РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА". (ПОБЕДИТЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА "ЛУЧШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ")
рабочая программа

Районное методическое объединение учителей-филологов

Материалы конкурса «Лучшие педагогические практики преподавания родных языков»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сопроводительный лист к материалам конкурса «Лучшие педагогические практики преподавания родных языков»

Номинация: «Рабочая программа (фрагмент) учебного предмета «Родная литература»

Тема: «Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» среднего общего образования»

C:\Users\User\Desktop\gliciniya-vetki-sirenevye.jpg Автор рабочей программы: Бердникова Алевтина Васильевна, учитель русского языка и литературы высшей категории муниципального общеобразовательного учреждения «Новокаолиновая средняя общеобразовательная школа», Карталинский муниципальный район.

Стаж работы: 29 лет

Награды: грамота Министерства образования и науки Челябинской области

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Родная литература (русская)»  среднего общего образования

Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская)» среднего общего образования составлена на основе нормативных документов, обеспечивающих организацию преподавания предметной области «Родной язык и литература на родном языке» в среднем общем образовании.

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации.

Рабочая программа по «Родной литературе (русской)» составлена на основе требований к предметным результатам, представленным в федеральном образовательном стандарте среднего общего образования.  

Программа направлена на формирование представлений о родной литературе  как одной из основных национально-культурных ценностей народа,  особого способа познания жизни,  на развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие этнокультурные традиции.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов  (35 часов в год на изучение предметной области  в 10 классе и 35 часов в 11 классе).

Тематические блоки программы объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями. Внутри тематического блока выделяются подразделы, связанные с национально-культурными традициями или историко-культурными событиями.  Содержание тематических блоков позволяет на различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени.

Структура рабочей программы включает

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
  2. Содержание учебного предмета
  3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новокаолиновая средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская)» среднего  общего образования

                           (базовый уровень)

                                                                  Автор программы:

                                                          Бердникова  Алевтина Васильевна

                                                          учитель русского языка и литературы  

                                                        высшей категории

                                                        МОУ  «Новокаолиновая СОШ»

Срок реализации программы: 2 года            

                   

                                                                 

                                                 2021 год

Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература                                   (русская)»

                                10 – 11 классы (базовый уровень)

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

  1. Личностные планируемые результаты

Личностные планируемые результаты

Предметные результаты

Российская гражданская идентичность, патриотизм, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам.

Осознание ценности художественного наследия писателей и поэтов России. Понимание плодотворного взаимодействия национальных культур народов, проживающих на территории России. Сформированное уважение к русской литературе, осознание ценности художественного наследия  русских писателей.

Гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.

Сформированное  представление о воплощенных в лучшие произведения отечественной литературы национальных и общечеловеческих гуманистических и демократических ценностях.

Сформированное  мировоззрение, основанное  на диалоге культур, различных форм общественного сознания.

Владение историко-литературными и теоретико-литературными знаниями об основных явлениях литературного процесса второй половины девятнадцатого  - двадцатого веков. Способность, в объеме учебной программы курса, интерпретировать отдельные явления русской литературы в соответствии современными научными представлениями о словесности как о виде искусстве слова и о русской литературе как национальном культурном феномене.

Сформированные  основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями; готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности.

Способность интерпретировать проблематику литературных произведений девятнадцатого – двадцатого веков с опорой на сформированную систему нравственных приоритетов; воплощать собственную нравственно-эстетическую позицию в форме устных и письменных высказываний разных жанров.

Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей

Способность осознавать и характеризовать нравственные ценности, воплощенные в произведениях русской литературы, соотносить их с собственной жизненной позицией.

Эстетическое отношение к миру (эстетика быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений)

Способность  к эстетическому восприятию и оценке изученных в 10-11 классах, а так же самостоятельно прочитанных литературных произведений.

  1. Метапредметные планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Метапредметные результаты

Типовые задачи применения УУД

Регулятивные универсальные действия

Целеполагание: самостоятельное определение цели обучения, постановка и формулирование новых учебных задач учебы и познавательной деятельности

Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты.

Выявлять версии решения идентифицированной собственной проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат.

Исходя из определенной проблемы и существующих возможностей, ставить цель деятельности.

Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной задачи деятельности.

Указывая и обосновывая логическую последовательность шагов, определять целевые ориентиры и приоритеты.

Постановка и решение учебных задач

Учебное сотрудничество

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Планирование: достижение целей, осознанный выбор эффективных способов, в том числе альтернативных, решения учебных и познавательных задач. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей

Составлять алгоритм выполнения учебной и познавательной задач, исходя из определенных необходимых действий.

Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач.

Заявлять целевые ориентиры жизненных планов, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Составлять план решения проблемы при выполнении проекта, проведении исследования.

Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.

Планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Постановка и решение учебных задач

Учебное сотрудничество

Метод проектов

Метод шестиугольного обучения

Учебно-исследовательская деятельность

Контроль и коррекция: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата. Определение способов действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих действий в соответствии с меняющейся ситуацией.

Систематизировать, выбирая приоритетные, критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности.

Осуществлять самоконтроль  в рамках предложенных условий и требований, отбирать инструменты для оценивания своей деятельности.

Работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта или результата.

Сверять свои действия с целью и планируемыми результатами и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Постановка и решение учебных задач

Поэтапное формирование умственных действий

Организация учебного сотрудничества

Метод проектов

Метод шестиугольного обучения

Учебно-исследовательская деятельность

Оценка: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Определять критерии корректности, правильности выполнения учебной задачи.

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действия.

Оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности.

Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Организация учебного сотрудничества

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Познавательная рефлексия, саморегуляция: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы.

Самостоятельно определять причины своего успеха, находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Определять , в ретроспективе, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.

Демонстрировать приемы саморегуляции психофизических, эмоциональных состояний.

Организация учебного сотрудничества

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Эколого-образовательная деятельность

Познавательные универсальные учебные действия

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

Искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый информационный поиск и на его основе ставить новые учебные и познавательные задачи.

Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия.

Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая целевые и познавательные возможности ситуации сотрудничества и ресурсные возможности.

Организация учебного сотрудничества

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Эколого-образовательная деятельность

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

 Оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках.

Использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а так же противоречий, выявленных в информационных источниках.

Организация учебного сотрудничества

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Эколого-образовательная деятельность

Навыки смыслового чтения

Находить в тексте необходимую информацию.

Ориентироваться в содержании текста, понимать его целостный смысл, структурировать текст.

Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах.

Выявлять главную и избыточную информацию.

Организация учебного сотрудничества

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Эколого-образовательная деятельность

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учебное  сотрудничество: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

Организовывать учебное взаимодействие в группе

Корректно и аргументированно приводить критические аргументы в отношении действий и суждений участников ситуации  учебного сотрудничества; рассматривать критические замечания в отношении собственного суждения как ресурс саморазвития.

Организация учебного сотрудничества

Метод проектов (групповых)

Учебно-исследовательская деятельность

Эколого-образовательная деятельность

Коммуникация: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью; монологической контекстной речью

Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства, как индивидуально, так и в процессе совместной деятельности.

Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности.

Принимать решения в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.

Использовать вербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления.

Использовать невербальные средства или наглядный материал, подготовленный или отобранный под руководством учителя либо самостоятельно.

Делать оценочные выводы о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Организация учебного сотрудничества

Метод проектов (групповых)

Учебно-исследовательская деятельность

Эколого-образовательная деятельность

Дискуссии

Семинары

ИКТ – компетентность: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами

Решать учебные и практические задачи с помощью средств ИКТ, целенаправленно используя информационные ресурсы.

В соответствии с условиями коммуникации выбирать и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков.

Использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникативных учебных задач.

Использовать информацию с учетом этических и правовых норм.

Создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Применение ИКТ

Составление словарных статей

Презентации

Составление интерактивных заданий

Виртуальные экскурсии

       

 

1.3. Предметные планируемые результаты

Раздел

программы

                           Планируемые результаты

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

Я ВЕРЮ – ДУХ РОССИИ ВЕЧЕН

  • определять место литературного произведения в историко-литературном процессе русской и мировой литературы;
  • собирать материал о биографии писателей, поэтов, драматургов, характеризовать особенности личности и мировоззрения создателя литературного произведения;
  • проводить эстетический и смысловой анализ текста –
  • формировать умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героям;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять роль изобразительно-выразительных средств;
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • создавать сочинения разных жанров по прочитанным произведениям;
  • подбирать цитаты из текста литературного произведения на заданную тему;
  • обосновывать свое суждение, составлять характеристики героев, аргументированный отзыв о прочитанном произведении;
  • выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторскую оценку в раскрытии содержании прочитанного произведения;

-выявлять авторское отношение к героям,

-владеть монологической и диалогической речью, готовить сообщения, доклады;

-сопоставлять произведения разных видов искусства

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям,
  • понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
  • воспринимать литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
  • осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

формировать эстетический вкус при выборе самостоятельного читательского маршрута

ЕСТЬ ПОКА У ЛЮДЕЙ СВОЯ РОДИНА  ЗНАЧИТ, ЖИВ ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ

АЗ БУКВЫ ВЕДАЮ, ЧТОБ ГОВОРИТЬ ДОБРО

                                               

       

                                                                           

  1. Содержание учебного предмета

                      10 КЛАСС (35 часов)

             ВВОДНАЯ ТЕМА    (1 час)

Национальная самобытность русской литературы

Литература  Урала как своеобразная художественная система

РАЗДЕЛ 1. «Я ВЕРЮ – ДУХ РОССИИ ВЕЧЕН» (12 часов)

                     «Русский характер - Русская душа»       (7 часов)

Сборник Кирши Данилова – первое в истории русской литературы собрание памятников устного народного творчества

Творчество Николая Семеновича Лескова. Рассказ «Однодум»

Ф. М. Достоевский. Рассказ «Мужик Марей»

И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Сфинкс»

Творчество писателей Урала второй половины XIX века (обзор)

Ключевые образы произведений уральских писателей, особенности тематики и проблематики

А. Г. Туркин. Сборник  «Уральские миниатюры» и  цикл рассказов  «Степное»

Сочинение «Частица сердца слишком мало весит, но целый мир откроет пред тобой» (по творчеству одного из писателей  подраздела)

                          «Русские традиции»   (5 часов)

Тема русских традиций в творчестве писателей и поэтов XIX века

А. К. Толстой. «Благовест», А. А. Фет. «Помню я: старушка-няня мне в рождественскую ночь…»

А. П. Чехов. «Казак», «Письмо»

Юрий Федосюк. «Что непонятно у классиков или энциклопедия русского быта XIX века»

Практическая работа:  «Русские традиции в литературе и искусстве»

РАЗДЕЛ 2. «ЕСТЬ ПОКА У ЛЮДЕЙ СВОЯ РОДИНА – ЗНАЧИТ, ЖИВ ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ»  (16 часов)

                                     «Тепло родного дома»  (3 часа)

А. Н. Островский. Пьеса «Без вины виноватые». Судьбы героев произведения

Подмена понятий семьи в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»

С. Т. Аксаков. «Семейные хроники»

                            «Я себя не мыслю без России»   (7 часов)

Стихотворения И. С. Никитина «Русь» и А. Н. Майкова  «Нива»

Н. А. Некрасов. «Отрывки из путевых записок графа Гаранского», «Русь», «Тишина»

Тема Родины в творчестве Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка как «визитная карточка» Урала

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «По Зауралью (путевые заметки)»

А. А. Кирпищикова. «Как жили в Куморе»

Реализация проекта «Урал – жемчужина России»

                               «Узнаем лучше край родной!» (1 час)

Виртуальная экскурсия «Литературные места Урала, связанные с творчеством писателей и поэтов XIX века»

                        «Враг боек, да наш народ стоек»   (5 часов)

Произведения русской литературы XIX века об Отечественной войне 1812 года

И. Л. Леонтьев-Щеглов. Рассказ «Первое сражение»

Л. Н. Толстой. «Севастополь в августе 1855 года», И. Л. Леонтьева-Щеглов. 

 «Первое сражение». Образ  Козельцова и прапорщика Алешина

А. С. Новиков-Прибой. Роман «Цусима» (обзор)

Сочинение  «Мужество есть великое свойство души»

РАЗДЕЛ 3. «АЗ БУКВЫ ВЕДАЮ, ЧТОБ ГОВОРИТЬ ДОБРО»  (3 часа)

                       «Древним словом мы с будущим слиты» (3 часа)

В. И. Даль. «Пословицы русского народа»

А. С. Шишков. «Славянорусский корнеслов»

Творческая работа: «Заговори, чтоб я тебя узнал» (Сократ)

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО    (3 часа)

Подготовка к итоговой контрольной работе

Итоговая контрольная работа

Анализ итоговой контрольной работы. Повторение изученного материала

                                               11 класс (35 часов)

                                           ВВОДНАЯ ТЕМА (1 час)

Обращение русской литературы начала XX века к народному сознанию в поисках нравственного идеала

Духовная культура Урала как особого региона в составе России

РАЗДЕЛ 1. «Я ВЕРЮ – ДУХ РОССИИ ВЕЧЕН»  (13  часов)

                 «Русский характер -  Русская душа»  (7 часов)

И. А. Бунин. «Иоанн Рыдалец». Русский национальный характер в рассказ

А. Н. Толстой. Рассказ «Русский характер»

Обзор сборника «Рассказы о русском характере»

Самостоятельный анализ одного произведения из сборника «Рассказы о русском характере»

Поиск нравственного идеала в русской прозе XX века. Б. Екимов. «Как рассказать», А. Алексин. «Безумная Евдокия»

Герои рассказов В. М. Шукшина

Славянские мотивы в лирике Валентина Сорокина. Стихотворение «Я русский терпеливый человек»

                                «Русские традиции»    (5 часов)

Фольклорные мотивы в творчестве писателей и поэтов XX века

Русские традиции на страницах произведений  уральских писателей

Иосиф Бродский. «Рождественские стихи»

Между Медовым и Яблочным Спасом август прольет благодать. Сергей Есенин. «Преображение», Борис Пастернак. «Август», Белла Ахмадулина. «Приходит время упаденью яблок»

А. И. Куприн. «Юнкера» (Масленичное блинное гуляние)

Подготовка буклета «Мы славимся не только русской силой, но и традицией народа своего» (С привлечением литературного материала)

РАЗДЕЛ 2. «ЕСТЬ ПОКА У ЛЮДЕЙ СВОЯ РОДИНА ЗНАЧИТ, ЖИВ ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ»   (15  часов)

                              «Тепло родного дома»  (3 часа)

А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы)

В. П. Астафьев. «Далекая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»)

Ю. П. Казаков. «Запах хлеба». Память о близких людях. Проблема утраты связи с отчим домом

                 «Я себя не мыслю без России»   (6 часов)

Тема Родины в творчестве писателей и поэтов XX века

Тема Родины в творчестве уральских писателей

     Тема Родины, боль и тревога за судьбу России

А. Белый. «Родине». С. Есенин «О пашни, пашни, пашни…»

Проблема освоения и покорения природы в лирике Н. М. Рубцова

Красота земли уральской в произведениях Л. К. Татьяничевой,

Аси Горской

Образ Урала в лирике  Константина Скворцова

Составление сценария литературного вечера «Ты одна в моем сердце красавица: жизнь моя, сарафанная Русь»

                        «Узнаем лучше край родной!» (1 час)

Виртуальная экскурсия «Литературные места Урала, связанные с творчеством писателей и поэтов XX века»

                           «Враг боек, да наш народ стоек»    (5  часов)

Произведения уральских писателей о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов.  «Свеча». Гуманистическая идея рассказа

Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести, гражданственность и патриотизм как национальные ценности

Русская литература во взаимодействии с национальными литературами. Стихи о войне Мусы Джалиля

Стихи о войне уральских поэтов

Проверочная работа по материалам раздела

РАЗДЕЛ 3. «АЗ БУКВЫ ВЕДАЮ, ЧТОБ ГОВОРИТЬ ДОБРО»  (4 часа)

                 «Древним словом мы с будущим слиты» (4 часа)

Дон Аминадо.  «Наука стихосложения»

Константин Бальмонт. «Русский язык»

Константин Фролов-Крымский. Стихотворение «Наш язык»

Д. С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном» (Письмо сорок третье «Еще о памятниках прошлого»)

РАЗДЕЛ 4. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО  (4 часа)

Подготовка к итоговой контрольной работе

Итоговая контрольная работа

Анализ итоговой контрольной работы. Повторение изученного материала

3.  Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

10  класс (35 часов)

№ п/п

Тема

Количество часов

Текущий контроль успеваемости

Содержание НРЭО

                                                                                ВВОДНАЯ ТЕМА  (1 час)

1.

Национальная самобытность русской литературы

1

Литература  Урала как своеобразная художественная система

                                                                         «Я ВЕРЮ – ДУХ РОССИИ ВЕЧЕН»  (12  часов)

Русский характер -  Русская душа  (7 часов)

2.

Сборник Кирши Данилова – первое в истории русской литературы собрание памятников устного народного творчества

1

Анализ былин сборника и былин Новгородского и Московского циклов.

3.

Творчество Николая Семеновича Лескова.  Рассказ «Однодум»

1

4.

Ф. М. Достоевский. Рассказ «Мужик Марей»

1

5.

И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Сфинкс»

1

6.

Творчество писателей Урала второй половины XIX века (обзор)

1

Презентация «Писатели Урала»

Ключевые образы произведений уральских писателей, особенности тематики и проблематики

7.

А. Г. Туркин. Сборник  «Уральские миниатюры» и  цикл рассказов  «Степное».

1

8.

Сочинение «Частица сердца слишком мало весит, но целый мир откроет пред тобой» (по творчеству одного из писателей данного раздела)

1

Сочинение

Русские традиции    (5 часов)

9.

Тема русских традиций в творчестве писателей и поэтов XIX века

1

10.

А. К. Толстой. «Благовест», А. А. Фет. «Помню я: старушка-няня мне в рождественскую ночь…»

1

11.

А. П. Чехов. «Казак», «Письмо»

1

12.

Юрий Федосюк. «Что непонятно у классиков или энциклопедия русского быта XIX века»

1

13.

Практическая работа по материалам раздела «Русские традиции в литературе и искусстве»

1

Практическая работа

«ЕСТЬ ПОКА У ЛЮДЕЙ СВОЯ РОДИНА - ЗНАЧИТ, ЖИВ ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ»  (16 часов)

Тепло родного дома (3 часа)

14.

А. Н. Островский. Пьеса «Без вины виноватые». Судьбы героев произведения.

1

15.

Подмена понятий семьи в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»

1

16.

С. Т. Аксаков «Семейные хроники»

1

Я себя не мыслю без России   (7 часов)

17.

Стихотворения И. С. Никитина «Русь» и А. Н. Майкова  «Нива»

1

18.

Н. А. Некрасов. «Отрывки из путевых записок графа Гаранского», «Русь», «Тишина»

1

19.

Тема Родины в творчестве Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

1

20.

Произведения  Д. Н. Мамина - Сибиряка как «визитная карточка» Урала

1

21.

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «По Зауралью (путевые заметки)».

1

22.

А. А. Кирпищикова. «Как жили в Куморе»

1

23.

 Реализация проекта «Урал – жемчужина России».

1

Проект

Узнаем лучше край родной! (1 час)

24.

Литературные места Урала, связанные с творчеством писателей и поэтов XIX века

Виртуальная экскурсия

Враг боек, да наш народ стоек    (5 часов)

25.

Произведения русской литературы XIX века об Отечественной войне 1812 года.

1

26.

И. Л. Леонтьев-Щеглов. Рассказ «Первое сражение»  

1

27.

Л. Н. Толстой. «Севастополь в августе 1855 года», И. Л. Леонтьева-Щеглов. «Первое сражение». Образы  Козельцова и прапорщика Алешина

1

Анализ текста и выявление роли эпизода в раскрытии идеи произведения

28.

А. С. Новиков-Прибой. Роман «Цусима» (обзор)

1

29.

Сочинение  «Мужество есть великое свойство души»

1

Сочинение

                                       «АЗ БУКВЫ ВЕДАЮ, ЧТОБ ГОВОРИТЬ ДОБРО»  (3 часа)

Древним словом мы с будущим слиты (3 часа)

30.

В. И. Даль. «Пословицы русского народа»

1

31.

А. С. Шишков. «Славянорусский корнеслов»

1

32.

Творческая работа «Заговори, чтоб я тебя узнал» (Сократ)

1

Творческая работа

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО    (3 часа)

33.

Подготовка к итоговой контрольной работе

1

34.

Итоговая контрольная работа

1

Контрольная работа

35.

Анализ итоговой контрольной работы. Повторение изученного материала

1

                                                                                              11  класс (35 часов)

№ п/п

Тема

Количество часов

Текущий контроль успеваемости

Содержание НРЭО

                                                                             ВВОДНАЯ ТЕМА  (1 час)

1.

Обращение русской литературы начала XX века к народному сознанию в поисках нравственного идеала.

Духовная культура Урала как особого региона в составе России

                                                                             «Я ВЕРЮ – ДУХ РОССИИ ВЕЧЕН»  (12 часов)

Русский характер -  Русская душа  (7 часов)

2.

И. А. Бунин. «Иоанн Рыдалец». Русский национальный характер в рассказе

1

3.

А. Н. Толстой. Рассказ «Русский характер»

1

4.

Обзор сборника «Рассказы о русском характере»

1

5.

Самостоятельный анализ одного произведения из сборника «Рассказы о русском характере»

1

Анализ произведения

6.

Поиск нравственного идеала в русской прозе XX века. Б. Екимов. «Как рассказать», А. Алексин. «Безумная Евдокия»

1

7.

Герои рассказов В. М. Шукшина

1

8.

Славянские мотивы в лирике Валентина Сорокина. Стихотворение «Я русский терпеливый человек»

1

Русские традиции    (5 часов)

9.

Фольклорные мотивы в творчестве писателей и поэтов XX века

1

Русские традиции на страницах произведений  уральских писателей

10.

Иосиф Бродский. «Рождественские стихи»

1

11.

Между Медовым и Яблочным Спасом август прольет благодать. Сергей Есенин. «Преображение», Борис Пастернак. «Август», Белла Ахмадулина. «Приходит время упаденью яблок»

1

12.

А. И. Куприн. «Юнкера» (Масленичное блинное гуляние)

1

13.

Подготовка буклета «Мы славимся не только русской силой, но и традицией народа своего» (С привлечением литературного материала)

1

Составление буклета

«ЕСТЬ ПОКА У ЛЮДЕЙ СВОЯ РОДИНА - ЗНАЧИТ, ЖИВ ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ»  (15 часов)

Тепло родного дома  (3 часа)

14.

А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы)

1

15.

В. П. Астафьев. «Далекая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»)

1

16.

Ю. П. Казаков. «Запах хлеба». Память о близких людях. Проблема утраты связи с отчим домом.

1

Я себя не мыслю без России   (6 часов)

17.

Тема Родины в творчестве писателей и поэтов XX века

1

Тема Родины в творчестве уральских писателей

18.

Тема Родины, боль и тревога за судьбу России.

А. Белый. «Родине». С. Есенин. «О пашни, пашни, пашни…»

1

19.

Проблема освоения и покорения природы в лирике Н. М. Рубцова.

1

20.

Красота земли уральской в произведениях Л. К. Татьяничевой, Аси Горской

1

21.

Образ Урала в лирике  Константина Скворцова.

1

22.

Составление сценария литературного вечера «Ты одна в моем сердце красавица: жизнь моя, сарафанная Русь»

1

Сценарий литературного вечера

Узнаем лучше край родной! (1 час)

23.

Литературные места Урала, связанные с творчеством писателей и поэтов XX века

Виртуальная экскурсия

Враг боек, да наш народ стоек    (5  часов)

24.

Произведения уральских писателей о Великой Отечественной войне.

1

25.

К. М. Симонов.  «Свеча». Гуманистическая идея рассказа.

1

26.

Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести, гражданственность и патриотизм как национальные ценности.

1

27.

Русская литература во взаимодействии с национальными литературами. Стихи о войне Мусы Джалиля

1

Стихи о войне уральских поэтов

28.

Проверочная работа по материалам раздела

1

Проверочная работа

«АЗ БУКВЫ ВЕДАЮ, ЧТОБ ГОВОРИТЬ ДОБРО»  (4 часа)

Древним словом мы с будущим слиты (4 часа)

29.

Дон Аминадо.  «Наука стихосложения»

1

30.

Константин Бальмонт. «Русский язык»

1

31.

Константин Фролов-Крымский. Стихотворение «Наш язык»

1

32.

Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (Письмо сорок третье «Еще о памятниках прошлого»)

1

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО     (3 часа)

33.

Подготовка к итоговой контрольной работе

1

34.

Итоговая контрольная работа

1

Контрольная работа

35.

Анализ итоговой контрольной работы. Повторение изученного материала

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

11 декабря 2019 года пройдет межрегиональный мастер-класс «Лучшие педагогические практики преподавания родных языков народов России»

С целью информационного продвижения единого Банка педагогических практик преподавания родных языков народов России и тиражирования лучших педагогических практик по преподаванию родных языков народов Р...

Очный (практический) этап для участников-финалистов Конкурса лучших педагогических практик преподавания родных языков народов России

В рамках проекта «Создание и обеспечение функционирования единого банка педагогических практик преподавания родных языков народов России» при поддержке Министерства просвещения Российской ...

Объявлены победители и финалисты Конкурса лучших педагогических практик преподавания родных языков народов России

20 июля 2020 года при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в г. Москве был проведен очный (практический) этап для участников-финалистов Конкурса лучших педагогических практик препод...

Межрегиональный мастер-класс «Лучшие педагогические практики преподавания родных языков народов России»

7 августа 2020 года при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации будет проведен межрегиональный мастер-класс «Лучшие педагогические практики преподавания родных языков народов Рос...

26 августа 2020 года в Липецкой области пройдет межрегиональный мастер-класс «Лучшие педагогические практики преподавания родных языков народов России»

26 августа 2020 года в Грязинском районе Липецкой области на базе отдыха «Бригантина» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации будет проведен межрегиональный мастер-клас...

В Сыктывкаре будет проведен мастер-класс от авторов лучших педагогических практик преподавания родных языков народов России

27 августа 2020 года в Сыктывкаре на базе Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования» бу...

В Сыктывкаре будет проведен мастер-класс от авторов лучших педагогических практик преподавания родных языков народов России

27 августа 2020 года в Сыктывкаре на базе Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования» бу...