В окопах Сталинграда (писатели и поэты- участники Сталинградской битвы)
учебно-методическое пособие по литературе (8 класс)

Шапкунова Елена Александровна

Литературная гостиная

Цели и задачи мероприятия:

  • охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как коренного перелома в   Великой Отечественной войне;
  • раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге;
  • проанализировать ключевые эпизоды из художественных произведений, отображающих Сталинградскую битву;
  • проанализировать ключевые эпизоды из художественных фильмов, отображающих Сталинградскую битву;
  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и ее народ.

Оборудование: фрагмент документального фильма “Сталинградская битва”; фрагменты из художественных фильмов «Они сражались за Родину», «Горячий снег»; слайды, выполненные в программе “Power Point”; карта “Сталинградская битва”; книги о войне, художественные произведения о Сталинградской битве; музыкальный фон.

Предварительная подготовка заключается в совместном прочтении рекомендованной литературы учащимися и педагогами, отборе материала, создании презентации, подборе музыки для урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poety_i_pisateli_o_stalingradskoy_bitve.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

В окопах Сталинграда

(писатели и поэты- участники Сталинградской битвы) 472643

Литературная гостиная

Цели и задачи мероприятия:

  • охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как коренного перелома в   Великой Отечественной войне;
  • раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге;
  • проанализировать ключевые эпизоды из художественных произведений, отображающих Сталинградскую битву;
  • проанализировать ключевые эпизоды из художественных фильмов, отображающих Сталинградскую битву;
  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и ее народ.

Оборудование: фрагмент документального фильма “Сталинградская битва”; фрагменты из художественных фильмов «Они сражались за Родину», «Горячий снег»; слайды, выполненные в программе “Power Point”; карта “Сталинградская битва”; книги о войне, художественные произведения о Сталинградской битве; музыкальный фон.

Предварительная подготовка заключается в совместном прочтении рекомендованной литературы учащимися и педагогами, отборе материала, создании презентации, подборе музыки для урока.

Ход мероприятия:

В ______________________ Крупнейшее событие Второй мировой войны, в ходе которого решалась судьба не только нашей страны, но и всей планеты.

В ______________________Битва, которая была крайне кровопролитной, а потери сторон чрезвычайно велики. В ней наши войска потеряли убитыми и ранеными более 1 млн. человек, войска Германии и ее союзников – около 1,5 миллионов человек, в том числе, по последним немецким данным, 113 тыс. человек сдались в плен при уничтожении окруженной группировки противника в Сталинграде. Среди них 22 генерала и фельдмаршал Ф. Паулюс.

В ______________________ Сражение, положившее начало перелому в ходе боевых действий и  победоносному завершению войну в Берлине в мае 1945 года.

Все это – о Сталинградской битве, длившейся с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943-го 200 дней и ночей.

Открытые степному ветру,

Дома разбитые стоят.

На шестьдесят два километра

В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся, принял бой.

Встал фронтом поперек России –

И всю ее прикрыл собой.

С. Орлов

Более 200 известных советских литераторов, командированных от ведущих советских газет, служивших во фронтовых, армейских или дивизионных газетах, писали о буднях сражения на Волге, что называется, с места событий.

Многие из будущих писателей начинали с журналистской деятельности в газетах фронтов, армий, дивизий и более мелких подразделений, принявших участие в Сталинградской битве.

Именно им посвящена наша литературная гостиная    

От рожденья земля не видала

Ни осады, ни битвы такой.

Содрогалась земля, и краснели поля,

Все пылало над Волгой-рекой.

С трех сторон, стесненный черной чашей,

Сталинград, придвинувшись к реке,

В час смертельный, ужасом грозящий,

Кажется, висел на волоске.

В ______________________ Автор  «Железного потока», 79-летний Александр Серафимович, собирал живой горячий материал об участниках битвы на Волге. Побывал в танковом полку вместе с группой ансамбля песни и пляски. Его прокатили на танке по ухабистой, заросшей дороге и после предложили назвать один из танков его именем,

Один из старейших писателей страны приехал в город в эвакуацию из Москвы, а пришлось уходить пешком из него вместе с внучкой под бомбежкой.

Посмотрите видео «Бомбежка Сталинграда 23 августа 1942» (выкл. звук на 037)

Очерк «Ребёнок», напечатанный в газете "Правда" 17 сентября 1942 года, точно воспроизводит подлинный эпизод из жизни писателя, о бомбёжке моста через реку Иловля, в августе 1942года.

В ______________________ Мы прижались к земле. Взрыв несказанной силы потряс всю степь. Было секундное ощущение, что вывернуло грудь. Если бы стояли, нас бы с силой ударило о землю воздушной волной. Громадно протянулся через речку, зловеще крутясь, волнисто-дымчатый вал. Моста в нем не видно было. Лежавший недалеко красноармеец поднял голову, посмотрел на белый вал и сказал:

— Не иначе как больше тонны бомба, неимоверной силы. Мост как слизнуло!

Били зенитки. Большинство стервятников кинулось в сторону и вверх и улетело. Штук пять бросились на мирный рабочий поселок, и там сдвоенно стали взрываться бомбы. Черные густые клубы дыма все застлали, и огненные языки, прорезывая, вырывались вверх. Улетели и эти. Только один, черно дымя, штопором пошел книзу.

— По ва-го-нам!

Красноармейцы, согнувшись, сидели молча, держа винтовки между колен. Постарше — у него на висках уже пробивалась седина — сказал:

— Вот что страшно: мы начинаем привыкать, ко всему привыкать: дескать, война, и что ребята валяются — тоже, мол, война.

— Ну, к этому не привыкнешь.

— То-то не привыкнешь… Думаешь, только те дети несчастны, что в крови валяются? Нет, брат, немецкие зверюги ранили все нынешнее поколение, ранили в душу, у них в сердце рана. Понимаешь ты, все эти немцы вместе с Гитлером сгниют в червях, и все. А у детишек наших, у целого поколения рана останется.

— Ну, так что же делать-то?

— Как, чего делать! Горло рвать зубами, не давать ему передыху.

В ______________________То, что писатель увидел на фронтах, позволило ему с уверенностью утверждать: «Такая армия сумеет любое препятствие преодолеть. Такая армия непобедима!».

В ______________________ Николай Грибачев во время Сталинградской битвы был командиром взвода саперного батальона. В его стихах до боли наглядная, жгучая правда – правда не просто о войне, со стороны, а правда из войны, как по сердцу, по нерву.

Расстрелян с воздуха, лежит он.
Игрушки рядом - мяч, свисток
И полдень мимо гонит жито,
Цветы и травы на восток.
Лет пять иль шесть ему, не более,
И как он мучился, видать,
Ручонкой землю скреб от боли
И плакал, призывая мать.
А мать не слышит, не ответит,
Лежит в пыли у росстаней
И смотрит в небо. Только ветер
Былинку шевелит над ней.
Молчит. На губы пыль слоится.
Дорога. Полдень. Тишина.
Когда ж убийце отомстится
За ту и эту кровь сполна?!

Для Николая Грибачева фронтовые стихи были исповедью перед самим собой и перед теми далекими близкими, до которых еще надо дойти сквозь бои и бои.

В ______________________ Бывал на Сталинградском фронте и Михаил Шолохов, откликаясь на события рассказами и очерками, один из которых - «Наука ненависти». Широким полотном событий, очевидцем которых стал автор «Тихого Дон», явился незавершенный роман «Они сражались за родину», по которому снят одноименный фильм Сергеем Бондарчуком. Включить трейлер 

Роман «Они сражались за Родину» без прикрас изображает реальную военную действительность, описывая сцены батальных эпизодов, усиливающих сильную эмоциональную атмосферу повествовательного содержания. На примере обычных бойцов Красной армии Шолохов показал, почему характер русского человека, оказавшегося в тяжелых условиях, только закаляется, принимая четкие очертания.

В ______________________ С первых дней войны находился в войсках Алексей Сурков, песня «Бьется в тесной печурке огонь…» (1941) принесла ему мировую известность.

Вкл. Минус

Вместе с отступающими из под Харькова войсками А. Сурков ступил на сталинградскую землю в качестве корреспондента «Красной звезды» и был на ней до конца битвы на Волге. За то время написал много очерков, стихов, рассказывающих о ней.

В ______________________  

В зное заводы, дома, вокзал.

Пыль на крутом берегу.

Голос Отчизны ему сказал:

“Город не сдай врагу!”

Злой и упрямый, по грудь в земле,

Насмерть солдат стоял.

Знал он, что нет дороги назад –

Он защищал Сталинград.

Сто самолётов выли над ним

В небе, как огненный змей,

Он не покинул окопа, храним

Верностью русской своей.

Он, затаившись в канаве, сплеча

 Танки гранатой разил.

 Пулю – за пулю. Снаряд – за снаряд.

 Он защищал Сталинград.

 Там, где в огне умирает металл,

 Он проходил живой.

 Сто изнурительных дней подряд

 Он защищал Сталинград.

 Время придет – рассеется дым.

 Смолкнет военный гром.

 Шапку снимая при встрече с ним,

 Скажет народ о нем:

 – Это железный русский солдат,

 Он защищал Сталинград.

(А. Сурков)

В ______________________ Фронтовыми дорогами прошел всю войну Константин Симонов. Самым известным его стихотворением является «Жди меня», написанное в 1941 году, а опубликованное зимой 1942 года, в то время, когда шла Сталинградская битва. (Читает стих ____________________________)

В ______________________ Материалы для последних произведений собирались К.Симоновым  в Сталинграде. Это и очерки, и рассказы «Пехотинец», «Перед атакой», и первая повесть о Сталинградской битве «Дни и ночи».  Писатель хотел показать повседневное лицо войны, ее быт, в котором человеку приходилось ежечасно жить, думать, страдать, совершать все те же жизненные дела и процессы, которые не могла отнять у него война, а не только героические подвиги. Вот что говорит Пётр, один из героев повести Константина Симонова “Дни и ночи”

В ______________________ (ученик в форме) «Когда на меня первый танк шёл, я уже думал – конец света наступил, ей – богу. А потом ближе танк подошел и загорелся, и уже вышло не мне, а ему конец. И между прочим, знаете, я за этот бой цигарок пять скурил и скурил до конца. Курить в бою можно, только промахиваться нельзя. А то, промахнешься и уже не закуришь – вот какое дело…»

В ______________________ «Воевал под Сталинградом…» – это фраза из автобиографии Юрия Бондарева, который участвовал в одном из кровопролитнейших сражений Великой Отечественной войны.

В декабре 1942 года после двухмесячной учебы в Бердичевском пехотном училище и пребывания в военно-формировочном лагере под Тамбовом в составе 2-й гвардейской армии сержант Бондарев был отправлен на Сталинградский фронт. Все ждали встречи со Сталинградом, но колонна отдалялась от него, уходя на юго-запад. Сержант Бондарев, как и его герои из романа «Горячий снег», «не знал, а только догадывался, что Сталинград теперь оставался где-то за спиной, как бы в тылу, не знал, что вся армия и, следовательно, их дивизия, в состав которой входили артполк и его батарея, его взвод, форсированно двигались в одном направлении на юго-запад, навстречу начавшим наступление немецким танковым дивизиям с целью деблокировать окруженную в районе Сталинграда многотысячную армию Паулюса».

В книге описывается лишь несколько дней. Описание очень подробное, яркое, насыщенное. Произведение отличается прямотой повествователя и непредсказуемостью сюжета. Поступки и судьбы героев-солдат эшелонов Бессонова выглядят значимыми, важными и решающими в свете реальных событий отечественной истории.

Максимальную трагичность приносит финал «Горячего снега». Битва закончилась победой русских, но те, кто принес эту победу, больше нет. Все герои-солдаты погибают. Таким образом, автор хочет подчеркнуть разрушающее воздействие войны, а также показать героизм воинов. К тому же, говоря об очень разном составе отрядов Бессонова и подвигах простых людей, Юрий Бондарев хочет сказать, что победа в войне — общая заслуга, общее дело.

Видео «Горячий снег»

Василий Гроссман находился здесь до сталинградской победы и одним из первых в советской литературе попытался выяснить истоки героизма защитников города. На мемориале Мамаева кургана выбиты слова из его очерка «Направление главного удара»: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли и шли вперёд, и снова чувство охватывало противника суеверного страха: люди ли шли в атаку, смертны ли они?..»

 Виктор Некрасов, Галина Николаева, Юрий Бондарев, Михаил Алексеев, Алексей Толстой, Евгений Долматовский, Александр Яшин, Сергей Викулов - эти знаменитые писатели также воевали в Сталинграде. Обороняя город, погиб как герой сталинградский литератор Михаил Лузгин: он похоронен в братской могиле на берегу Волги в Бекетовке. Тяжело был ранен на командном пункте 65-й армии Осип Черный, вошедший в литературу талантливыми романами о жизни великих музыкантов. У каждого из них был свой Сталинград, героизм которого они прославляли в своих произведениях.

Твердынею высясь над Волгой,
В кольце неприступных оград
Вещает о славной победе
В громах и в дыму Сталинград.
Врагов вероломные орды
Крушил и развеял народ,
И танков разбитых останки
Лежат у железных ворот.
Потомок!

Глядя горделиво
На вольные степи страны,
Припомни, как честь отстояли
Не знавшие страха сыны!
Упорный в борьбе, величавый,
В кольце неприступных оград.
У Волги в огне и пожарах
Победу ковал Сталинград


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Мужества «Великая битва на Волге» (встреча с ветераном ВОВ, участником Сталинградской битвы)

Конспект внеклассного мероприятия в форме урока мужества, посвященного 70-летию Великой Победы. Рассчитан на 45 мин., для 7-8 классов, можно проводить и в страшем звене. Урок можно проводить с ноября ...

Исследовательская работа "Колыванцы - участники Сталинградской битвы"

В школьном музее хранится памятный знак «Ветеран 62-ой армии». Этим знаком награжден Петр Иосифович Поднебеснов, а привезли этот памятный знак  из Волгограда. Основная цель исследования закл...

Участники Сталинградской битвы села Солоновка Смоленского района Алтайского края

Материал содержит сведения об  участников боёв: воспоминания,фамилии земляков, вернувшихся с войны и погибших под Сталинградом....

Исследовательская работа «Мой прапрадедушка — участник Сталинградской битвы»

На примере биографии  своего прапрадедушки Петра Доржиевича Добдонова  и своих земляков ученица  показала мужество, героизм, любовь к Родине, стойкость российского солдата &nd...

проект "Значение Сталинградской битвы как переломного момента Великой Отечественной войны. Сталинградская битва глазами участников-фроловчан"

проект ученицы 9 класса по теме "Сталинградская битва как переломный момент Великой Отечественной войны. Сталинградская битва глазами участников-фроловчан"...