Практическая работа по математике в 5 классе " Рисование узора из окружностей"
методическая разработка по математике (5 класс)

Шарифулина Елена Николаевна

Обновлённый ФГОС (2021) предусматривает проведение практических работ на уроках математики. Целью таких занятий является исследование возможных способы создания орнамента из окружностей с помощью циркуля и линейки. При работе с чертёжными инструментами ставилась задача научиться на практике работать с циркулем легко и безопасно, а также показать возможности этого чертёжного инструмента, его связь с изображением различных фигур и объектов, в частности, окружностей

Мы уже имели дело с геометрическими построениями: проводили прямые, откладывали отрезки, чертили углы, треугольники и другие фигуры. При этом мы пользовались масштабной линейкой, циркулем, транспортиром, чертежным треугольником. Оказывается, что многие построения можно выполнить с помощью только циркуля и линейки без масштабных делений. В геометрии выделяют те задачи на построение, которые решаются с помощью только этих двух инструментов.  Передначалом урока рекомендуется рассмотреть узоры главным элементом, которых является окружность. Удивительные по красоте и сложности техники исполнения узоры были показаны ребятам во время посещения выставки, организованной в школьном историко - краеведческом музее. Это их вдохновило. Если все сделать правильно, то полученную форму остагнется только раскрасить, чтобы вдохнуть в узор красоту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Урусовский ЦО»

Практическая работа по математике

  по теме

«Рисование узора из окружностей»

5 класс

                             

 Шарифулина Е.Н., учитель математики

         

ноябрь 2022г

Тема урока: Практическая работа по математике  по теме «Рисование узора из окружностей».

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель урока: систематизировать знания о геометрических фигурах, научиться устанавливать равенство фигур; познакомиться с видами орнамента; познакомиться с принципами рисования орнамента; развивать  художественно-творческую способность

Задачи:

Образовательная: ознакомить учащихся с комбинациями изученных геометрических фигур, используемых в орнаменте, приобщить к народно-прикладному искусству, показать применение геометрических фигур в практике составления орнамента.

Развивающая: развивать интерес к прикладному искусству, формировать умения и практические навыки по построению и применению геометрических фигур, их свойств при составлении орнамента, развивать смекалку, ловкость, глазомер, пространственное воображение, интуицию.

Воспитательная: прививать интерес к народной культуре, укреплять любовь к родному краю, уважение к художественно историческим национальным традициям, воспитывать у детей стремления к реализации своих возможностей.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать и развить коммуникативные умения работать индивидуально, в группах и на общий результат, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников

Метапредметные: формировать умения самостоятельно ставить цели, составлять план решения проблемы, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Предметные: формировать представления о разновидностях геометрического орнамента умения устанавливать равенство произвольных фигур, используя правила сравнения окружностей, развивать художественный вкус, приобретать навыки составления узора из окружностей различного радиуса

Методы активного обучения: дидактическая игра, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму

Методическое обеспечение урока:

- ПК, проектор, бумажные шаблоны, карандаши, циркули

- на выставке в школьном историко- краеведческом музее – образцы геометрического орнамента

Ход урока

1. Организационный момент:.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, и начинаем мы его с посещения нашего школьного историко – краеведческого школьного музея. В музее есть выставочный стенд, на котором находятся экспонаты, непосредственно относящиеся к теме нашего сегодняшнего урока.

Из различных книг и рассказов старших вы знаете, что люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными узорами.

Так как поверхность предметов, которые они украшали, была достаточно большой, то мастера рисовали какой-нибудь один рисунок и многократно повторяли его, заполняя, таким образом, всю поверхность предмета.

Каждый элемент имел смысл. То есть, зная, что обозначает тот или иной символ, можно было "прочитать", что хотел выразить автор. Эти символы мы встречаем в национальной одежде, рушниках, полотенцах.

  Они-то и подскажут вам тему урока, для того, чтобы это случилось нужно выполнить несколько заданий.  Сначала поработаем устно:

  1. На какие группы можно разделить выставочные экспонаты? (по цвету, по форме, по размеру, по фактуре, по материалу из которого они сделаны, по времени их создания) 
  2. Назовите общие элементы, которые можно выделить, рассматривая, например: разделочную деревянную доску и раскрашенную ступку для измельчения продуктов ? ( рисунок, состоящий из пересечённых различным образом окружностей,  нанесённый на эти экспонаты, который называется орнаментом )

Орнамент – это узор основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов.

Если элементы орнамента имеют геометрическую фигуру, то он называется геометрическим.

Как вы думаете, какая тема у нас сегодня может быть на уроке? (Рисование узора из окружностей). Итак, мы определились с темой урока, а как вы считаете, какую цель мы можем поставить на этом уроке и как ее достигнуть?

Цель: Создать орнамент с использованием геометрических фигур познакомиться с видами орнамента; познакомиться с принципами рисования орнамента; развивать  художественно-творческую способность, систематизировать знания о геометрических фигурах

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ по технике безопасности при использовании циркуля(СЛАЙД)

- на практической работе вы будете создавать орнаментиз окружностей, которые будем изображать, используя циркуль;

 ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

Вам предлагается составить орнамент из геометрических фигур на полосе картона. Шаблоны фигур у вас даны, можете использовать свои фигуры.

 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Итак, все работы выставлены, давайте подведем итоги урока.

Геометрические фигуры широко используются у всех народов. И каждое значение той или иной фигуры различно. Оказывается, не так уж просто взять и нарисовать окружность. Чтобы правильно и красиво нарисовать узор нужно иметь трудолюбие, усердие и терпение.

РЕФЛЕКСИЯ.  Подходит к концу наш урок! Прошу вас выразить с помощью смайликов ваше настроение после урока                                    

- У меня все получилось. Я доволен. – ВЕСЁЛЫЙ СМАЙЛИК

- У меня почти все получилось, но я делал ошибки. – СЕРЬЁЗНЫЙ СМАЙЛИК

- У меня было много ошибок. Мне нужна помощь. – ГРУСТНЫЙ СМАЙЛИК

Оценивание практической работы (пока выполняют орнамент)

4-«5»; 3-«4»; 2-«3»; 1-«2»

Выставление оценок.

Домашнее задание: стр. 147-148,  № 561, 564, 572

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ ПО ТЕМЕ «УЗОР ИЗ ОКРУЖНОСТЕЙ» 5 КЛАСС Искусство орнамента содержит в неявном виде наиболее древнюю часть известной нам высшей математики. Герман Вейль работу подготовила: Шарифулина Е.Н., учитель математики МОУ «Урусовский ЦО»

Слайд 2

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ И ОРНАМЕНТ (ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ШКОЛЬНОМУ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМУ МУЗЕЮ) Орнаменты составляются с помощью семейств концентрических окружностей, деления окружности на 3, 6 и 12 равных частей. С помощью циркуля можно подготовить прекрасные подарки: разделочные доски, орнаментом можно украсить книжные закладки, расшить домашние тапочки, кухонные подхватки и подставки, полотенце или платочки, сделать елочные украшения и т.д.

Слайд 4

Инструменты: бумага, циркуль, линейка, ластик простой карандаш цветные карандаши.

Слайд 5

1. РАКУШКА Обозначь два центра окружностей. Поставь иглу циркуля в первый центр. Строй окружности, равномерно увеличивая радиусы. То же повтори из второго центра. Проследи, как постепенно образуется симметричный орнамент .

Слайд 6

1. РАКУШКА

Слайд 7

1. РАКУШКА

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Источник: Ловкий циркуль Пайкен Инна-Майя Олевовна Киев «Вэсэлка» 1988 Волошина Н.Н. Алматы, КГУ «ШГ № 5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

практические работы по математике в 5 классе

Практические работы по математике, перечень работ для 5 класса, некоторые работы, их оформление....

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Практические работы по математике для учащихся 5 класса

Задания для практических работ по темам: 1. "Окружность, круг, доли",                                  ...

Методическая разработка по дисциплине "Математика" на тему " Рекомендации по выполнению практических работ по математике для студентов специальности 31.02.01 Лечебное дело"

В рекомендациях приводится краткий справочный теоретический материал, примеры выпонения заданий (подборка задач по каждой теме с решениями) контрольные вопросы и задания...

Практические работы по математике в 5 классе

Комплект практических работ по математике. Практическая работа №1 «Построение узора из окружностей»Практическая работа №2 «Построение углов»Практическая работа №3 «П...