Патриотическое воспитание на уроках литературы в 5-х классах.
статья по литературе (5 класс)

Серебренникова ( Варсан) Людмила Андреевна

Патриотическое воспитание на уроках литературы в 5-х классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_patriotizma_na_urokah_rya_i_lit-ry.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание на уроках литературы в 5-х классах.

Серебренникова Л.А.,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «ТСОШ №3» п. Таксимо

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществомПоэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру, и ощутимый вклад должна внести именно современная школа.

Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

Предметы  гуманитарного цикла (русский язык, литература, история) напрямую связаны с нравственным воспитанием учащихся, в том числе и патриотическим.

На уроках литературы учащиеся не только изучают художественные произведения как искусство слова, не только выносят нравственные уроки жизни, но изучают историю своей страны, прошлое своих далеких предков, тем самым все глубже и глубже чувствуют свою принадлежность к нации, к народу, ощущают себя как личность и как гражданина.

Уже несколько лет я провожу уроки литературы в 5 классе по учебнику Т.Ф. Курдюмовой. Программа построена таким образом, что учащиеся изучают произведения словесности в хронологическом порядке – от «колыбели» литературы, т.е. мифов,  -  до современности. На вводных уроках по изучению мифов я прихожу в недоумение от того, что школьники чуть ли не наизусть знают имена древнегреческих героев, пересказывают сюжеты мифов  о Геракле, о Зевсе, но ничего не знают о своих же предках – славянах. И очень удивляются, что у древних славян была такая же мифология – представление о мире, разнообразные боги и истории о них, языческие праздники и прочее. Таким образом, я решила выделить больше учебных часов в рабочей программе  на изучение славянской мифологии: подобрала яркие презентации с рисунками богов и комментариями, разработала три урока по изучению мифов славян (представления древних славян о мире, славянские боги, современные праздники на основе календарных мифов). Учащиеся с большим интересом выполняли творческие задания: сравнить богов древней Греции и древних славян, подготовить доклад об одном из богов с рисунками или картинками и выступить с ним перед классом, приготовить презентацию о славянском боге или богине, найти в словаре В.Даля старославянские названия месяцев и объяснить их значение (травень, лютень и пр.). С искренним удивлением узнавали о том, что  празднование Масленицы – обычай наших предков-славян. Сравнивали современный праздник и древний, какие обычаи и традиции изменились, появилось что-то новое или нет. Также открытием для ребят стало то, что Баба Яга и Кощей Бессмертный не просто злые герои русских народных сказок, а древние боги славян – прародители и хранители рода, олицетворяющие женское и мужское начало. Во внеурочной деятельности в рамках подготовки к научно-практической конференции c одной из учениц мы работали над темой «Образ Бабы Яги: происхождение, история развития, этимология имени». Цель работы заключалась в том, чтобы проследить изменение образа Яги от древних времен до современности, изучить  этимологию и значение имени «Яга» в разных источниках. Работа оказалась  очень интересной, много новой информации открылось даже для учителя.

На первый взгляд может показаться, что никакой тесной связи между патриотическим воспитанием и изучением славянских мифов нет. Но я считаю, что воспитание любви к Родине начинается с изучения прошлого Родины, истории своих далеких предков. Знать историю прошлого необходимо даже потому,  что она - часть  каждого из нас.  На мой взгляд, именно эти первые уроки литературы в 5 классе задают тон всему курсу изучения литературы.

Один из самых мощных источников накопления информации – это опыт, полученный другими людьми, и в частности – теми, кто жил до нас. Не менее важным источником информации, на сегодняшний день воспринимаемым не так несерьезно, является фольклор. Он может быть таким же метафорическим источником информации, как и вся любая другая духовная литература. Произведения фольклора - это народная мудрость, прошедшая сквозь тысячелетия, существовавшая изначально по воле и собственному желанию народа – без насаждений, крестовых походов, религиозных войн и других способов ломки мировоззрения людей. Конечно, все эти факторы оказывали сильнейшее влияние на народное творчество, но все они весьма успешно ассимилировались в богатстве народной образности. На русский фольклор и сконцентрированное в нем языческое мировоззрение сильнейшее влияние оказало христианство, но даже оно не сумело вытеснить языческие образы и языческую картину мира – ту схему, при помощи которой славяне описывали строение реальности.

 Фольклор является символом народного единства, именно в нем отразился весь опыт, мудрость, знания об устройстве мира, передаваемые из поколения в поколение. Да, эти знания не научные, это всего лишь способ описания мира наивным сознанием, но это та живая вода, которая наполняет смыслом и значением все сущее, диктует правила поведения и морали, объединяет народ в единый живой организм с целостным мировоззрением и четким самосознанием своего могущества и единства.

 Таким образом, уроки литературы в 5 классе, связанные с фольклором, являются еще одним толчком к пониманию значения истории своих предков, истории своей страны и осознанию себя частью общества, нации. Изучая фольклор в 5 классе, учащиеся не только знакомятся с видами и жанрами устного народного творчества, но и анализируют, например, пословицы и поговорки с точки зрения практической значимости. В урок включаются элементы национально-регионального компонента, которые предполагают изучение  истории, литературы коренного населения республики Хакасия. В связи с этим на уроках изучения малых жанров фольклора (загадки, поговорки, пословицы) учащиеся сравнивают пословицы русского и хакасского народов и приходят к выводу, что люди разных национальностей мыслят одинаково – у них общие моральные ценности, общие заботы и проблемы. Во внеурочной деятельности в рамках подготовки к научно-практической конференции одной из учениц была написана исследовательская работа «Пословицы и поговорки как отражение                                         общей духовной культуры народов разных национальностей», цель которой состояла в том, чтобы выявить, как в пословицах и поговорках отражается общность духовной культуры русского и хакасского народа. Данная научная работа была представлена на городской НПК, ученица заняла 2 место. Также с этой работой приняли участие в 16 Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, где ученица прошла во второй этап и была приглашена в Москву для участия в очном этапе конкурса. Эксперт конкурса, кандидат филологических наук, Ковпик В.А. написал рецензию на работу, где отметил «серьезный исследовательский подход» и «подлинно гуманистическое звучание выводов исследования».

Следующим важным моментом в формировании патриотизма являются уроки изучения лирики русских поэтов. Стихи С. Есенина, М. Лермонтова, А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Фета, Ф. Тютчева о природе, о Родине школьники легко и с удовольствием учат наизусть. Для более образного восприятия стихотворений подбираю фотографии, картины русских художников, картинки, иллюстрирующие произведения. На таких уроках эффективно применяю видеоролики, которые создаю сама, накладываю на видеоряд музыку (Свиридов, Глинка, Чайковский). При анализе поэтических произведений делаю акцент на то, как автор или лирический герой относится к описываемому, какими художественными средствами поэт создает яркие образы. Учащиеся видят, что авторы с любовью говорят о березе под окном, об игривых воробушках, о морозном утре, и все, что писатели описывают с такой нежностью, любовью, кто-то с тоской, кто-то с иронией – это их Родина, это наша Родина.

Главным этапом патриотического воспитания являются уроки литературы, на которых изучаются произведения о войне. В 5 классе по программе Курдюмовой в отдельный блок выделено изучение героического прошлого России. В него включены произведения писателей 19 века: М. Лермонтов «Бородино», Л. Толстой «Война и мир» (отрывок из романа «Петя Ростов») – об отечественной войне 1812 года. В конце года изучаются стихотворения писателей 20 века о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: А. И. Фатьянов «Соловьи», А. Т. Твардовский  «Я   убит подо    Ржевом», А. А. Ахматова «Мужество», Р. Г. Гамзатов «Журавли». Читая эти произведения, учащиеся знакомятся с понятиями «героизм», «герой», «подвиг» на конкретных примерах. На уроках мы говорим о том, что герой – это не обязательно сильный и смелый человек (дети приводят в пример современных героев  - Человек-паук, Железный человек, Бэтмен). Подвожу учащихся к мысли о том, что солдаты воевали не за абстрактное понятие «родина», а за то, что связано у каждого человека с этим понятием – родные, близкие люди, семья, родной дом, та же береза под окном. Учащиеся также учат понравившиеся стихи наизусть, слушают песни военных лет («Катюша», «Три танкиста», «Журавли» и т.д.). Такие уроки литературы очень тесно связаны с историей, поэтому перед изучением произведений о войне обязательно знакомлю учащихся с реальными историческими событиями, показываю фрагменты документальных фильмов о войне (пользуюсь электронной энциклопедией «Кирилл и Мефодий»).

Таким образом, на каждом уроке литературы мы постоянно обращаемся к теме любви к родине. Стараюсь вызвать у школьников гордость за свою страну и свой народ, показать на примере литературных героев, какими качествами должны обладать люди, искренне привязанные к своей Родине. Не остается без внимания и тема толерантности, которая в наше дни становится все более актуальной.

Уроки литературы – универсальные, метапредметные. Именно на уроках литературы происходит становление личности ребенка как члена общества, гражданина. Школьники задумываются над такими философскими понятиями как «жизнь» и «смерть», «добро» и «зло», «любовь» и «ненависть», «дружба» и «предательство», «героизм» и «трусость». Литература – не только занимательный учебник истории, но учебник жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Нравственно-патриотическое воспитание на уроках литературы»

Жизнь стремительно мчится вперед. За последнее время образование в корне изменилось. Но ни новые методики, ни вариативность учебного плана, ни появление многопрофильного образования и, конечно ж...

Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе

   Это текст моего выступления на конференции "Педмарафон-2015" в  г. Краснодаре 26.02.2015 г. Оно посвящено практике воспитания патриотизма на уроках литературы. К выступлению п...

Патриотическое воспитание на уроках литературы

Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании ист...

гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературы

данная статья расскажет о методах обучения гражданско-патриотическом воспитатнию учащихся...

Презентация "Патриотическое воспитание на уроках литературы"

Презентация к докладу ""Патриотическое воспитание на уроках литературы" поможет учителю литературы, работающему в 5-9 классах...

Патриотическое воспитание на уроках литературы

Статья представляет собой обзор деятельности учителя-словесника в рамках патриотического воспитания школьников на уроках литературы....