Технологическая карта урока по математике для 6 класса по теме "Решение уравнений"
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Бижова Татьяна Васильевна

Урок соответствует новым образовательным стандартам.   Тип урока - урок усвоения новых знаний. Урок сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики  в 6 классе.

«Решение уравнений»

Учебник (УМК): Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.  Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу, подготовка к уроку необходимых принадлежностей.

Включить учащихся  в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока: построение и решение математических  моделей  уравнений в теме «Решение уравнений».

- Совместно с учащимися заполняет первый слайд презентации (слайд 1);

- Читает высказывание Б. Паскаля о предмете «математика» (слайд 2);

- Вступает с учащимися в диалог о том, какие вопросы были рассмотрены на предыдущих уроках математики.

- Вспомните, пожалуйста, о чем мы говорили на прошлом уроке?

- Работает фронтально по слайду 3.

- Как вы думаете достаточно одного урока для понимания этой темы? Если нет, то почему?

.

- Помогают учителю поставить соответствие между фразами левого столбца и словами правого.

- Об упрощении выражений при помощи раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых.

Учащиеся отвечают.

-Нет.

- Рассуждают (потому, что могут встретиться другие типы уравнений, в которых недостаточно этих знаний).

Личностные ууд обеспечивают ориентацию учащихся в социальных ролях и межличностных отношениях.

Коммуникативные ууд: управление поведением партнера – контроль, оценка действий партнера.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Актуализировать знания о понятии деления, приёмах  устных вычислений при умножении двузначного числа на 11,составлении математической модели текстовой задачи; выполнить самостоятельную работу; зафиксировать задания, вызвавшие затруднения.

- Вспомните приём устного вычисления при умножении двузначного числа на 11.Вам пригодится он для выполнения  задания.

Инструкции: Заполните таблицу. Каждому числу соответствует буква. Число - результат вычисления каждого примера. Решив, правильно примеры вы получите два слова.

374

869

385

869

11

869

з

а

д

а

ч

а

286

25

869

693

12

825

12

34

825

у

р

а

в

н

е

н

и

е

- Проговаривают вслух данный приём.

-Слушают инструкции.

- Заполняют таблицу.

Регулятивные ууд:
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения.

- контроль в форме сличения  результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-коррекция - внесение необходимых дополнений ;

3.Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

- Ведет опрос получившихся ответов.

- Как вы думаете, а почему именно эти слова я зашифровала в таблице?

- А почему слово задача взято именно со словом уравнение?

– Как можно сформулировать тему урока?

- А почему именно в теме «деление» мы рассматриваем данный вопрос?

- А какие цели мы должны перед собой поставить?

- А какие знания нам пригодятся на уроке?

- Для успешной работы на уроке повторим нахождение неизвестного компонента в уравнении.

Инструкции:

-ответы к уравнениям записать в тетрадь.

-После выполнения вы проверите ответы по презентации.

- Говорят  слова.

- Отвечают на вопрос.(Мы будем сегодня говорить об уравнениях и задачах)

-Потому что мы будем говорить о задачах, которые решаются с помощью уравнения.

- Решение задач с помощью уравнения.

- Называют общие и конкретные цели, как для урока, так и для себя.

-Отвечают.

-Используя правила, находят неизвестный компонент.

Коммуникативные ууд:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии  с задачами.

постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

Регулятивные: целеполагание.

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения

Цель этапа: сформировать способность к переводу текстов с русского языка на математический и обратно, зафиксировать алгоритм перевода в речи и в виде эталонов.

 

-Читает текст двух задач №489(а,б)

а).Я задумал число. Если его разделить на 4, а потом от частного отнять 2, то получится 7.Какое число я задумал?

б). 40 кг белил разлили в несколько банок, а потом в каждую банку добавили 2 кг красной краски. В каждой банке оказалось 7 кг краски. Сколько было банок?

- Что общего в этих задачах?

- Сколько этапов решения содержит подобная задача ? Назовите их.

- Вызывает к доске ученика и помогает записать таблицу к задаче №489(а)

- Задает вопросы по ходу решения уравнения.

-Слушают.

-Есть неизвестный компонент.

-5этапов(1-краткая запись в виде таблицы или схемы;

 2 -составление уравнения;

 3-решение уравнения;

4- истолкование полученного результата;

 5- ответ).

- Выполняют решение.

Задум число

Действия с числом

Результат

x

 : 4  - 2

Х: 4 – 2 или 7

     x : 4 – 2  = 7;      

      x : 4 = 7 +2;

       x : 4 = 9;  

       x = 9 ∙ 4;

       x = 36.

 36 задуманное число.

Ответ: 36.

Общеучебные универсальные действия:

-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель;

Универсальные логические действия:

- построение логической цепи рассуждений. Познавательные

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Универсальные логические ууд:

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

5.Первичное закрепление

Цель этапа: тренировать способность к переводу текстов с русского языка на математический и обратно, организовать проговаривание изученного содержания во внешней речи; уточнить способы действий, в которых допущены ошибки; исправить ошибки на основе правильного применения правил, зафиксировать их в речи.

-Предлагает закрепить материал ,решив задачу и проверив её по эталону.

 

-  Если  задача решена правильно, ставите на полях в тетради плюс, если решена неправильно - знак вопроса.

- Если  задача решена неправильно, то вы берете подобную задачу и отрабатываете ошибки, которые получились при решении задачи.

- Учитель оценивает работу учеников решающих  №487 (а,б) знаком + на полях.

- Самостоятельно решают.

-Оценивают себя по эталону с презентации. Если правильно ставят на полях «+»,если нет знак «?»

-Те, кто допустили ошибки при решении, решают подобную задачу.

Я задумал число. Если его разделить на 5, а потом отнять от частного 9, то получится 6. Какое число я задумал?

- Кто успешно справился с заданием выполняют дополнительный  №487(а,б) на плюсы в тетради

Общеучебные универсальные действия:

-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель;

Универсальные логические действия:

- построение логической цепи рассуждений. Познавательные

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Универсальные логические ууд:

-синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

-выбор оснований и критериев для сравнения

Регулятивные ууд:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
-оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

6. Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

- Учитель оценивает работу учеников решающих  

№487 (а,б) знаком + на полях.

Проверка после того, как оба человека в паре справятся с заданием.

- Предлагает решить задачу №489(б)

40 кг белил разлили в несколько банок, а потом в каждую банку добавили 2 кг красной краски. В каждой банке оказалось 7 кг краски. Сколько было банок?

 -

-Работа в парах: №487(а,б) на плюсы в тетради.

а) (х – 12)∙  8 = 56;

б) 24 ∙ (z + 9) = 288.

- Ученик решает задачу у доски, соблюдая все этапы решения.

Общеучебные универсальные действия:

-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель

Личностные ууд обеспечивают ориентацию учащихся в социальных ролях и межличностных отношениях.

Коммуникативные ууд:

 -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- управление поведением партнера – контроль, оценка действий партнера;

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

7. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

- Вспомните, какие цели и задачи мы перед собой ставили?

-Что нового узнали на уроке?

- Предлагаю оценить свою

работу на уроке.

- Говорит критерии оценки за урок.

Три «+» - оценка 5

Два «+»- оценка 4

Один «+» - оценка 3

-Отвечают на вопросы -Вспоминают и проговаривают вслух.

-Себя оценивает.

-Записывают домашнее задание

Познавательные ууд:

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Регулятивные ууд:

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные ууд:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

8. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Если вы считаете, что поняли тему урока, то наклейте розовый  листочек  на прямоугольник.

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то наклейте голубой листочек.

Если вы считаете, что не поняли тему урока, то наклейте желтый листочек.

рефлексия.

Познавательные: рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самый лучший день работа Самый лучший отдых сегодня Самая лучшая работа общение Самая большая потребность творчество Самая большая радость та, которую ты любишь Самая главная задача для нас учеба Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №135» имени академика Б.В. Литвинова»

Слайд 2

«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным» Б. Паскаль, французский ученый

Слайд 3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №135» имени академика Б.В. Литвинова» 26а + 31а +4 ; -(7 у + 5у ) - 4у ; 6(5а + 3) -18 ; 2а – 7у

Слайд 4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №135» имени академика Б.В. Литвинова» Я уже знаю………. Я хочу узнать……. Я научусь…………

Слайд 5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №135» имени академика Б.В. Литвинова» На одной полке х книг, а на другой – в 3 раза больше. Когда на первую полку поставили еще 9 книг, а со второй полки сняли 11 книг, то на полках книг стало поровну. х + 9 = 3х - 11

Слайд 6

х + 9 = 3х - 11 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №135» имени академика Б.В. Литвинова» Когда уравненье решаешь дружок, Ты должен найти у него корешок. Значение буквы проверить не сложно, Подставь в уравненье его осторожно. Коль верное равенство выйдет у вас, То корнем значенье зовите тот час.

Слайд 7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №135» имени академика Б.В. Литвинова» Решение уравнений Решение уравнений

Слайд 8

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №135» имени академика Б.В. Литвинова» Сформулировать алгоритм решения уравнений, в которых переменная содержится в обеих частях уравнения ; научиться применять полученные знания при решении уравнений.

Слайд 9

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №135» имени академика Б.В. Литвинова» Решите уравнения : Вариант 1 х + 8 = 25 13,2 у – 10 = 16,4 4 – Z = 18,5 Вариант 2 x – 3 = - 20 14 , 3 + 2у = 0,3 47 – а = 49

Слайд 10

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №135» имени академика Б.В. Литвинова» 6x = 3x - 9

Слайд 11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №135» имени академика Б.В. Литвинова» х + 9 = 3х - 11 x - 3х = - 11 - 9 -2x = -20 x = 10 Ответ : 10

Слайд 12

Перенесем слагаемые, содержащие переменную в левую часть, а слагаемые без переменных – в правую, при этом, поменяв знаки переносимых слагаемых на противоположные ; приведем в обеих частях уравнения подобные слагаемые ; разделим обе части уравнения на коэффициент ; запишем ответ. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №135» имени академика Б.В. Литвинова»

Слайд 13

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №135» имени академика Б.В. Литвинова» 3х + 17 = х – 5 3х …. х = - 5.. 17 …… х = - ……. х = (-……) : (…..) х = ……. Ответ : .. -11 …

Слайд 14

Математический диктант Вариант 1 5у +3 = у +11 20 + x = 8 – 3 x 15 - 4 x = 18 – x Вариант 2 5 x +7 = 2 x +16 2у + 15 = 9 – у 35 + 2с = 24 – 9с Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №135» имени академика Б.В. Литвинова»

Слайд 15

Проверяем с контролем : Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №135» имени академика Б.В. Литвинова» 1 вариант : 2 ; -3 ; -1 2 вариант : 3 ; -2 ; -1

Слайд 16

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №135» имени академика Б.В. Литвинова» 2(3x + 2 ,5) = 4 x + 11 -3x + 8 = 2 (х – 6) 2 (8х – 4,5) = 12x + 11 - 2 (8с -12) = -21с + 64 14y – 4 = 2 (6 y + 8)

Слайд 17

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №135» имени академика Б.В. Литвинова» Цветок здоровья Во сколько нужно ужинать? Сколько раз в день нужно принимать пищу? Продолжительность сна взрослого человека? Когда рекомендуется завтракать? Продолжительность сна для детей?

Слайд 18

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №135» имени академика Б.В. Литвинова» Равенство, содержащее букву, значение которой нужно найти называется уравнением ; Уравнение может иметь один корень, множество корней, не иметь корней ; Решить уравнение – это значит раскрыть скобки ; Корень уравнения – это значение переменной, при подстановке которой равенство является верным ; Если слагаемые перенести из одной части уравнения в другую, то знаки этих слагаемых остаются прежними ;

Слайд 19

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №135» имени академика Б.В. Литвинова» т е р п е н и е и т р у д в с ё п е р е т р у т

Слайд 20

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №135» имени академика Б.В. Литвинова» На одной полке х книг, а на другой – в 3 раза больше. Когда на первую полку поставили еще 9 книг, а со второй полки сняли 11 книг, то на полках книг стало поровну. ??????????? Модель и способ х + 9 = 3x - 11

Слайд 21

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №135» имени академика Б.В. Литвинова» Теперь я знаю………………… ; Теперь я могу………………… ; Сегодня я узнал, что ……… ; Я научился…………………….. ; Было интересно………….. ; Было трудно……………………

Слайд 22

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №135» имени академика Б.В. Литвинова»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике, 5 класс

Сегодня в образовании самая актуальная и обсуждаемая тема - это введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Цель ра...

Технологическая карта урока по математике 5 класс: "Решение уравнений"

Технологическая карта урока по математике 5 класс...

Технологическая карта урока по математике 5 класс " Деление с остатком"

Технологическая карта урока по математике 5 класс " Деление с остатком", УМК Н.Я. Виленкин....

технологическая карта урока по математике 5 класс,УМК Н.Я. Виленкин

Технологическая карта урока по математике 5 класс,УМК Н.Я. Виленкин, по теме " Деление с остатком"....

Технологическая карта урока по математике 6 класс. Учебник Виленкин Н.Я. по теме "Уравнения" ФГОС

Технологическая карта урока по математике 6 класс по теме "Уравнения". Учебник Виленкин Н.Я. ФГОС...

Технологическая карта урока-игры для 5 класса на тему "Уравнения"

Технологическая карта урока-игры по математике для 5 класса на тему "Уравнения"....

Технологическая карта урока алгебры в 8 классе по теме «Уравнение х2 = а».

Технологическая карта урока алгебры в 8 классе по теме «Уравнение х2 = а»....