Родительское собрание для 6-11 классов: "Суицид в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида"
методическая разработка (6 класс) по теме

 

  • Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;

  • 2.Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;

  • 3.Воспитывать уважение к личности подростка и понимание его проблем

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suicid.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

 

  •  

  • Родительское собрание  для 6-11 классов:   "Суицид в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида"

Работу подготовила: Седова Ирина Николаевна, учитель физической культуры, МБОУ СОШ ? 23 им.А.П Анторова,  адрес: ст.Ханская, ул. Горького 45,  тел 89283345689

             

Цель:

  • 1.Обратить внимание родителей на проблемы детей,
  • 2.Вместе с родителями проанализировать место ребенка в семье,
  • 3.Оказать  профилактическую помощь в вопросе подросткового суицида.

Задачи:

  • 1.Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;
  • 2.Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;
  • 3.Воспитывать уважение к личности подростка и понимание его проблем

  Суицид – геройство или слабость,  

 или в нервном потрясенье срыв?

Есть, скажите, у кого-то храбрость

вскрыть его причинности нарыв?

Можно долго рассуждать о многом,

 осуждать, оправдывать, корить.

Но не высказать высоким слогом,

что порвало тоненькую нить

между жизнью и мгновенной смертью,

у которой за спиной развал.

Кто расскажет, как, в какие сети

не по воле человек попал?

Обсуждая тему, психиатры,

говорун-философ, – чудаки,

как на сцене скучного театра,

с пафосом шлифуют языки.

Но никто не знает, не узнает,

сколько б не потратил он труда,

почему самоубийца выбирает

путь себе такой вот в никуда...

   Ужасом прокатились по каналам телевидения и радиовещания сообщения о наших детях, кончающих жизнь самоубийством. Они делают последний шаг с крыш, выходят в окно и режут себе вены.

  И поэтому сегодня мы собрались,  чтобы  обсудить очень сложный и очень серьезный вопрос-  детское самоубийство.
Вопрос, о котором многие боятся даже задумываться и отгоняют мысли об этом, настолько страшным и невообразимым это кажется для многих. И такое отношение к нему вполне нормально, потому что смерь сама по себе – это страшно и невообразимо. Человек не хочет умирать, в его сути биологически заложено изначально - выжить и избежать ситуаций, ведущих к смерти. А вот если человек смирился с мыслью о смерти, вынашивает ее и готов к этому, а тем более если это ребенок - вот это уже настораживает.

Просмотр фильма Ролана Быкова «Я больше сюда никогда не вернусь!»

Материал прилагается (приложение 1)

Фильм шокирует своей откровенностью. Он о родителях и детях, насилии и невежестве, о том, как пьянство, ограниченность и тупость родителей, в прямом смысле, убивает детей...

Фильм-послание Ролана Быкова для всех нас, для того, чтобы не было безразличия и, одумавшись, мы протянули руку помощи тому, кто в ней нуждается, пока это не привело к трагедии.


Боль не так уж и страшна - режет правда,
Сердце паузу берёт безвозвратно,
Мелочь - детский голосок. Жизнь не прожита -
Жёсткость пулей бьёт в висок. Осторожно
Вы дышите. Кто-то землю из-под ног выбивает -
В небе тихо нежный ангел умирает.

Этот фильм выворачивает душу наизнанку. Трагедия ребенка — это нож в сердце. Эти глаза девочки, столько в них отчаяния и безысходности! Маленькое затравленное беззащитное существо! Мама для ребенка — это нечто священное и чистое. Любая мать в глазах ребенка - Бог. И когда она отворачивается от чада, весь мир становится чужим, враждебным… и ненужным.

Мать не просто убила бедную Любу, она делала это медленно и изощренно. Изо дня в день она твердила ей о никчемности, унижала, оскорбляла. Такая женщина недостойна называться матерью.

И вот Люба бежит и поезд перекрывает ей дорогу, назад нельзя. Бедное дитя зажали с двух сторон, загнали в ловушку. «Я больше сюда никогда не вернусь!» — это крик израненной души, который адресован всем нам. Нам! Люба не одна такая. Мы ведь почти каждый день видим таких, как она. Просто предпочитаем не замечать и не вмешиваться. Равнодушие — один из самых страшных грехов. И Ролан Быков демонстрирует нам его страшные, необратимые последствия…

Эту картину невозможно оценить. Любите детей, неважно- своих или чужих. Не стойте в стороне, когда им нужна помощь. Взрослых не должны оставлять равнодушными слезы ребенка… 

Согласно статистическим данным, опубликованным в официальных отчетах Министерства здравоохранения РФ, за последний 2011 год, за последние три года количество детских суицидов увеличилось на 37% (включая тех, кого удалось спасти). В нашем городе также  известны случаи, когда подростки пытаются покончить жизнь самоубийством.

Покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия; родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно. Способствовать принятию решения покончить с собой могут экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца.

Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, сопровождаться печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением — правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю. Под их влиянием повышается вероятность внезапных импульсов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.

Для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию.

Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков. Потенциальные самоубийцы часто имеют покончивших с собой родственников или предков.

Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Причиной самоубийства часто становится чувство вины и (или) страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Попытка самоубийства — это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии.

Что же происходит с родителями, если собственный ребенок не может их дозваться? Отчего они так глухи, что сыну пришлось лезть в петлю, чтобы они услышали его крик о помощи?

Сознание собственной правоты и непогрешимости делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Упрекая его, родители произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Они при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок.

Пятнадцатилетняя девочка после ожога пищевода (она выпила бутылку ацетона во время скандала с матерью) рассказывала: “Я была готова на все, лишь бы заставить ее замолчать, я даже выговорить не могу, как она меня обзывала”. Девочка не собиралась умирать. А годы скитания по хирургическим отделениям, тяжелые операции и погубленное на всю жизнь здоровье — это цена неумения и нежелания матери держать себя в руках, когда ей показалось, что дочка слишком ярко накрасилась.

Родителям следует помнить: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире — все станет реально опасным, угрожающим его жизни.

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки:

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

1.Прямо и явно говорить о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.

2. Косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.

3. Много шутить на тему самоубийства.

4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки:

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

– в еде — есть слишком мало или слишком много;

– во сне — спать слишком мало или слишком много;

– во внешнем виде — стать неряшливым;

– в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

– замкнуться от семьи и друзей;

– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки:

Человек может решиться на самоубийство, если:

1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);

3. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.

4. Предпринимал раньше попытки суицида.

5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:

1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас  прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:

  • Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка.)
  • Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?
  • Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления).

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Подросток должен уметь выплескивать отрицательные эмоции, а не замыкаться. Почаще проявляйте к нему нежность. Пусть он видит, что вы его очень любите и всегда готовы прийти на помощь.
Поддерживайте своего ребенка во всех его начинаниях! Главная мысль: родитель - самый лучший критик!! Уделяйте  время для совместной работы, не- важно, какой это труд, умственный или  физический, и не ставьте  акценты на то, что не получается.  Главная мысль- все впереди.
Пусть дети  рассказывают  вам о своей работе, о её социальной значимости  и взаимосвязи  между другими сферами дейтельности. Важен совместный просмотр телепередач, художественных фильмов с последующим вопросом, "что ты из это понял", желательно  порассуждать на предлагаемую тему. И главное, необходимо убрать из повседневного общения с ребенком  и в его  присутствии ненормативную лексику, в общении “муж- жена” относиться к жене с уважением. Это воспитывает у мальчиков уважение к девушкам, а у девушек формирует представление об отношениях между мужчиной и женщиной.

Также подросток должен видеть, что родители тоже иногда чувствуют боль или страх. Почаще жалейте друг друга. Не вмешивайте детей в решение междоусобных семейных конфликтов. Оберегайте юную, ранимую душу от скверных ругательств и оскорблений! Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.

Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком.

1.Рождение вашего ребёнка было желанным?

2.Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

3.Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

4.Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?

5.Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

6.Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

7.Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

8.Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?

9.Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?

10.Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

11.Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?

12.Вы знаете, кто у него любимый учитель в школе?

13.Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?

14.Вы первым идёте на примирение, разговор?

15.Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?

Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленноизмениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда

 Любите своих детей и будьте к ним внимательны! Ваши отношения должны быть тем местом, куда ребенок вожет возвращаться в любое время и отдыхать. Быть там столько, сколько ему нужно, и только набравшись сил, снова выходить в «большой мир».

            Если вы хотите, чтобы ваши дети вас уважали и слушались вас, ценили ваши советы и, следуя им, строили свою жизнь счастливо – будьте счастливы сами! Станьте для ребенка таким примером, которому захочется подражать.

Показ видеофильма «Жизнь прекрасна...»(приложение 2)

Жизнь - это счастье, сотвори? его сам. Жить - стоит. Не уничтожайте свою жизнь!"

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бердяев Н.О. О самоубийстве. – М., 1992.

2.Кравченко А.И. Родителям о подростках и подросткам о родителях. – М., 2002.

3.Медведева И.Я. Книга для трудных родителей. – М., 1994.

4.Тихонова Н. Российская семья в начале века: ситуация удручающая.// Воспитание школьника. - ?3. – 2002. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактикиа экстремизма в подростковой среде

Интерактивный урок-лекция с элементами дискуссии , посвященный профилактике экстремизма....

Профилактикиа экстремизма в подростковой среде

Интерактивный урок-лекция с элементами дискуссии , посвященный профилактике экстремизма....

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Уже давно не секрет, что особенно угрожающие масштабы приобретает наркомания среди подростков. Темпы роста наркомании в этой среде одни из самых высоких. За последние 8 лет число подростков употребляю...

"Профилактика экстремизма в подростковой среде"

"Профилактика экстремизма в подростковой среде"...

«Пивной алкоголизм среди подростков. Технология работы социального педагога по профилактике алкоголизма в подростковой среде».

Профилактика алкоголизма среди подростков подразумевает формирование трезвеннических установок. ...

Педагогический совет по теме "Меры профилактики и предупреждения  подросткового суицида. Терпеть нельзя, действовать!"

В презентации представлены выступления педагогов-психологов о проблеме суицида в подростковой среде. Подробно рассказано о трудностях поведения подростков, связанных с конфликтами, буллингом. Педагого...

Классный час «Профилактика правонарушений: предупреждение подростковой преступности»

Классный час «Профилактика правонарушений: предупреждение подростковой преступности»...