Урок литературы в 10 классе по творчеству Н.В.Гоголя
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Баранникова Ирина Михайловна

«Мир, живущий обманом и ложью, или почему  

Н.В.Гоголь разочаровался в Петербурге, а всё же посвятил ему целый цикл «Петербургских повестей»?»

в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл barannikova_i.m_razrabotka_uroka.docx45.58 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Коршуновская средняя общеобразовательная школа»

Конспект  урока литературы

 «Мир, живущий обманом и ложью, или почему  

Н.В.Гоголь разочаровался в Петербурге, а всё же посвятил ему целый цикл «Петербургских повестей»?»

в 10 классе

Составила:

Баранникова И.М,

учитель русского языка и литературы

2020г.

МКОУ «Коршуновская средняя общеобразовательная школа»

План-конспект   литературы

(учитель русского языка т литературы Баранникова И.М.)

«Мир, живущий обманом и ложью, или почему Н.В.Гоголь разочаровался в Петербурге, а всё же посвятил ему целый цикл «Петербургских повестей»?»

в 10 классе

Цель урока: -  обобщить ранее полученные знания о «Петербургских повестях»; определить место Петербурга в творчестве Н.В Гоголя

Задачи:

 Образовательная:

   - проанализировать повести и ответить на вопрос, который обозначен в теме урока;

  Развивающие:

-формировать умение глубокого анализа текста;

-вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока;

-развивать творческие способности, монологическую речь.

 Воспитательные:

-вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя;

-формировать нравственные ценности личности.

 Тип урока – урок развития умений и навыков

 Форма урока: урок- исследование

Место урока в учебном процессе: заключительный урок по творчеству Н.В Гоголя

Используемые педагогические технологии:

- технология метода проекта;

-информационно – коммуникационная технология;

- элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся и элементы дифференцированного подхода к обучению.

Средства обучения: проектор, компьютер, иллюстрации к произведениям, портрет Гоголя

 Методы и приёмы обучения: Исследовательский, эвристический, кейс-метод, фишбоун;

Демонстрационный материал: видеоуроки «Путешествие по современному Невскому проспекту», «Жизнь и творчество писателя», «Гоголь в Петербурге», «Невский проспект Гоголя»:

отрывки из художественных фильмов «Нос», «Шинель» (по одноимённым произведениям Н.В. Гоголя);

Информационный материал: произведения Н.В. Гоголя «Невский проспект», «Нос», «Портрет»

Раздаточный материал: сборники текстов, таблицы

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя: Актуализация знаний:

- Как называется цикл повестей, куда входят повести «Шинель», «Нос», «Портрет», «Невский проспект» Гоголя? (Петербургские повести)

- Соотносится ли название цикла с содержанием произведений?

Слово учителя (введение в тему): Петербург подарил миру множество талантливых и выдающихся людей. Это великие учёные, музыканты, поэты, писатели, художники. На протяжении трёхсот лет Петербург являлся столицей российского государства, поэтому именно Петербург стал государственным и культурным центром, а Невские берега дарят творческие силы и вдохновение. Возможно, благодаря уникальной атмосфере, царящей в Петербурге, и живописным панорамам, для многих Северная столица стала родиной, вторым домом.

Индивидуальное сообщение: Известные писатели и поэты о Петербурге (А.С.Пушкин, М.В.Ломоносов, Ф.М.Достоевский, А.А.Ахматова, Ф.И.Тютчев, И.А.Бродский)

https://aloban75.livejournal.com/2988776.html -фотографии Петербурга

Слово учителя: «Петербургские повести»-третий цикл произведений Н.В.Гоголя. Через все повести проходит образ Петербурга.  Будущий писатель получил строго религиозное воспитание, но уже в детстве проникся очарованием фольклора и истории. В Петербурге его ждёт крушение иллюзий и ряд неудач. Чиновничья столица ценит только деньги, стремится получить их любой ценой (в том числе подхалимством, взяточничеством, лицемерием); средств для жизни не хватает, служба в Департаменте уделов принесла лишь разочарование. Только публикация в 1830 году повести " Вечер накануне Ивана Купала" вводит его в пушкинский круг писателей. 

Просмотр https://www.youtube.com/watch?v=v46BmWOCAas –жизнь писателя в Петербурге

3 Цель урока: Сегодня мы с вами отправимся в гоголевский Петербург.

Цель нашей поездки: узнать, что это за город, ставший городом Гоголя. Ответим на вопрос: « Почему Н.В.Гоголь разочаровался в Петербурге, но  всё же посвятил ему целый цикл «Петербургских повестей»?»

https://ru.wikipedia.org/wiki/Петербургские_повести -создание сборника

Работать будем по группам, использовать кейс-метод. Напомню основные правила работы:

Кейс-метод - техника обучения, использующая анализ реальных ситуаций.
Технология метода:
1. Знакомство с материалом
2. Выделение нужной информации
3. Обсуждение в группах возможных альтернативных решений
4. Принятие решения
5. Презентация решений группами
6. Сравнение и анализ принятых решений, подведение итогов 

В конце обсуждения предложенных вопросов каждая группа должна заполнить таблицу.

А итогом работы у нас будет : «Фишбоун» - «скелет рыбы».

Перед нами схема, в которой мы должны отразить весь материал в определённом порядке.
В голове рыбы ставится «толстый вопрос».
Верхние плавники – это аргументы или причины.
Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы.
В хвосте рыбы записывается ответ на поставленный «толстый вопрос».
В нашем «фишбоуне» ставится следующий вопрос темы урока: Почему же Н.В.Гоголь разочаровался в этом городе, а всё же посвятил ему целый цикл «Петербургских повестей»?

1 группа: Анализ повести «Невский проспект»

1. Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?

2. Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта.

3. Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?

Повесть Н.В. Гоголя «Невский проспект»

Образ Петербурга в повести

Основные проблемы

Что хотел показать нам автор?

помощью которых определяется положение человека в

обществе. (Невский проспект – это место, где «пахнет одним гуляньем», где

движутся «бакенбарды, шляпки, талии, дамские рукава, щегольские сюртуки,

греческие носы, пара хорошеньких глазок, ножка в очаровательном

башмачке, галстук…».Торжествует «овеществление человека». Бездуховный

2 группа: Анализ повести «Нос»

1) Назовите детали, которые убеждают читателя в реальности происходящего: назовите время действия; назовите место действия; назовите героя повести

2) С какой целью Ковалев приехал в Петербург? Зачем Ковалев каждый день прохаживался по Невскому проспекту и наносил визиты своим знакомым?

3) О чём предупреждает нас Н.В.Гоголь? Какую маску носим мы в обществе? Что скрываем под ней? Соответствует ли внутреннее содержание человека его поступкам? 

Повесть Н.В. Гоголя «Нос»

Образ Петербурга в повести

Основные проблемы

Что хотел показать нам автор?

3 группа: Анализ повести «Портрет»

1)  Какие проблемы ставит Гоголь в повести "Портрет"? Кто главный герой?

2) Какие события: реальные или вымышленные отразились в повести?

В повести отразились впечатления, полученные Гоголем от знакомства с жизнью и бытом художников Петербурга.

3) Из текста видно, что в начале творческого пути  Чартков привлекает лучшими человеческими
стремлениями. Почему же он так бездарно загубил талант и искалечил свою жизнь?

                           

Повесть Н.В. Гоголя «Портрет»

Образ Петербурга в повести

Основные проблемы

Что хотел показать нам автор?

4. Групповая работа учащихся, заполнение таблицы (30 минут)

5. Работа с классом. Группы представляют отчёты.

1 группа: Анализ повести «Невский проспект» по предложенным вопросам

Просмотр  :https://www.youtube.com/watch?v=FO4F4D2E4ZU – Невский проспект Гогодя

Делаем вывод: Мы получаем исчерпывающее представление о пестрой петербургской толпе в повести «Невский проспект». Невский проспект – парадная часть города – представляет весь Петербург. Как изображена улица? (как живое существо, она источник всех несчастий и зол) Автором рисуется «выставка всех лучших произведений человека» и детали одежды, портрета заменяют нам характеры и личности. Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует социальные слои Петербурга. Невский проспект для Гоголя – это олицетворение всего Петербурга, города контрастов. Именно здесь встречаются главные герои.   Петербург «убивает» художника и благосклонен к чиновнику. Истории, случившиеся с Пискаревым и Пироговым,- это два главных сюжетных эпизода, две части общей картины Невского проспекта и Петербурга. Пирогов был доволен своим чином, он считал, что его любезность и чин дают полное право на внимание. А вот что об этом сказал В.Г.Белинский: «Пирогов и Пискарев – какой контраст. Оба они начали в один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст! Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой доволен и счастлив даже после неудачного волокитства и ужасных побоев! Да, господа, скучно на этом свете!». Гоголь неоднократно восклицает: «Странно играет нами судьба, странные происшествия случаются на Невском проспекте».
В конце повести Гоголь вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю свою ненависть к городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и к человеку. Петербург в повести Гоголя предстает городом двойственности. Писатель подчеркивает противоречие между видимостью его и сущностью.

Повесть Н.В. Гоголя «Невский проспект»

Образ Петербурга в повести

Основные проблемы

Что хотел показать нам автор?

Невский проспект-улица, где происходит действие. Автор показывает её как живое существо, она источник всех несчастий и зол. Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует социальные слои Петербурга.

Петербург «убивает» художника и благосклонен к чиновнику.

«Все обман, все мечта, все не то, чем кажется» 

Проблема отражения общественных противоречий,

отражения пороков людей и общества, одиночества,

  истинного искусства;

Продажность и равнодушие ко всему прекрасному;

Судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью.

2 группа: Анализ повести «Нос»

Анализ повести по вопросам

Делаем выводы: Создавая гротескную ситуацию, Н.В. Гоголь показывает обычное в необычном свете, то, к чему все привыкли и не замечают, - срывает маску с уродливых явлений действительности. 

Призывает читателя заглянуть себе в душу и ответить, прежде всего, самому себе, соответствует ли его поведение, его душевный склад общепринятым нормам морали и нравственности.

Ковалев – не тот, за кого себя выдает: не настоящий майор, не соответствует вице-губернаторскому месту, неискренен со своими знакомыми. Он становится честным, активным, готовым заплакать только тогда, когда с ним случается беда, когда он теряет нос.

А когда нос вернулся, то вернулась его прежняя маска: прежние привычки, прежние знакомства. Понадобилось вмешательство нечистой силы, чтобы сорвать с него маску, открыть его истинное лицо.

Маска у всех героев: у брадобрея, у частного пристава, у доктора, у квартального полицмейстера – у всей России… Под внешним приличием кроется равнодушие, лживость, грубость, взяточничество, чинопоклонство, тщеславие, лесть, зависть. Сорвать маску с пороков общества – вот задача Н.В. Гоголя.

Отрывок из художественного фильма «Нос» (по одноимённой повести Н.В.Гоголя

Повесть Н.В. Гоголя «Нос»

Образ Петербурга в повести

Основные проблемы

Что хотел показать нам автор?

Петербург – столица государства Российского. Ковалёв живёт на Садовой улице. Цирюльник живёт на Вознесенском проспекте. Встреча с Носом произошла в Казанском соборе. Невский проспект столицы – своеобразная сцена, на которой каждый играет свою роль);

Петербург Гоголя - это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве. Здесь возможны самые необыкновенные происшествия.

Соответствует ли внутреннее содержание человека его поступкам?

Под внешним приличием кроется равнодушие, лживость, грубость, взяточничество, чинопоклонство, тщеславие, лесть, зависть.

Автор изображает людей и события в фантастически-преувеличенном, уродливо-комическом виде.



3 группа: Анализ повести «Портрет» (по вопросам)

Делаем выводы: В повести "Портрет" Николай Васильевич Гоголь поднимает проблему духовной деградации человека. Она происходит в том случае, если человек не совершенствует свой талант, не обогащается. Духовную деградацию можно увидеть на примере молодого художника Чарткова, который предал свои способности ради денег и славы. Чартков был очень талантлив. Он писал мечтательные картины, "его кисть отзывалась наблюдательностью, соображением, шибким порывом". Профессор восхищался им и всегда предупреждал, чтобы тот не губил свой талант. Но, однажды купив картину, на которой был нарисован старик с "живыми глазами", как казалось Чарткову, жизнь его изменилась. Найдя в ней деньги, он потратил их на свои удовольствия, что очень ему понравилось. Далее, ради денег, он начал рисовать портреты, но было мало сходств их с живыми людьми - художник, по просьбе заказчиков, убирал многие изъяны и недостатки. Так и происходила деградация его таланта. После он сам понял, что произошло: Чартков из-за жажды денег погубил самое ценное, что у него было.

Повесть Н.В. Гоголя «Портрет»

Образ Петербурга в повести

Основные проблемы

Что хотел показать нам автор?

Действие происходит в Петербурге. Писатель создает два типа художника. Первый, талантливый художник Чартков, под        влиянием власти денег и жажды быстрой славы проходит путь деградации, а другой - создатель дьявольского портрета - путь восхождения

Влияние власти денег на человека;

Проблема истинного искусства;

Проблема выбора

Вечное противостояние добра и зла, их бесконечная борьба в человеческой душе. Человек ответственен за содеянное зло.

Перед каждым всегда открыт путь, ведущий к духовной победе над злом.  Право выбора остается за человеком.

Нельзя ставить материальные ценности превыше духовных.

https://www.youtube.com/watch?v=GsPXGpcmKDg –«Портрет» Николая Гоголя: тайна разгадки

6. Слово учителя: Группы отчитались о своих исследованиях.

-Зачем Н.В.Гоголь посвятил Санкт-Петербургу целый цикл повестей? Что общего в них?

- Что является объектом изображения в «Петербургских повестях»?

-С какой целью автор обличает пороки современного ему общества? Существуют ли они в современном мире? Какие бы вы предложили меры для борьбы с тщеславием, жадностью, лицемерием людей, взяточничеством?

Приём   «Фишбоун» - «скелет рыбы».

7. Подводим итоги урока: Петербург в повестях Гоголя олицетворяет собой мир, живущий обманом и ложью. Жизнь может неожиданно обернуться для человека нелепой, странной, фантастической и безжалостной. Страшная и мрачная романтика Петербурга пропитана злом, губительным для "маленького человека" и способна принимать самые неожиданные и волшебные формы. Вместе с тем, Гоголь -- мастер реальных образов, умеющий в самом обыкновенном видеть поэзию, подмечать существенные стороны жизни и человеческих типов. Но реальность, соединяясь с фантастикой, становится страшной, гротесковой. Это подчеркивает призрачность действительности и непрочность, неустойчивость, зыбкость человека в столкновении с миром зла.

8.Рефлексия:

Предлагаю вам облако "тегов", которые необходимо дополнить.

  • сегодня я узнал...
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

9. Оценки за урок

10. Домашнее задание: создайте обложку или буклет  к сборнику Н.В.Гоголя «Петербургские повести»

Используемая литература:

1. http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/materials/g1.html   –  Маранцман В.Г. Материала для изучения повести Н.В.Гоголя «Петербургские повести»,

2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.Современный урок. Часть 3: Проблемные уроки. – Ростов н\Д: «Учитель», 2006.

3. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] // http://ru.wikipedia.org

4.Гоголь, Н.В.  Справочное пособие [Текст] / авт.-сост. Л.Д.Страхова. – М.: ДРОФА. 1997. – 96 с.

5.Золотарева, И.В. Поурочные разработки по литературе. 9 класс [Текст] / И.В.Золотарева, О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО. 2003. – 400 с.

6.Золотусский, И.П. Гоголь [Электронный ресурс] // http://gogol.lit-info.ru/

7.Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова [Текст] / Ю.М.Лотман. – М.: Просвещение. 1988. – 348 с.

8.Манн, Ю.В. Поэтика Гоголя [Текст] / Ю.В.Манн. – М.: Советский писатель. 1988. – 390 с.

9.Турбин, В.Н. Герои Гоголя [Текст] / В.Н.Турбин – М.: Просвещение. 1983. – 220 с.

10.Тропа к Гоголю [Текст] / под ред. Ю.В.Манна. – М.: Детская литература. 1976. – 280 с.

Приложение к плану-конспекту урока

ТЕМА УРОКА: «Мир, живущий обманом и ложью, или почему Н.В.Гоголь разочаровался в Петербурге, а всё же посвятил ему целый цикл «Петербургских повестей»?»

Таблица

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Коллекция «Петербург - столица Российской империи»

информационный

Иллюстрации фотографии

https://aloban75.livejournal.com/2988776.html 

https://aloban75.livejournal.com/1407760.html 

2

Жизнь Н.В Гоголя в Петербурге

информационный

видео

https://www.youtube.com/watch?v=v46BmWOCAas –

3

Создание сборника

информационный

видео

https://ru.wikipedia.org/wiki/Петербургские_повести

4

Невский проспект Гоголя

информационный

видео

https://www.youtube.com/watch?v=FO4F4D2E4ZU

5

«Портрет» Николая Гоголя: тайна разгадки

информационный

видео

https://www.youtube.com/watch?v=GsPXGpcmKDg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя.

Данная презентация поможет сообщить сведения о жизни, литературном творчестве, дружбе Н.В.Гоголя....

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Данная презентация поможе учителю в организации уроков по творчеству Н.В.Гоголя и повести "Ночь перед Рождеством"...

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"

В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.Лескова "Сказ о косом левше и стальной блохе"

Данная презентация содержит большой материал к урокам по творчеству Н. Лескова и при изучении " Сказа о косом левше и стальной блохе" (вопросы, иллюстрации, задания)...

Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"

Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...

Презентация к уроку литературы 9 класс по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

Данный материал предназначен для проведения урока литературы в 9 классе....