Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.
методическая разработка по математике

Белова Татьяна Витальевна

выступление из опыта работы о современных методах преподавания математики, позволяющих повысить качество знаний учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

Повышение  качества  образования всегда было и остается приоритетным направлением в работе любого общеобразовательного учреждения. В современных условиях, под качеством образования,  понимается комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное  формирование компетентной, успешной и конкурентноспособной  личности. В данном комплексе можно выделить три основные группы характеристик: качество потенциала достижения цели образования, качество процесса формирования компетентности и качество результата образования. Каждая  из групп имеет не только свои цели, задачи, методы и формы работы, но и  ряд сопутствующих проблем, которые  могут повлиять на  эффективность промежуточных или конечных результатов.

    Разработку и решение проблемы качества современного образования (в т.ч. математического) учителям математики нужно начинать на уровне формирования и становления человека, т.е. непосредственно при организации образовательной деятельности через уроки математики, а также в процессе самообразования. При планировании обучения математике учитель выделяет следующие примерные элементы структуры обучения как:

  • Цели обучения математике;
  • Средства и способы достижения целей и самооценка собственных возможностей;
  • Анализ сложившихся условий и прогноз их преобразования;
  • Прогнозирование возможных результатов деятельности.

Рациональный подход должен заключаться в отработке сочетания приёмов и способов дифференциации, обеспечивающих высокое качество математической подготовки выпускника школы. Качественную математическую подготовку выпускника учителю надо начинать закладывать с развития и формирования  познавательных интересов учащихся через содержание  учебных предметов и соответствующую ему организацию познавательной деятельности учащихся.

Интерес к предмету возбуждать и подкреплять таким учебным материалом, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться.

Следующим приёмом поддержания познавательного интереса учащихся к математике    является  умение видеть новое в ранее знакомом.

Такая методика подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. Поэтому учитель переводит школьников со ступени его чисто житейских представлений  о мире на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей. Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. В арсенале учителя должны быть формы уроков, которые знакомят  учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями, методами ведения дискуссий, научных споров, конференций по различным научным направлениям.

Потребность заниматься познавательной деятельностью учитель может формировать через самостоятельную работу учащихся (подготовка логической задачи, метода решения, сообщения, доклада), организованную в соответствии с особенностью интереса. Для этого можно использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность.

По мере развития культуры учебного труда, навыков самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся значительное внимание  надо уделять  проблемному обучению, которое заставляет искать истину и всем коллективом находить ее.  В проблемном обучении учитель выдвигает на общее обсуждение вопрос-проблему, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения. Оно вызывает к жизни эмоции учеников, создает обстановку увлеченности, раздумий, совместного поиска и коллективных действий. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Динамику развития познавательных интересов учитель отслеживает, используя усложнение познавательных задач.

Чрезвычайно важной в обучении математике считается роль задач. Учителю необходимо постоянно подкреплять интерес учащихся к предмету, используя средства, вызывающие у них ощущение собственного роста. «Составь план ответа», «задай вопрос товарищу», «проанализируй ответ и оцени его», «обобщи сказанное», «найди другой способ решения задачи» – этими и многими другими приемами учитель побуждает ученика осмыслить свою деятельность, неуклонно ведёт его к формированию стойкого познавательного интереса.

В процессе учебной деятельности школьника, большая роль отводится развитию познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. В учебный материал учителю нужно включать содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности. В арсенале учителя математики должны присутствовать такие типы задач, как:

  • задачи на смекалку;
  • задачи – шутки;
  • числовые  фигуры;
  • задачи с геометрическим содержанием;
  • логические упражнения со словами;
  • математические игры и фокусы;
  • кроссворды и ребусы;
  • комбинаторные задачи.

На подготовительном этапе урока учителю можно использовать математические диктанты различного типа. В ходе числового диктанта дети вспоминают два понятия, сохраняют их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними какое-либо действие и ответ записывают в тетрадь. Применяя цифровой диктант, учитель реализует  идею о постоянной обратной связи, эффективно используя его для быстрой фронтальной проверки усвоения и закрепления знаний.

Важным условием успешности учебного процесса является поддержание и стимулирование познавательной активности учащихся в ходе контроля  уровня знаний. Можно использовать  индивидуальную форму познавательной деятельности. При этом учитель строит отношения с учащимися так, что весь процесс обучения определяется индивидуальной работой учителя с учеником, либо учащийся самостоятельно выполняет учебное задание на основе рекомендаций и инструкций, полученных от учителя, в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками. Работая самостоятельно, ученик проявляет инициативу, его темп работы зависит от его работоспособности, склонностей, учебных возможностей, подготовленности, целеустремлённости. Такая форма работы предполагает подбор учителем приёмов и дидактических средств обучения, которые обеспечат оптимальное развитие любого ученика в классе, как самостоятельного  сильного, так и слабого.

Для организации большей самостоятельности школьников можно использовать индивидуализированную форму обучения. Используя названную форму занятий, учитель предполагает такую организацию работы, при которой каждый ученик выполняет своё, отличное от других, задание с учётом индивидуальных возможностей. Дифференцированные задания делятся по уровню  и степени трудности. Эти задания оформляются на специальных карточках. Чаще всего такая форма обучения применяется с целью проверки степени усвоения учащимися материала. Чтобы избежать чрезмерной индивидулизированности и изоляции от классного коллектива, учителю необходимо  включать  эту форму в процесс обучения эпизодически. Индивидуальная работа на уроке требует от учителя тщательной подготовки, большой затраты сил и времени.

Индивидуализированно-групповая форма является дополнительной. Благодаря такой форме, педагог имеет возможность на отдельных этапах урока специально заниматься  с 1-2 учениками, не отрывая класс от работы по выполнению общего задания. Эта форма способствует предупреждению отставания и создаёт лучшие условия для развития и повышения своего уровня знаний одарённых школьников. Наиболее целесообразно такую форму организации  познавательной деятельности учащихся на уроке можно применять при изучении нового материала, при проверке выполнения домашнего задания, при контроле знаний.

На занятиях учителям нужно регулярно использовать формы работы, которые требуют коллективного поиска необходимой информации.

Коллективной работа становится тогда, когда идут совместные поиски, обсуждения, т. е. коллективная учебная работа учащихся на уроках - это частный случай фронтальной или общешкольной  работы. Фронтальная форма способствует сплочению коллектива, учит ребят отстаивать свою точку зрения, учит умению слушать других. Групповую форму организации познавательной деятельности учащихся можно использовать для выполнения поисковых или творческих задач, когда  класс делится на группы, в которых ребята совместно планируют свою работу, обсуждают несколько допустимых способов решения. В процессе учебной работы происходит взаимопомощь, взаимное обогащение, создаётся более благоприятная, доброжелательная обстановка для тех ребят, которые смущаются выступать перед всем классом. Особое внимание при организации групповой работы  обращается на формирование групп, учитывается уровень успеваемости, различная информированность, трудоспособность ребят, взаимоотношения в классе.

Содержание обучения математике в школе состоит из логически и организационно завершенных блоков уроков. Логически блок содержит одну крупную тему курса, а организационно заканчивается контрольной работой и, при необходимости, уроками коррекции. Изучение материала проходит более успешно и выражается в более прочных знаниях, если в основу его положен принцип укрупнения дидактических единиц. При этом педагогу можно не разбивать материал тем на фрагменты для разных видов уроков, а изучать сразу весь на нескольких первых уроках, прослеживая при этом систему связей как внутри темы, так и с другими темами и предметами. На нескольких уроках рассматриваются основные задачи по этой теме, затем решается набор задач разных уровней. Изучение материала заканчивается контрольной работой, зачетом или выполнением творческого вида работы (реферат, исследовательская работа, изготовление модели или макета). На консультации перед контрольной работой учитель отвечает на вопросы, возникшие в ходе домашних упражнений или дополнительной самостоятельной работы учащихся. Если тема содержит материал, знание которого всеми учениками не обязательно, но знакомство желательно и  полезно, то такой материал можно вынести на семинар. Подготовка к семинару активизирует самостоятельную учебную деятельность школьников, а при умелой организации способствует их развитию.

     В своей работе необходимо отдавать предпочтение активным методам обучения.
    Очень важно организовать тематическое повторение, в ходе которого происходит обобщение и систематизация изученного материала, необходимо, чтобы подготовка была ежедневной, и в этом помогают дополнительные способы освоения теории, рассчитанные на занятия-пятиминутки, устный счет, задачи по готовому чертежу.  Все тренировочные тесты проводить в режиме «теста скорости», т.е. с жестким ограничением времени. Переход к комплексному тестированию разумен только в конце года, когда все темы изучены и у учеников накоплен запас общих подходов к основным типам заданий.

      В своей работе активно использовать ИКТ технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы http://reshuege.ru/), готовые презентации по отработке различных заданий, а так же для коррекции знаний учащихся, чтобы ребята сами создавали свои презентации по отдельным темам и заданиям.

      Подготовка к школьным выпускным экзаменам – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен будет этот процесс, зависит наш результат.

Методические рекомендации учителям выпускных классов

  • Проблема в математическом образовании выпускников, не набравших минимального балла, во многом связаны с плохим освоением курса основной и даже начальной школы. Следует уделять большое внимание своевременному выявлению учащихся, имеющих слабую математическую подготовку, диагностике доминирующих факторов их неуспешности.
  • Учащиеся с трудом справляются с заданиями, в которых необходимо применить хорошо известный им алгоритм в чуть изменившейся ситуации.
  • В процессе подготовки акцент должен быть сделан не на «натаскивание» учащихся на «получение правильного ответа в определенной форме», а на достижении осознанности знаний учащихся, на формировании умения применить полученные знания в практической деятельности, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы. Таким образом, не следует в процессе обучения злоупотреблять тестовой формой контроля.
  • Необходимо обратить серьезное внимание на изучение геометрии, начиная с 7 класса, в котором начинается систематическое изучение этого предмета.
  • Для успешного выполнения заданий части С необходим дифференцированный подход в работе с наиболее подготовленными учащимися. Это относится и к работе на уроке и к дифференциации домашних заданий и заданий, предлагающихся на контрольных, проверочных работах.
  • Определяющим фактором успешной сдачи ЕГЭ является целостное и качественное прохождение курса математики. Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо систематически изучать математику, развивать мышление, отрабатывать навыки решения задач различного уровня.

Основными целями данной работы являются: грамотная организация  действий каждого учителя  в режиме  подготовки учащихся к итоговой аттестации; обеспечение   методическим сопровождением  процесса подготовки  с учетом  учебных возможностей и способностей учащихся; своевременное информирование учащихся и их родителей по всем  аспектам итоговой  аттестации.  

У нас в школе разработан план  основных этапов деятельности учителя.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА - учителем ведется изучение нормативных документов по организации и проведению ЕГЭ.
  • Подбор учебно-методической литературы, освоение тестовых технологий 5-11 классов. Тесты используются на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применение различных видов тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на припоминание.
  • Прохождение обучения на курсах, семинарах по подготовке к итоговой аттестации.
  • Регулярное посещение    учителем родительских собраний, бесед с учащимися, совещаний при завуче, педсоветов, заседаний МО, на которых обсуждаются вопросы    ЕГЭ.
  • Оформление учителем файловых папок с демоверсиями экзамена за последние годы, диагностическими работами, тренировочными работами, образцами КИМов,
  •  оформление наглядной информации для учащихся и их родителей (информационный стенд),  В них размещено положение об итоговой аттестации, образцы бланков, инструкции по их заполнению, правила поведения на экзамене, порядок проведения апелляции, советы учащимся и их родителям, демонстрационные варианты, кодификаторы, спецификации.

 II.  РАБОТА   С УЧАЩИМИСЯ, при которой ведется обеспечение школьников достоверной и своевременной информацией   о нормативных документах;

  • консультативная поддержка учащихся (в течение года);
  • индивидуальная и групповая работа по подготовке к  ЕГЭ  на уроках;
  • обеспечение учащихся необходимым дидактическим материалом;
  • проведение тренингов с учащимися по заполнению бланков ответов, по  решению КИМов;
  • проведение тренировочных и диагностических работ;
  • индивидуальная работа со слабоуспевающими - выявление личных пробелов, их ликвидация;
  • консультация психолога по теме «Как успешно сдать экзамен?».

III. РАБОТА   С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ.

  • Проведение родительских собраний совместно с учащимися, с приглашением администрации, психолога.
  • Учитель знакомит родителей учащихся  с нормативными документами;
  • проводит разъяснительную работу о целях и технологии проведения   ЕГЭ  как  на родительских собраниях, так и в индивидуальных беседах;
  • знакомит родителей с источниками информации о  ЕГЭ;
  • систематически информирует родителей   о ходе подготовки к  ЕГЭ;
  • сообщает результаты диагностических и индивидуальных  работ.

IV. РАБОТА С ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ.

  • Ознакомление учащихся с возможностью использования Интернет-ресурсов для подготовки к экзамену,  как на уроке, так и   при самоподготовке (тестирование в режиме on-line, генератор заданий и т.п.). 
  • Составление учителем  каталога полезных сайтов в сети Интернет для подготовки к итоговой аттестации.

     

 В заключении, следует добавить, что работа проводимая учителем в ходе подготовки выпускников к итоговой аттестации достаточно объемная и тяжелая. Но если она грамотно спланирована, то многие проблемные моменты можно избежать еще на начальной стадии и  в результате получить достойную оценку качества образования собственных учеников.   



Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Использование современных средств и технологи на уроке с целью повышения качества знаний обучающихся".

Образование – это основа формирования любого цивилизованного общества. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные ...

Деятельный подход в преподавании математики как средство повышения качества знаний учащихся

На данный момент основным показателем качества знаний учащихся являются результаты сдачи девятиклассниками ГИ...

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

   Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее ...

Выступление на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»

Материалы выступления на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»....

Использование нетрадиционных форм урока в процессе обучения с целью повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС

Использование нетрадиционных форм урока в процессе обучения с целью  повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС....

Использование инновационных форм работы на уроках технологии с целю повышения качества образовательного процесса

Использование инновационных форм работы на уроках технологиис целю повышения качества образовательного процесса...