Внеклассное мероприятие "Пушкинский балл"
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Галина Александровна Бунтова

Очень яркое театрализованное мероприятие, которое можно провести в пушкинские дни для учащихся основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pushkinskiy_bal.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

 Пушкинский бал

Столы и оформление столовой

Свечи, чайные принадлежности

Музыкальные номера

Музыкальные сопровождение и танцы  

Костюмы

От каждого класса –пушкинский герой 1-3, музыкальный номер, инсценировка

                         1 часть

1 ведущий:

Дорогие друзья! Сегодня  18 октября, канун замечательного праздника, который отмечают все учебные заведения, имеющие высокий статус Лицея. Отмечаем его ежегодно и мы.

2 ведущий: А как ты обычно проводишь праздники?

1 ведущий: По-разному. Например, ездим с друзьями или родителями в какие-нибудь развлекательные центры, в боулинг, хожу в гости, к себе друзей приглашаю.

2 ведущий: Замечательно. Но сегодня не обычный праздник, сегодня – очередная годовщина Царскосельского лицея, в котором учился и становился поэтом великий Пушкин. Поэтому и отмечать эту дату мы будем по-особому.

1 ведущий: Как же это?

 2 ведущий: Сегодня мы приглашаем всех на бал.

1 ведущий: НА бал?! Почему именно на бал?

2 ведущий: Потому что это позволит нам окунуться в атмосферу того времени, когда жил и работал поэт, когда создавал свои замечательные произведения.

1 ведущий: Но мне все равно не понятно, почему именно на бал, а не парк в Царском селе, например. А то можно подумать, что П. только и делал, что танцевал на балах какие-нибудь полонезы.

2 ведущий: А он действительно танцевал, как ты говоришь какие-то полонезы, и мазурку, и вальс, и другие танцы, ведь и этому его тоже учили в лицее. Но- главное, это то, что бал был средоточием светской жизни начала 19 века. Выход в свет, на бал, означал для молодых людей, что они повзрослели.

Вместе: Итак, дорогие дамы и господа, мы приглашаем вас на бал!

На пушкинский бал!

Звучит музыка, девочки танцуют вальс

3 ведущий:

24 года было Пушкину, когда он написал эти строки:

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума.

4 ведущий: Сразу же по окончании лицея, поэт окунулся в пеструю петербургскую жизнь и с большим удовольствием бывал на балах, с тоской вспоминал о них в ссылках. А вернувшись в столицу. ВНОВЬ ОКУНАЛСЯ В СВЕТСКУЮ ЖИЗНЬ, КАК БЫ ПЫТАЯСЬ НАВЕРСТАТЬ УПУЩЕННОЕ, становился завсегдатаем бальных залов.

Именно на балу он увидел юную красавицу Наталью Гончарову, а потом, спустя годы сопровождал ее на давно потерявшие для него былую прелесть

придворные увеселения.

3 ведущий:   Но как бы ни менялись представления поэта о светской жизни, совершенно очевидно, что он не мыслил бытие современного ему культурного человека без бала.

 Множество раз отправлял он на бал героев своих произведений…

4 ведущий:  И сегодня они у нас в гостях

Представление героев произведений

Лакей:  Встречайте

Господин Онегин и господин Ленский

(Входят герои в костюмах)

Чтец:

Вот мой Онегин на свободе

Острижен по последней моде

Как денди лондонский одет,

Он наконец увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал,

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

В свою деревню в ту же пору

Помещик новый прискакал

И столь же строгому разбору

В соседстве повод подавал:

По имени Владимир Ленский

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженная речь

И кудри черные до плеч

Лакей:   Госпожа Ларина с дочерьми Татьяной и Ольгой

Чтец о Лариной:

 Она меж делом и досугом

Открыла тайну, как супругом

Самодержавно управлять,

И все тогда пошло на стать.

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била, осердясь,

Все это мужа не спросясь.

Чтец об Ольге: Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела.

Кск жизнь поэта, простодушна,

Как поцелуй любви. Мила.

Глаза, как небо голубые, улыбка,

Локоны льняные –

Все в Ольге,

Но любой роман возьмете
И найдете в нем ее портрет

Он очень мил.

Я прежде сам его любил.

Чтец о Татьяне:

Итак, она звалась Татьяной,

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива.

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Ведущий 1: Ну что ж пушкинские герои в сборе.

Поспешим и мы на бал,

Чтец:

Куда стремглав в ямской карете

Уж мой Онегин поскакал.

Перед померкшими домами

Вдоль сонной улицы рядами

Двойные фонари карет

Веселый изливают свет

И радуги на снег наводят.

Усеян плошками кругом,

Блестит великолепный дом;

По цельным окнам тени ходят, мелькают профили голов

И дам, и модных чудаков.

Чтец:

Вот наш герой подъехал к сеням;

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням,

Расправил волоса рукой,

Вошел. Полна народу зала;

Мазурка уж греметь устала;

Толпа мазуркой занята;

Кругом и шум, и теснота;

Бренчат кавалергарда шпоры;

Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам

Летают пламенные взоры.

Ведуий 1:

В России балы при дворе открывались полонезом.

Это не танец. А нечто вроде процессии, имеющей свой особый колорит. (Присутствующие теснятся по сторонам, чтобы освободить середину бального зала, где образуется аллея из 2 рядов танцующих).

Ведущий 2:

Итак, ПОЛОНЕЗ!

Танец

Ведущий 1:

Когда в полонезе пройден зал, бал обычно  начинался.

Ведущий 2:

Балы были закрыты для свободного посещения. Попасть на них можно было только имея на руках именной пригласительный билет.

Ведущий 1:

Молодой Пушкин действительно «был от балов без ума», он был часто выбираем дамами и замечаем ими.

Ведущий 2:

А танцы в Росси были самыми обычными. Такими же, как в Париже, Лондоне, Вене: польки, вальсы., кадрили, мазурки

Чтец под негромкую музыку:

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром.

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то. И мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

Но в городах. По деревням

Еще мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Припрыжки. Каблуки, усы

Все те же: их не изменила

Лихая мода, наш тиран.

Недуг новейших россиян.

Музыка громче,  исполняется мазурка.

Ведущий 3:

Театр – одно их из прочих любимых развлечений светской публики на балах и обедах, у многих богатых помещиков были свои собственные театры, которыми они очень гордились и хвастались друг перед другом. «Волшебным краем» называет поэт театр. Самого же его можно по праву назвать «почетным гражданином кулис»

Ведущий 4:

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы

И предприимчивый Княжнин…

Там, где под сению кулис

Младые дни мои неслись.

Ведущий 3:

Очень часто на балах и обедах, особенно в небольших кругах раздавались роли и прямо тут же устраивались театрализованные представления. И на нашем балу мы не можем не пригласить вас в домашний театр.

Чтец:

Театр уж полон, ложи блещут;

Партер и кресла – все кипит:

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит…

Сценки из произведений А.С. Пушкина

Ведущий 4:

Прелесть бала заключалась не только в танцах. Бал становился лирическим центром общественной жизни эпохи. Залы и гостиные домов, где проводился бал, были великолепны! Обилие цветов, изящная мебель. Море свечей, украшенный картинами стены. Все было продумано. Обставлено с необыкновенным вкусом.

Ведущий 3:

Те, кто не хотел танцевать, тоже находили занятия по душе. В специально отведенной комнате стояло фортепиано, на столах были разложены альбомы, в которые записывались стихи, тут же создавались быстрые рисунки. Дружеские шаржи. Звучала музыка, пелись романсы. Читались стихи.

Исполнение учащимися музыкальных произведений и стихов

Ведущий 1:

Особенно ценились стихи собственного сочинения.

Одно из них нам прочитает автор …

Ведущий 2:

Для детей в большие праздники тоже устраивались балы. Там их ждало вкусное угощенье, игры, викторины. Дети показывали свое умение петь и танцевать, ведь в каждой дворянской семье был свой учитель танцев.

Давайте с помощью наших младших лицеистов попробуем представить детский праздник 19 века.

(Исполнение песни

Игры

Викторина или буриме)

2 ведущий: Наш бал подходит к концу. Мы окунулись   в эпоху поэта, чуть-чуть вдохнули е воздуха, почувствовали ее культуру, пролистали страницы пушкинских произведений.

Чтец:

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты за мной

Здесь не искал в строфах небрежных,

Воспоминаний ли мятежных,

отдохновенья от трудов,
Живых картин . иль острых слов.

Иль грамматических ошибок,

Дай бог, чтобы сегодня ты

Для развлеченья. Для мечты

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя крупицу мог найти,

За сим расстанемся. Прости!

3 ведущий:

И мы прощаемся с вами!

4 ведущий:

До встречи.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме « Отработка основ оценивания накопительной системы баллов в рамках элективного блочно – модульного курса »

Проект программы опытно-экспериментальной работы учителя химииГромовой Ольги Ильиничны МОУ «Лямбирская СОШ № 1» 1.Тема эксперимента: «Отработка основ оценивания накопительной системы баллов...

Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла

Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....

Перевод баллов ГИА в оценки.

Рекомендации ФИПИ по переводу баллов ГИА в оценки....

Перевод баллов ГИА в оценки.

Рекомендации ФИПИ по переводу баллов ГИА в оценки....

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть  В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С ...

Внеклассное мероприятие "Пушкинский балл"

Очень яркое театрализованное мероприятие, которое можно провести в пушкинские дни для учащихся основной школы....