в честности и справедливости, он учится различать добро и зло.
  • Если ребёнок растёт в вере, он учится верить себе и в окружающих.
  • Если ребёнок окружён дружелюбием, он знает, что мир – это прекрасное место.

Упражнение «Роль родителя в воспитании ребёнка»

Определяем правильную роль родителя в воспитании ребёнка.

Инструкция. Продолжите фразу: «Если ребёнка постоянно…»

- Критикуют – он учится ненавидеть.

- Живёт во вражде – учиться быть агрессивным.

- Упрекают – то у него развивается низкая самооценка.

- Высмеивают – то он становится замкнутым, скрытым.

Позитивные характеристики. Продолжите фразу: «Если ребёнок растёт в …»

- в терпимости – то он учится понимать других.

- в поддержке – то о ценит себя и других.

- В понимании – учится любить и быть любимым.

- Получает положительную оценку – то он растёт уверенным.

Советы родителю «Кто ищет выход, тот всегда найдет!»

Для этого, прежде чем применить определённое воспитательное действие необходимо подумать и поразмышлять о его последствиях. Искать выход из любой ситуации. Нужно помнить, что

Кто ищет выход, тот всегда найдёт!

Домашнее задание родителям.

1.Подумать самим о себе, т.к. педагоги говорят, «если с ребёнком сто-то не в порядке, то родителям следует посмотреть на себя через микроскоп».

2.Проанализировать ситуацию в своей семье.

3.Удостовериться в своих наблюдениях и мыслях, для чего не мешало бы поговорить и посоветоваться с педагогами, психологом и с теми людьми, которым доверяете, которые знают вашу семью,, т.к. взгляд со стороны, порой, позволяет лучше увидеть самого себя.

Упражнение для родителей.

1.Хотя бы в течение 2-х дней после собрания замените все фразы директивного плана (Спать ляжешь сейчас!) на фразы демократического плана (Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?) и т.д.

2.В течение  хотя бы 4-х дней после собрания не повышайте голос на домашних, а добивайтесь своих целей другими способами.

3.В минуты сильного раздражения сядьте напротив ребёнка и пристально начните разглядывать его от макушки до пят… И вы найдете в нём очень много общего с собой и, наверняка, успокойтесь и сможете общаться с ним в другом тоне.

Упражнение «Роль родителя в воспитании ребёнка»

Определяем правильную роль родителя в воспитании ребёнка.

Инструкция. Продолжите фразу: «Если ребёнка постоянно…»

- Критикуют – он учится ненавидеть.

- Живёт во вражде – учиться быть агрессивным.

- Упрекают – то у него развивается низкая самооценка.

- Высмеивают – то он становится замкнутым, скрытым.

Позитивные характеристики. Продолжите фразу: «Если ребёнок растёт в …»

- в терпимости – то он учится понимать других.

- в поддержке – то о ценит себя и других.

- В понимании – учится любить и быть любимым.

- Получает положительную оценку – то он растёт уверенным.

Советы родителю «Кто ищет выход, тот всегда найдет!»

Для этого, прежде чем применить определённое воспитательное действие необходимо подумать и поразмышлять о его последствиях. Искать выход из любой ситуации. Нужно помнить, что

Кто ищет выход, тот всегда найдёт!

Домашнее задание родителям.

1.Подумать самим о себе, т.к. педагоги говорят, «если с ребёнком сто-то не в порядке, то родителям следует посмотреть на себя через микроскоп».

2.Проанализировать ситуацию в своей семье.

3.Удостовериться в своих наблюдениях и мыслях, для чего не мешало бы поговорить и посоветоваться с педагогами, психологом и с теми людьми, которым доверяете, которые знают вашу семью,, т.к. взгляд со стороны, порой, позволяет лучше увидеть самого себя.

Упражнение для родителей.

1.Хотя бы в течение 2-х дней после собрания замените все фразы директивного плана (Спать ляжешь сейчас!) на фразы демократического плана (Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?) и т.д.

2.В течение  хотя бы 4-х дней после собрания не повышайте голос на домашних, а добивайтесь своих целей другими способами.

3.В минуты сильного раздражения сядьте напротив ребёнка и пристально начните разглядывать его от макушки до пят… И вы найдете в нём очень много общего с собой и, наверняка, успокойтесь и сможете общаться с ним в другом тоне.

Анкета.

Уважаемый коллега, мы не ошиблись: в деле воспитания мы с вами должны быть непременно коллегами.

Нас интересует Ваше мнение по поводу трёх вопросов:

1.Ваш родительский стаж____________________________________________

2. Насколько приемлема подобная форма нашего общения___________________________________________________________

3. Какие мысли и чувства вызвала у вас обсуждаемая сегодня тема?______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета.

Уважаемый коллега, мы не ошиблись: в деле воспитания мы с вами должны быть непременно коллегами.

Нас интересует Ваше мнение по поводу трёх вопросов:

1.Ваш родительский стаж____________________________________________

2. Насколько приемлема подобная форма нашего общения___________________________________________________________

3. Какие мысли и чувства вызвала у вас обсуждаемая сегодня тема?______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________