Рабочая программа элективного предмета "Избранные вопросы математики " 11 класс
рабочая программа по математике (11 класс)

Мартынова Галина Николаевна

    Программа элективного предмета для  учащихся 11-х классов «Избранные вопросы   математики» профильного (базового)  обучения ориентирована на коррекцию уровня подготовки, дополнение и углубление базового и предметного образования, компенсацию недостатков обучения по профильным предметам. Основная функция данного элективного предмета    – дополнительная подготовка учащихся 11 класса к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, к продолжению образования.

         Содержание рабочей программы элективного предмета  соответствует основному курсу математики для средней (полной) школы и федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта по математике; развивает профильный и базовый курс математики на старшей ступени общего образования, реализует принцип дополнения изучаемого материала на уроках алгебры и начал анализа системой упражнений, которые  расширяют школьный курс, и одновременно обеспечивает преемственность в знаниях и умениях учащихся основного курса математики 11 классов, что способствует расширению  профильного и базового общеобразовательного курса алгебры и начал анализа и курса геометрии.

         Данный элективный предмет  направлен на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением задач высокого уровня сложности, получение дополнительных знаний по математике, интегрирующих усвоенные знания в систему.

Рабочая программа элективного курса отвечает требованиям обучения на старшей ступени, направлена на реализацию личностно ориентированного обучения, основана на деятельностном подходе к обучению, предусматривает овладение учащимися способами деятельности, методами и приемами решения математических задач. Включение уравнений и неравенств нестандартных типов, комбинированных уравнений и неравенств, текстовых задач разных типов, рассмотрение методов и приемов их решений отвечают назначению элективного курса – расширению содержания курса математики с целью подготовки учащихся 11 класса к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Содержание структурировано по блочно-модульному принципу, представлено в законченных самостоятельных модулях по каждому типу задач и методам их решения и соответствует перечню контролируемых вопросов в контрольно-измерительных материалах на ЕГЭ.

На учебных занятиях элективного курса используются активные методы обучения, предусматривается самостоятельная работа по овладению способами деятельности, методами и приемами решения математических задач. Рабочая программа данного курса направлена на повышение уровня математической культуры старшеклассников.

Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционные, семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_11_klass.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 3 с углублённым изучением отдельных предметов»  

г. Котовска Тамбовской области

                                                                                  УТВЕРЖДАЮ

                                                      Директор            _____________Аверин Н.В.

                                                                             приказ № 306 от 28.06.15

                                                                             рассмотрено и рекомендовано

                                                                             методическим советом школы

                                                                             (протокол № 1 от 26.08.15)

Программа элективного учебного предмета

 «Избранные вопросы математики»

(11класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Элективный курс «Избранные вопросы математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе.  Данная  программа элективного курса для  учащихся 11-х классов профильного (базового)  обучения ориентирована на коррекцию уровня подготовки, дополнение и углубление базового и предметного образования, компенсацию недостатков обучения по профильным предметам. Основная функция данного элективного курса – дополнительная подготовка учащихся 11 класса к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, к продолжению образования.

        Содержание рабочей программы элективного курса соответствует основному курсу математики для средней (полной) школы и федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта по математике; развивает профильный и базовый курс математики на старшей ступени общего образования, реализует принцип дополнения изучаемого материала на уроках алгебры и начал анализа системой упражнений, которые  расширяют школьный курс, и одновременно обеспечивает преемственность в знаниях и умениях учащихся основного курса математики 11 классов, что способствует расширению  профильного и базового общеобразовательного курса алгебры и начал анализа и курса геометрии.

        Данный элективный курс направлен на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением задач высокого уровня сложности, получение дополнительных знаний по математике, интегрирующих усвоенные знания в систему.

Рабочая программа элективного курса отвечает требованиям обучения на старшей ступени, направлена на реализацию личностно ориентированного обучения, основана на деятельностном подходе к обучению, предусматривает овладение учащимися способами деятельности, методами и приемами решения математических задач. Включение уравнений и неравенств нестандартных типов, комбинированных уравнений и неравенств, текстовых задач разных типов, рассмотрение методов и приемов их решений отвечают назначению элективного курса – расширению содержания курса математики с целью подготовки учащихся 11 класса к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Содержание структурировано по блочно-модульному принципу, представлено в законченных самостоятельных модулях по каждому типу задач и методам их решения и соответствует перечню контролируемых вопросов в контрольно-измерительных материалах на ЕГЭ.

На учебных занятиях элективного курса используются активные методы обучения, предусматривается самостоятельная работа по овладению способами деятельности, методами и приемами решения математических задач. Рабочая программа данного курса направлена на повышение уровня математической культуры старшеклассников.

Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционные, семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы.

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы математики» рассчитана на один год обучения, 1 час в неделю, всего в объеме  34 часов.

Целью изучения данного элективного курса является повышение теоретических знаний курса математики, усиление роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Это позволит учащимся при решении задач перейти с уровня формально-оперативных умений на более высокий уровень, позволяющий строить логические цепи рассуждений, делать выводы о выборе решения, анализировать и оценивать полученные результаты, что соответствует  целям и задачам курса профильного обучения.

Задачи курса:

  • сформировать умения решать различные типы задач, в том числе и задачи с практическим содержанием, необходимые для применения в повседневной деятельности;
  • сформировать понимание необходимости знаний для решения большого круга задач, показав широту применения их в реальной жизни;
  • помочь ученику оценит свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Программа может быть эффективно использована для учащихся с любой степенью подготовленности. Она способствует развитию познавательных интересов, логического мышления, сообразительности и наблюдательности, умение самостоятельно осуществлять небольшие исследования предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору дальнейшей специализации.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки, задающих систему итоговых результатов обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися, оканчивающими основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Содержание программы

Параметры (12 часов)

Вводное занятие. Основные положения и понятия. Линейные уравнения, неравенства с параметрами. Уравнения, сводящиеся к линейным. Квадратные уравнения, неравенства с параметрами. Исследование и решение систем линейных уравнений, неравенств с параметрами.

 Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о решении  линейных и квадратных уравнений и неравенств с параметрами, с решение заданий ЕГЭ типа С5.

Тригонометрические уравнения и неравенства (8 часов).

Период тригонометрического уравнения. Объединение серий решения тригонометрического уравнения – рациональная запись ответа. Арк-функции в нестандартных тригонометрических уравнениях. Тригонометрические неравенства. Применение свойств тригонометрических функций при решении уравнений и неравенств. Тригонометрия в задачах контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.

Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о тригонометрических уравнениях и неравенствах, об использовании свойств графиков функций при решении уравнений и неравенств. Ознакомить с применением математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики, с использованием тригонометрических уравнений для расчета задач по физике по теме «Ядерная физика», а также с методами решения задания ЕГЭ типа  С1, С3.

Текстовые задачи и математические модели (4 часа.)

Задачи  на «работу», «движение», «проценты».  Задачи  на «смеси», «концентрацию». Комбинированные задачи на геометрическую и арифметическую прогрессию. Текстовые задачи в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.

 Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о решении текстовых задачах и их применении в различных сферах деятельности человека. Познакомить со способами  построения и исследования простейших математических моделей, с методами решения  задач ЕГЭ типа В12 и С6.

Планиметрия (3 часа).

Задачи на отыскание геометрических мест с экстремальными значениями элементов. Вневписанные окружности. Применение тригонометрии для решения геометрических задач в планиметрии. Решение планиметрических задач различного вида.

Цель: Обобщить, систематизировать  и углубить  знания о треугольниках, четырехугольниках, окружности, круге, многоугольниках, координатах и векторах. Познакомить с решением заданий ЕГЭ типа  С4.

Стереометрия (4 часа).

Площадь  сечений в многогранниках.  Расстояние  и угол  между скрещивающимися прямыми в многогранниках.  Угол между плоскостями.

 Цель: Обобщить, систематизировать  и углубить знания о прямых, плоскостях  и векторах в пространстве, многогранниках. Ознакомить с приемами решения  стереометрических задач повышенной сложности,  с решением заданий ЕГЭ типа С2.

Итоговое занятие (3 часа)

Завершением курса является  семинар «Задания повышенного и высокого уровня сложности в ЕГЭ, поиск идей и методов решения» и  итоговая тестовая работа, которая  составлена из материалов  ЕГЭ.

Требования к уровню подготовки обучающихся

По окончании обучения обучающиеся должны знать:

  • универсальные методы решения различных математических задач;
  • логические приемы, применяемые при решении задач;

По окончании обучения обучающиеся должны уметь:

  • выполнять построения и проводить исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
  • выполнять и самостоятельно составлять алгоритмические предписания и инструкции на математическом материале, выполнять расчеты практического характера, использовать математические формулы и самостоятельно составлять формулы на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
  • добывать нужную информацию из различных источников;
  • проводить доказательные рассуждения, логически обосновывать выводы;
  • обладать опытом самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы  группы,
  • соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы

Кол-во часов

Темы

Требования к уровню подготовки

знать

уметь

применять

1

Параметры

12

Вводное занятие. Основные положения и понятия. Линейные уравнения, неравенства с параметрами. Уравнения, сводящиеся к линейным. Квадратные уравнения, неравенства с параметрами. Исследование и решение систем уравнений, неравенств с параметрами.

понятие параметра и области изменения параметра; алгоритм решения уравнений и неравенств с параметром методы решения задач с параметрами

решать уравнения с параметрами разного уровня сложности Вести поиск решения уравнений и неравенств с параметром

при исследовании уравнений с параметрами на наличие корней

2

Тригонометрические уравнения и неравенства

8

Период тригонометрического уравнения. Объединение серий решения тригонометрического уравнения – рациональная запись ответа. Арк-функции в нестандартных тригонометрических уравнениях. Тригонометрические неравенства. Применение свойств тригонометрических функций при решении уравнений и неравенств. Тригонометрия в задачах контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.

формулы тригонометрии. Алгоритм решения тригонометрических уравнений,

неравенств

решать тригонометрические задачи из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ

Использовать общие приемы решения уравнений, неравенств и частные методы в решении тригонометрических уравнений и неравенств Применять методы решения тригонометрических неравенств

полученные знания при решении  нестандартных задач, задач прикладного характера

3

Текстовые  задачи и математические модели

4

Задачи на «работу», «движение», «проценты».  Задачи на «смеси», «концентрацию»Комбинированные задачи на геометрическую и арифметическую прогрессию. Текстовые задачи в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.

приемы решения текстовых задач на «работу», «движение», «проценты», «смеси», «концентрацию», прогрессию.

Способы  построения и исследования математических моделей

решать текстовые задачи арифметическим и алгебраическим способами. Решать текстовые задачи разного уровня сложности КИМов ЕГЭ

полученные знания в жизненных ситуациях

4

Планиметрия

3

Задачи на отыскание геометрических мест с экстремальными значениями элементов. Применение тригонометрии для решения геометрических задач в планиметрии. Решение планиметрических задач различного вида.

теоретический материал по планиметрии

решать планиметрические задачи на конфигурации фигур. Решать планиметрические задачи разного уровня сложности КИМов ЕГЭ

при решении практических задач, связанных с нахождением геометрических, величин, применяя изученные математические формулы

5

Стереометрия

3

Площадь  сечений в многогранниках.  Расстояние  и угол  между скрещивающимися прямыми в многогранниках.  Угол между плоскостями.

теоретический материал по стереометрии

Анализировать КИМы ЕГЭ и выделять геометрические задачи по типам. Решать задачи на нахождение расстояний между скрещивающимися прямыми методом координат

при решении задач прикладного характера, применяемых в изучении некоторых разделов «Физики», а так же в повседневной жизни

6

Обобщающее повторение

1

Задания повышенного и высокого уровня сложности в ЕГЭ, поиск идей и методов решения

методы решения уравнений; текстовых задач; геометрических задач высокого уровня сложности

Проводить исследовательскую работу по поиску идей и методов решения заданий повышенного и высокого уровня сложности в ЕГЭ

приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Календарно-тематический план

Типы уроков:                                                                                                                        

УПЗУ — урок применения знаний и умений.

УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.

УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.

Виды контроля:

ФО — фронтальный опрос.

ПР — практическая работа

ИРК — индивидуальная работа по карточкам.

СР — самостоятельная работа.

ППР – письменная проверочная работа.

Разделы

Темы

Кол-во часов

Тип урока

Виды

контроля

Дата проведения

Примечание

по плану

Факт.

I полугодие

Параметры

(12ч)

Вводное занятие. Основные положения и понятия.

1

УОСЗ

текущий

Линейные уравнения, неравенства с параметрами. Уравнения, сводящиеся к линейным.

1

УПЗУ

текущий

Линейные уравнения, неравенства с параметрами. Уравнения, сводящиеся к линейным.

1

УПЗУ

текущий

Линейные уравнения, неравенства с параметрами. Уравнения, сводящиеся к линейным.

1

УПКЗУ

текущий

Квадратные уравнения, неравенства с параметрами.

1

УОСЗ

текущий

Квадратные уравнения, неравенства с параметрами.

1

УПЗУ

текущий

Квадратные уравнения, неравенства с параметрами.

1

УПЗУ

текущий

Квадратные уравнения, неравенства с параметрами.

1

УПКЗУ

текущий

Исследование и решение систем линейных уравнений, неравенств с параметрами.

1

УОСЗ

текущий

Исследование и решение систем линейных уравнений, неравенств с параметрами.

1

УПЗУ

текущий

Исследование и решение систем линейных уравнений, неравенств с параметрами.

1

УПЗУ

текущий

Исследование и решение систем линейных уравнений, неравенств с параметрами.

1

УПКЗУ

текущий

Тригонометрические уравнения и неравенства (4ч)

Период тригонометрического уравнения.

УПЗУ

текущий

Объединение серий решения тригонометрического уравнения – рациональная запись ответа.

1

УОСЗ

текущий

Объединение серий решения тригонометрического уравнения – рациональная запись ответа.

1

УПЗУ

текущий

Арк-функции в нестандартных тригонометрических уравнениях.

1

УОСЗ

текущий

II полугодие

Тригонометрические уравнения и неравенства (4ч)

Арк-функции в нестандартных тригонометрических уравнениях.

1

УПЗУ

текущий

Тригонометрические неравенства. Применение свойств тригонометрических функций при решении уравнений и неравенств.

1

УОСЗ

текущий

Тригонометрические неравенства. Применение свойств тригонометрических функций при решении уравнений и неравенств.

1

УПЗУ

текущий

Тригонометрия в задачах контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.

1

УПКЗУ

текущий

Текстовые задачи (4ч)

Задачи на «работу», «движение», «проценты».

1

УПЗУ

текущий

Задачи на «смеси», «концентрацию»

1

УПЗУ

текущий

Комбинированные задачи на прогрессию.

1

УПЗУ

текущий

Текстовые задачи в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ

1

УПКЗУ

текущий

Планиметрия (3ч)

Задачи на отыскание геометрических мест с экстремальными значениями элементов.

1

УПЗУ

текущий

Применение тригонометрии для решения геометрических задач в планиметрии.

1

УПЗУ

текущий

Решение планиметрических задач различного вида.

1

УПЗУ

текущий

Стереометрия (3ч)

Площадь сечений в многогранниках.

1

УПЗУ

текущий

День семьи

1

Расстояние и угол между скрещивающимися прямыми в многогранниках.

1

УПКЗУ

текущий

Угол между плоскостями.

1

УПЗУ

текущий

Обобщающее повторение

Задания повышенного и высокого уровня сложности в ЕГЭ, поиск идей и методов решения

1

УОСЗ

тематический

Методическое обеспечение

Литература для обучающихся

  1. П.И. Горнштейн, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Задачи с параметрами. 3-е издание, дополненное и переработанное. - М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2005, - 328 с.
  2. Демонстрационные версии экзаменационной работы по алгебре в 2011 году, в 2012 году, в 2013году. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2008, 2009, 2010. – Режим доступа:

      http// www fipi.ru.

  1. С.И.Колесникова «Решение сложных задач ЕГЭ» 300 задач с подробным решением. Издательство Москва Айрис пресс 2009 год.
  2. Ф.Ф. Лысенко Математика. Подготовка к ЕГЭ-2013

Литература для учителя

  1. А.Г. Мерзляк и др. «Алгебраический тренажер»., Москва «Илекс», 2005г.
  2. А В Ефремов «Универсальные математические методы», Казань БФ КГТУ, 2010 год.
  3. А.Г. Корянов  2012 задания С1 – С5 Методы решения (электронный ресурс)
  4. А.С. Зеленский. О.Н. Василенко. Сборник  задач вступительных экзаменов».М.: Научно- технический центр «Университетский», 2001.
  5. А. Н. Павлов. Геометрия: Планиметрия в тезисах и решениях. 9 класс  (http://fb2lib.net.ru)
  6. Водинчар, М.И. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений / М.И. Водинчар, Г.А. Лайкова, Ю.К. Рябова // Математика в школе 2001. №4.
  7. В.С. Крамор. Повторяем и систематизируем курс алгебры и начала анализа. Москва, «Просвещение», 2002 г.
  8. Глазков, Ю.А.Сборник заданий и методических рекомендаций ЕГЭ. /Ю.А, Глазков, М.: Просвещение, 2010., 125с
  9. Демонстрационные версии экзаменационной работы по алгебре в 2011 году, в 2012 году, в 2013 году. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2008, 2009, 2010. – Режим доступа:

http:// www.fipi.ru.

  1. И.Ф. Шарыгин, В.И. Голубев. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учебное пособие для 11 класса средней школы. М., Просвещение,1991.
  2. КИМы ЕГЭ за 2012-2013 года.
  3. Костицын, В.Н. Моделирование на уроках геометрии/ В.Н. Кострицын, М.: ВЛАДОС, 2000г, 107с..
  4. Литвиненко, В.Н. Задачи на развитие пространственных представлений/ В.Н. Литвиненко, М.: Просвещение, 1991г.,223с.
  5. Лоповок, Л.М. Сборник задач по стереометрии/ Л.М, Лоповок, Л.М. М.: Просвещение, 1990г., 122с
  6. Ф.Ф. Лысенко Математика. Подготовка к ЕГЭ-2013
  7. Муслинов, В. С. Задачи с параметрами. [Электронный ресурс]/ http://www.depedu.yar.ru
  8. Сагателова Л.С.. Геометрия. Решаем задачи по планиметрии. Практикум: элективный курс.- Волгоград: Учитель, 2009 г.
  9. С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов.  Книга для учителя. Изучение геометрии в 10-11 классах. М.: Просвещение, 2004.
  10. Сборник нормативных документов. Математика /сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 128 с.
  11. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика. Основное общее образование;  20004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа элективного курса по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса

  Программа элективного курса предназначена для коррекции знаний учащихся 8 класса, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).    Данный курс направлен на коррекцию знаний у...

Рабочая программа элективного курса по математике для 11 класса "Избранные вопросы математики"

Рабочая программа элективного курса по математике  "Избранные вопросы по математике" составлена для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ. В ней спланированы все основные темы, пройденные обучающим...

Рабочая программа элективного курса по математике, 11 класс «Избранные вопросы математики.»

                              В результате прохождения данного элективного курса по математике   учитель со...

Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса " Избранные вопросы математики"

Рабочая программа предназначена учителям математики, работающим в 9 классах....

Рабочая программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики" 11 класс

       Предлагаемый курс позволит учащимся использовать и систематизировать знания, полученные при изучении различных тем школьного курса  алгебры и геометрии, расширит...