Мотивация детей при изучении математики в современной школе
статья по математике

Белоусова Александра Геннадьевна

Положительное отношение к учебе – это первостепенная задача и первые шаги в изучении предмета всегда начинаются с проведения диагностики мотивации к изучению математики учениками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мотивация детей при изучении математики в

  современной школе.

             

Процесс реформирования системы образования в России сопровождается существенными изменениями в учебно – воспитательной практике. Очень важно, чтобы обучение у ребёнка вызывало положительные эмоции и было интересным и приятным процессом. В настоящее время на первом плане стоят нетрадиционные подходы к организации учебного процесса, направленные на переориентацию обучения и развития личности ученика, как  гражданина. Учитель, как дирижёр в оркестре, следит за работой всех учащихся и обеспечивает конкретное развитие у детей   интереса  к изучаемому предмету.  Центральная проблема современной школы состоит  в обеспечении мотивации ребёнка мыслить и делать выводы.  Главная черта современного урока – это открытие знаний самими учениками, благодаря исследованию и поиску. Мотив – это внутреннее побуждение личности к активной деятельности для удовлетворения возникающей потребности. Мотивация – это общее название методов и средств  для активного ведения познавательной деятельности. Учебная мотивация – это частный вид мотивации, характеризующий современный образовательный процесс. Современная учебная мотивация определяется пятью специфическими факторами:

- образовательной системой;

- организацией образовательного процесса;

- особенностями ученика;

- особенностями педагога и его отношения к ученику;

- спецификой изучаемого предмета.

Положительное отношение к учебе – это  первостепенная задача  и первые шаги в изучении предмета всегда начинаются  с проведения диагностики мотивации к изучению математики учениками. Определены три типа отношения к обучению:

- положительное;

- безразличное;

- отрицательное.

Первый пример диагностики в девятом классе показал, что  59% учащихся одобряет мотив осознания социальной необходимости учёбы. Выделяют пять уровней учебной мотивации:

- высокий,( дети чётко следуют указаниям учителя, ответственны, переживают за неудовлетворительные оценки;)

- средний, (ученики успешно справляются с учебной деятельностью – это норма;)

- заниженный, (учебный процесс таких учеников мало привлекает, детям нравится красивый портфель, общение с друзьями, внеучебная деятельность.)

- низкий, ( дети посещают школу неохотно, пропускают занятия, на уроках занимаются посторонними делами,)

- негативный, (школа воспринимается как враждебная среда, дети могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания и установленные нормы поведения, много случаев наличия нервно психических отклонений при обследовании врача.)

В связи с тем, что основная цель учителя – это научить ребёнка самостоятельно добывать знания, необходимо создать образовательную среду на основании современных технологий: метода проектов,  информационно – коммуникационных технологий (далее ИКТ),  проблемного обучения, дифференцированного подхода и т. д.

Профессиональный интерес вызывает технология проблемного обучения, которая основана на создании учителем проблемных ситуаций и организации самостоятельной деятельности учащихся для творческого овладения знаниями. Урок проблемного обучения отличается от традиционного.  Так, например, при изучении задач на движение, ребята группами двигались из пункта А в пункт Б   и обратно с разной скоростью и остановками, а потом сами формулировали  правила скорости сближения и удаления от объекта. Данная технология является результативной, поскольку обеспечивает высокое качество знаний и воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся.

Каждый ребёнок должен получать задания с учётом его подготовки, поэтому  в школе используется дифференцированное обучение с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.  Например 8 класс был разбили на три группы:

- первая группа обучается с высоким темпом продвижения в обучении ( ученики предлагают несколько способов решения задач ,решают усложнённые варианты без помощи учителя и тд)

- вторая группа со средним темпом обучения ( находят решения сложных задач, опираясь на помощь учителя )

- третья группа с низким темпом обучения, ( во многих случаях нуждаются в дополнительном разъяснении, способностей к самостоятельному решению изменённых задач пока не проявляют). Поэтому домашнее задание ученикам, распределённое по уровню сложности,  предоставляется на выбор. Учащиеся находятся в позиции  самостоятельного принятия решения. Такая деятельность позволяет решать проблемы ответственности за свои поступки, подготавливает к общественной жизни после школы.

Практически ни один урок не проходит без использования информационно – коммуникативных технологий. Традиционными являются уроки – презентации, уроки – видео, тестирование пройденного материала. Применение презентаций «Геометрия в чертежах» позволяет экономить время на графическом изображении геометрических фигур и давать ученикам значительно больший объём знаний. Задания с последующей проверкой активизируют внимание и самоконтроль у ребят. Применение ИКТ способствует:

- повышению мотивации ребят к обучению;

- активизируют процесс обучения;

- увеличивают объём самостоятельной работы ученика.

Мечта любого учителя -  это раскрытие возможностей каждого ученика. Метод проектов является одним из таких путей. Проектная работа в школе заставляет учащихся писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, искать фотографии, рисунки и т. д.  В качестве примера, задолго до изучения новой темы, группе учеников было предложено изучить самостоятельно теоретический материал и  найти интересные исторические сведения по данной теме для подготовки презентации. В установленный срок группа создателей презентации выступила  с проектом, который оценивал и обсуждал весь класс. По ответам создателей презентации на вопросы одноклассников можно было судить, как глубоко ученики изучили материал. Опыт показывает, что активное внедрение метода проектов позволяет учащимся приобретать знания, планировать собственную деятельность, добиваться новых успехов.

Роль учителя в создании мотивов обучения является одной из главных. Именно учитель, желающий смотивировать своих учеников на успешное обучение, должен создать психологически - комфортную обстановку на уроке. В её основе лежит принятие всех детей, проявление на уроке только положительных эмоций.Главная задача мотивации учения – организация учебной деятельности, которая максимально способствует раскрытию потенциала личности ученик

Литература:

  1. Маркова А.К., Матис ТА, Орлов АЮ… Формирование мотивации учения. Книга для учителя- М. Просвещение.
  2. Мотивация учения под. Ред. М.В. Матюхиной. Волгоград.
  3. Маркова АК. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя.-М.:Просвещение 1983.-96с.
  4. Ильин,ЕП. Мотивация и мотивы. СП.б: Питер, 2008.512с.
  5. Леонтьев АН. Потребности ,мотивы, эмоции.-М.: Издательство Моск. Уп-та, 1971.-40с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для определения мотивации школьников при изучении математики.

Анкета для определения мотивации школьников при изучении математики....

Педагогический опыт работы по теме Элементы проблемного обучения как метод и средство мотивации ученика при изучении математики"

в данной работе описан опыт применения технологии элементов проблемного обучения на уроках математики....

Театрально-литературная гостиная как способ повышения мотивации к изучению литературы в современной школе

В этой статье определяются цель и задачи занятий , определяется структура , основное содержание занятий и формы работы...

Учебно-методическое пособие "Формирование мотивации обучающихся к изучению математики"

Однажды мне ученик сказал на уроке: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) ...

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

В статье описаны способы мотивации у детей при изучении предмета математика....

«Использование нетрадиционных форм уроков математики как средство повышения интереса и мотивации учащихся при изучении математики »

в данной статье рассмотрены различные формы проведения уроков , позволяющие учителю разнообразить методы подачи материала , повышать интерес учащихся к предмету....