Конспект открытого урока по математике "Сложение целых чисел".
план-конспект урока по математике (6 класс)

Малиева Виктория Викторовна
Задачи урока: ввести правила сложения целых чисел; формировать  навыки  применения правил сложения целых чисел.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhenie_tselyh_chisel.docx259.23 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Открытый урок по математике.  6 класс.

                                      Дата 20.02.2019г.

                                                     Учитель: Малиева Виктория Викторовна. 

 

Тема урока:  «Сложение  целых чисел».

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: магнитная доска, компьютер, раздаточный материал практической работы, листы самооценки, плакаты, смайлики.

 Задачи урока: ввести правила сложения целых чисел; формировать  навыки  применения правил сложения целых чисел.

Образовательные цели урока: познакомить учащихся с правилами сложения целых чисел; организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых      умений и навыков; закрепить полученные знания.

Воспитательные цели урока: содействовать развитию любознательности и познавательного интереса учащихся к предмету; прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы; воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,  воспитывать ответственность и аккуратность.

Развивающие цели урока:  развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;  развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей; тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

Планируемые результаты:

Предметные – научиться применять правила  сложения целых чисел.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:  уметь выслушивать мнение товарищей, участвовать в коллективном обсуждении проблем.  

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: уметь устанавливать причинно – следственные связи.

Личностные УУД – формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности; самооценка собственной учебной деятельности

Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная.

  Структура урока:

  1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности
  2. Актуализация знаний.
  3. Формулировка темы урока и постановка целей урока.
  4. Планирование действий по достижению цели.
  5. Изучение нового материала.
  6. Первичное осмысление и закрепление знаний.
  7. Физминутка.
  8. Закрепление полученных знаний.
  9. Домашнее задание.
  10. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока:

1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать благоприятный психологический и эмоциональный настрой на работу, условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс, определить содержательные рамки урока (продолжение работы с целыми числами). 

Вступительное слово  учителя:

Здравствуйте, ребята! Я рада снова видеть вас на уроке. Древнегреческий ученый  Пифагор и его ученики говорили: «Все есть число» (слайд1)

Согласны ли вы с этим высказыванием? Нужны ли нам числа в жизни? Давайте же проявим любознательность и узнаем еще больше о числах.

На столах у вас лежат листы самооценки.  Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя  по критериям, которые указаны в листе самооценки.

Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки (приложение 1)

2.  Актуализация знаний.

Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: сравнение, анализ, обобщение; повторить ранее изученный материал, необходимый для построения алгоритма  сложения целых чисел

Учитель: Дан ряд чисел 17; 39; – 40; 75; – 1; 0; – 17; – 39;-120; -72; 69;-75 (слайд2)

 1). Как называются эти  числа?

2).На какие  группы можно разбить числа?

Учащиеся: отрицательные,  натуральные,  положительные числа.

Учитель:

3) Расположите числа в порядке возрастания;

4) Найдите среди них противоположные;

5).Назовите модуль каждого числа;

6). Назовите  число, модуль которого больше;

7). Назовите  знак числа, модуль которого больше;

А что вы  умеете делать с натуральными числами?

 Учащиеся: Сравнивать, находить модуль, выполнять  действия с натуральными  числами.

3.Формулировка темы урока и постановка целей урока. (слайд 3)

Цель: выявить причины затруднения, мотивировать учащихся на определение цели и темы урока.

Ребята, я зачитаю вам стишок, а вы попробуйте определить тему  урока.

Числа отрицательные, новые для вас,
Лишь совсем недавно изучил ваш класс.
И теперь нам надо правила учить

Как сложить нам числа, как нам с ними быть?

Учитель: Если вы четко понимаете, чем вы должны будете заниматься на уроке, поставьте в лист самооценки 2 балла, если вы в чем - то сомневаетесь, поставьте 1 балл, если не поняли цели и задачи урока – 0.

4.Планирование действий по достижению цели.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; зафиксировать новый способ действия в знаковой форме и с помощью эталона.

 Фронтальная работа

Учитель: Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой - в одиночку или сообща? Как достичь цели, что для этого будем делать? Что дает нам нужную информацию

Учащиеся:

Сообща. Можно найти в учебнике, в интернете.

  5. Изучение нового материала

Учитель: Молодцы.  Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правила сложения целых чисел. Для этого мы используем счетные карточки и счетные кубики. На доске на магнитных карточках слова. Выигрыш, проигрыш, отдал, взял, долг и имущество. 

Какие из этих слов можно отнести к знаку «-», к знаку «+» ?  

Сегодня  на уроке мы будем использовать слова:

  • “выигрыш” - белые карточки
  • “проигрыш” - черные карточки.

У каждого учащегося в конверте счетные карточки (приложение 2)

Учитель: Покажите числа +2; -6; -5; +3; -4; 4; … .

Составляем выражения для нахождения суммы чисел и записываем на доске и в тетради. (слайд 4)

(+3) + (5)

(-4) + (-4)

(-2) + (-4)

(+6) + (+1)

(-4) + (-5)

(-4) + (+4)

(+4) + (+2)

(-6) + (+3)

(-3) + (+2)

Учащиеся в парах выполняют практическую работу .

Учитель: А теперь сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать правила сложения целых чисел.

Проверьте себя по учебнику на стр.52.

Проговорите правила друг другу. Поставьте баллы в лист самооценки.

Учащиеся:

Проговаривают формулировки друг другу, оценивают  свою работу, заполняют лист самооценки.

6. Первичное осмысление и закрепление знаний.

Цель: зафиксировать во внешней речи усвоение нового способа действий комментированием и проговариванием выведенного правила.

Ребята, давайте найдем потерявшиеся числа. Поработайте  самостоятельно, а потом проверьте работу друг у друга.

Заполнить пропуски (слайд 5)

(+15) + (+26) = …

(…) + ( +4) = +8

(-2) + ( …) = 10

(- 35) + ( …) = 0

(+12) + (…) = 0

(…) + ( -14) = 0

Учащиеся работают самостоятельно, затем проводят взаимопроверку в парах.

Учитель:

А теперь решим примеры №259(г,д,е).    

Поработайте в четверках, рассмотрите по два примера для каждой группы.

Выберите, кто будет выступать от группы.

Не забывайте про самооценку

Учащиеся: выдвигают выступающего от группы, решают примеры с комментированием, ищут ошибки в примерах, объясняют их, проговаривая правило. Выставляют баллы.

7.Физминутка (слайд 6).

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

  8. Закрепление полученных знаний.

Цель: включить новый способ действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного, тренировать способность применять новое знание вместе с изученным ранее.

  1. Работа по учебнику: выполнить №260(г,д,е).

Учащиеся по порядку выходят к доске,  решают примеры, проговаривая правило.

2) Обучающая самостоятельная работа. С последующей самопроверкой (слайд 7)

 Вариант 1:

Найди сумму: а)-45+64 б)- 67+94 в) -124+(-58)  г)365+(-464)  д)-564+564

Вариант 2:

Найди сумму: а)-54+76  б)-84+95  в)-246+(-62)  г)376+(-478)  д)-478+478

Учащиеся выполняют самостоятельную работу, оценивают себя, сравнивая с решением на слайде, проводят самооценку.

3) Творческое применение  знаний.  Работа в парах. (слайд 8)

1).Найдите значение выражения:

- 8 +18+12+(-22)

2).Найди неизвестное число:

-10+а=0;    -10+а=-10;     -10+а=-8;     -10+а=-3.

Учащиеся:

Выполняют задание в парах. Проводят самооценку.

9. Домашнее задание. (Слайд 9)

Вы можете записать  домашнее задание на выбор: решить не менее двух номеров:

П.2.4 выучить правила.

 №249,№254, №259(а,б,в), 260(а,б,в).

Творческое задание:  найти в интернете информацию, когда и кем были придуманы правила  сложения.

Оцените выбор домашней работы: 3 балла –выбрали все; 2 балла- выбрали 3 задания из 4; 1 балл – выбрали 2 номера.

Учащиеся:

Выбирают и записывают домашнюю работу.

6.Оценивают свой выбор домашней работы.

10.Итог урока.  Рефлексия.

Цель: организовать осознание учащимися своей учебной деятельности

Какие правила вы сегодня повторили?

Какие умения вы сегодня отрабатывали?

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

В течение всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок. (слайд 10)

Учащиеся:

Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели?

Проводят самооценку.

Учитель:

А теперь вспомним эпиграф нашего урока.

Узнали мы новое о числах? Нужны  ли нам числа в повседневной жизни?

У вас на столах лежат смайлики. Выберите тот, который соответствует вашему настроению. Спасибо за урок.

        1.         

Мне всё понятно, я уверен в своих знаниях

2.         

Я не совсем уверен в себе

3.         

Мне многое непонятно

Приложение 1

Лист самооценки ученика (цы) _________________________________

Номер задания

Как у меня получилось…

1.Понимание цели урока(2 б, 1б ,0б)

2.  Изучение нового материала. (2 б ,1б, 0б)

3. Решение задач. (2 б, 1б, 0б)

4. Самостоятельная работа(2 б, 1б, 0б)

5. Применение знаний(2 б, 1б, 0б)

6. Выбор домашнего задания(3 б, 2б, 1б)

Оценка за урок______________________________________________

Приложение 2

Фрагменты презентации:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация, конспект открытого урока математики в 9 классе "Умножение и деление целых чисел на трёхзначное число в пределах 1 000 000"

Урок выработки практических умений. Презентация, конспект урока могут быть использованы учителями коррекционной школы VIII вида,работающими по учебнику Антропов А.П., Ходот А.Ю., Ходот Т.Г. Математика...

План- конспект открытого урока «Совершенствование технике малого мяча в цель и на дальность»

Тема: «Легкая атлетика»Задачи:  1.Совершенствование техники метания малого мяча в цель и на дальность....

План- конспект открытого урока «Совершенствование технике малого мяча в цель и на дальность»

Тема: «Легкая атлетика»Задачи:  1.Совершенствование техники метания малого мяча в цель и на дальность....

Конспект открытого урока Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками».

Тип урока:                     урок изучения нового материала....

Конспект открытого урока по математике "Произведение целых чисел".

Задачи урока: изучить правила умножения целых чисел, формировать умение умножать целые числа, создать условия контроля усвоения знаний и умений, приобретенных учащимися по данной теме....

План-конспект открытого урока по информатике "Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q"

Урок "Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q" знакомит обучающихся с праилами переводом чисел из десятичной системы в двоичную и обратно, ребята практикую...

Конспект открытого урока математики, 6 класс Сложение целых чисел

Конспект открытого урока математики Школа: ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»Дата: 09.11.2018Предмет: математикаТема урока: Сложение целых чиселКласс: 6Учитель: Трофимова Н.А..Тип урока: ...