Кто дал идею для произведения В. Г.Распутину «Уроки французского»?
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Бадыкшанова (Хабибуллина) Резеда Аликовна

Цели: на примере литературных образов и жизненного опыта учащихся сформировать понятие о доброте как основе нравственности и попытаться вызвать отклик у учеников на эти проблемы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фрагмент урока по литературе

Учитель: Бадыкшанова Р.А.

Предмет: литература

 Класс: 6а

Тема: Кто дал идею для произведения   В. Г.Распутину «Уроки французского»?

Цели: на примере литературных образов и жизненного опыта учащихся сформировать понятие о доброте как основе нравственности и попытаться вызвать отклик у учеников на эти проблемы; развивать навыки монологической речи ; доказать ,что «Уроки французского» - это уроки доброты; развивать умения анализировать текст художественного произведения; роль учителя в произведении(вдохновителя).

УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

Планируемые результаты:

Предметные:

-знать содержание прочитанного произведения и некоторые факты из жизни и творчества В.Г.Распутина, главные темы его творчества;

-уметь извлекать из текста необходимую информацию, делать выводы.

- учиться анализировать художественный текст.

Личностные:

-положительно относятся к познавательной деятельности, понимают смысл рассказа.

- Формы сотрудничества: фронтальная, индивидуальная.

Метапредметные:

Регулятивные:

-учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей и анализировать собственную работу;

Познавательные:

-развивают навыки познавательной рефлексии, овладевают ими в решении проблем.

Коммуникативные:

-развивают умения ясно ,логично и точно излагать свою точку зрения и позицию, слушать собеседника; создают условия для успешного сотрудничества с учителем.

Основные понятия: закон, прототип, герой, идея, тема, нравственные ценности

Технологии: технология проблемного обучения,  ИКТ-технология.

Ресурс(учебники. наглядные пособия, ИКТ) , литература 6 класс.

Компьютер, видеопроектор.

Этапы урока

Содержание

I. Организационный момент.

 

 

 

II. Цель урока.

 

- Здравствуйте, ребята! Предлагаю прослушать  притчу о доброте  и подумать, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

-На примере текста рассказа «Уроки французского» Валентина Распутина попробуем сформулировать, кто дал идею, кто вдохновитель уроки для героев повести?

III. Работа с текстом.

1. Формулирование темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   2.Формулировка цели урока

 

 

 

 

 

3. Анализ эпизодов текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

….Спешите делать добрые дела!

Кому посвящено произведение?

Рассказ Распутина «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его друга известного драматурга Александра Вампилова, всю жизнь проработавшей в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».

-Назовите главных героев?

Главными героями рассказа являются одиннадцатилетний мальчик и учительница французского языка Лидия Михайловна.

-Как отнеслась учительница к мальчику?

К мальчику она отнеслась с пониманием и сочувствием, оценила его целеустремленность. Она рассмотрела в своем ученике замечательные способности к обучению и готова любыми способами помочь им развиваться. Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.

- Как вы понимаете воспитание чувств?

 

Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского».

 

Герой рассказа В.Г. Распутина в свои одиннадцать лет чувствует ответственность и перед матерью, и перед деревней: его послали учиться в райцентр, и он не имеет права не оправдать доверия: сбежать, бросить учёбу или плохо учиться. Он любит мать и сестру с братом и старается уберечь их от излишних огорчений. Есть у него и чувство собственного достоинства. Трудное время, выпавшее ему на долю, способствовало развитию его самостоятельности, ответственности, «взрослого» взгляда на жизнь.

 

– Какую цель поставила перед собою Лидия Михайловна?

- Как она шла к этой цели?

– Почему ей оказалось так трудно помочь герою рассказа?

– Можно ли сказать, что её доброта унижала его?

 

Информация для учителя.

Лидия Михайловна узнала, что её ученик играет на деньги, чтобы покупать себе молоко, что он голодает, что его бьют, и пожалела его. Ей захотелось помочь ему.

Возможно, В.Г. Распутин хочет сказать, что добро начинаешь ценить не сразу, а по прошествии времени. Не сразу начинаешь понимать тех, кто заботился о тебе, пытался наставить тебя на верный путь, кто превращал свои уроки в уроки добра, кто, может быть, при этом ошибался, заблуждался, но стремился помочь тебе от чистого сердца.

Кто тебе помог выбрать правильный путь в жизни?

(анализ произведения вопрос-ответ)

IV. Итог урока.

 

 

 

 

V. Выставление оценок за урок.

 

- Подведем итоги урока. Сформулируйте их и запишите в «Лист самооценки» (Кто помог найти правильный путь Алексею?

Кто дал идею для произведения   В. Г.Распутину «Уроки французского»?

Благодарю за работу на уроке.

IV. Домашнее задание.

Составить тезисы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по произведению В. Г. Распутина "Уроки французского"

Открытый  урок по литературе в 6б  классе МБСКОУ СКОШ № 34. Тема:  «Что говорит сердце… » Нравственная проблематика рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»....

«Уроки мужества и доброты по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского».

О главном герое и о том, какие уроки извлек он из жизненных событий детства, какие уроки извлекли мы....

Опорный конспект и презентация к уроку литературы в 6 классе по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"

Материал содержит основные моменты в рабочем конспекте для учеников (для самостоятельной работы) и презентацию по теме. Так же на уроке могут быть использованы видеофрагменты из отечественного фильма ...

Урок литературы в 7 классе "Дорога добра в произведении В.Г. Распутина "Уроки французского""

Урок литературы в 7 классе "Дорога добра в произведении В.Г. Распутина "Уроки французского"". Во время урока при помощи презентации можно выйти сайтwww.fskn.ru в онлайн режиме.На страницах этого сайта...

«Уроки доброты»: викторина по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского» (8 класс)

Ввикторина по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского» (8 класс)...

Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"

Технологическая карта итогового урока литературы по произведению  В.Г.Распутина "Уроки французского"...

Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"

Технологическая карта итогового урока литературы по произведению  В.Г.Распутина "Уроки французского"...