Конспект урока по математике и географии по теме "Масштаб"
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Сухорукова Елена Викторовна

Урок позволит ввести понятие масштаба карты, показать решение задач с помощью пропорции при заданном масштабе, закрепить навык решения уравнений, записанных в виде пропорции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike_i_geografii_masshtab.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 87.  Масштаб.

Цели: 

- ввести понятие масштаба карты; показать решение задач с помощью пропорции при заданном масштабе; закрепить навык решения уравнений, записанных в виде пропорции;

- продолжить развитие памяти, внимания, логического мышления, математической зоркости;

- воспитывать усидчивость, самостоятельность, аккуратность.

Ход урока

I. ОНУ.

II. Анализ контрольной работы.

III. Изучение нового.

1) Участки земной поверхности изображают на бумаге в уменьшенном виде. Например, отрезок 1000м на карте (рис. 35 стр. 134) изображают отрезком в 1 см. Так как 1 000 м = 100 000 см, то каждый отрезок на карте в 100 000 раз меньше соответствующего отрезка на местности.

Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называют масштабом карты.

В рассмотренном нами примере масштаб карты равен 1:100 000 = . Говорят, что карта сделана в масштабе одна стотысячная.

2) Рассмотреть решение задачи 1.

Длина отрезка на карте 3 см. Масштаб карты М 1 : 1 000 000. Найти длину на местности.

Решение.

х = 3 · 1 000 000 = 3 000 000 см = 30 000 м = 30 км на местности.

Ответ: 30 км.

4. Рассмотреть решение задачи 2.

Длина отрезка на местности 4,5 км.

М 1 : 100 000. Найти длину отрезка на карте.

Решение.

Обозначим длину (в километрах) отрезка на карте буквой х и составим пропорцию:

х : 4,5 = 1 : 100 000.

х = 4,5 · 1 : 100000 = 0,000045.

Но 0,000045 км = 0,045 м = 4,5 см длина отрезка на карте.

Ответ: 4,5 см.

III. Закрепление изученного материала.

На юге России находится Ростовская область. Область входит в Южный федеральный округ и является субъектом Российской федерации. Столицей Ростовской области, административным центром является город Ростов-на-Дону, с населением более миллиона человек. Город является крупнейшим городом юга России, важным транспортным узлом и морским портом. На карте Ростовской области отмечены ее границы с другими регионами страны.

Область граничит с Краснодарским и Ставропольским краями, Воронежской областью, Калмыкией и Украиной. В составе области 465 муниципальных образований. Все населенные пункты нанесены на карту Ростовской области по районам - это 12 городов, 43 района, 18 поселков городского типа, 390 сел.

№1. Пользуясь картой области, найдите расстояние между следующими городами:

А) Морозовск и Шахты;

Б)  Миллерово и Зерноград;

В)  Белая Калитва и Сальск;

Г)  Таганрог и Цимлянск.

№2. Решение задач по учебнику.

1. Решить задачу № 820, используя рисунок 36 учебника.

2. Решить задачу № 825 на доске и в тетрадях.

Решение.

.

Ответ: 252 км.

3. Решить задачу № 821 самостоятельно с проверкой.

4. Решить уравнение № 839 (1) на доске и в тетрадях.

Решение.

Ответ х = 2,55.

5. Решить задачу № 792 (повторение ранее изученного материала).

Решение.

Ответ: 11 дней.

IV. Итог урока. 

1. Что называют масштабом карты?

2. Чему равен масштаб чертежа, если на нем детали увеличены в 5 раз? уменьшены в 50 раз?

3. Решить задачу:

Длина детали 10 см. Найти длину детали на чертеже, если масштаб:

1) 1 : 10;   2) 1 : 5;   3) 2 : 1;   4) 5 : 1.

Домашнее задание: изучить п. 23; решить № 840, 843, 846 (б), 873 (а; б).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного урока по математике и географии

Интегрированный урок по информатике и математике по теме "Масштаб" (6 кл) - рассматривается понятие масштаба с математической и географической точки зрения, закрепляются знания учащихся по теме пропор...

конспект интегрированного урока по математике и географии

Интегрированный урок по информатике и математике по теме "Масштаб" (6 кл) - рассматривается понятие масштаба с математической и географической точки зрения, закрепляются знания учащихся по теме пропор...

Конспект урока по математике 6 класс. (Урок 1) (Математика 6, под ред. Мордковича)

Данная работа предлагает наглядный материал для проведения уроков математики в 6 классе, который поможет учащимся сформировать компетенции при начальном изучении темы «Раскрытие скобок» и ...

Конспект урока по математике 6 класс (Урок 2). (Математика 6, под ред. Мордковича)

Данная работа предлагает наглядный материал для проведения уроков математики в 6 классе, который поможет учащимся сформировать компетенции при начальном изучении темы «Раскрытие скобок» и ...

Интегрированный урок по математике и географии в 8-м классе по темам «Решение линейных уравнений» (2-ой урок) и "Байкал"

Данный урок разработан для проведения в 8 классе. Урок является интегрированным: по теме «Решение линейных неравенств» по алгебре и по теме «Байкал» по географии. В начале урока учитель объявляет тему...

Конспект урока по математике "Математика в сказках Пушкина"

Интегрированный урок в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"...

Конспект урока про математике 8 класса Финансовая грамотность на уроках математики

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что жизнь человека ежедневно связана с деньгами. Но, высокий темп жизни, появление онлайн – магазинов накладывает свой отпечаток на траты человека. П...