«ПУСТЬ НА СЦЕНЕ ВСЕ БУДЕТ... КАК В ЖИЗНИ» (А. П. ЧЕХОВ) (ЧЕХОВ – ДРАМАТУРГ)
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Качмазова Светлана Казбековна

Цели: рассказать о Чехове-драматурге, дать представление о некоторых особенностях чеховской драматургии; выявить первоначальное впечатление о пьесе «Вишневый сад».

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Рассказ – основной литературный жанр Чехова. В многочисленных рассказах писателю удалось отразить сложность жизни «эпохи безвременья», с ее гнетом пошлости и обывательщины, и типичные настроения представителей интеллигенции.

Параллельно с рассказами и повестями Чехов работал над драмами. Драматическая форма позволяла в течение нескольких актов рассказать о судьбе нескольких персонажей, показать многоплановую картину жизни. Главный тезис Чехова: «Пусть на сцене все будет так же сложно и вместе с тем так же просто, как в жизни. Люди обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются жизни».

Пьеса «Иванов» (1887), комедия «Леший» (1889) при первом появлении в театре вызвали споры. На сцене просто люди надорвавшиеся, разочарованные в жизни. «...Утомился, не верю, в безделье провожу дни и ночи. Не слушаются ни мозг, ни руки, ни ноги», «Откуда во мне эта слабость, что стало с моими нервами?» – вот что говорит о себе Иванов.

Лучшими драмами Чехова критика считает следующие: «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1903). Основная тема – изображение судьбы провинциальной интеллигенции, лишенной каких-либо интересных жизненных перспектив.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл phpygakqk_pust-a-scee-vse-budet.docx13.22 КБ

Предварительный просмотр:

«ПУСТЬ НА СЦЕНЕ ВСЕ БУДЕТ... КАК В ЖИЗНИ»
(
А. П. ЧЕХОВ) (ЧЕХОВ – ДРАМАТУРГ)

Цели: рассказать о Чехове-драматурге, дать представление о некоторых особенностях чеховской драматургии; выявить первоначальное впечатление о пьесе «Вишневый сад».

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Рассказ – основной литературный жанр Чехова. В многочисленных рассказах писателю удалось отразить сложность жизни «эпохи безвременья», с ее гнетом пошлости и обывательщины, и типичные настроения представителей интеллигенции.

Параллельно с рассказами и повестями Чехов работал над драмами. Драматическая форма позволяла в течение нескольких актов рассказать о судьбе нескольких персонажей, показать многоплановую картину жизни. Главный тезис Чехова: «Пусть на сцене все будет так же сложно и вместе с тем так же просто, как в жизни. Люди обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются жизни».

Пьеса «Иванов» (1887), комедия «Леший» (1889) при первом появлении в театре вызвали споры. На сцене просто люди надорвавшиеся, разочарованные в жизни. «...Утомился, не верю, в безделье провожу дни и ночи. Не слушаются ни мозг, ни руки, ни ноги», «Откуда во мне эта слабость, что стало с моими нервами?» – вот что говорит о себе Иванов.

Лучшими драмами Чехова критика считает следующие: «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1903). Основная тема – изображение судьбы провинциальной интеллигенции, лишенной каких-либо интересных жизненных перспектив.

II. Выступления учащихся о прочитанных самостоятельно пьесах «Чайка», «Дядя Ваня».

III. Объяснение нового материала.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НОВАТОРСТВА ЧЕХОВСКОЙ ДРАМАТУРГИИ

Отсутствует деление на главных и второстепенных действующих лиц; нет деления акта на явления; «подводное течение», то есть наличие текста и подтекста как двух уровней реальности: бытового, конкретного, ясного и духовного, глубинного, скрытого. Взаимодействие текста и подтекста создает ощущение подводного течения, ощущение двойственности человеческого существования. На этом строится приглушенный конфликт. С этим связаны диалоги и монологи. Герои зачастую «не слышат друг друга». Иносказания и недомолвки «присутствуют» в разговорах героев.

IV. Работа над содержанием пьесы «Вишневый сад» (1903).

Поставлена  на  сцене  Московского  Художественного  театра  в  том же году.

Выяснение первоначального впечатления о пьесе, героях.

V. Чтение по ролям I акта.

Домашнее задание.

Подготовить сообщения или доклады (по группам).

Примерные темы:

1) «Вишневый сад» – драма или комедия?

2) Прошлое, настоящее и будущее Раневской и Гаева.

3) Лопахин. Можно ли его считать человеком будущего?

4) Как  вы  понимаете  символический  смысл  названия  пьесы  «Вишневый сад»?

5) Какую роль в жизни Ани играет Петя Трофимов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пусть в жизни каждого из вас будет свой Хатико

Классный час о любви к природе и ее творениям - животным....

План-конспект открытого классного часа "Пусть в жизни каждого из вас будет свой Хатико"

Данный урок был разработан и  проведен в 2014-2015 уч.году,размещен на данном сайте под другой учетной записью (Белявская Юлия Николаевна)Классный час о любви к природе и ее творениям - животным....

памятка родителям "Пусть в твоей жизни не будет черных полос (о профилактике детского суицида)"

В памятке кратко раскрываются причины суицидального поведения подростков, а также даются рекомендации, что может удержать несовершеннолетнего от суицида....

Акция ко дню пожилых людей "Пусть осень жизни будет золотой"

Знаете ли вы, почему я выбрала эту тему для нашего разговора?(1 октября отмечается Международный день пожилых людей)Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, а в Россий...

«Пусть мужество ваше нам будет примером»

1 место среди 6-7 классов в окружном конкурсе  эссе «Пусть мужество ваше нам будет примером», посвящённом Дню защитника Отечества....

Игровая программа "Пусть в жизни будет только радость

Цели:способствовать созданию комфортной, доброжелательной обстановки в школьной среде; развивать психофизические способности детей инвалидов, эмоциональную сферу; воспитывать в детях чувство сопережив...