Основные пути и условия формирования нравственности в семье
статья по теме

Статья для выступления на всеросийских чтениях "Роль духовно-нравственного воспитания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Osnovnye_puti_i_usloviya_formirovaniya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

Педагогические чтения

Основные пути и условия формирования нравственности в семье

Учитель истории

МОУ СОШ №7

Нижегородского района

г. Нижнего Новгорода

Козлова Елена Викторовна

Нижний Новгород

2007год

   Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Современные семьи живут в условиях противоречивой ситуации. С одной стороны: государство обратило внимание на проблемы  и нужды семьи, разрабатываются целевые программы, выделяются большие деньги… С другой стороны: происходят процессы, которые обостряют семейные проблемы. Это падение жизненного уровня, рост числа разводов, алкоголизм, наркомания, агрессия со стороны СМИ. Следствием  (или причиной?) этого выступают: бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

   Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни

   Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Задача школы: защищать идеалы добра и бескорыстия, человеколюбия и честности. Школа всегда накапливала и передавала новым поколениям вечные духовные истины, которыми жило и живёт человечество.   Задачи педагога – нейтрализовать негативное влияние, помочь любящим родителям в воспитании детей,  указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

   Опираясь на труды педагогов В. А. Сухомлинского, А.С.Макаренко, Караковского В.А. и на личный опыт, выделим следующие пути и условия  духовно-нравственного воспитания ребёнка в семье.

1)Самым важным условием является любовь.

    Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, для формирования и реализации его духовно-нравственных потребностей.

Вы, наверное, не раз замечали, что в одних классных комнатах много хорошо растущих цветов, а в других их нет вовсе или они чахлые. Биологи давно доказали, что их состояние зависит от человеческих отношений, от царящей любви или неприязни. Дети тоже, как цветы, растут в зависимости от психологической атмосферы, вокруг них. Как и цветы, они могут расцветать, набираться здоровья, или чахнуть, заболевать, задерживая своё духовное, психическое и физическое развитие.

К нам в школу приходят родители с разными вопросами и проблемами. И какие бы сложности не возникали в воспитании детей, главный совет: любить своего ребёнка таким, какой он есть. Любить – значит понимать, помогать, делиться всем самым лучшим, что есть в себе самом. Но это должна быть не слепая неразумная материнская любовь, которая «забивает ребёнка хуже, чем розги» и делает его безнравственным потребителем.

2)Обязательным условием является атмосфера искренности.

"Мудрый человек, обладающий знанием,

 должен жить согласно истине, честно…"

 (Исх.20.16.)

    «Родители… не должны лгать детям, ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность".

3) Главным условием воспитания является личный пример, а не нравоучительная беседа

  Я прошу вас всех принять участие в одном эксперименте:

Протяните вперёд правую руку.

Поднимите вверх указательный палец.

  Большинство из вас сделали то, что я показывала, а не то, о чём просила. Выводы очевидны.

  Макаренко А.С. в "Книге для родителей", утверждал: "Ваше собственное поведение,- самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда,  когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребенка большое значение".

   Я хочу рассказать о семье, в которой, именно, личный пример, стал основой духовно-нравственного воспитания. Это семья Клюевых. Марина-выпускница нашей школы, в прошлом году стала победителем Городских Рождественских чтений. Марина Петровна - её мама говорит: "Духовное воспитание моей дочери это не особый специально продуманный процесс, это наша повседневная жизнь. Все вместе мы ходим в церковь, живем в соответствии с христианскими традициями, а в сложных ситуациях обращаемся за советом к своему духовному наставнику". В этой семье всегда присутствуют: вера, надежда, любовь и мудрость. Тему для своего реферата: "Житие преподобного Серафима Саровского. Он был и именем и духом Серафим", Марина выбрала не случайно. В работе она так объясняет свой выбор: "Ни в одном угоднике Божием так не воплощается дух нашего православия, как в образе убогого Серафима, молитвенника, постника, умиленного, всегда радостного, всех утешающего, всем прощающего Старца всея Руси…. В Дивеево круглый год едут паломники. Я так же неоднократно посещала эту Святую обитель. Мне всегда будет вспоминаться то чувство радости и умиления, которое было пережито в этом Святом месте, поэтому мне захотелось более подробно узнать о жизни преподобного Серафима Саровского". Здесь хочется произнести слова Святителя Иоанна Златоуста: "Будем выше всего ценить единодушие в семье, и всё будем делать, и направлять к тому…тогда и дети будут подражать добродетели родителей".

     

4)Не бойтесь похвалить ребёнка.  Не только собственный пример, но и похвала, может быть положительным стимулом для ребёнка.

    Один древний философ как- то сказал: "Меня мой учитель так долго и много хвалил, что я, в конце концов, стал хорошим". Умение хвалить своего рода талант. Похвала – лучший способ закрепить положительные поступки, она улучшает взаимоотношения родителей и детей.

Похвала матери, отца или педагога, окрыляет ребёнка. В похвале ребёнок зримо ощущает родительскую любовь. На одном родительском собрании выступила мама и сказала, что своего сына она часто хвалит за старание, даже если у него не всё получается на "отлично". Этот ребёнок в школу идёт с большим желанием, ведь дома его считают успешным и он изо всех сил старается оправдать слова мамы.

5)Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки.

    Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют веру в возможность успеха. В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей. Рассмотрим ситуацию: ребёнок вернулся домой намного позже того часа, о котором с ним условились. Можно сказать ему: "Ты нарушил обещание. Завтра вечером останешься дома". Звучит сурово. Однако это лучше обычного: "Ты безответственный эгоистичный ребёнок, ты думаешь только о себе, тебя совершенно не волнует что мы пережили, ожидая твоего возвращения, тебе, кажется, на нас наплевать…"

     Эта тирада подразумевает вопрос: "Как ты мог так поступить?" А это недопустимый, невозможный вопрос. Потому что на него нет ответа. Избегайте таких вопросов. Они вызывают чувство стыда и унижения, но редко улучшают поведение и совсем не развивают чувства ответственности за свои поступки.

6) Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считает наказание.

     Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

7)Порицание.

    Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

8)Очень важным методом в воспитании является запрещение.

    Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка - вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая филигранная работа «садовода» -воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Таким образом, потворство родителей действует очень вредно «… искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда»[1].

9)Разъяснение. Воздействие словом.

"Слово отражает мысль: непонятна мысль – непонятно и слово"                                                                                    Белинский В.Г.

     В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Воспитатель должен своевременно перейти от конкретных фактов, событий, явлений к раскрытию обобщенных истин, принципов поведения. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия.

   Как правильно говорить с ребёнком?  

   Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.  

   Во-вторых, надо стараться избегать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.

    В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.

     «Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке», - писал В. А. Сухомлинский.

10)Необходимо воспитывать чувство гордости за свою семью.

"Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие"

Пушкин А.С.

       На своих уроках я даю ребятам задание – составить свою родословную. Эту работу не возможно выполнить без участия всех членов семьи. Но удивляют результаты. Большинство ребят дальше бабушек и дедушек не могут углубиться в своё прошлое. Некоторые доходят до прадедов. В нашей школе есть опыт работы с семьями, которые заинтересованы  поисковой деятельностью, созданием семейных архивов.

Примером является семья Ивана Мусихина. Ваня под руководством  Гориновой Светланы Владимировны написал работу на тему "Мой прадед- герой Аджимушкая", а затем, увлёкшись этой деятельностью, с помощью родителей составил свою родословную и стал победителем областного конкурса.

       Составлением своей родословной занялась семья Александры Марасовой. Итогом этой работы стал реферат на тему "Мой прадедушка - талантливый изобретатель"(2 место в районном конкурсе), и большой семейный архив, где есть и фотографии, и документы, и мемуары.

Аналогичная работа в школе продолжается и сегодня. Учителя и родители  видят её значимость и ценность.

  1. Воспитывая ребёнка – воспитываешь себя

Воспитывая ребёнка, мы только и думаем, как мы воздействуем на него и совсем не предполагаем, что дети тоже на нас действуют, действуют куда сильнее, чем нам кажется. Именно дети делают нас красивее, добрее, покладистее, умнее,  собраннее, счастливее. Мы у них многому можем научиться, особенно терпению и умению прощать.

Общение с ребёнком это всегда искушение. Он слабее меня, он меньше знает, он не может без меня жить. Значит, я могу командовать, диктовать условия, сердиться на него, негодовать. Я могу делать с ним всё, что хочу.

  Трудно становится, когда ты с самого начала решаешь для себя: я не буду поддаваться соблазну, я не буду давить, кричать на него. Я не буду пользоваться своей властью.

   Возможно, ребёнок - это шанс, данный нам Богом, чтобы научиться любить. Научиться прощать. А что если это попытка научить нас раскаянию?

   Представьте такую ситуацию: маленький сын не желает засыпать…

Раздражаешься. Говоришь железным голосом, смотришь холодным взглядом: "Если сейчас же не ляжешь…"

   Он, конечно, подчиниться. Уснёт сладким сном и простит тебе и железный голос, и холодный взгляд. И вот тогда понимаешь, что ни что не поколеблет его любви к тебе, - тогда-то и наступает раскаяние. Настоящее, такое, за которое Господь прощает грехи.

Мы, педагоги, заходя в класс, должны относиться к сидящим там детям как к своим собственным, помнить, что они доверяют нам и верят в нас. И наша собственная жизнь является для них примером.

 Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы.

   Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

   Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и, прежде всего – Родины»[2].

 Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека.

   Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка.

Главные пути и условия формирования нравственности ребёнка это: любовь, искренность, положительный пример, умение воспитателя воздействовать словом и грамотно применить наказание, порицание и запрет.

Семья и школа должны быть сотрудниками в этом процессе.


[2] См.: Ильин И. А. Душа ребёнка// Очаг. – 1993. - №9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семейного воспитания и формирование нравственных законов семьи

в методической разработке выступления педагога-психолога на родительском собрании имеется презентация о роли воспитания ребенка в семье и рекомендации по формированию нравственных законов семьи...

Методические условия формирования УУД обучающихся и пути их создания на уроках истории в 5 классе

Универсальные учебные действия - это действия, которые формируются и выполняются на разном предметном материале. В данной работе рассматриваются методические условия успешного формирования универсальн...

Методический доклад: Основные проблемы и условия формирования общих компетенций в процессе преподавания специальных дисциплин.

Методический доклад на педагогические чтения , предназначен для преподавателей специальных дисциплин. В нем проведен анализ основных проблем при освоении общих компетенций в ССУЗе....

Организация волонтерской деятельности учащихся как одно из условий формирования нравственной личности.

Организация волонтерской деятельности учащихся как одно из условий формированиянравственной личности....

Микрокурс "Формирование нравственной культуры школьников посредством микрокурса "На пути к нравственности""

Микрокурс «Формирование нравственной культуры школьников посредством микрокурса «На пути к нравственности. Четвертая ступень» направлен на гуманизацию гуманизация учебно-воспитательного процесса....