Устный журнал, посвящённый 350 - летию со дня рождения первого Императора Российского государства Петра I – великого
методическая разработка по литературе (11 класс)

Бобрышева Наталья Ивановна

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по литературе «Устный журнал, посвящённый 350 - летию со дня рождения первого Императора Российского государства Петра I – великого исторического деятеля России, принесшего славу нашему Отечеству» (III Областной конкурс «Современный урок: лучшая учебно-методическая разработка: цикл ОГСЭ»  ВЮТ 2023 г.)

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области «Воронежский юридический техникум»

РМО  преподавателей общего гуманитарного и социально-экономического цикла

основных профессиональных образовательных программ СПО

III Областной конкурс «Современный урок:

лучшая учебно-методическая разработка: цикл ОГСЭ»

ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж им. Ростроповичей

Разработчик: Бобрышева Наталья Ивановна

Номинация: методическая разработка внеаудиторного мероприятия по литературе

Тема: Устный журнал, посвящённый 350 - летию со дня рождения первого Императора Российского государства Петра I – великого исторического деятеля России, принесшего славу нашему Отечеству.

Воронеж, 2023

Устный журнал, посвящённый 350 - летию со дня рождения первого Императора Российского государства Петра I – великого исторического деятеля России, принесшего славу нашему Отечеству.

    Цель внеклассного мероприятия:

- воспитание чувства гордости за прошлое нашей страны, уважения к его великим свершениям на примере деятельности русского императора Петра Великого;

- привитие интереса к изучаемому предмету;

- закрепление навыков поиска нужной информации в источниках разного типа;

- развитие познавательных способностей учащихся.

        Форма проведения: устный журнал

        Учет возрастных особенностей: 2 курс.  Подготовительная работа: чтение литературы об эпохе Петра Великого.

        Наглядность: компьютерная презентация, музыкальные записи исторических песен17-18 в.в., фрагменты из фильма Владимира Петрова «Петр Первый», литературные тексты.

План внеклассного мероприятия:

Начало мероприятия: вводное слово учителя.

Личность Петра Великого и время, которое мы называем петровской эпохой, вызывают интерес и у историков,  и у художников, и у граждан России. Особенно усиливается этот интерес в переходный период истории. Петру I удалось за очень короткое время кардинально изменить Россию, превратить ее в ведущую европейскую державу, с которой невозможно не считаться. Необыкновенно интересна для нас с вами и личность Петра. Не случайно наше сегодняшнее занятие мы посвящаем этому человеку, вспоминаем его вклад в развитие России.  Этот образ был и остаётся самым популярным в отечественном искусстве: поэма А.Пушкина «Полтава», «Медный всадник», романы А.Толстого «Пётр Первый» и Д. Гранина «Вечера с Петром Великим», опера П.И.Чайковского «Мазепа», фильмы Владимира Петрова «Пётр Первый», Сергея Герасимова «Юность Петра»,  Владимира Бортко «Пётр Первый. Завещание» и пр.

Страница первая.

Ученик (1): Откроем первую страницу нашего журнала. Поэты о Петра I. Еще А.Н.Радищев признавал Петра «мужем необыкновенным». В нем было что-то от титанов Возрождения. Он выступал то в роли плотника, строящего корабли, то в роли солдата или полководца, то в роли сурового правителя. Петр был искусным и дальновидным дипломатом. Он мастерски использовал сложившуюся в Европе ситуацию и не допустил создания европейской коалиции против России. Наконец, деятельность Петра оставила крупнейший след в области культуры. По его инициативе открылись общие и специальные школы и были подготовлены условия для основания Академии наук, организовывались географические экспедиции. При участии Петра I стала выходить первая печатная газета, он энергично вводил новый быт.  

Фигура Петра в литературе восемнадцатого века монументальна. Он — образ идеального государя, великого мужа, который создал страну своими усилиями. Художники восемнадцатого века стремились к созданию национального эпоса, в центре этого эпоса непременно должен был стоять Петр I.


Петру Великому


Гавриил Державин

Россия, в славу облеченна,
Куда свой взор ни обратит,
Везде, весельем восхищенна,
Везде труды Петровы зрит.
Неси на небо гласы, ветр:
Бессмертен ты, Великий Петр!
Он, древний мрак наш побеждая,
Науки в полночь водворил;
Во тьме светильник возжигая,
И в нас благие нравы влил.
Неси на небо гласы, ветр:
Бессмертен ты, Великий Петр!

Ученик (2): Идеализация образа Петра в восемнадцатом веке сменяется множеством неоднозначных трактовок в девятнадцатом и двадцатом.

Тема Петра – “сквозная” тема в русской литературе вообще, в творчестве Пушкина в частности. Поэт видит в Петре не просто историческую личность, но и олицетворение преобразовательной мощи человечества, насаждающего культуру и цивилизацию посреди нелюдимых и бесприютных пространств, он чувствует себя стеснённым в том, как ему называть эту колоссальную личность, бросившую вызов природе, и говорит о Петре – «Он» (с большой буквы), как принято было говорить лишь о богочеловеке.

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной,
Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Семейным сходством будь же горд;
Во всём будь пращуру подобен:
Как он неутомим и твёрд,
И памятью, как он, незлобен.

А.Пушкин 


Ученик (3): Константин Сергеевич Аксаков был одним из идеологов славянофильства. Он утверждал самобытность русской истории, право на собственный, непохожий на другие, путь исторического развития России. Вот почему он сурово оценивает деяния Петра I.

Стихотворение Петру

Могучий муж! Желал ты блага,
Ты мысль великую питал,
В тебе и сила, и отвага,
И дух высокий обитал;
Но, истребляя зло в отчизне,
Ты всю отчизну оскорбил;
Гоня пороки русской жизни,
Ты жизнь безжалостно давил.
На благородный труд, стремленье
Не вызывал народ ты свой,
В его не верил убежденья
И весь закрыл его собой.
Вся Русь, вся жизнь се доселе
Тобою презрена была,
И на твоем великом деле
Печать проклятия легла.
Откинул ты Москву жестоко
И, от народа ты вдали,
Построил город одинокой –
Вы вместе жить уж не могли!
Ты граду дал свое названье,
Лишь о тебе гласит оно,
И - добровольное сознанье –
На чуждом языке дано.

Ученик (4): Общим для всех поэтов «серебряного века» является отождествление Санкт-Петербурга  с его создателем, Петром I. А.А. Блок представляет Петербург тревожным, холодным, мрачным и даже безнадежным городом. Такой образ навеивает страх и печаль. Петербург - город, который смотрит в светлое будущее. Но А.А. Блок не видит Санкт-Петербург таким же торжественным и великим, каким он являлся раньше. Поэт мрачно смотрит на будущее северной столицы, тем самым предугадывая все дальнейшие события, происходящие в Петербурге.

Чтец(1):

Александр Блок

Он спит, пока закат румян.
И сонно розовеют латы.
И с тихим свистом сквозь туман
Глядится Змей, копытом сжатый.
Сойдут глухие вечера,
Змей расклубится над домами.
В руке протянутой Петра
Запляшет факельное пламя.
Зажгутся нити фонарей,
Блеснут витрины и троттуары.
В мерцаньи тусклых площадей
Потянутся рядами пары.
Плащами всех укроет мгла,
Потонет взгляд в манящем взгляде.
Пускай невинность из угла
Протяжно молит о пощаде!
Там, на скале, веселый царь
Взмахнул зловонное кадило,
И ризой городская гарь
Фонарь манящий облачила!
Бегите все на зов! на лов!
На перекрестки улиц лунных!
Весь город полон голосов
Мужских — крикливых, женских — струнных!
Он будет город свой беречь,
И, заалев перед денницей,
В руке простертой вспыхнет меч.

З.Н. Гиппиус встает на защиту города. Она возвышает Петербург над другими, считает его чем-то грандиозным и величественным. Петербург поэтесса представляет нам чем-то неприкосновенным. Она осуждает людей, которые посмели изменить образ, облик Петербурга. Так же северную столицу З.Н. Гиппиус называет детищем Петровым, тем самым выражая свое отношение к Петру Первому. 

«Кто посягнул на детище Петрово? /Кто совершенное деянье рук /Смел оскорбить, отняв хотя бы слово, /Смел изменить хотя б единый звук»

Петербург для З.Н. Гиппиус - это город царей, город Петра. Она считает, что это должно оставаться неизменным и людей, которые нарушают прежний порядок, поэтесса называет предателями.

«Но стыдно тем, кто, весело-покорны, /С предателями предали Петра»

В этих строках можно проследить отношение З.Н. Гиппиус к революции. Для нее новый Петербург перестает быть величественным. Она называет его прекрасно-страшным, тем самым меняя образ города. Если ранее он являлся грандиозной постройкой Петра Первого, то теперь он становится страшным, революционным городом.

«Всё тот же – в ризе девственных ночей, /Во влажном визге ветреных раздолий /И в белоперистости вешних пург, — /Созданье революционной воли — /Прекрасно-страшный Петербург».

Валерий  Брюсов считает, что город Петра бессмертен, как бессмертна слава его создателя.

Чтец(2)

К МЕДНОМУ ВСАДНИКУ
Валерий Брюсов

В морозном тумане белеет Исакий.
На глыбе оснеженной высится Петр.
И люди проходят в дневном полумраке,
Как будто пред ним выступая на смотр.
Ты так же стоял здесь, обрызган и в пене,
Над темной равниной взмутившихся волн;
И тщетно грозил тебе бедный Евгений,
Охвачен безумием, яростью полн.
Стоял ты, когда между криков и гула
Покинутой рати ложились тела,
Чья кровь на снегах продымилась, блеснула
И полюс земной растопить не могла!
Сменяясь, шумели вокруг поколенья,
Вставали дома, как посевы твои…
Твой конь попирал с беспощадностью звенья
Бессильно под ним изогнутой змеи.
Но северный город — как призрак туманный.
Мы, люди, проходим, как тени во сне.
Лишь ты сквозь века, неизменный, венчанный,
С рукою простертой летишь на коне.

Несмотря на негативное отношение к переменам в политической и общественной жизни Петербурга, поэты Серебряного Века не перестали любить свой город. Строки, посвященные их любимому городу, проникнуты большой любовью, нежностью, грустной печалью и надеждой. 

Страница вторая

Ученик (5):  А.Н.Толстой обратился к  теме Петра Первого, потому  что того требовало его время. Тогда в обществе возрос интерес к исторической тематике. Но не только это. Он, как и Пушкин, хотел  для себя выяснить значительность реформ Петра.

В романе «Петр I» Петр предстает перед читателем уже не самодержцем-одиночкой, а масштабной личностью, «народным царем».

Уже в 1938 году вышел фильм  Владимира Петрова «Петр I».  Роман, в котором Петр — крупный государственный деятель, борец с косными традициями, удачливый полководец, организатор военной реформы — как нельзя лучше соответствовал замыслу Петрова, сориентированного на негласный социальный заказ тех лет — прославление образа идеального вождя, создающего новое государство.
             На первый план в фильме вышла героическая тема — девиз Петра: "Не умереть, а победить!", — реализован сюжетно: действие разворачивается от поражения русских войск под Нарвой до триумфального возвращения петровской флотилии после победы над соединенной европейской эскадрой.

Одновременно фильм показали и на Международной выставке в Париже, где он получил «Гран-при». Сеансы шли при переполненных залах. «Это большая историческая фреска, которая делает честь советской кинематографии. Великолепный фильм… полон страсти», — писала парижская газета «Эвр». Русским киношедевром назвала картину американская печать. (демонстрация фрагмента из фильма «Полтавская битва»).

В романе Юрия Германа, «Россия молодая»  Петр предстает перед нами порывистым, противоречивым, скорым на расправу, но вся его деятельность направлена на благо России. Кажется, Россия давно ждала Петра I, готовилась к его деятельности. С помощью реформаторской деятельности Петра произошли величайшие изменения в России.

Наши современники так же пишут о Петре Великом, открывают массу неизведанных ранее эпизодов из жизни императора, которые создают совершенно новый образ. Так Даниил Гранин пишет «Вечера с Петром Великим» (2003). В этой книге раскрывается внутренний мир российского самодержца в переломные для России моменты. Автор строит сюжет на основе не известных ранее деталей частной жизни императора, используя выдержки из архивных документов. По этому роману был снят сериал «Завещание».

Страница третья

Ученик (6):

 Для Воронежа и Воронежского края имя Петра Первого является одним из самых значительных, поскольку выбор Воронежа как центра строительства кораблей для Второго Азовского похода изменил судьбу Воронежа и его жителей на последующие триста с лишним лет.

Вернувшись в Москву после Первого Азовского похода, Петр Первый сделал главный стратегический вывод: для восстановления прав Московского царства, на выход в южные моря необходимо построить российский Военно-Морской флот. 

Петр Первый по географическим картам определил, что самым южным городом, который расположен в достаточной близости в берегам Среднего Дона, является город Воронеж. Есть версия, что, изучая карты среднего Дона, Петр Первый указательным пальцем отметил Мужской Успенский Монастырь, чьи угодья примыкали к берегу реки Воронеж, и сказал: «Около этого монастыря заложим первую верфь, а на острове напротив – вторую».

В ноябре 2022 г. исполнится  326 лет со дня строительства на территории Воронежа и Воронежского края первого Военно-Морского флота, который историки называют «экспедиционным» флотом, поскольку в Москве Боярская Дума 4 ноября 1696 г. утвердила Указ о создании Военно-Морского флота с формулировкой «Российским судам быть».

В ретроспективе истории можно сделать такой вывод: никто никогда и нигде не осуществлял такого дерзкого и успешного проекта строительства Военно-Морского флота из 30 военных парусников в 1200 километрах от берега моря за 65 дней.

Этот «экспедиционный флот» был создан на 17 верфях, построенных с нулевого цикла на берегах реки Дон и впадающих в Дон нескольких реках, таких как Осередь, Битюг, Ворона  и Хопер.

Известно, что Петр Первый прибыл в Воронеж 29 февраля 1696 г., поселился в избе Игнатия Моторина, а на другой день, с 1 марта 1696 г. , началось строительство верфей и подготовка к созданию военных парусников.

На 17-ти верфях, заложенных в Воронежском крае, за два месяца было построено 30 военных парусников, среди них 2 галевса «Апостол Петр» и «Апостол Павел» (по 34 пушки), 4 брандера (зажигательные суда) и 24 военных парусных галеры. 

Благодаря реформам, Петр Первый раскрыл и реализовал потенциал Российского государства, создав в 1721 г. Российскую Империю. Начало государственных реформ было заложено на верфях Воронежского края.

Второй Азовский поход принёс первую победу Петру  Первому на море.

(Песню «Штурм Азова» исполняют учащиеся отделения СНП)

Ах бедные головушки солдатские,
Как ни днем, ни ночью вам покою нет!
Что со вечера солдатам приказ отдан был,
Со полуночи солдаты ружья чистили,
Ко белу свету солдаты во строю стоят.
Что не золотая трубушка вострубила,
Не серебряна сиповочка возыграла,
Что возговорит наш батюшко, православный царь:
«Ах вы гой еси, все князья и б
ояря!
Вы придумайте мне думушку, пригадайте,
Еще как нам Азов-город взяти?»
Еще князья и б
ояря промолчали:
Еще ж сам наш батюшка прослезился:
«Ах вы гой еси, солдаты и драгуны!
Вы придумайте мне думушку крепкую,
Еще как-то нам Азов-город взяти?»
Как не ярые пчёлушки зашумели,
Что взговорят солдаты и драгуны:
«Взять ли нам, не взять ли — белой грудью!»
На восходе было красного солнышка,
На закате было светлого месяца,
На зоре они на приступ пошли,
Под тот ли под славной под Азов-город,
Что под те ли стены белокаменные,
Ах под те ли под раскаты под высокие.
Что не с гор ли белы камни покатилися,
Покатилися со стен неприятели;
Не белы снеги в поле забелилися,
Забелилися белы груди басурманские;
Ах не с дождичка ручьи разливалися,
Разливалася тут кровь нечестивая.

Страница четвертая


Ученик (7): Петровское правление наложило важный отпечаток на народное творчество. Особенно заметным было влияние песенного жанра на широкие массы людей. В солдатской среде создается целый цикл героических песен, посвященных славе Петра, как создателю регулярной армии. Эти песни прочно прижились в народе, образцы которых были записаны в разных уголках страны: Поволжье, Урал, Центральные районы.

Народная песня подчеркивает тяготы петровских войн, что именно усилиями рядовых солдат достаются победы российской державе, что «брана шведская пашня солдатскими ногами» и «горячей солдатской кровью» полита. Но в то же время, именно народная инициатива, твердая уверенность солдатской массы в необходимости добиться победы неимоверно тяжелой ценой способствуют петровским победам.

Наряду с прославлением Петра и его помощников песенный фольклор сохранил также немало жалоб на суровость петровской солдатчины, на печальную необходимость «быть... молодцу в рекрутах», на тяжесть работ по прорытию Ладожского канала. В песнях донского казачества звучит недвусмысленный упрек царю, «разорившему» старинные казацкие вольности («На заре-то было, на утренней»).

Противопоставление Петра его приближенным ощущается и в другой песне («Что пониже было города Саратова»), в которой  донские казаки «хвалят-величают... императора Петра», но зато «бранят они  клянут князя Меншикова».

(Звучит запись песни «Что пониже было города Саратова»)

Что пониже было города Саратова
А повыше было города Царицына,
Протекала пролегала мать Камышенка река;
Как с собой она вела круты красны берега,

 Круты красны берега и зеленые луга;
Она устьицем впадала в Волгу матушку реку;
Что по той ли быстрине, по Камышенке реке,
Как плывут тут выплывают два снарядные стружка,
Хорошо были стружечки изукрашеные,
Они копьями, знамены, будто лесом поросли,
На стружках сидят гребцы, удалые молодцы,
Удалые молодцы, всё Донские козаки,
Да еще же Гребенские, Запорожские,
На них шапочки собольи, верьхи бархатные,

 Еще смурые кафтаны кумачом подложены,

Астрахански кушаки полушолковые,
Пестрядинные рубашки с золотым голуном,
Что зелен сафьян сапошки, кривые каблуки,
И с зачосами чулочки, да все гарусные;
Они веслами гребут, сами песенки поют;
Они хвалят величают Православнова Царя,
Православнова Царя, Императора Петра;
А бранят они клянут князя Меньшикова:
Что с женою и с детьми и со внучатами
Заедает вор собака наше жалованье,
Кормовое, годовое, наше денежное
Да еще же не пущает нас по Волге погулять,
Вниз по Волге погулять, сдунинаю воспевать.

Ученик(7): Отзвуки петровской тематики мы находим и в пугачевском фольклоре. Любопытна сохранившаяся, по записи А. С. Пушкина, легенда, рассказанная Емельяном Пугачевым во время его нахождения под арестом. Согласно этой легенде, «Петр I, во время персидского похода, услыша, что могила Стеньки Разина находилась невдалеке, нарочно к ней поехал и велел разметать курган, дабы увидеть хоть его кости». По словам Пушкина, «сказка замечательна, особенно в устах Пугачева». Смысл ее — в подчеркивании интереса, который Петр будто бы питал к таким народным героям, как  Степан Разин.  Это выгодно отличало Петра от прочих царей.

Недаром и в пугачевских манифестах Петр неоднократно вспоминается с сочувствием, как «блаженный богатырь Петр Алексеевич».

Страница пятая

Ученик(8): Реформирование уклада русской жизни в Петровскую эпоху коснулось и правил речевого общения. Языковая реформа Петра начинается с его распоряжений, касающихся словесных оскорблений. Появление на этот счет официального документа - это одна из первых сознательных реакций власти на специфику речевого общения, что является свидетельством начала нового, национального этапа в формировании общенациональных норм русского литературного языка. Речь пойдет о  «Царском  указе  Петра I о бесчестных словах», который  появилась в журнале «Русская старина» (1871. Том IV). Что понималось в то время под оскорблением? Какое речевое «бесчестие» воздействовало негативно на самолюбие человека той эпохи?

Приведем лишь один пример из данного документа.

 «1700-го года, мая в 11-й день, Великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея великия и малыя и белыя России самодержец.

А ныне в Судном Московском Приказе бить челом великому государю многие челобитчики стали на ответчиков в разных бесчестиях своих, что называли исцов они, ответчики, на словах: 1) вольно тебе лаять; называл щенком турецким (шпынкомъ турецкимъ); ис-под печки де тебя вытащили (изъ подъ бочки тебя тащили); 4) не Воротынской де ты: пехаешь (лаешь); 5) ребенком; 6) щенчишком боярским (сын- чишкомъ боярскимъ) Указ.

Слово лаяти среди прочих имеет значение «ругать, бранить, поносить» с дополнительным оттенком «бесчестить». Слово пе(и)хати обозначало, как и в нынешнем просторечии, физическое действие «грубо толкать». В остроумной фразе «Ты не Воротынский, а лаешь/пихаешь» как раз и подчеркиваются заслуги Воротынских. - Называл шпынком турецким (ДР). Из-за многовековых конфликтов с Турцией отношение ко всему турецкому в России было резко негативным. Употребление определения турецкий при какой- либо номинации есть покушение на честь собеседника, а щенок по отношению к человеку - просторечное, бранное слово со значением «молокосос, мальчишка»; шпынь, шпынек значит «насмешник, шут».

Таким образом, в выражении не только подчеркивается завимость от турецкого влияния, но и за счет эмоционально-оценочных обращений щенок, шпынек усиливается оскорбительный смысл.

Специальные пособия по речевому этикету появились несколько позже: «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1708 год), «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» (1717 год) и др.

В 1715 году Петр утверждает «Воинский Артикул», содержащий статьи о преступлениях воинских, уголовных и административных. Была здесь и статья о бранных словах: «Ежели кто другого, не одумавшись: с сердца или опамятоваясь, бранными словами выбранит, оный перед судом у обиженного христианское прощение имеет и просит о прощении. И ежели гороздо жестоко бранил, то сверх того наказанием денежным и сносным заключением наказан будет... Ежели оный, который имеет просить о прощении, в том упрямитца, можно оного через потребные способы к тому принудить».

Еще более строгой была статья 151, касающаяся оскорбления чести офицера:

«Ежели офицер о другом чести касающияся или поносныя слова будет говорить, дабы тем его честное имя обругать и уничтожить, оный имеет пред обиженным и пред судом обличать свои слова и сказать, что он солгал, и сверх того посажен быть на полгода в заключение».

Вежливость в официальной устной речи - это норма, на которой настаивал Петр. Вспомним, что, подражая иностранцам, впервые в России специальную форму вежливости - местоимение Вы (2 л. мн. ч.) стал применять Петр I, начиная с 1696 года. Правда, он мог в одном и том же письме обращаться к адресату двояко: на ты и на Вы, см. письмо С. Л. Владиславичу - Рагузинскому от 2 ноября 1708 года: «... желаем, дабы вы с кем добрым надежным куриером послали к нему вексель на то число червонных. Чтоб ему твой корреспондент там те червонные отдал. А ты у нас прими оные на Москве» (Письма: 270).

Специальная вежливая форма Вы как норма впервые зафиксирована в его «Обстоятельной российской грамматике» (1783-1788).

Распоряжение Петра I о «бесчестных словах», относящееся к 1700 году, демонстрирует его внимание к различным ситуациям устного и письменного общения, является попыткой влияния на речевой этикет в соответствии с требованиями времени, отражает стремление приблизить коммуникативный ритуал реформируемой России к европейской речевой практике. Сам факт появления на этот счет официального документа показателен, поскольку это одна из первых сознательных реакций власти на специфику речевого общения, что является свидетельством начала национального этапа в формировании общегосударственных норм русского литературного языка.

Ученик (9):  Именно с Петровской эпохой многие исследователи связывают образование русского литературного языка, в это время формируется язык нового качества — гражданское посредственное наречие. Демократизация литературного русского языка привела здесь к освобождению от некоторых устаревших книжно-славянских канонов, вливанию в него мощного потока европейских заимствований и живой стихии народной речи. В этом потоке заметный след оставили пословицы и поговорки: как исконно русские, речевые, так и калькированные из европейских языков из обильной переводной литературы. Поэтому, изучая язык эпохи Петра Первого, невозможно пройти мимо столь образного и экспрессивного речевого материала.

Женится — переменится (переродится)); Лошадка в хомуте, везёт по могуте < Могута — физическая сила, мощь; Лакома овца к соли, [а] коза к воле < Лакомый — имеющий пристрастие к чему-либо, падкий на что-либо; В поле съезжаются — родом не считаются < Людям слабым или в боях неумелым, дозволялось приглашать наймитов, или наёмных бойцов, не разбирая того, что барину приходилось биться с каким-либо холопом или купцу с черносошным мужиком; На гнилой товар [да] слепой купец < По недосмотру или вынужденно приобретается что-либо некачественное.

Естественно, что в этой картине отражены и новые культурно-исторические веяния, поддерживаемые Петром Первым. Так, в пословицах Артемию не кажи академию и Астрономия уметь любовь к Богу иметь запечатлелось отношение к научным занятиям, интенсивно поощряемое первым русским императором. Всякая наука не без труда [Лексикон, 1731, с. 353; Geyr, 1981, с. 140]. Вместе с тем подчеркивается и необходимость желания заниматься наукой: Науку в голову не вобьёшь, как охоты не будет.

Историческую ценность представляет и яркая палитра традиционных русских бытовых реалий, сохранённых пословицами Петровского времени. Сюда можно отнести и наименования традиционных русских кушаний, например, Редька (Ретка) с хреном, а репка с хлебом или Жни баба полбу, да жди себя по лбу . Последняя пословица не случайно вызывает в памяти известную сказку А. С. Пушкина «О попе и работнике его Балде», где работник просит попа кормить.

Пословицы и поговорки отражают разнообразные явления и реалии жизни Петровской эпохи: актуальные географические объекты, экономические и бытовые реалии, типичный именослов и грамматические и лексические особенности представителей разных слоев населения Петровской России.

V. Заключение.

Таким образом, можно сделать вывод, что на Петровские преобразованиям существуют  совершенно различные точки зрения, как обличающие его,  так и идеализирующие. А как может быть иначе,  когда Петр Первый -  такая разносторонняя,  многогранная  личность. У каждого из таких деятелей,   совершающих переворот в чем-либо,  существует множество оценок их работы. Работать над биографией и деятельностью величайших людей нашей истории необходимо не только для того, чтобы знать своих героев, как говориться «в лицо», но чтобы учиться на их жизненном опыте.

Литература:

  1. Живов В. М. Язык и культура в России XVIII века. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 591 с.
  2. Исторические песни. Баллады / Сост., подг. текстов, вступ. статья и примеч. С.Н. Азбелева. М.: Современник, 1986.
  3. История лексики русского литературного языка конца ХVII - начала XIX века. М.: Наука, 1981. 374 с.
  4. Камчатнов А. М. Литературный язык Петровской эпохи // История русского литературного языка: Х! - первая половина ХК века. М.: Академия, 2008. С. 261-296.
  5. Мокиенко В. М. Паремиология Петровской эпохи как исторический источник / В. М. Мокиенко // Научный диалог. — 2022. — Т. 11. — № 3. — С. 114—134. — DOI: 10.24224/22271295-2022-11-3-114-134.
  6. Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л.: Наука, 1980. 205 с
  7.  Собрание разных песен. Часть I / Издатель М. Д. Чулков — СПб., 1770.
  8. http://www.azovlib.ru/2016-12-13-08-28-07/2-uncategorised/3108-2020-11-03-07-54-41


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства

Материалы для оформления стенда в кабинете истории...

Устный журнал «Красота души русского человека» (по произведениям донских поэтов и писателей о Великой Отечественной войне).

Цель: преумножение и сохранение нравственных, патриотических и культурных традиций, связи поколений и уважительного отношения к истории своей Родины, к истории Донского края.Задачи:пропаганда идей пат...

Милая мама моя (устный журнал, посвящённый дню 8 Марта, для учащихся 5-6 классов)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 8 Марта в школах обычно проводится традиционный концерт, подготовленный силами учеников, на который приглашаются, как правило, учителя. А мамы и бабушки учащихся остают...

Классный час на тему «Единство – это сила!» (Устный журнал, посвящённый Дню народного единства), 6 класс

Цели: дать детям представление о событиях Смутного времени начала XVII в.; развивать интерес к изучению истории; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как бескорыстие, самопожер...

Устный журнал "Безопасное лето"

Инструкция по ТБ для учащихся 1-9 классов перед летними каникулами....

Положение о конкурсе рисунков «Эпоха Петра Великого», посвящённому 350-летию со дня рождения Петра I

Общие положения.1. 1. Настоящее Положение о школьном конкурсе рисунков (далее – Положение, Конкурс) определяет цели, задачи, условия и порядок проведения Конкурса рисунков, посвящённому 350...

Устный журнал, посвящённый жизнедеятельности М. В. Ломоносова.

laquo;Вся жизнь его была прекрасным подвигом, беспрерывною борьбою ,беспрерывною победою. Голова ходит кругом от мысли ,что было сделано в России до Ломоносова и что он должен был сделать..Не прекрас...