Родительское собрание будущих первоклассников
методическая разработка на тему

Аношенко Лариса Геннадьевна

В этом материале я хочу рассказать о том, без чего невозможно эффективное обучение в школе  и на что родители должны обратить внимание, занимаясь с детьми в свободное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._sobranie_bud._pervoklassnikov.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

    Сегодня мне хотелось бы немного рассказать о том, без чего невозможно эффективное обучение в школе и на что вы могли бы обратить  внимание во время общения со своим ребёнком.

    Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности.

По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также уровень его развития.

    Развивать речь – значит формировать определённые речевые умения: ориентироваться в ситуации общения, планировать высказывание. Реализовывать свой замысел (говорить или писать строго на тему, обеспечивая развитие мысли, используя различные средства выразительности).

    Базой для овладения письмом и чтением являются достаточно сформированные у ребёнка к концу дошкольного возраста основные компоненты устной речи: звукопроизношение, фонематические процессы, просодическая сторона речи (тембр, сила, высота), лексический  и  грамматический строй.

    Позвольте напомнить основные обязанности учителя-логопеда в школе, которые заключаются не в постановке и автоматизации звуков речи, (эта работа занимает всего лишь 20% от общего объёма работы  учителя – логопеда с детьми, ранее не посещающими ДОУ), а в развитии и коррекции устной и письменной речи, недостатки которой обусловлены фонетико-фонематическим недоразвитием, т.е. устранения проблем чтения и письма.

Результативное обучение невозможно без нормально развитого  слухового внимания, речевого внимания.

   Специальные исследования показали, что лишь у 10% поступивших в первый класс детей,  слуховое восприятие развито в норме, остальные дети с трудом улавливают объяснение  учителя, многие не слышат, не реагируют, не понимают обращение преподавателя, поэтому необходимо развивать эти процессы  не только в школе, но и дома, например, игра «Просьба»,  «Хлопни в ладоши, если будет названо живое и маленькое» (муравей, птица, слон и т.д.).

   Полезно использовать такой эффективный приём, как речевые кинестезии - «Послушай, повтори…»

                   Вот гуляет на лужайке

                   Поросёнок в жёлтой майке… ,  

если повторяет легко можно усложнить –

                    Волшебница-осень в конце сентября

                     Раскрасила листья в цвета янтаря…

  Сначала медленно, осмысленно, затем быстро, скороговоркой, не сбиваясь.

Эффективно использовать именно двустишия - это способствует грамотному письму и полноценному чтению.

Статистические данные свидетельствуют о том, что 30% всех поступивших

в школу первоклассников имеют фонематическое недоразвитие, т.е. не различают звуки речи на слух, поэтому речь окружающих взрослых д.б. чёткая, внятная, неторопливая, без запинок.

Когда вы общаетесь с ребёнком, проводите с ним всевозможные игры со словами и звуками, разучивайте потешки, считалки, дразнилки.

В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках

его  пальцев». Систематические упражнения для пальцев не только  стимулируют развитие речи, но и  являются по мнению М.М. Кольцовой «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

   Активизация речевого центра происходит с помощью  действия ребёнка с различными мелкими предметами: конструктором, мозаикой, биссероплетением.  Кстати сказать, манипуляции с мелкими  цветными деталями оказывают благотворное влияние на психику любого человека.

Игры с компьютером активизируют зрительный и тактильный  анализато-

  ры, но  угнетают вербальную, речевую деятельность (речевые центры),

 поэтому в 1 классе занятия за компьютером  проводятся 15 минут (не                 более).

Можно приобрести диски  со специальными речевыми играми: «Живая речь», «Игры для тигры».

Тренировка дикции и просодической  стороны речи также необходимы:

Трижды повтори каждую рифмовку шёпотом, тихо и громко.

                         Вновь Агата едет куда-то…

                         В океане вода тиха иногда…и т.д.

Наряду с речевыми процессами необходимо развивать у детей

психологическую основу речи – процессы внимания, памяти, словесно-логического мышления, сравнения и обобщения, анализа и синтеза через ребусы, кроссворды, головоломки с элементами соревнования, с поощрением детской инициативы, с активным речевым участием детей.

Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать

неточности и ошибки, встречающиеся в его речи,  самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».

Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить:

«Понятен ли ему ваш ответ?» Хорошо, если вы читаете и анализируете вместе с ребёнком старые добрые сказки, которые помогут вам воспитать отзывчивого, чуткого, скромного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание будущих первоклассников

http://ru.calameo.com/read/000498519cc5a4043762a?editLinks=1...

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"...

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"...

Родительское собрание: "Адаптация первоклассника в школе".

Родительское собрание: "Адаптация первоклассника в  школе"....

Презентация для родительского собрания "Адаптация первоклассников"

Данная презентация сопровождает выступление психолога на собрание родителей первоклассников по адаптации учеников к школе. Родителей информируют о том, что такое адаптация, о ее факторах, причинах дез...

Выступление на собрании будущих первоклассников

Психологическое просвещение родителей...