Задачи с решениями по теме: "Множества и операции над ними"
консультация по математике по теме

Ирина Александровна Кочеткова

Предложены варианты решения заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_s_resheniyami.doc294.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАЧИ С РЕШЕНИЯМИ

  1. Показать с помощью диаграммы Эйлера-Венна, что:

а) (АВ)  A = A;  б) (АВ)  (А) = A.

Решение:

а)

 б)

  1. Доказать (проиллюстрировать) на содержательном примере справедливость соотношения:

а) А\B B\А;                     б) А(ВC) = (АВ)(АC).

Решение:

а) Пусть А = { *, •, #, ?, ם, о}, B = {*, Δ, #, +}.

А\B = {•, ?, ם, о}, B\А = {Δ, +}.

Сравнение множеств А\B и B\А свидетельсвуют о том,  что они не равны и, следовательно, подтверждают некоммутативность операции разности множеств.

б) Пусть А = {*, •, #}, B = { ם}, C={о, +, ם, #}.

А(ВC)= {*, •, #, ם} –  множество, состоящее в левой части равенства.

АВ = {*, •, #, ם},  АC  = {*, •, #, о, +, ם }.

Множество, соответствующее правой части равенства: (АВ)(АC) = {*, •, #, ם }.             Множества левой и правой части совпали.

  1. Пусть  А = {1,3,5}.  Образовать все возможные подмножества этого множества.

Решение:

А1 = {1,3,5};  А2 = {1,3};   А3 = {1,5};   А4 = {3,5};   А5 = {1};   А 6  = {3};   А7  = {5};   А8 ={}.

  1. Найти декартово произведение множеств А и В, если   А = {1, 3}; В = {2, 4, 6}.

Решение:

А x В = { ‹ 1, 2 ›; ‹ 1, 4 ›; ‹ 1, 6 ›; ‹ 3, 2 ›; ‹ 3, 4 ›; ‹3,6› }.

  1. Даны множества. Выполнить действия над множествами:

а) Пусть   . Осуществить над множествами операции:

–  объединения;

–  пересечения;

–  разности;

–  дополнения.

б) Пусть  A = [−2; 1] и B = (0; 3).  Найти  , .

в) Пусть A = {1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9} и B = {1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 17, 19}.                  Найти A \ B  и  B \ A.

г) Пусть   A = {1, 3},   B = {2, 3, 4},  С = {2, 4}, U = {1, 2, 3, 4}.

Найти    ;  .

д) Пусть    и . Найти   и  .

е) Пусть   A = {1, 3},   B = {2, 3, 4},  С = {2, 4}, U = {1, 2, 3, 4}.

Найти   A ;  (B \ С )  A.

Решение:

а)

объединение множеств    А1    и    А2     содержит все элементы, принадлежащие множествам  А1   и   А2 :

А1  А 2 = { a,b,c,d,e,f };

– пересечение множеств А1    и    А2     содержит только элементы, принадлежащие и первому и второму множествам:

А1  А 2  = { с };

– используя определение разности множеств, получаем:

А1  \ А 2 = { a,b };     А2  \ А1 = { d,e,f };    

– дополнение  содержит только те элементы множества U, которые не принадлежат А1:

= U \ А1 = { d,e,f }, аналогично

 U \ А2 ={ a,b }.

б) ;       .

в) A \ B = {2, 4, 6, 8};   B \ A = {11, 13, 17, 19}.

г)  Найдем .

 – это дополнение множества  A  до множества  U, т.е., чтобы получить   из элементов множества  U = {1, 2, 3, 4}, исключим элементы множества   A = {1, 3}. Получаем

= U \ A = {1, 2, 3, 4} \ {1, 3} = {2, 4}.

Аналогично вычислим дополнение множества B  до универсального множества  U. Оно содержит только те элементы, которые не принадлежат множеству  B:

 = U \ B = {1, 2, 3, 4} \ {2, 3, 4} = {1}.

Итак, объединение = {2, 4}{1} = {1, 2, 4}.

Определим .

Найдем множество АВ. Оно содержит только те элементы, которые принадлежат  множеству    A = {1,3} и множеству B = {2, 3, 4}. Очевидно, что такой элемент только один. Получаем, что АВ = {3}.

Дополнение   содержит только те элементы универсального множества U, которые не принадлежат множеству АВ.

 = U \ (АВ).

Окончательно получаем:

 = {1, 2, 3, 4} \ {3} = {1, 2, 4}.

д) ;    .

е) Найдем множество A .

Дополнение множества B  до универсального множества  U. Оно содержит только те элементы, которые не принадлежат множеству  B:

 = U \ B = {1, 2, 3, 4} \ {2, 3, 4} = {1}.

A содержит только те элементы, которые принадлежат и множеству A и множеству . Легко видеть, что такой элемент только один:

A = {1, 3}{1} = {1}.

Определим, что представляет собой множество  (B \ С )  A.

Разность множеств B и С  это множество, состоящее только из тех элементов множества B, которые не содержатся в множестве  С:  B \ С = {2, 3, 4} \ {2, 4} = {3}.

Объединяя полученное множество с множеством  A, получаем:

(B \ С)  A =  {3}{1, 3} = {1, 3}, так как один и тот же элемент не указывают несколько раз.

6. Даны множества   U = {a,b,c,d,e,f,p,g};  А = {a,c,e,p};  В ={b,d,f,p};  C = {a,d,f,g}.

Показать, что  А \ ( ВC ) = (А \ В) \ C.

Решение:

В C = {a,b,d,f,p,g};    А \ ( ВC ) = {c,e}.

(А \ В) = { a,c,e };              (А \ В) \ C = {c,e}.

Итак,  А \ ( В C ) = (А \ В) \ C = {c,e}.  

  1. Решить задачу.

Пусть универсальное множество U – множество всех преподавателей и студентов колледжа; А – множество всех преподавателей; B – множество студентов, успевающих  по всем дисциплинам на «отлично»; C – множество неуспевающих студентов; D – множество студентов в группе № 1.

Каков содержательный смысл каждого из следующих множеств:

а) ;     б) ;      в) ;     г) ;      д) .

Решение:

а)  – множество всех студентов колледжа (без преподавателей);

б) – множество преподавателей и студентов, кроме успевающих по всем предметам на «отлично»;

в)  – множество отличников, обучающихся в группе № 1;

г)   –   множество студентов группы № 1, справляющихся с учебным планом;

д)  – множество преподавателей и всех успевающих студентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Множества и операции над ними

Презентация к уроку алгебры в 9 классе ....

Множества и операции над ними. Урок получения новых знаний. Алгебра 9 класс.

Разработка содержит презентацию и план конспект урока по теме "Множества и операции над ними". Цели урока: образовательные: знакомство с понятием  множества, подмножества и элементами множес...

Тесты по теме "Множества и операции над ними" ( два варианта)

Тесты по теме "Множества и операции над ними" ( два варианта)  .. Алгебра 9 клас. Можно использовать в компьютерном классе, при индивидуальной работе с учеником....

Методическая разработка по теме « Множества и операции над ними. Решение задач".

Методическая разработка представлена в виде двух блоков.  В первом блоке содержится  теоретический и практический материал по теме: «Множества и операции над ними».Второй блок содержи...

Задания для самостоятельной работы по теме "Множества и операции над ними"

Задания для самостоятельной работы по теме "Множества и операции над ними". Материал предназначен для проверки знаний студентов педколледжа....

Обучение решению задач по физике как средство формирования мыслительных операций "сравнение", "анализ", "синтез" на примере темы "Основы фотоэффекта"».

Рассмотрено формирование мыслительных операций на основе решения задач в профессиональной школе....