Методическая разработка урока литературы "Рецепт доктора Чехова"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Крюкова Людмила Владимировна

Данная разработка содержит материал для подготовки урока по творчеству А.П. Чехова в 6 классе, включает инсценировку, творческое задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kryukova_lyudmila_vladimirovna_literatura_chehov.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное   общеобразовательное  учреждение

«Хохольский лицей»

Хохольского муниципального района Воронежской области

Тема методической разработки:

«Рецепт доктора Чехова»

5 класс

разработала:

 Крюкова Людмила Владимировна,

учитель русского языка

и литературы МБОУ «Хохольский лицей »

2019 г

Цель: показать талант А. П. Чехова как юмориста и сатирика, раскрыть мастерство слова, детали.

Задачи:

- показать талант А. П. Чехова как юмориста и сатирика;

- научить видеть красоту и меткость чеховского слова:

-  формировать коммуникативную компетенцию обучающихся; навык анализа художественного произведения;

- выяснить особенности стиля А.П.Чехова;

- воспитать внимательное отношение к художественному слову, к классической литературе.

Планируемые результаты:

Познавательные: уметь анализировать, синтезировать полученную информацию для составления ответа, обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения, смысловое чтение текста (с выделением смысловой, подтекстовой информации).

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: изложение своего мнения в учебном монологе, диалоге, полилоге, аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами; осознанное использование речевых средств в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

Личностные: аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценностиосознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев

Технологии: технология развития критического мышления

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Приветствие.
  2. Мотивация

На доске написан  эпиграф:

«Они смешные, но не веселые»

(А.П.Чехов).

- В чем смысл этого эпиграфа? Приведите примеры веселых и смешных рассказов.

- Как вы думаете, почему рассказ может быть смешным, но не веселым?

- По-вашему, это возможно?

- Какие проблемы могут сделать  литературный текст «смешным», но «не веселым»?

- В рассказах А.П. Чехова вы встречали ситуации смешные или весёлые?

Посмотрите на тему урока. Как вы думаете, можно связать такие понятия, как болезнь и смех, веселье. Действительно, на первый взгляд, это несовместимые понятия, но сегодня на уроке мы обратимся к образу А.П. Чехова в двух проявлениях.

  1. Постановка проблемного вопроса.

- Ребята, кем был А.П. Чехов по профессии?

Да, действительно, А.П. Чехов - врач и писатель.

- Что общего в этих двух профессиях?

- Что лечит врач? А что лечит писатель?

- Как вы думаете, кем себя больше чувствовал А. П. Чехов?

- Врачом или писателем?

А.П. Чехову удались обе роли. Как доктор, он днём и ночью лечил людей, отправляясь в дальние деревни. Как писатель,  своими рассказами он пытался исцелить людей, беспокоясь не о физическом, а о духовном здоровье. Рассказы писателя направлены на исправление человеческих недостатков. Но Антон Павлович не желал нравоучительности, ему хотелось, чтобы каждый задумался, не болен ли он описанным в его рассказах  недугом?

Сегодня на уроке мы попытаемся вместе с доктором Чеховым поставить диагноз его пациентам и вместе с ним назначить им лечение. Посмотрим, какое лекарство необходимо принимать при различных недугах, таких, как невежество, например?

- Сформулируйте цели нашего урока.

На уроке мы будем работать в группах, у нас есть творческая группа, группа энциклопедистов, группа карикатуристов.

  1. Работа по теме урока.

- Почему Чехов достаточно часто обращался к сюжету «визита к врачу»?

- Ребята, какой образ у вас  обычно возникает, когда мы говорим «врач»?  

- Какая внешность у этого человека? Голос? Манера поведения, разговора?

- Как вы думаете, Чехов придумывал сюжеты своих рассказов, героев?

Однажды он услышал такой рассказ. (Выступление подготовленного ученика)

Однажды в земскую больницу, где работал друг Чехова, врач Архангельский, пришел больной с зубной болью. Архангельский был занят другим пациентом, и поручил студенту вырвать у больного зуб. Неопытный студент наложил щипцы и после некоторых истязаний вырвал у пациента не больной зуб, а здоровый. Вырвал и сам испугался... Студент стал рвать больной зуб и сломал на нем коронку. Пациент рассердился  и ушел.

- Скажите, этот реальный случай не напоминает вам сюжет одного из рассказов?

- Назовите его. А теперь посмотрите инсценировку отрывка из рассказа «Хирургия».

 (Инсценировка отрывка из рассказа «Хирургия» - Приложение№1)

        - Вам понравилась эта сценка?

        - А хотели бы вы быть на месте Вонмигласова?

- Объясните, почему?

  1.  Работа в группах.

1группа – дать характеристику Курятину по плану.

2 группа – характеристика Вонмигласова.

3 группа - карикатуристы, в неё входят обучающиеся, имеющие художественные способности. Эта группа получает задание нарисовать карикатуры главных героев.

4 группа – энциклопедисты (2 человека). В случае затруднения помогают понять значение незнакомых слов.

План  для 1 и 2 групп(высвечивается на доске)

  1. Портрет. Соответствует ли одежда, внешний вид статусу героя?
  2. Фамилия. Можно ли назвать говорящей? Обоснуйте свой ответ.
  3. Речь героя. Выражения и слова, употребляемые в речи.
  4. Что можно сказать об уровне   образованности героя?
  5. Как меняется речь героя по ходу действия рассказа?
  6. Почему этот рассказ смешон?

 - В рассказе встречается много слов , не совсем понятных вам.

Задайте вопросы, а наши энциклопедисты ответят на ваши вопросы.

(Словарь незнакомых слов – Приложение № 2)

        - Послушаем отчёты наших групп.

        - На примере рассказа «Хирургия» докажите, что Чехов строит свои рассказы традиционно, т.е. в них есть завязка, кульминация, развязка.

(Учащиеся называют элементы композиции в рассказе).

- Найдите завязку в рассказе «Хирургия». Прочитайте ее. О чем мы узнаем в завязке? (перечислены действующие лица, названо место действия)

- Скажите, ребята, какая форма речи встречается в рассказе? Почему? 

Диалог помогает передать комичность и некоторую трагичность всей ситуации. Все мы знаем, что поход к зубному врачу – событие не из приятных, поэтому живо представляем себе нерешительность героя, его надежду на скорое освобождение от боли.  Данная форма речи помогает сделать сюжет динамичным.

        - Подумайте, почему писатель показал такого доктора, какую цель он преследовал?

        - Какой диагноз вы бы поставили Курятину? Вонмигласову?

- Ребята, в чем своеобразие чеховского стиля? Как автор передает речь героев? Почему он не боится употреблять разговорные слова?

Такая форма помогает передать  чувства  говорящих.

 6.   Актуализация опорных знаний и умений

- Как вы понимаете название рассказа? Что такое хирургия?

- Определите основную мысль рассказа.

- Найдите её в тексте, чьими устами она сказана?

-Кто ее выразил?

- Как вы думаете, почему именно дьячок высказал ее?

- Почему для больного Чехов взял такую фамилию?

Он хотел показать, что именно служитель церкви выражает основную мысль: «Коли не умеешь, так не берись». Курятин же в изображении писателя  жалкий человек. Он – фельдшер, «лицо со средним медицинским образованием».

- А что означает слово доктор?

Доктор – это лицо с высшим медицинским образованием. Доктор, как вы правильно поняли, уехал жениться. Фельдшер во время его отсутствия захотел сыграть роль доктора.

- Получилось это у него? Сделайте вывод, почему не смог помочь фельдшер больному?

7.   Творческая работа

- Напишите рецепт главным героям  Вонмигласову и Курятину. Представьте, что вы это делаете от лица доктора и писателя Чехова.

- Подумайте, какой диагноз поставил бы писатель Чехов своим героям?

- Дайте свои рекомендации этим героям.

(приложение № 3)

8.  Подведение итогов

- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство?

 - Отчего это происходит? 

- Давайте вернёмся к нашему эпиграфу. Так почему же рассказы А.П. Чехова смешные, но не весёлые?

Прочитав рассказы Чехова, мы понимаем, что они  не просто юмористические. Они носят еще сатирический характер, так как указывают на недостатки героя, хотят помочь ему в их излечении.

Воспитательное значение рассказов Чехова огромно. После них каждый задумается и спросит себя: так ли я живу, какой должна моя жизнь.

К.И. Чуковский заметил, что юмористика Чехова прошла через столько мировых катастроф, за это время позабыты многие прославленные книги, а чеховские «однодневки» живут и живут, и читатели всё хохочут над ними, и чеховский смех звучит заразительно и молодо, как и раньше. И это благодаря особенностям стиля писателя, свойству чеховской манере письма.

9.  Рефлексия 

- Что вы сегодня расскажете об уроке литературы дома?

- Как бы вы оценили свою работу, работу своих одноклассников?

- В составе какой группы вам бы хотелось поработать на следующем уроке?

- Кто сегодня работал лучше всех, кого вы похвалите.

10.  Домашнее задание. Написать продолжение рассказа «Хирургия»

Приложение 1

А. П. Чехов «Хирургия»

(Действующие лица – автор, 1 - Курятин, 2- Вонмигласов)

Земская больница. За отсутствием доктора, уехавшего жениться, больных принимает фельдшер Курятин, толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. В приемную входит дьячок Вонмигласов, высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом.

1— А-а-а... мое вам! С чем пожаловали?

2— Зуб.. ... Сел намедни со старухой чай пить и —... Хлебнешь чуточку — и силы моей нетуТак и ломит, так и ломит! В ухо отдает.

1— М-да... Садитесь... Раскройте рот!Вырвать его нужно, Ефим Михеич!

2— Вам лучше знать, Сергей Кузьмич. На то вы и обучены, чтоб это дело понимать

1— Пустяки... — скромничает фельдшер, подходя к шкапу и роясь в инструментах.

— Хирургия — пустяки

Фельдшер берет щипцы.

1— Ну-с, раскройте рот пошире... Сейчас мы его... тово... Раз плюнуть...

2— Благодетели вы наши...

1  -Этот — раз плюнуть...

2—Ого- го... Да дергай же, дергай! Чего пять лет тянешь?

1— Дело-то ведь... хирургия... Сразу нельзя... Вот, вот...

2— Света не вижу... Дай дух перевести... Ох! (садится). Не тяни только долго, а дергай. Ты не тяни, а дергай... Сразу!

1— Учи ученого! Экий, господи, народ необразованный! Живи вот с этакими...

Придя в себя, дьячок сует в рот пальцы и на месте больного зуба находит два торчащих выступа.

2—Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!

1— Поругайся мне еще тут... — бормочет фельдшер, кладя в шкап щипцы. — Невежа... не околеешь!

Дьячок берет со стола свою просфору и, уходит восвояси...

Приложение 2

Словарь неизвестных слов

Хирургия – отрасль медицины, изучающая заболевания, основной метод лечения которых – операции.

Земство – в России до революции: орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нём дворянства.

Земская больница – медицинское или учебное учреждение, созданное и финансируемое на средства земства органа местного самоуправления (с 1864 г.).

Фельдшер – здесь: помощник лекаря, врача.

Чечунчо́вый (устар.) – чечунча – плотная шёлковая ткань.

Трико́вые брюки – брюки из шерстяной ткани узорчатого плетения.

Дьячок – дьяк; низший служитель в православной церкви, не имеющий степени священства; то же, что пономарь, псаломщик, причетник.

Бельмо́ – беловатое пятно на роговице глаза (помутнение) после воспаления или травмы.

Карболовый раствор – раствор для дезинфекции (обеззараживания) медицинских инструментов.

Просфо́ра (греч.prosphora– «приношение») – круглый хлебец из пшеничной муки особой выпечки, употребляемый в христианских обрядах.

Псалты́рь – часть Библии, книга псалмов (песнопений).

«Питие́ мое́ с пла́чем растворя́х» – т. е. питье мое с плачем растворял.

«ни Боже мой, ни капельки, ни синь-порох…» т. е. никак, нисколько.

Наме́дни – на днях, совсем недавно.

Иере́й – священник.

Литурги́я – христианское церковное богослужение, церковная служба.

Гугни́вгугни́вый – говорящий, поющий в нос; гнусавый.

Афонская гора – гора на севере Восточной Греции, также известная как «Святая Гора».

Предрассудок – заблуждение, суеверие.

Помещик – в России конца XV – начала XX вв.: дворянин-землевладелец; владеющий поместьем.

Щипцыкозья ножкаключ – инструменты, применявшиеся для удаления зубов и их корней.

Тракция – стоматол.: извлечение зуба из лунки.

Раде́тели – благодетели, проявляющие усердие к чему-либо. Ока́зия – здесь: неожиданность, неудача, беда.

Бу́рса – духовное училище, семинария.

Восвоя́си – домой, к себе. Русское образование, возникшее путем сращения в одно слово словосочетания во своя вьси (где родственно современному, хотя и устаревшему весь – «деревня»), имеющему значение «в свои деревни, домой».

Приложение 3

Рецепт

                                                                                                      

Ф.И.О.,должность пациента:  Курятин, фельдшер

Диагноз : невежество, грубость

Лечение: необходимо обучиться медицинскому делу, выполнять его с любовью и ответственностью, научиться уважать других людей

___________________________________________________

Рецепт

                                                                                                      

Ф.И.О.,должность пациента:  Вонмигласов, дьячок

Диагноз : глупость, лицемерие

Лечение: воспитание чувства собственного достоинства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехо­ва и ...

Методическая разработка урока "Визит к доктору"

Урок английского языка для 10 класса...

Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему "Урок-игра по рассказам А.П. Чехова".

Данная методическая разработка может быть использована учителями как на уроках литературы в 7 классах, посвященных творчеству А.П.Чехова, так и на внеклассных мероприятиях....

Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме: "А.И.Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ"

Данная разработка урока позволит достигнуть следующих целей: Цпознавательные – провести нравственную оценку героев, выяснить какой рассказ называется рождественским.практические...

Презентация к методической разработке урока по литературе в 6 классе по теме "А.И.Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ"

Данная презентация содержит сопроводительный материал, а также интерактивные упражнения....