Способы развития креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности.
статья по математике

Образцова Лариса Николаевна

Креативность это умение создавать что-то новое, отходя от традиционных схем мышления. Начать активно генерировать свежие идеи и воплощать их в жизнь можно с помощью ряда простых упражнений. В 2021 году в исследование PISA впервые в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления. Задачи отличает новизна формулировки, неопределенность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образцова Лариса Николаевна,

МБОУ «СОШ № 20

им. А.А. Хмелевского»

 города Курска

Способы развития креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности.

Креативность – это умение создавать что-то новое, отходя от традиционных схем мышления. С помощью креативного мышления мы можем придумывать новые идеи и находить выходы из сложных ситуаций.

Под креативным мышлением понимается способность предлагать инновационные и эффективные решения, использовать воображение. Кроме того, важно уметь критически взглянуть на свои идеи, увидеть их сильные и слабые стороны

Выделяют шесть параметров креативности  (Дж. Гилфорд):

1) способность к обнаружению и постановке проблем, увидеть проблему там, где другие её не видят и отчётливо её сформулировать;

2) беглость мысли способность быстро создавать новые идеи и предложения по решению возникшей проблемы;

3) гибкость – способность применять разные подходы и менять их в случае неэффективности решения задач;

4) оригинальность – производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;

5) разработанность  - способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

6) способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.

С трех до пяти лет все дети креативные. Они еще не знают о стандартных методах использования каких-то предметов и могут соединять  несоединимое. Дальше все зависит от личного опыта.

Для формирования креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности можно применять специальные упражнения. Для преодоления страхов и сомнений, настроя на позитив, для стимуляции мозговой деятельности поможет упражнение: возьмите лист бумаги и разделите его пополам. В левой колонке перечислите те страхи, которые препятствуют достижению ваших целей. На второй половине листа составьте подробный план действий по преодолению страхов. Подобное упражнение мы  применяем и  при рефлексии урока: в левой колонке перечислите номера заданий, которые вызывают затруднения. На второй половине составьте план тем, пробелы которых надо устранить.

Разбудить в себе творческое начало и стимулировать мыслительную активность хорошо помогают ассоциации:

- учитель может написать слово и предложить придумать к нему как можно больше ассоциаций. На уроке геометрии можно предложить название любой геометрической фигуры;

- упражнение «Сочетая несочетаемое». Задание: попробуйте ассоциировать в словосочетания слова с противоположным смыслом. Аналогичный приём: назовите любой предмет и придумайте как можно больше стандартных способов, как его использовать или  как нельзя использовать этот предмет. На уроке математики применяют приём -  как стандартную задачу можно решить другими способами. Со временем мозг начинает быстрее создавать ассоциации и необычные идеи. Объединяя между собой разные фрагменты из уже имеющегося опыта, человек синтезирует нечто новое. Если привносить в каждое свое занятие немного творчества: даже небольшие изменения могут натолкнуть на новую идею. Полезно расширять свои знания в других предметных областях. Для развития креативности требуется постоянное самообучение и творческий рост.

У большинства людей правая рука — ведущая. Она более активна, чаще используется, выполняет движения быстрее и точнее. Правую руку контролирует левое полушарие мозга. Оно же отвечает за наше аналитическое мышление. А воображение, сложные образы и эмоциональный интеллект — правое.  Если иногда выполнять привычные бытовые действия левой рукой, можно улучшить его работу и развить творческие способности. Левшам такое упражнение тоже будет полезно. Использование правой руки разбудит мозг и активизирует его деятельность.

Ещё один приём – запись своих идей в блокнот, даже если они кажутся абсурдными. Творческие порывы случаются неожиданно. Например, Архимед открыл свой знаменитый закон, принимая ванну. Для записи идей лучше всего завести специальный блокнот. 

При длительной работе на одном месте человек начинает совершать ошибки. Изменив вид деятельности: провести физкультминутку или предложить друдл. Друдлы – картинки, смысл которых нужно придумать. Они появились в Америке в пятидесятые годы ХХ века. Друдлы можно использовать в обучении, это хороший способ визуализировать, запоминать сложную информацию, развивать воображение. Друдл поможет сосредоточиться перед началом урока. Внимание к доске и словам учителя включится даже у тех, кто ещё не совсем проснулся или не отошёл после весёлой перемены.

Для привлечения внимания можно использовать задание: дорисуй композицию из геометрических фигур, смена деятельности снимет напряжённость и  снизит утомляемость.

Британский психолог, эксперт в области творческого мышления Эдвард де Боно разработал метод шести шляп. Шляпа каждого цвета символизирует определенный тип мышления. С помощью этого метода мы рассматриваем ситуацию с шести разных сторон. В основе лежит идея параллельного мышления, при котором различные точки зрения не сталкиваются, а сосуществуют. Получается схема:

- планирование деятельности;

- обработка информации;

- интуитивные догадки способа решения;

- критические оценки;

- достоинства и позитивные идеи;

- поиск новых идей, креативные предложения;

- обобщение результата.

Этот метод можно рекомендовать при решении нестандартных задач в классах с углубленным изучением математики, имеющим хорошую подготовку по предмету.

С целью развития креативного мышления на уроках могут использоваться:

- решение задач на логику, головоломки, ребусы;

- знания из других областей;

- проблемные ситуации, характеризующиеся незавершенностью или открытостью;

- задачи на функциональную граммотность.

В 70-е годы XX века в педагогике появляется понятие «функциональная грамотность». Международное исследование функциональной грамотности PISA относит к компонентам функциональной грамотности читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность  –  то есть способность применять знания из этих областей в реальной жизни; а также глобальные компетенции, финансовую грамотность для школьников, их креативное и критическое мышление. В 2021 году в исследование PISA впервые в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления.

На уроках математики  и на занятиях внеурочной деятельности могут быть использованы задания, которые составлены на основе международных подходов к оценке качества математического образования и  формируют наряду с математической грамотностью и креативное мышление.

Предлагаемые задания затрагивают проблемы личной жизни обучающихся, их образования, вопросы повседневной жизни. Проблемы, которые ставятся в заданиях, ориентированы на жизненный опыт обучающихся, практику их участия в реальных ситуациях, в которых они могут оказаться в недалеком будущем. Задачи отличает новизна формулировки, неопределенность.

Задание «Бюджет студента». Предназначено для обучающихся 9–11 классов. Основная идея: знакомство с понятием «бюджет», планирование сбалансированного бюджета студента. Одно из заданий подробно описывает ситуацию студентки, которая решила жить отдельно от родителей.

Ситуация 1. Маша после 9 класса поступила в колледж. По расписанию занятия в колледже проходят 5 дней в неделю. До колледжа Маша добирается на автобусе и трамвае. Студентка устроилась на работу по специальности недалеко от колледжа в вечернее время. Девушке регулярно переводят аванс 10 тыс. руб. 25-го числа каждого месяца и зарплату 13 тыс. руб. 10-го числа. Кроме того, в колледже она получает стипендию 3800 руб. первого числа. Маша решила начать жить отдельно от родителей и снять вместе с однокурсницей квартиру недалеко от колледжа. Студентки нашли квартиру за 20 тыс. руб. в месяц, за которую нужно платить 20-го числа текущего месяца. При этом Маша каждую неделю на выходные ездит домой. Цена билета на автобус в один конец составляет 98 руб., билета на трамвай – 33 руб.

Вопрос: Сможет ли Маша исполнить свою мечту и жить финансово независимо от родителей? Ответ аргументируйте.

Цель задания – с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах. В критерии оценивания учитывается не только расчёт, но и правильность вывода. (Мы не можем однозначно ответить на поставленный вопрос).

Перечислите, какие еще постоянные статьи расходов обязательно появятся в самостоятельной жизни Маши.

Цель задания  – прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Критерием оценивания является количество перечисленных статей расходов. Наивысший балл  если перечислены 3 и более статей расходов.

Ситуация 2. Прожив несколько недель отдельно, Маша поняла, что на косметику, телефонную связь, одежду и развлечения она тратит от 150 до 250% расходов на квартиру, проезд и питание. Пришлось Маше возвращаться домой. Самым сложным было упаковать компьютер. На балконе Маша нашла коробку с пенопластовыми вставками. Размер коробки – 138 × 98 × 39 см. Ширина пенопластовых вставок – 7 см. Размер системного блока – 173 × 432 × 490 мм, а размер монитора без подставки – 811 × 521 × 143 мм.

Вопрос: Сможет ли Маша упаковать системный блок и монитор в коробку для безопасной перевозки?

Для оценки задания необходимо, чтобы  расчеты и анализ были верными и дан обоснованный ответ с учетом единиц измерения.

Задание «Домашнее задание» предназначено для учащихся 7–8 классов. Формируемые ценностные отношения: ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни; формирование ответственного отношение к распределению учебного времени;  способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям.

В условии задачи сообщается, что Дима прочитал интересную информацию в интернете.  Которая сообщает, что объем домашних заданий не должен превышать: во 2–3-м классах – 1,5 ч, в 4–5-м классах – 2 ч, в 6–8-м классах – 2,5 ч, в 9–11-м классах – до 3,5 ч. Сообщается дополнительная информация: класс, в котором  учится Дима, его отношение к информации, рассуждения из личного опыта. Предлагается ответить на вопросы:

Укладываетесь ли вы в вышеуказанные нормы при выполнении домашнего задания? Если нет, то почему? Сколько времени в среднем тратите вы на выполнение домашнего задания?

Цель задания – объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное. Возможны различные  варианты ответа. Но важно дать развёрнутый ответ на вопрос с объяснением.

 Диме необходимо дома оформить проект к пятнице. Он считает, что справится с ним за 2 часа. Но в среду после тренировки, ужина и выполнения остальных заданий на часах уже 22:00. А утром занятия в 8:00.

Как вы считаете, стоит ли Диме садиться за оформление проекта в среду? Аргументируйте свою точку зрения.

Цель задания  самостоятельно составлять алгоритм решения задачи, выполнять необходимые вычисления и аргументировать предлагаемые варианты решений. 

Дидактическое назначение  таких заданий – развитие навыка работать целенаправленно, выбирать, сравнивать и оценивать стратегию решения задачи, излагать свое рассуждение в письменной форме. Организации мыслительной деятельности  учащихся способствует формулировка вопроса, построенная в отглагольной форме: сформулируйте, аргументируйте, обоснуйте, проанализируйте.

Креативное мышление развивает творческие способности, повышает самооценку и раскрывает индивидуальность, даёт возможность научиться мыслить нестандартно, преодолеть страхи и  боязнь ошибки. Люди, обладающие такой способностью, как правило, добиваются большего успеха в бизнесе, науке, культуре, искусстве и в личной жизни. Перечисленные упражнения и задания являются инструментом для формирования креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности.

Литература и интернет-источники

  1. https://infourok.ru/neobhodimost-razvitiya-kreativnogo-myshleniya
  2. https://hug.ru/blog/kreativnoe-myshlenie
  3. https://teacher.yandex.ru/posts/znaniya 
  4. Трофимова, Т. А. , Математическая грамотность : пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Т. А. Трофимова, И. Е. Барсуков, А. А. Бурдакова и др.] ; [под общ. ред. Р. Ш. Мошниной]. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической компетентности и развитие УУД учащихся в урочной и внеурочной деятельности в результате работы над творческим интегрированным проектом "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга" в системе требований ФГОС.

Презентация творческого интегрированного проекта "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга", выполненного учащимися восьмых классов школ № 356 и 376, и представленного на международный конк...

Доклад "Развитие речи обучающихся через урочную и внеурочную деятельность"

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная  школа  должна подготовить человека думающего и чувствующего, ...

Методический семинар "Развитие изобретательско – творческого мышления в урочной и внеурочной деятельности по математике"

Методический семинар «Развитие изобретательско – творческого  мышления в урочной и внеурочной деятельности по математике»Математические сведения могут применяться умело...

Выступление "Развитие алгоритмического мышления в урочной и внеурочной деятельности" Городские Педчтения май 2017 Маслова О.Г.

Материал содержит    основные положения  и принципы, которые положены в основу развития алгоритмического мышления  школьников, вопрос рассматривается с учетом  опыта...

Использование технологии развития критического мышления в урочной и внеурочной деятельности по математике

Статья по теме "Использование технологии развития критического мышления в урочной и внеурочной деятельности по математике"...

Отзыв на статью "Нетрадиционное рисование как один из способов развития креативного мышления младших школьников"

Шаханина Л. И., Федорищева Е. В., Рыжкова О. В., Чепиженко З. И. Нетрадиционное рисование как один из способов развития креативного мышления младших школьников // Научно-методический электронный журна...