«Наименьшее общее кратное»
методическая разработка по математике (5 класс)

Цель урока - закрепить умение учащихся в нахождении наименьшего общего кратного чисел. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehn_karta.doc204 КБ
Файл morskoe_puteshestvie.pptx2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «НАИМЕНЬШЕЕ ОБЩЕЕ КРАТНОЕ», 5 класс

Цель деятельности учителя

Закрепить умения учащихся в нахождении наименьшего общего кратного чисел; применять эти знания при решении текстовых задач; различать простые и составные числа, уметь применять признаки делимости чисел; развивать познавательный интерес к математике.

Термины и понятия

 наименьшее общее кратное, простые и составные числа.

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Уметь находить наименьшее общее кратное  двух и более чисел; применять на практике НОК при решении задач.

Познавательные: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, поиск и выделение необходимой информации с помощью самостоятельной работы и вопросов учителя.

Регулятивные: создание ситуации для постановки учебной задачи на основе знаний о нахождении НОК.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи; учитывать разные мнения и координировать позиции в сотрудничестве.    

Личностные: воспитывать ответственное отношение к учебному труду, волю и настойчивость, познавательный интерес и любознательность, уважение мнения товарищей.

          Тип урока:  урок - закрепление.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Применяемые методы обучения: метод беседы, обучение в сотрудничестве (работа в парах), индивидуальное обучение (фронтальный опрос, работа с учителем), игровое обучение (путешествие по морю).

Техническое обеспечение урока: проектор, компьютер​, экран, доска, карточки, смайлики – настроения, кораблики.

Конспект урока

Этап урока.

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап

-Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Сегодня у нас необычный урок: я работаю в новом для меня классе, а вы – с новым, незнакомым учителем. Очень надеюсь на вашу помощь и поддержку, думаю, что наше сотрудничество будет плодотворным.

- Сегодняшний урок, не просто урок, а урок – путешествие.

А эпиграфом  нашего урока, послужили слова

 А.П. Конфоровича

Не беда что идти далеко,

Не боимся, что путь будет труден,

Никогда не давались легко,

Достижения людям.

- А на каком виде транспорта мы оправимся, вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка.   

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет.   (Корабль)

- Совершим мы морское путешествие.

Настроение в начале урока положить в кораблик ( это и есть оценочный лист на протяжении всего урока)

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность своего рабочего места; настраиваются на работу

Постановка целей и задач

- Обеспечение мотивации учения; принятие темы и цели урока

- А корабль то наш не может подойти близко к берегу. Чтобы добраться до него будем передавать друг другу спасательный круг  (работа по цепочке).

 1. В столбиках примеров зашифрована тема сегодняшнего урока:

35+5

70*7

25:5

40:8

490:10

5*60

5*9

49+15

300:6

45:3

64:8

50-33

15

К

8

Н

17

О

- Вот мы и добрались до корабля. Но прежде чем взобраться, по веревочной лестнице, на палубу корабля давайте разгадаем его названия.

2. Вы уже встречали данное сокращение. Расшифруйте каждую букву. (Наименьшее Общее Кратное) – это название темы урока.

 3. Формулируем цель урока.

Откройте тетради запишите число.

Решают примеры устно по цепочке и определяют тему урока и формулируют цели.

Тема: «Наименьшее общее кратное»

Цель урока: научиться находить наименьшее общее кратное чисел

Актуализация знаний - Актуализация опорных знаний и способов действий и фиксирование индивидуальных затруднений

- Итак, мы с вами взобрались на борт корабля. До выхода корабля в плаванье проверим снаряжение.

Для этого ответим на следующие вопросы:

1.  У простого числа только два делителя: 1 и само число? (Приведи примеры)

ДА

2. Числа 5 и 7 взаимно простые?

ДА

3. НОК (5 и 7)= 5*7= 35?

ДА

4. У составных чисел больше двух делителей? (Приведи примеры)

ДА

5. Наименьшим двузначным простым числом является 10

НЕТ

6. Числа 22, 44, 66, 88 кратны  11 (Понятие кратного)

ДА

7. Все четные числа делятся на 2

ДА

8. Все нечетные числа делятся на 5 (Признак на 5)

НЕТ

9. Если число оканчивается цифрой 3, то оно всегда делится  на 3 (Признак на 3)

НЕТ

10.  Если число кратно 3, то сумма цифр может быть равна  34

НЕТ

11. Если число делится на 9, то оно всегда делится и на 3

ДА

12.НОК(8;16;32) = 32

ДА

Работа с ЭОР на повторение:

  1. Дайте определение НОК.
  2. Как можно найти НОК?      

- Снаряжение проверено. Направляя корабль в море, мы должны предусмотреть опасности, которые подстерегают нас в море.

(Работаем в парах) - карточка

- Приготовьте простые карандаши.

1) Назовите из данных чисел те, которые являются простыми  25, 13, 27, 45, 29, 1, 14, 17, 5, 19, 81, 7.

2) Найдите НОК чисел:

Нок(2,5)=10                          

Нок (3,4)=12                  

Нок(6,12)=12                        

Нок(2,10)=10

Нок(6,8)=24                          

Нок(4,7)=28                                                      

Нок(9,15)=45    Проверка по слайду + оценивание себя.

Обучающиеся устно отвечают на вопросы.

Оценивают верность своих решений.

Выполняют работу на компьютере. Задание на повторение нахождения НОК.

Выполняют работу в паре на карточке. Определяют простые и составные числа, нахождение НОК чисел.

Затем сверяют работу со слайдом и оценивают свою работу.

Закрепление

- Уметь отличать новое от уже известного;

Работа с учебником  

№ 690 (а, д) – у доски и в тетради разобрать нахождение НОК пошагово.

Учащиеся решают задания из учебника

№ 690 ( а, д)

НОК ( 36, 48) = 2*2*2*2*3*3=144

НОК ( 28, 21) = 2*2*3*7=84

Физкультминутка

- Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0ab7/000513c6-104110c6/img12.jpg

Выполняют движения

Закрепление усвоеных знаний

- Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученного

- Вышли мы на пристань, а там шум, гам. Это спорят матросы. А спор их вышел вот из-за чего.  

Задача 1. В порту начинаются три туристских теплоходных рейса, первый из которых длится 15 суток, второй 20 суток и третий 12 суток. Вернувшись в порт, теплоходы в этот же день снова отправляются в рейс. Сегодня из порта вышли теплоходы по всем трем маршрутам. Через сколько суток они впервые снова вместе уйдут в плавание?

- Помогли матросом решить их спор. Теперь идем с экскурсией по острову. И видим:

Задача 2. Вдоль дороги  поставлены указательные столбы через каждые 45 м. Эти столбы решили заменить другими, поставив их, на расстоянии 60 м друг от друга. Найдите расстояние от пристани до ближайшего столба, который будет стоять на месте старого.

Оцените себя

Решают задачи на нахождение НОК.

1) Решение: НОК (15; 20; 12) = 20 ∙ 3 = 60, следовательно, через 60 суток.

2) Решение:

45 = 2 ∙ 3 ∙ 5          60 = 2 ∙ 5 ∙ 2 ∙ 2

НОК (45; 60) = 60 ∙ 3 = 180, значит 180 м.  

Ответ: 180 м.

Самостоятельная работа

- Чтобы благополучно вернутся домой, выполним тест.

Работа в парах

Выполнение теста (РЭШ)

Оцените себя

Учащиеся самостоятельно в парах выполняют онлайн -тест, с последующей проверкой.

Рефлексия

- Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния

- Наше путешествие подошло к концу. Давайте мы с вами подведем итог?! 

Ответить на вопросы:

  1. С каким понятием работали на уроке?
  2. Дайте определение НОК.
  3. Как можно найти НОК?         

Устно  закончите следующие предложения:

  • "Сегодня мне удалось…";
  • "Я сумел…";
  • "Было интересно…";
  • "Было трудно…";
  • "Я похвалил бы себя…";
  • "После урока мне захотелось…"

Оцените себя  и поставьте в тетрадь оценку за урок.

Учащиеся отвечают на вопросы и продолжают предложения.

Домашнее задание

- Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Творческое задание:

 привести примеры из жизни, где могут применяться знания по теме «НОК», в чем они нам помогают. Можно оформить в виде рисунков, чертежей, подобрать текстовые задачи.

Учащиеся записывают д/з в дневник


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Не беда что идти далеко, Не боимся, что путь будет труден, Никогда не давались легко, Достижения людям . А.П. Конфорович

Слайд 2

М орское путешествие 5 класс

Слайд 3

35+5 40 :8 5 *9 45 :3 15 К 70*7 490 :10 49 +15 64 :8 8 Н 25:5 5 *60 300 :6 50 -33 17 О

Слайд 4

НОК

Слайд 5

Наименьшее общее кратное НОК ( а; в)

Слайд 6

Закрепление навыков и умений нахождения НОК чисел. Применение полученных знаний для решения задач. Развитие интереса к предмету. Успехов! Цели урока:

Слайд 7

1. У простого числа только два делителя: 1 и само число? (Приведи примеры) 2. Числа 5 и 7 взаимно простые? 3. НОК (5 и 7)= 5*7= 35? 4. У составных чисел больше двух делителей? (Приведи примеры) 5. Наименьшим двузначным простым числом является 10? 6. Числа 22, 44, 66, 88 кратны 11? (Понятие кратного) ДА ДА ДА ДА НЕТ ДА

Слайд 8

7. Все четные числа делятся на 2? 8. Все нечетные числа делятся на 5? (Признак на 5) 9. Если число оканчивается цифрой 3, то оно всегда делится на 3? ( Признак на 3) 10. Если число кратно 3, то сумма цифр может быть равна 34? 11. Если число делится на 9, то оно всегда делится и на 3? 12.НОК(8;16;32) = 32? ДА ДА НЕТ НЕТ НЕТ ДА

Слайд 9

Дайте определение НОК . Как можно найти НОК?

Слайд 10

НОК (2,5 )= 10 НОК (3,4)=12 НОК (6,12 )=12 НОК (2,10 )=10 НОК (6,8 )=24 Назовите из данных чисел те, которые являются простыми 25, 13 , 27, 45, 29 , 1, 14, 17 , 5 , 19 , 81 , 7

Слайд 11

В путь !

Слайд 13

№690 (а, д) Работа с учебником

Слайд 14

Физминутка

Слайд 16

Задача 1. В порту начинаются три туристских теплоходных рейса, первый из которых длится 15 суток, второй 20 суток и третий 12 суток. Вернувшись в порт, теплоходы в этот же день снова отправляются в рейс. Сегодня из порта вышли теплоходы по всем трем маршрутам. Через сколько суток они впервые снова вместе уйдут в плавание ? Решение : НОК (15; 20; 12) = 20 ∙ 3 = 60, следовательно, через 60 суток.

Слайд 17

Задача 2. Вдоль дороги поставлены указательные столбы через каждые 45 м. Эти столбы решили заменить другими, поставив их, на расстоянии 60 м друг от друга. Найдите расстояние от пристани до ближайшего столба, который будет стоять на месте старого . Решение : 45 = 2 ∙ 3 ∙ 5 60 = 2 ∙ 5 ∙ 2 ∙ 2 НОК (45; 60) = 60 ∙ 3 = 180, значит 180 м. Ответ: 180 м.

Слайд 18

Практическое задание

Слайд 19

С каким понятием работали на уроке? Дайте определение НОК. Как можно найти НОК? Рефлексия

Слайд 20

"Сегодня мне удалось…"; "Я сумел…"; "Было интересно…"; "Было трудно…"; "Я похвалил бы себя…"; . " После урока мне захотелось…" З акончи предложения :

Слайд 21

Ох, сколько ещё надо решать! Оценка 3 Надо решить ещё несколько примеров. Оценка 4 Я – молодец! У меня всё получилось! Оценка 5 Ну кто придумал эту математику ?! Оценка 2

Слайд 22

1) № 690 (б, в, г, е) 2) Творческое задание: привести примеры из жизни, где могут применяться знания по теме «НОК», в чем они нам помогают. Можно оформить в виде рисунков, чертежей , подобрать текстовые задачи. Домашнее задание

Слайд 23

Спасибо за урок!

Слайд 24

Источник информации Фон Ажурная полоска Корабль Чайка Составитель – Долгобородова Лариса Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СШ № 8 г. Архангельска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное"

Урок разработан на использовании интерактивных технологий...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Взаимно простые числа.

Повторительно - обобщающий урок в 6 классе с использованием ЭОР. ...

Конспект отрытого урока по теме "Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное чисел"

Конспект открытого урока по математике по теме "НОД и НОК чисел", 6 класс...

Тест по теме "Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное" (математика, 6 класс)

Тест представлен в 2-х вариантах, по 10 заданий в каждом. Первые 9 заданий тестового характера, последнее, десятое, задание нетестовое. В конце теста представлены ключи....

Методическая разработка. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное, 2016 г

Конспект урока по актуализации знаний и умений учащихся по теме: «НОД и НОК» и обеспечения их творческого применения при решении задач по нахождению НОД и НОК чисел....