Методическая разработка урока математики на тему «Проценты. Применение дидактических игр на уроке математики»
план-конспект урока по математике (5 класс)

Перелыгина Анастасия

План урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Ново – Онохойская основная общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока математики на тему «Проценты. Применение дидактических игр на уроке математики»

Выполнила: учитель математики, физики

МБОУ « Ново – Онохойская ООШ»

Перелыгина Анастасия Васильевна

2023 г

Аннотация.

Данная методическая разработка предполагает один из вариантов введения по ФГОС обучающихся 5 классов в тему « Проценты» и может быть полезна учителям математики, работающим в 5 классах.

В адаптационный период при переходе из начального звена в основное, дидактическая игра является средством комфортного и продуктивного освоения учебного материала для учащихся 5 классов. И в результате применения таких форм, учащиеся на уроке математики не только осознанно усваивают учебный материал, приобретают умения, но и получают интеллектуальную удовлетворенность, заинтересованность к предмету.

Тема урока: Проценты. Нахождение процента от числа

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цели урока:

Деятельностная – научить детей новым способам нахождения знания, ввести понятие процента

Содержательная - сформировать систему понятий процента, расширить знания учеников за счет включения нового определения.

Форма работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Формируемые результаты :

Предметные: сформировать у учащихся представление  о процентах как о новой форме записи числа, а также специальном способе выражения части величины.

Личностные: развивать интерес к изучению темы и мотивировать желание применять приобретенные знания и умения .

Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающем мире через применение дидактических игр на уроке математики.

Познавательные: проводить анализ учебного материала, формулировать конечный результат.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, приходить к общему решению в совместной деятельности, использовать знаково- символические записи математического понятия

Оборудование: Электронная доска, презентация, распечатки фото товаров для проведения игры, карточки для рефлексии, лист самооценки, планшетки, маркеры.

Ход урока:

Орг. момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами вместе будем  работать на уроке математики. Поздоровайтесь со всеми, поприветствуйте друг друга, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи.

«Мудрец- это 1% вдохновения и 99% потения» Томас Эдисон.

Давайте на сегодняшнем уроке будем мудрецам при повторении того, что вы уже знаете и при изучении нового.

У вас у каждого на парте лежат оценочные листы, в который вы будете вписывать свои оценки. Подпишите каждый свой лист. Также у вас на столах улежат планшетки и маркеры, чтобы я смогла  увидеть ответ каждого из вас.

2.Отложите в сторону тетрадь. Повторяем.

Блиц- опрос

1.Какие виды дробей вы знаете? (обыкновенная, десятичная, неправ, смеш число)

2.На экране написаны дроби- десятичные и обыкновенные, назовите каждую по видам

3. что в обыкновенной дроби означает знаменатель, числитель

4.  Давайте вместе с вами вспомним некоторые свойства десятичных дробей:
Чтобы умножить десятичную дробь на 100,   ….надо в этой дроби перенести запятую на 2 цифры вправо.

  Чтобы разделить десятичную дробь на 100, … надо в этой дроби перенести запятую на 2 цифры влево.

Устный счет:

2,5+1,4=                 1 : 10=

½+1/2=                   12*100=

3-2,2=                      10: 4=              

4. Ребята, у вас на столах лежат задания, решив их,  мы узнаем тему сегодняшнего урока. Я прошу вас объединиться в небольшие группы по 4 человека, ученики, сидящие на 1ой парте поворачиваются к ребятам, сидящим на второй, с 3 парты поворачиваются к 4ой.

Под каждой цифрой, которая является ответом к заданным примерам спрятаны буквы, соединив их, у вас получится слово

1-0,5= Т            10+2,9= П

2+3,5= О          2 : 10= Е

4,7-2,3= Ц           10*0,1= Н                11-0,2= Т        

П=0,5    5,5=Р  2,4= О      12,9=Ц  0,2=Е  1=П   10,8=Т

Какое у вас получилось слово? Спросить у каждой команды

ответ – процент. Вы уверены? на 100?

Ребята, вы слышали это слово? где? Что означает это понятие? (если не отвечают- вот сегодня в этом и разберемся)

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?(изучать %) –цель

Подчеркнуть : да, ребята, вы правы, наша тема – проценты и сегодня на уроке мы  с вами научимся с ними работать.

 «История возникновения процента»  Слово “процент” происходит от латинских слов рro centum, что означает “со ста”. Широко начали использовать проценты в Древнем Риме. А знак обозначающий  % произошел, как предполагают, благодаря опечатке.

В презентации не просто так выделено выражение «со ста» т к 1 % =1/100, т е 1 часть от общего количества. А 100 % это и есть общее количество.

Ребята вас по списку в классе сколько человек? Это общее количество. На английский язык  вас разделили пополам, по сколько процентов от общего количества ? В столовой вас разделили на 4 части, по сколько процентов получилось?

Определение: процентом называют одну сотую часть числа. (обозначают - %)

и обозначение на презентации 1%=1/100=0,01

Давайте с вами разберем несколько примеров:

1.Сколько килограммов в одном центнере? (1ц=100 кг)

Тогда какую часть центнера составляет 1 кг? (1 кг= 1/100 ц)

2.Сколько ар в 1 га? 1га=100 ар

Какую часть гектара составляет 1 а? 1 ар=1/100га

3. Сколько сантиметров в одном метре?1 м=100 см

Какую часть метра составляет 1 см? 1 см= 1/100м

5. Физкультминутка

100% встали, прищурились, широко глазки открыли, посмотрели вверх, вниз, влево, вправо , сели.

На устном счете мы с вами повторили правила деления и умножения  десятичных дробей на 100. Давайте попробуем  обратить десятичную дробь в проценты, для этого надо ее умножить на 100.

0,971 = 0,971 ∙ 100 % = 97,1 %

0,87,     0,07,      1,45,  

А теперь наоборот, переведем проценты в десятичную дробь, для этого надо разделить число процентов на 100.

39 % = 39 % : 100 % = 0,39

6%,   25%,     45%,

6. Игра магазин : распечатаны цветные листы – проспекты с видом товара : шоколадка, сок, мармелад. Цены прописаны на листах, посчитайте стоимость всех товаров.

110+70+100=280руб. Магазин «Титан» на кассе дает скидку 10% на всю покупку – приклеить распечатку 10%. Посчитайте, сколько вы сэкономите на этой покупке?

Можно решить таким способом: 10% = 10%:100%=0,1

280*0,1=28 руб – экономия

7. Дифференцированный тест         - оценка пальчиками

на оценку «5»:

  1. 1% от 1 метра
  2. 1% от 1 кг
  3.  1% от 1 центнера
  4. Представить десятичную дробь в процентах:

      0,5=     %

  1. Представить проценты в виде десятичной дроби:

      25% =

на оценку «4»:

  1. 1% от 1 метра
  2. 1% от 1 кг
  3. 1% от 1 центнера
  4. Представить десятичную дробь в процентах:

       0,75= %

на оценку «3»:

1. 1% от 1 метра

2. 1% от 1 кг

3. 1% от 1 центнера

Правильный ответ

  1. 1 % от 1 метра = 1 см
  2. 1% от 1 кг = 10 гр
  3. 1 % от 1 центнера = 1 кг
  4. Представить десятичную дробь в процентах: 0,75= 75*100=75%
  5. Представить проценты в виде десятичной дроби: 25% = 25: 100= 0,25

8. Рефлексия. ( Выставление итоговой оценки, делается вывод о достижении цели урока в листе самооценки)

Ребята, давайте посмотрим, какую оценку каждый из вас сегодня получит за урок? Выставляем себе итоговую оценку, для этого вспомните тему среднее арифметическое. Запишите каждый свою итоговую оценку.

На вашем оценочном листе продолжите предложение:

сегодня я узнал(а)………

было трудно…….

я понял(а)……

я научился(лась)……

я смог(ла)…..        

9. Домашнее задание: §37, вопросы 1-3, № 1057, 1059, 1087

Мы сегодня с вами на 99% попотели, надеюсь хотя бы на 1  % стали мудрее.

Пожелайте друг другу хорошего настроения, всем спасибо за урок.

Список используемой литературы:

1. А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2020

2. Е.В. Буцко,  А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Математика: 5 класс: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2020

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины, массы, стоимости, "

Конспект урока математики 6 класса по теме "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины, массы, стоимости". При подборе материала использованы материалы учебника, интернета....

Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Урок в технологии деятельностного метода. 5 класс. УМК Виленкин Н. Я....

Методическая разработка урока математики по теме "Исследование функций по графику. Построение графиков функций"

 Пояснительная записка               Характеристика учебной группы.  Открытый урок по дисциплине «Математика» проводится в группе  по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» ...

Методическая разработка мастер-класса по теме: «Развитие учебно-познавательных компетентностей на уроках математики с использованием ИКТ»

         В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах...

Методическая разработка урока математики по теме «Производная и ее применение».

Данная  методическая  разработка  составлена  для  повторения  и  систематизации знаний и умений по теме «Производная»....

методическая разработка урока математики по теме "Применение квадратных уравнений"

Урок закрепления знаний.Урок повторения с использованием группового метода обучения и работой в парах.Алгебра возникла в связи с решением разнообразных задач при помощи уравнений. Обычно в задачах тре...

Методическая разработка урока математики по теме "Проценты"

Предложенная методическая разработка составлена с учветом ФГОС и является подспорьем к развитию интереса учащихся к изучению предмета.В разработке представлены различные виды упражнений на тему "...