Урок математики - Решение примеров и задач в пределах 8 на примере произведения К.И. Чуковского Муха-цокотуха
план-конспект урока по математике

Кравчук Александра Александровна
Тема урока: "Решение примеров и задач в пределах 8." Цель урока: повторение и закрепление математических действий в пределах 8. Задачи: - образовательная: формирование базисных знаний о пройденном материале; - развивающая: развитие логического мышления, внимания, любознательности, наблюдательности; - воспитательная: воспитание интереса к математике и сказкам. Формируемые у учащихся базовые универсальные учебные действия: Личностные: • смыслообразование (Какое значение и какой смысл имеет для меня (ученика) учение?) • знание нравственно-моральных норм поведения. Регулятивные: • целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно; • самооценка – выделение и осознание учащимися усвоенного материала. Познавательные: • Общеучебные: - самостоятельное выделение и формулирование темы и познавательной цели; - выделение необходимой информации из имеющихся знаний и умений; - осознанное построение речевых высказываний в устной форме; • Логические: - использование знаний о составе чисел в пределах 8 при выполнении вычислений; - выбор оснований и критериев для сравнения чисел, предметных множеств; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия; • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение простыми формами речи (монологической и диалогической). Тип урока: обобщение знаний. Форма урока: театрализованный урок-сказка по произведению К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Ведущий вид деятельности: наглядно-действенный, продуктивный, творческий. Методы: проблемный, наглядные, практические. Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная. Педагогические технологии: - личностно – ориентированного обучения (Якиманская И.С.); - объяснительно – иллюстративного обучения; - педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); -ИКТ - технология (презентация). Наглядности: тематическая презентация, проектор, карточки-монеты рублёвым номиналом (1р., 2р., 5р.), счётный материал в виде палочек и 8 карточек с изображением чашек, картинки-иллюстрации к сказке «Муха-Цокотуха», костюмы для учеников-насекомых с соответствующим реквизитом (фонарь, ведёрко, карточки-росинки, карточки с примерами, карточка-задача в форме самовара), аудио запись со звуками луга (леса, природы). Ожидаемый результат: • закрепить устный счёт в пределах 8; • закрепить умение решать примеры и задачи в пределах 8; • формирование умения сравнивать числа и предметные множества . • совершенствование вычислительных навыков в пределах 8; • повышение активности учащихся на уроках; • улучшение результатов обучения; • использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; • формирование элементарных графических навыков; • обогащение словарного запаса. План урока: I. Организационный момент. 1. Мобилизирующее начало; 2. Устный счёт (индивидуальное задание); 3. Артикуляционная гимнастика; 4. Устный счёт (фронтальная работа). II. Основная часть. 1. Проблемный вопрос - определение темы и постановка цели урока; 2. "Минутка" чистописания (работа в тетрадях); 3. Сравнение и сопоставление чисел с предметными множествами; 4. Логоритмическая разминка; 5. Работа с учебником. Решение примеров; 6. Работа по карточкам. Решение задачи; 7. Работа с геометрическим материалом: прямая линия. III. Итог урока. 1. Обобщение материала; 2. Оценочная часть; 3. Рефлексия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Борисова Александра Александровна.

Тема урока:  "Решение примеров и задач в пределах 8."

Цель урока: повторение и закрепление математических действий в пределах 8. 

Задачи:

- образовательная:  формирование  базисных знаний о пройденном материале;

- развивающая: развитие логического мышления, внимания, любознательности, наблюдательности;

- воспитательная: воспитание интереса к математике и сказкам.

Формируемые у учащихся базовые универсальные учебные действия:

Личностные:

  • смыслообразование (Какое значение и какой смысл имеет для меня (ученика) учение?)
  • знание нравственно-моральных норм поведения.

Регулятивные:

  • целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно;
  • самооценка – выделение и осознание учащимися усвоенного материала.

Познавательные:

  • Общеучебные:

- самостоятельное выделение и формулирование темы и познавательной цели;

- выделение необходимой информации из имеющихся знаний и умений;

- осознанное построение речевых высказываний в устной форме;

  • Логические:

- использование знаний о составе чисел в пределах 8 при выполнении вычислений;

- выбор оснований и критериев для сравнения чисел, предметных множеств;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия;
  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение простыми формами речи (монологической и диалогической).

Тип урока: обобщение знаний.

Форма урока: театрализованный урок-сказка по произведению К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Ведущий вид деятельности: наглядно-действенный, продуктивный, творческий.

Методы: проблемный, наглядные, практические.

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения (Якиманская И.С.);

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация).

Наглядности: тематическая презентация, проектор, карточки-монеты рублёвым номиналом (1р., 2р., 5р.), счётный материал в виде палочек и 8 карточек с изображением чашек, картинки-иллюстрации к сказке «Муха-Цокотуха», костюмы для учеников-насекомых с соответствующим реквизитом (фонарь, ведёрко, карточки-росинки, карточки с примерами, карточка-задача в форме самовара), аудио запись со звуками луга (леса, природы).

Ожидаемый результат:

  • закрепить устный счёт в пределах 8;
  • закрепить умение решать примеры и задачи в пределах 8;
  • формирование умения сравнивать числа и предметные множества .
  • совершенствование вычислительных навыков в пределах 8;
  • повышение активности учащихся на уроках;
  • улучшение результатов обучения;
  • использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
  • формирование элементарных графических навыков;
  • обогащение словарного запаса.

План урока:

I. Организационный момент.

1. Мобилизирующее начало;

2. Устный счёт (индивидуальное задание);

3. Артикуляционная гимнастика;

4. Устный счёт (фронтальная работа).

II. Основная часть.

1. Проблемный вопрос - определение темы и постановка цели урока;

2. "Минутка" чистописания (работа в тетрадях);

3. Сравнение и сопоставление чисел с предметными множествами;

4. Логоритмическая разминка;

5. Работа с учебником. Решение примеров;

6. Работа по карточкам. Решение задачи;

7. Работа с геометрическим материалом: прямая линия.

III. Итог урока.

1. Обобщение материала;

2. Оценочная часть;

3. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Мобилизирующее начало.

Слышали, звенел звонок!

Начинаем наш урок математики. Мы будем закреплять и повторять то, что изучили раньше.

Ребята, подскажите какое время суток сейчас?

Ответы учеников.

Верно! Утро должно начинаться с улыбки. Улыбнитесь мне и друг другу.

Доброе утро нам! Доброе утро гостям!

2. Устный счёт (индивидуальное задание).

Урок сегодня не простой. Мы отправимся в сказку. А чтобы попасть туда, узнаем и её название и кто её главный герой. Его имя вы прочитаете сами, расставив числа по порядку возрастания от меньшего к большему. Работать вы будете по вариантам. На местах первого варианта сидит:.... На втором варианте сидит: .....

I вариант                                                                  II вариант

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

М

у

х

а

-

Ц

о

к

о

т

у

х

а

Эти же слова запутались на доске. От первого варианта у доски  будет работать.... От второго варианта к доске пойдёт...

Деятельность учеников: дети индивидуально на местах выставляют карточки с числами, в которых снизу написаны буквы. Один ученик от каждого варианта  работает у  доски.

Молодцы! Вижу, все хотят в сказку! Итак, от первого варианта первое слово прочитает... Второе слово от второго варианта прочитает....

Давайте соединим слова и прочитаем, в какую же сказку мы попали.

Хоровое чтение.

3. Артикуляционная гимнастика.

Давайте сделаем артикуляционную гимнастику и пропоём гласные из имени мухи. Вдохните. Выдохните. Ещё раз вдохните и на выдохе поём: у-а-о-о-у-а

Хоровое произношение с выработкой артикуляции гласных звуков. Показываю гласные, длительно протягиваю их, чётко работая артикуляционно:.

Это сказка в стихах К. И. Чуковского "Муха-Цокотуха".

Чтец: Я, Муха - Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Я по полю пошла,

И денежку нашла.

Пошла я на базар

И купила самовар:

"Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!"

Нынче Муха-Цокотуха именинница!

4. Устный счёт (фронтальная работа).

Ребята! Давайте посчитаем сколько же насекомых пришли к Мухе-Цокотухе на именины. Слушайте и считайте насекомых внимательно! Гостей было у неё много!

Прибегал Клоп,

Сапогами топ!

Два жука рогатых,

Очень уж богатых.

Таракан прибегал,

Все стаканы выпивал,

И три букашки -

Пили чаю по три чашки.

Приходила к Мухе

Бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе

Меду принесла...

Сколько насекомых пришли в гости к Мухе-Цокотухе? Кто посчитал и готов дать ответ?

Деятельность детей: слушать, считать насекомых. В конце устного счёта дать ответ: 8 насекомых пришли к Мухе-Цокотухе в гости.

Назовите этих насекомых.

Ответы детей. Один клоп, два жука рогатых, один таракан, три букашки, одна пчела. Всего 8 насекомых.

II. Основная часть.

1. Проблемный вопрос - определение темы и постановка цели урока.

Итак, имя у Мухи состояло из 8-ми букв - Цокотуха. Гостей у Мухи было 8. Устный счёт также был  в пределах 8. Давайте попробуем определить тему урока.

Ответы детей. Решение примеров и задач в пределах 8.  

Тему мы с вами определили.

Обобщаю ответы по слайду.

А теперь давайте поставим цель нашего урока. Что мы должны сделать уроке?

Ответы детей. Закрепить умения решать примеры и задачи в пределах 8.

Верно, ребята! (Обобщаю ответы по слайду.)

Но кто это!

Чтец. Я коварный старичок Паучок

Хочу Муху в уголок прочь -

Уволочь!

Чтец. "Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея проучите!

2. "Минутка" чистописания (работа в тетрадях).

Ребята, давайте проучим коварного Паучка. И научим неумеху-старичка. Садись Паучок.

Покажем как мы умеем красиво писать. Откройте тетради. У вас записано сегодняшнее число, 24 марта, и образец для чистописания - цифра 8.

Прописная цифра восемь (8) - демонстрация по наглядности на доске (заранее прописанная цифра прикрыта листом - убрать).

Старательно, через клеточку. Следим внимательно за своим письмом и не забываем, что все числа пишутся в одной клетке.

Но сначала проверьте, всё ли у вас так:

Показать слайд с наглядной демонстрацией правильной ученической позы при письме.

Я от вас друзья не скрою,

Ручку я вот так держу!

Тетрадь влево наклоню-

Сяду прямо, не согнусь,

На отлично потружусь!

Положили тетради под наклоном. Выровняли спины, шеи. Не горбясь, приступаем к письму. Не забываем, наши руки лежат на парте и помогают нам правильно писать.

Деятельность детей под контролем педагога.

3. Сравнение и сопоставление чисел с предметными множествами.

Работа на доске с наглядностью и магнитными цифрами

Ребята, у нас есть чашки для гостей. Посчитайте, сколько их.

Ответы детей. 8.

А сколько гостей?

Ответы детей. 8.

Хватит ли всем гостям чашек? Почему?

Ответы детей. Всем насекомым хватит чашек, потому что  гостей 8 и чашек 8, то есть одинаково, поровну. Каким знаком мы равняем числа?

Ответы и действия детей. Знак "=" (равно) показать и назвать.

.... выйди к доске, запиши это сравнение. Остальные ребята отступают от моего образца две клетки вниз и ставят точку. Далее будем писать сравнение в строчку. Какое правило при записи примеров и математических сравнений мы знаем?

Ответы детей. Каждая цифра и число пишется в своей отдельной клетке.

Комментированная запись сравнения в тетради и у доски. После записи ученик у доски читает сравнение: 8=8 (восьми).

4. Логоритмическая разминка.

Посмотрите, к Мухе на именины прискакал  кузнечик!

Включается музыка, звуки луга, насекомых.

Этот кузнечик ну совсем как человечек:

Скок да скок, скок да скок!

Давайте вместе с кузнечиком сделаем логоритмическую разминку.

Чтец. Я, кузнечик, прискакал, - лёгкие прыжки на месте на носочках.

Все росинки расплескал, - руки в стороны с кистевыми движениями маятника.

Виден в зарослях едва - присесть, обняв колени.

Я зелёный, как трава.- встать, выпрямившись; потянуться руками вверх.

5. Работа с учебником. Решение примеров.

Кузнечик, я смотрю, ты не все росинки расплескал! Покажи, что у тебя в ведёрке ещё осталось (Кузнечик достаёт карточки-росинки с примерами на них.).

Кузнечик принёс нам знаки (Из ведёрка кузнечика вывешиваю карточки на доску.). Покажите и назовите действие этого знака ("+") в примерах у кузнечика?

Ответы детей. "+" - это сложение. Когда мы складываем, то делаем больше.

Какие действие этого знака ("-")?

Ответы детей. "-" - это вычитание. Когда мы вычитаем, то делаем меньше.

А теперь откройте по закладке учебник на странице..., номер .... Решим три примера с записью у доски и в тетради. Отсчитали от первого числа первого сравнения вниз две клетки и поставили точку. Запись мы будем делать в строку. Между примерами с ответами сколько клеток будем пропускать?

Комментированная запись примеров в тетради и у доски. После записи ученик у доски читает решение примера, типа: 3+5=8; 8-8=0.

Третий пример вы запишите и решите самостоятельно. ... прочитай его: 8-4=.....

Самостоятельная деятельность детей в тетради.

.....сколько у тебя получилось? ....какой у тебя ответ?

Ответы детей. 4.

Молодцы, решили примеры!

6. Работа по карточкам. Решение задачи.

Но отчего свет загорелся в нашем классе?

Чтец. Я в саду ночном летаю,

Путь – дорожки освещаю,

Свет дарю как маячок.

Я, ребята (хором) светлячок!

Светлячок, зачем тебе тут кошелёк?

Очень вкусный чай у Мухи-Цокотухи из самовара с сушками! Хочу узнать сколько денежек нашла Муха.

Ребята, прибежал к нам светлячок,

Зажёг задачи огонёк!

Давайте решим задачу для Светлячка. В помощь вам будут карточки с изображением монет-рублей. Слушайте внимательно!

Муха по полю шла и денежку нашла. Пошла муха на базар и купила самовар и сушки. За самовар Муха заплатила 5 рублей, а за сушки 2 рубля. Сколько всего рублей нашла Муха?

Повторное чтение задачи.

Разбор и повторение условия задачи:

  • О ком говорится в задаче? О Мухе. 
  • Что мы о ней знаем? Муха шла по полю и деньги нашла. 
  • Что мы ещё о ней знаем? Что Муха купила самовар и сушки. 
  • Покажите карточку с монетой сколько стоил самовар. Показывают 5 рублей. - Поставить цену самовара на демонстрационный стол.

На доске вывесить картинку самовара с его стоимостью - 5 рублей.

  • Покажите карточку с монетой сколько стоили сушки. Показывают 2 рубля. Поставить цену сушек на демонстрационный стол.
  • Ребята, что мы будем узнавать в задаче? Сколько рублей нашла Муха.

На доске вывесить картинку сушек с их стоимостью - 2 рубля.

  • Так что мы будем узнавать в задаче? Сколько всего денег нашла Муха.
  • Если "всего нашла", то каким действием будем мы  считать рубли? Рубли мы будем считать сложением. Сложение - это  мы прибавляем, делаем больше.
  • Какой у сложения знак? "+" (плюс - показывают руками). 
  • Какое обозначение денег в задаче? Рубли.
  • Сокращать будем по первой букве "эр." с точкой при сокращении.
  • Давайте устно составим решение задачи. Итак, 5 р. +  2 р. =    .

.... выходи к доске.

Педагог пишет на доске слово "Задача".

..... сделай запись решения и находи ответ.

Комментированная запись решения и деятельность учеников у доски и в тетрадях: 5р.+2р.=7 р.

... прочитай  решение задачи с ответом.

5 рублей + 2 рубля = 7 рублей.

Какой вопрос был в задаче?

Сколько рублей нашла Муха?

.... мы ответили на вопрос задачи?

Да. 7 рублей нашла Муха.

Опрос по ответу опрос нескольких учащихся.

Давайте запишем полный ответ. От решения отступите вниз две клетки и поставьте точку. Слово "Ответ" пишите в строку с заглавной буквы. 

Записываю на доске ответ. Дети списывают:

Ответ: 7 рублей нашла муха.

Деятельность детей в тетрадях с помощью и контролем учителя.

Дополнительный опрос по ответу нескольких учащихся, справившихся быстрее.

Светлячок, мы ответили на твой вопрос? Ну так сколько денежек нашла Муха?

Муха нашла 7 рублей.

7. Работа с геометрическим материалом: прямая линия.

Посмотрите, Божья Коровка тоже спешит на именины к Мухе-Цокотухе!

Чтец. А у божьей, у Коровки

Платье - яркие обновки.

У меня, у модной крошки

Видно чёрные горошки.

Божья Коровка, чтобы ты не заблудилась мы тебе сейчас начертим дорожку. Приготовьте простой карандаш и линейку.

Слушайте задание. Отступите от ответа вниз две клетки и поставьте карандашом точку. Используя линейку, простым карандашом прочертите вправо от этой точки прямую линию 8 сантиметров. Покажите, где правая сторона.

Ответы и деятельность учеников.

Точка - это начало пути Божьей Коровки. Поэтому линейку с цифрой 0 ставим на неё. И ровно, по линейке, чертим линию от цифры 0 до цифры 8.

        Деятельность учеников в тетради с помощью и контролем учителя.

Молодцы! Справились с заданием! Теперь все гости-насекомые пришли к мухе-Цокотухе на именины!

III. Итог урока.

1. Обобщение материала.

Наше путешествие по сказке "Муха-Цокотуха" закончилось. Какую  цель мы с вами ставили на уроке?

Ответы детей. Закрепить умения решать примеры и задачи в пределах 8.

Что мы сегодня делали на уроке?

Ответы детей. Повторили счёт в пределах 8. Решали примеры и задачу. Сравнивали числа. Закрепили решение примеров и задачи в пределах 8.

Молодцы, ребята! Мы достигли цели урока. Все задания, которые планировали, сделали.

Но, посмотрите, какая скромная гостья тихонько прилетела на именины к Мухе-Цокотухе ещё. Кто это?

Ответы детей. Бабочка.

Чтец. Я бабочка-красавица.

Кушаю варенье!

Очень мне нравится

Ваше угощенье!

2. Оценочная часть.

Бабочка, ты сегодня хорошо.... Свои умения хорошо показали....  ... сегодня писала так...

.....работал.... ...надо лучше поработать над счётом.

3. Рефлексия.

Ребята, а вам понравился урок? Что интересного? Чем вам понравился урок?

Ответы детей.

Чтец. Насекомых разных много.

Их разновидностей не счесть,

Размеры малые, но есть.

Много ног, глаза и крылья,

Вредят порою очень сильно.

В общем разные бывают,

Насекомых мы все знаем!

Ребята, благодарю вас за урок! А уважаемым гостям спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект 2 урока по математике."Решение примеров и задач в пределах 10 "

Тема:  Решение  примеров  и  задач  в  пределах  10.Цели:  -  тренировать  детей  в  решении  примеров  и  задач...

математики в 7 классе "Урок-сказка "Колобок" на новый лад (решение примеров и задач в пределах 20 с переходом через разряд "

Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект  был разработан с учетом индивидуальны...

урок математики в 9 классе "Решение примеров и задач в пределах 1000000"

Урок математики в 9 классе по теме "Решение примеров и задач в пределах 1000000" позволит закрепить изученный материал по данной теме, способствует развитию умений решать простые и составные...

Урок математики 4 класс. «Решение примеров и задач в пределах 100»

Закрепление основных способов решения примеров и задач на действия сложения и вычитания в пределах 100....

Конспект урока по математике "Решение примеров и задач в пределах десятка"

Конспект урока для детей с ОВЗ обучающихся по 2 варианту ФГОС....

Конспект урока математики по теме: «Решение примеров и задач в пределах 100»_04.02.2021

Цель: Закрепление основных способов решения примеров и задач на действия сложения и вычитания в пределах 100.Задачи:Повторить компоненты сложения и вычитания.Закрепить навыки счёта в пределах 100.Выра...