Урок по теме "Пропорция, золотое сечение", 6 кл
учебно-методический материал по математике (6 класс)

Муравьева Алена Владимровна

Урок на закрепление изученного материала по теме "Пропорция". Знакомство с понятием "Золотое сечение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Прямая и обратная

пропорциональные зависимости»

Цель урока:

Предметные:Закрепить понятия: пропорция, основное свойство пропорции, прямо пропорциональные величины, обратно пропорциональные величины. Закрепить умение решать задачи с помощью пропорции, познакомить с золотым сечением.

Продолжить формирование обще-учебных умений и навыков:

- планирование ответа;

- навыки самоконтроля;

- устный счет.

Контроль степени усвоения основных знаний, умений и навыков по данной теме.

Личностные: Развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации.

Развитие логического мышления, умения выделять главное, проводить обобщение, делать верные логические выводы. Воспитание умения работать в коллективе, культуры общения, взаимопомощи.

Воспитание таких качеств характера как настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.

Развитие умений сравнивать, правильно формулировать задачи и излагать мысли.

Развитие самостоятельной деятельности учащихся.

Метапредметные: Формирование научного мировоззрения, интереса к предмету через содержание учебного материала. Пропорциональность в архитектуре и живописи.

Оборудование: карточки с заданиями для самостоятельной работы, презентация.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы с вами обобщим знания, связанные с отношением двух величин. Нужно собраться  и отработать на 100%

  1.   Актуализация ЗУН. Устная работа.

1. Что такое пропорция? 

2.  Как называются числа  х и у в пропорции  х : а = b : у? 
3.  Как называются числа т и п в пропорции а: т = n: b? 
4.  Сформулируйте основное свойство пропорции?

5.  Какие ещё свойства пропорции вы знаете?

6.  Какие величины называются прямо пропорциональными?

7.  Какие величины называются обратно пропорциональными?

8.  Приведите  примеры прямой пропорциональной зависимости и обратной.

     3. Проверка домашнего задания. Защита творческих работ (домашнее задание было составить задачи на прямую и  обратно пропорциональные зависимости)

     4. Решение заданий с презентации.

                  2-5 Слайд

           1)  Назовите недостающий член пропорции:

            2)   Какие числа надо вставить, чтобы получить верную пропорцию

                       а)    :  = 24 : 6;   б)   :  =  : 5.

           3)  Составьте верную пропорцию из чисел 10, 12, 6 и 5.

           4) Составить пропорции к задачам:

                      6 Слайд

5. Физкультминутка 

Из-за парт мы быстро встали

И на месте зашагали.

А потом мы улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Сели – встали, сели – встали

За минутку сил набрались.

Плечи ваши распрямите,

Поднимите, опустите,

 Вправо, влево повернитесь

И за парту вновь садитесь.

      7-10 Слайд

6.      Знакомство с «Золотым сечением» (Демонстрация презентации).

Откройте учебник на странице 144, прочитайте исторический материал.

        Звездчатый пятиугольник называется пентаграммой. Пифагорейцы выбрали пятиконечную звезду в качестве талисмана, она считалась символом здоровья и служила опознавательным знаком.

        Скульптурные сооружения, памятники воздвигаются, чтобы увековечить знаменательные события, сохранить в памяти потомков имена прославленных людей, их подвиги и деяния.

       Известно, что еще в древности основу скульптуры составляла теория пропорций. Отношения частей человеческого тела связывались с формулой золотого сечения.

- Пропорции «золотого сечения» создают впечатление гармонии красоты, поэтому скульпторы использовали их в своих произведениях.

Скульпторы утверждают, что талия делит совершенное человеческое тело в отношении «золотого сечения».

        Парфенон имеет 8 колонн по коротким сторонам и 17 по длинным. Выступы сделаны целиком из квадратов пентилейского мрамора.. Отношение высоты здания к его длине равно 0,618. Если произвести деление Парфенона по «золотому сечению», то получим те или иные выступы фасада.

         Портрет Монны Лизы (Джоконды) долгие годы привлекает внимание исследователей, которые обнаружили, что композиция рисунка основана на золотых треугольниках, являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника.

6. Решение задач

1.   За 4м ткани заплатили 180р. Сколько стоят 14м этой ткани? (630 р)

2.  Чтобы покрасить стены дома за 2 дня, требуется 20 маляров. За сколько дней эту работу выполнят 4 маляра? (10дн)

3.  Пассажирский поезд, скорость которого 45км/ч, затратил на некоторый участок пути 4ч. За сколько часов пройдёт этот же участок пути товарный поезд, если его скорость 40 км/ч? ( 4,5 ч)

4.  Для изготовления 18 одинаковых приборов потребовалось 27г платины. Сколько платины потребуется для изготовления28 таких приборов? ( 42г или 0,042кг)

5.   В 1 кг морской воды содержится 40г соли. Сколько соли содержится в 650 г морской воды? (0,026кг)

 

7. Самостоятельная работа.

Составить пропорции для решения задач

I- вариант                    II- вариант

в) и  г)                          а) и  б)

а) На пошив 9 рубашек ушло 18,9 м ткани. Сколько метров уйдёт на пошив 12 таких рубашек?

 

б) 6 одинаковых труб заполняют бассейн за 24 минуты. За сколько минут заполнят бассейн 9 таких труб?

 

в) Бригада из 8 рабочих выполняет задание за 12 дней. Сколько рабочих сможет выполнить это задание за 8 дней, работая с той же производительностью?

 

г) Из 9,6 кг помидоров получают 4 л томатного соуса. Сколько литров соуса можно получить из 84 кг помидоров?

  1. Этап подведения итогов урока

Что мы узнали на уроке?

  • Приведите примеры прямо пропорциональных величин.
  • Приведите примеры обратно пропорциональных величин.
  • Приведите примеры величин, у которых зависимость не является ни прямо, ни обратно пропорциональной.
  1. Рефлексия (слайд 34).(Учащиеся поднимают карточку, соответствующую их состоянию)

Оцените свою работу на уроке.

Удовлетворены ли вы результатом своей работы?

36_2_25Да        36_2_24Нет                36_2_19Не знаю.

8.    Домашнее задание: Самостоятельная работа (другой вариант)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Прямая и обратная пропорциональные зависимости" 6 класс

Слайд 2

? Найдите неизвестный член пропорции ? ? ? ? ? ? ?

Слайд 3

Какие числа надо вставить, чтобы получить верную пропорцию: а)  :  = 24 : 6; б)  :  =  : 5.

Слайд 4

Составьте верную пропорцию из чисел 10, 12, 6 и 5.

Слайд 5

а ) Велосипедист за 3ч проезжает 75км. За сколько времени проедет велосипедист 125км с той же скоростью? б) 8 одинаковых труб заполняют бассейн за 25 минуты. За сколько минут заполнят бассейн 10 таких труб? в) Бригада из 8 рабочих выполняет задание за 15 дней. Сколько рабочих сможет выполнить это задание за 10 дней, работая с той же производительностью? г) Из 5,6 кг помидоров получают 2 л томатного соуса. Сколько литров соуса можно получить из 54 кг поми доров? Составить пропорции для решения задач:

Слайд 6

Ответы: а) 3:х=75:125 б) 8 :10= Х :2 5 в) 8 : х=10 : 15 г) 5,6 :54=2 : Х

Слайд 11

Краткое решение задачи: размеры части Ширина 13 см 5 Длина х см 8

Слайд 13

Для отопления здания школы заготовлено угля на 180 дней при норме расхода 0,6 т угля в день. На сколько дней хватит этого запаса, если его расходовать ежедневно по 0,5 т? Решите задачу

Слайд 14

Краткая запись: Масса (т) за 1 день Количество дней По норме 0,6 180 0,5 х Составим пропорцию: ; ; Ответ: 216 дней. Решение.

Слайд 15

Решите уравнение:

Слайд 16

№ 1. На путь от одного поселка до другого со скоростью 12,5 км/ч велосипедист затратил 0,7 ч. С какой скоростью он должен был ехать, чтобы преодолеть этот путь за 0,5 ч? № 2. Из 5 кг свежих слив получается 1,5 кг чернослив. Сколько чернослива получится их 17,5 кг свежих слив? № 3. Автомобиль проехал 500 км, истратив 35л бензина. Сколько литров бензина потребуется, чтобы проехать 420 км? № 4. За 2 ч поймали 12 карасей. Сколько карасей поймают за 3 ч? № 5 Шесть маляров могут выполнить некоторую работу за 18 дней. Сколько еще маляров надо пригласить, чтобы работа была выполнена за 12 дней? Самостоятельная работа Решите задачи, составляя пропорции.

Слайд 17

Решения задач из самостоятельной работы Решение: №1 Краткая запись: Скорость (км/ч) Время (ч) 12,5 0,7 х 0,5 Ответ: 17,5 км/ч Решение: №2 Краткая запись: Сливы (кг) Чернослив (кг) 5 1,5 17,5 х ; ; кг Ответ: 5,25 кг ; ; ;

Слайд 18

Решения задач из самостоятельной работы Решение: №3 Решение: №5 Краткая запись: Краткая запись: Расстояние (км) Бензин (л) 500 35 420 х ; Ответ : 29,4 л. Количество маляов Время (дни) 6 18 х 12 ; ; маляров выполнят работу за 12 дней. 1)9 -6=3 маляра нужно ещё пригласить. Ответ: 3 маляра.

Слайд 19

Дополнительная задача: № 6. Горнорудному предприятию требуется закупить на определённую сумму денег 5 новых машин по цене 12 тыс. руб. за одну. Сколько таких машин сможет купить предприятие, если цена за одну машину станет 15 тыс. рублей? Решение: №1 Краткая запись: Количество машин (шт) Цена (тыс.руб.) 5 12 х 15 ; машины. ; Ответ: 4 машины.

Слайд 20

Рефлексия Оцените свою работу на уроке Удовлетворены ли вы результатом своей работы? Да Нет Не знаю

Слайд 21

Домашнее задние № 812 № 816 № 818

Слайд 22

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Золотое сечение"

Предмет: Геометрия. Класс: 9, общеобразовательный. Тема урока: «Золотое сечение»   Задачи: Дать понятия «золотого сечения», «золотого треугольника», «золотого прямоугольника», «золотой...

Урок "Золотое сечение в работе сердца"

Урок интегрированныйпо биологии  и математики Золотое сечение в работе сердца....

Разработка урока на тему "Золотое сечение"

На уроке рассматривается определение "золотого сечения", примеры "Божественнй пропорции" в архитектуре, искусстве, музыке...

Открытый урок по теме "Золотое сечение"

Методическая разработка урока математики по теме"Золотое сечение"....

Конспект урока "В царстве золотого сечения"

Интегрированный урок по математике и литературе формирует представление о гармонии окружающего мира посредством математики и искусства....

Математика, 6 класс. Урок "Пропорции, отношения. Золотое сечение".

Тема: Пропорции, отношения. Неурочное занятие «Золотое сечение».Форма: исследование.Методы: частично-поисковый. Цели: Предметные: обобщить и систематизировать основные понятия по теме; формировать уме...

Разработка урока по теме "Золотое сечение"

Тип урока: урок – практикум с элементами исследования.Цель урока:познакомить учащихся с понятием “золотое сечение”;расширить кругозор и активизировать познавательную деятельность уча...