Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы во внеурочной деятельности
статья по литературе

Архипова Любовь Викторовна

Доклад на районную НПК "Педагогический поиск:теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности" по теме "Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности". В работе представлен опыт работы педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районная научно-практическая конференция

«Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся»

Секция: гуманитарная

Предмет: русский язык/ литература

Доклад

«Использование исследовательской и проектной технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

Автор работы:

Архипова Любовь Викторовна,

2021

Мне очень нравится одна притча, думаю, она отражает суть и проблемы современного образования и перекликается с темой моего доклада.

«Однажды в коконе появилась маленькая щель. Прохожий случайно проходил мимо, долго стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выбраться бабочка.

Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда прохожий решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка немедленно выбралась. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Мужчина продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут, и она полетит. Но этого не произошло. Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправившиеся крылья. Она так и не смогла улететь ... А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилия для выхода через узкую щель кокона необходимы бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья, и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Но этого не произошло…

Так и в образовании…не нужно торопиться вместо детей делать работу, нужно дать им время, возможность самим прилагать усилия и выполнять самостоятельно определенные задания.

Основная цель, стоящая сегодня перед образованием – подготовка детей к самостоятельной жизни во все более быстро изменяющемся мире. Важно научить их ориентироваться в социуме, а главное, реализовать свой творческий потенциал, стать создателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям. Для поступления в ведущие вузы страны, роста своей «конкурентноспособности», детям необходимы не только знания школьных курсов общеобразовательных предметов, но и навыки проектной и исследовательской работы. 

Среди разнообразных направлений современных образовательных технологий, которые я использую в обучении и воспитании, ведущее место занимают исследовательская и проектная деятельность обучающихся.

Педагоги с давних времен выделяли два основных пути учения: «учение пассивное» – посредством преподавания – и «учение активное» – посредством собственного опыта (термины К.Д. Ушинского). Речь идет о двух принципиально разных путях получения образования. В различные времена соотношение их в практике образования существенно менялось. На первый план выходил то один, то другой.

Ведущую роль в достижении этих целей играют активные творческие методы обучения.   Одними из   таких методов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода к образовательным результатам, является исследовательская и проектная деятельность школьников.

Известный российский педагог И.И. Лернер говорит об исследовательском методе   так: «Он призван обеспечить, во-первых, творческое применение знаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. В-третьих, он формирует... черты творческой деятельности. И, в-четвертых, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, так как вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе, и потребности не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без неё данная цель недостижима. В результате исследовательский и проектный методы дают полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности».  Это является задачами данных технологий.

Методологической основой   послужили теоретические положения и   концептуальные идеи Ю.К. Бабанского, М.И. Махмутова в их трудах по формированию творческой личности, в работах Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева по проблемам творческой деятельности.  Исследовательский принцип в обучении положены в основу технологии проблемного обучения, разработчиками которой являются Махмутов М.И. и Ларнер И.Я. Научные идеи Дружинина В.Н. посвящены изучению деятельностного характера исследования.

По мнению многих ученых, термин «исследование» означает процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.  В частности, Дружинин В.Н. считает, что именно «эта деятельность – ее принято называть творчеством – требует непрерывного созидания идей, которых нет в наличном состоянии знаний».

 Наблюдения за детьми показали, что наметилась тенденция снижения интереса к обучению.      Считаю, что причинами снижения интереса к обучению стало усиление влияния средств массовой информации (чтение книг заменяется многочасовым сидением с телефоном, с компьютером); возросло число неблагополучных семей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка; изменилась позиция взрослого к совместной деятельности с детьми; отсутствует система целенаправленного формирования учебной деятельности школьников.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что использование проектных и исследовательских технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Таким образом, тема инновационного педагогического опыта «Использование исследовательской и проектной технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности» достаточно актуальна. 

Исследовательские методы на уроках использую давно, но для того чтобы повысить не только мотивацию и интерес к изучению русского языка и литературы, но и уровень качества образования, стала искать новые приёмы, формы и средства подачи учебного материала данной технологии. 

Организация исследований требует тщательной специальной подготовки не только нас, учителей, но и учащихся.

На уроках и во внеурочное время систематически использую разнообразные виды исследовательской деятельности:

 - информационную (собирается информация о каком-то объекте, явлении, анализируется, обобщается для представления   широкой аудитории. Например, жизнь и творчество   поэта или писателя, издание книги, описание части речи по русскому языку);

- ролевую (обучающиеся выступают роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода художественного произведения или   устного народного творчества, составление сказки);

 -  практико-ориентированную (выявляются социальные интересы участников проекта. Например, с какой целью изучаются правила по русскому языку, пригодятся ли знания, полученные на уроках, в современной жизни?);

- творческую (театрализованные представления произведений).

Проектная деятельность организуется на трёх уровнях:

 -   объяснение технологии подготовки ученического проекта (знание);

 -   выполнение проекта учащимися под руководством учителя (умение);

 - самостоятельное выполнение и публичное представление учащимися учебного исследовательского проекта (действие).

Для того чтобы заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную, использую разнообразные   приемы: это и сопоставление иллюстраций, просмотр отрывков из фильмов, прослушивание аудиозаписей, музыкальных отрывков, где сравниваются   разные работы    к одному и тому же произведению.  

Для этого используем   следующий алгоритм действий: 1) выбираем тему исследования или проекта; 2) формулируем цель, гипотезу (Для чего я это делаю?  Какой будет результат и почему?); 3) выбираем метод исследования. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?); 4) собираем необходимую информацию, материал, оформляем его; 5) подводим итоги по полученным результатам; 6) анализируем результаты, сравниваем с гипотезой; 7) делаем выводы; 8) проводим защиту результата.

Многообразные типы исследования и проектов дают нам возможность    решить самые разные задачи обучения и воспитания обучающихся в интересной для них форме, что позволяет им активнее приобретать и применять знания и умения, расширять   учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеурочной работы.

Что же может стать содержанием исследования по русскому языку и литературе? 

На уроках и во внеурочной деятельности мы проводим исследования и создаем проекты, которые связаны с историческими изменениями в языке, лексическими пластами, с лингвистическим анализом.  Мною опробованы различные виды исследований на уроках русского языка и литературы. («Тайна происхождения имён, прозвищ и фамилий», «Речевой портрет школьника», «Происхождение названий улиц»).

В ролевом проекте учащиеся исполняют роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, мини-проект нескольких учащихся «Встреча Толстого и Тонкого» (по рассказу А.П.Чехова), где    ученики придумывают сценку, героями которой   являются 2 бывших приятеля (придумываются им вопросы   и ответы).

Творческий проект предполагает   свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это театрализованные представления произведений искусства, творческие вечера. Например, на уроке литературы был создан проект «Творческий вечер по произведениям В.В.Высоцкого».

Курс литературы в-пятых-седьмых классах предоставляет много возможностей для исследовательской деятельности. Например, во время изучения сказа П. П.  Бажова «Медной горы хозяйка» ученики обращают внимание на её жанровые особенности (Почему П.Бажов назвал свое произведение сказом?  Что в нем на быль, а что - сказ?).  Так мы начинаем наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы, как обычное превращается в сказочное, а реальное – в сказочное, и к чему ведёт нас автор своей фантазией и мудрым словом.  Из наблюдений возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл.

В период изучения сказок А.С. Пушкина и В. А. Жуковского возникает вопрос: «Какова история рождения литературных и авторских сказок?». Ученикам интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. Как итог – создание исследовательской работы «Бродячие» сюжеты в литературных сказках» на НПК. В соответствии с программой дети в среднем звене должны освоить начальные понятия о литературе как искусстве слова; именно на этой ступени очень важно вести детей к обобщениям, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания. Изучая в седьмом классе народные предания и жития, учащиеся ищут ответ на вопрос: «Какими перед нами предстают в «Повести о Петре и Февронии Муромских» главные герои и муромские бояре?».  Интересны и исследовательские работы по былинам «Речь былинных героев», «Забытые слова», где учащиеся    ведут наблюдение за речью былинных героев. Ученики   проводят исследования, сопоставляют художественные и исторические образы. Итогом данной работы стало самостоятельное составление сказов, былин. (Исследовательская работа на НПК).  На уроках литературы в   десятом классе   во время изучения пьесы «Гроза» А.Н. Островского   учащиеся   знакомятся главными действующими лицами произведения, обращают внимание на фамилии. Значение определяли по толковым словарям С.И. Ожегова, В.И. Даля, так как фамилии в большинстве своем происходят от имен нарицательных.  Работая в группах, учащиеся определяли происхождение и значение фамилий Кабанихи (М. Кабанова), Дикого, Кнурова. В процессе межгрупповой деятельности ученики выявили родственность происхождений данных фамилий. Кабан – Дик – Кнур – (свинья). Словообразовательный анализ прозвища Кабаниха показал, что суффикс -их- в ономастике при образовании женских имен обозначает презрительное наименование женщин по мужчине. Итогом данной работы стала письменная работа на тему: «Говорящие фамилии   героев пьесы А.Н. Островского «Гроза».  

Исследовательская деятельность, которая проводится мной на уроке, продолжается и во внеклассной работе по предмету. Мы      проводим   предметные недели, конкурсы и викторины, предметные олимпиады, творческие мастерские, научно-практические конференции, конкурсы проектов, материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования.

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. Они увереннее чувствуют себя на уроках, становятся более коммуникабельны, общительны, активнее участвуют в   олимпиадах по русскому языку и литературе, конкурсах исследовательских и творческих работ, научно-практических конференциях.  

Вывод: И действительно, развитие исследовательских умений и навыков   на уроках русского языка и литературы помогает   поднять интерес обучающихся к   учебе, повышают эффективность обучения. Исследовательская работа   дополняет способы получения знаний, так как она подразумевает самостоятельное изучение выбранной темы, накопленный учеником базовый материал, анализ данных и умение самому делать выводы.

Все эти навыки    развивают творческие способности учащихся, помогают   увидеть взаимосвязь разных наук, воспитывают самостоятельность.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"

                   В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её са...

Эффективность и актуальность научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Обобщение опыта по теме " Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы"...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...

Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы (описание опыта работы)

Описание опыта работы по применению проектной технологии на уроках русского языка и литературы...

Методическая разработка на тему: «Использование элементов технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы»

Методическая разработка на тему:«Использование элементов технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы»      Проектная деятельнос...

Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

   Опыт может быть использован как начинающими, так и опытными учителями русского языка.    Проектную деятельность можно применять как на уроках, так и на внеклассных меропр...