Проблематика рассказа И. А. Бунина "Красавица" (с использование словарей в онлайн режиме).
план-конспект урока по литературе (9, 10, 11 класс)

Грудинина Рада Владимировна

Данный урок построен с использованием следующих  технологий:

1. "Технология критического мышления через чтение и письмо"

2. "Технология продуктивного чтения"

2. "ИКТ"

В данном уроке предусмотрена активная работа с словарями в онлайн режиме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Всероссийский конкурс «Словарный урок»

Урок литературы

Тема «И.А. Бунин. Проблематика и идея рассказа «Красавица».

                  (название (тема) методической разработки)

                                                             Грудинина Рада Владимировна,

                                                             МОУ «Новоигирменская СОШ № 3»,

                                                             учитель русского языка и литературы                    

                                                            (автор: ФИО, полное название

                                                          образовательной организации, должность)

                                поселок Новая Игирма, 2021 год

          Пояснительная записка.

Тема урока: «И.А. Бунин. Проблематика и идея рассказа «Красавица».

Актуальность темы:

- вопросы определения проблематики и идеи художественного произведения всегда будут актуальными, так как являются неотъемлемыми составляющими при анализе текста;

- определение проблемы текста – это один из критериев оценки сочинения на ЕГЭ.
Целевая аудитория урока: 9-11 классы.

Роль и место урока  в системе работы педагога:

9 класс – использовать как урок внеклассного чтения для дальнейшей работы по подготовке к ОГЭ (сочинение-рассуждение 9.3)

10-11 классы – для факультативного занятия «Написание итогового сочинения в 11 классе»

Цель: на основе анализа художественного текста подвести учащихся к пониманию того, что анализ текста как языкового целого позволяет понять замысел писателя (идею, проблематику).

Задачи урока:

Образовательные:

 - развивать критическое мышление учащихся;                                                                    - продолжить формирование навыков работы с художественным текстом;                 - продолжить формирование  у обучающихся навыков   и умений  работы  со словарями разных видов (способность интерпретировать представленную в словарях информацию при решении учебных и познавательных задач)

  Развивающие: 

- развивать эмоции учащихся посредством эмоциональных переживаний

- развивать умение выделить главное, существенное, самостоятельность мышления

Воспитательные:

- содействовать воспитанию нравственно-этических норм  у обучающихся.

Планируемые результаты

Метапредметные

Регулятивные:

-  формулировать и удерживать учебную задачу,

- определять проблему.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог,

- участвовать в коллективном обсуждении проблем,

- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками

Познавательные:

- умение самостоятельно строить высказывания

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения.

Личностные: 

- формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности

-  формировать чувство сострадания к окружающим нас людям,

- формирование нравственно-этического оценивания.

Форма проведения: учебная пара

Используемые педагогические технологии, методы, приемы.

Современные образовательные технологии:

- «Технология продуктивного чтения»,

- «Развитие критического мышления через чтение и письмо»,

- «Информационно-коммуникационная технология».

Приемы: чтение с остановками; обращение к личному опыту; прогнозирование по названию, по личным впечатлениям; «дерево предсказаний»;«фишбоун», работа в онлайн режиме.

 Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока.

Словари в онлайн режиме:

- Толковый словарь https://onlinedic.net/ozhegov/  .

- словарь литературоведческих терминов https://rus-literary-criticism.slovaronline.com/ 

       - словарь фразеологизмов

http://feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/11/us1f2811.htm?cmd=0&istext=1 

- словарь синонимов

 https://sinonim.org/

- словообразовательный словарьhttps://4ege.ru/russkiy/6078-shkolnyy-slovoobrazovatelnyy-slovar-russkogo-yazyka.html

Тема урока: «И. А. Бунин «Красавица».

Ход урока:

Актуализация внимания.

Деятельность учащихся: сформулировать задачи, которые будут решаться на уроке, т.е. определить проблему, которую затрагивает автор.

Слово учителя: Приветствую, племя молодое, беззаботное. Приятно видеть красивые лица. Смею надеяться, что внешняя красота живет в дружном союзе с вашей внутренней красотой.

 Приём «Нестандартный вход в урок» - универсальный прием, направленный на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока. 

Рассказ И.А. Бунина не прочитан вами. О чем он? Обратимся к названию «Красавица».

Деятельность учащихся:

- подобрать ряд однокоренных слов

- пройти по ссылке и скачать «Школьный словообразовательный словарь» https://4ege.ru/russkiy/6078-shkolnyy-slovoobrazovatelnyy-slovar-russkogo-yazyka.html  и узнать производное слово (красивый).

- «нарисовать  портрет» (записать словарную статью в тетрадь) производного слова «красивый», обратившись  к «Словарю русского языка» С.И.Ожегова.  https://onlinedic.net/ozhegov/  .

Слово учителя:  Среди многих значений: «доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный»; «полный внутреннего содержания, высоконравственный» - мы отметим следующее: «привлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный». Однокоренные слова «красивый», «красота», «красавица» таят в себе возможность конфликта, ибо могут характеризовать как физические данные человека (внешность), так и его душу (внутреннее содержание).

Вопросы для беседы:

 Какой смысл вложен автором в это слово? Можно ли восхищаться этим героем? Привлекателен ли он для окружающих? Вызывает ли симпатию? На все эти вопросы мы ответим сегодня на уроке.

Я прочитала рассказ. Позволю первой поделиться впечатлениями  на эмоциональном уровне. Рассказ И.А. Бунина «Красавица» меня НАПУГАЛ, ЗАСТАВИЛ ЗАДУМАТЬСЯ И НЕГОДОВАТЬ.

 Среди глаголов, выражающих эмоции от прочитанного рассказа, найдите эмоционально-окрашенное слово (НЕГОДОВАТЬ). С какими словарями надо поработать, чтобы слово НЕГОДОВАТЬ «заговорило»?

Предполагаемые ответы: толковый словарь, словарь синонимов

Деятельность учащихся: работа со словарями в онлайн режиме

 Алгоритм действий:

- пройти по ссылке  https://sinonim.org/   

- ввести нужное слово в окошко,

- прочитать синонимы,

- поработать с активными ссылками «5. Значение слова» и «8. Ассоциации слова»,

- дать развернутый ответ на вопрос: «Какие впечатления получил учитель от  прочитанного рассказа?»

Парадокс: Такое милое название и такие эмоции.

Деятельность учащихся: сформулировать ключевые вопросы, на  которые сегодня надо ответить.

Примерные ответы учащихся: выяснить, почему рассказ с таким милым названием пугает, заставляет негодовать, над чем заставляет задуматься.

Стадия вызова.

Деятельность учащихся.

Примечание: прием «Обращение к личному опыту».

- Бывали в вашей жизни моменты, когда вы с отвращением смотрели на внешне красивого человека? Почему это происходило? (примеры могут быть из художественной литературы)

- Какое состояние (отношение) в семье для вас страшнее всего?

Задание: продолжите строчку «Мне жутко, страшно, если меня (я)… (появляется слово «одиночество»)

Слово учителя: Предлагаю запустить механизм творческого потенциала. Думаю, что не обойтись без средств выразительности. Предлагаю повторить некоторые (эпитет, сравнение, метафора, фразеологизм) и познакомиться с новым (оксюморон).

Деятельность учащихся: самостоятельная работа с сайтом  https://rus-literary-criticism.slovaronline.com/  (необходимую информацию записать в тетрадь).

Творческое задание «Сравнение» по формуле А словно, подобно, как Б. Почему?

А) (КРАСОТА, ОДИНОЧЕСТВО)                  

Б) (ЗВЕРЬ, НОЖ, ЧАШКА, ЛИМОН, ХИЩНИК, КОЛОКОЛ т.д.)

Ответы учащихся удивляют: Одиночество словно хищник. Оно пожирает тебя.

Слово учителя: Сами того не подозревая, мы начинаем решать наши задачи.

Стадия осмысления.

Деятельность учащихся: Работа по рубрикам.

Рубрика «Разным читателям разную информацию»

- Спрогнозировать по названию, по личным впечатлениям учителя, о чем произведение (прием «Прогнозирование»).

- Предположить авторскую позицию.

Рубрика «Станем соавторами» (прием «Чтение с остановками» предполагает чтение по частям и  анализ художественного произведения).

Чтение первой части рассказа

«Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице — и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?»

Деятельность учащихся: Задать вопрос к выделенной строчке и ответить на него.

Вопросы: «Какие» шли за него?

Ответ: Внимательные, хозяйственные, красивые.

Слово учителя: Что-то пугает вас? Заставляет задуматься, негодовать? Какой герой у вас вызывает симпатию и почему?

Чтение второй части рассказа

«И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме. Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:

— Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре».

Слово учителя после прочтения: Принято считать, что словесное искусство Бунина свободно от побрякушек. Каждое слово Бунина – не пустой звук. Каждое слово несет в себе глубокий смысл, значимую информацию. Какие словосочетания вас удивили, заставили негодовать, дали почву для размышления? Скорее всего это будут средства выразительности, вспомнить которые помог «Словарь литературоведческих терминов».

Деятельность учащихся:

«СПОКОЙНО ВОЗНЕНАВИДЕЛА» (оксюморон)

Самостоятельная работа со словарем синонимов в онлайн режиме https://sinonim.org/  Среди ряда синонимов найдите синонимы с негативной окраской (холодный и т.п.)

- Изменилось отношение к красавице? Почему? 

Слово учителя: Наречие «спокойно» подтверждает, что красавице это чувство не чуждо, оно свойственно ей, привычно для нее. Красавица своим равнодушием, безразличием, душевной холодностью лишила ребёнка радости жизни, превратила его в бесконечно одинокого человека. Мы видим подтверждение того, что красота героя мнимая, отталкивающая, за внешней привлекательностью скрывается душевное уродство.

- Кто из героев превратился просто в уродца? Почему?

«Творческое задание «Ассоциации».

- Есть ли уверенность в счастливой развязке?

Творческое задание «Дерево предсказаний» (прием «Технологии критического мышления…»

Слово учителя: Бунинские эпитеты, оксюмороны иногда поражают своей неожиданностью, но нет в них франтовства и щеголеватости. Они не надуманы. Их цель – достичь в изображении явлений предельной ощутимости.

Чтение третьей части рассказа.

«И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна… Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его».

Работа со словом.

1.Какой эпитет заставляет обратить на себя внимание? Эпитет-информатор. «КРУГЛОЕ ОДИНОЧЕСТВО».

2. Творческое задание «Ассоциации».

 Привычно слышать «полное одиночество, совершенное одиночество», но у Бунина «круглое».

3.Творческое задание. Замените слово «одиночество» на другое слово, чтобы можно было ответить на вопрос «Кем стал мальчик в такой семье?»

КРУГЛОЕ ОДИНОЧЕСТВО

КРУГЛЫЙ СИРОТА

Найдите значение этого фразеологизма, пройдя по ссылке http://feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/11/us1f2811.htm?cmd=0&istext=1 

4.Рассмотрим цитату «Спит он на полу МЕЖДУ диваном и кадкой с пальмой». Предлог, несущий негативную информацию. Почему? Предлог, который помогает увидеть проблему, поднимаемую автором.

Поработайте со словарями фразеологизмов, пройдя по ссылкам и назовите фразеологизмы  с предлогом МЕЖДУ, несущие негативную информацию.

https://fraze.ru/index.php/frazeologizm     

 https://burido.ru/1471-frazeologizmy-s-mezhdu 

МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ,

МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ.

Прокомментируйте эти фразеологизмы. Как эти фразеологизмы помогают увидеть проблему, поднятую в рассказе,  понять идею рассказа?

5. «КАДКА С ПАЛЬМОЮ». Слово-символ. Пальма – это растение южное, растет там, где много тепла, вокруг мальчика много холода. Пальма – это напоминание о том, что где-то есть тепло, где-то растут удивительные растения и цветут цветы, т.е. жизнь идет естественным путем. А в этой семье нарушена естественность.

- Что естественно для семьи ? (любовь, забота, уважение и т.д.)

- О чем забыла красавица?

 - Почему это произведение пугает, заставляет негодовать?

- Какую проблему поднимает автор в данном произведении

Рефлексия

1. Рефлексия эмоционального состояния:

“Портрет настроения”. В начале урока учащимся раздаются смайлики с разной цветовой гаммой. Определенный цвет соответствует разному настроению

красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.

2. Рефлексия деятельности на уроке

Прием «Чемодан, мясорубка, корзина»

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

  • Чемодан – всё возьму, потому что пригодится в дальнейшем.
  • Мясорубка – информацию переработаю.
  • Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

3. Рефлексия содержания учебного материала  

Прием «Оценка «приращения» знаний». Учащиеся ещё раз пересматривают, осмысливают то, что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи.

Творческая работа. Заполнить «ФИШБОУН».

Примечание: «ФИШБОУН» - это схема- «скелет рыбы», где http://www.portalbiologica.com.br/site_antigo/Web/fish-skeleton-cartoon-i14.jpg

«ГОЛОВА» - проблема произведения (одиночество детей, мнимая красота, духовное уродство)

«ВЕРХНИЕ КОСТИ» - причины (отсутствие внутренней красоты взрослых).

«НИЖНИЕ КОСТИ» - факты (зажил одинокой самостоятельной жизнью…)

«ХВОСТ» - выводы, пути решения проблемы (…..)

Домашнее задание.

  1. Современные психологи используют специальное задание, помогающее в подобных ситуациях. Это составление двух списков: негатив и позитив. Задание: Помоги герою рассказа «Красавица». Предложи извлечь из данной ситуации, как можно больше позитива (например, мальчик рано научиться быть самостоятельным и т.п.).
  2. Письмо-предупреждение (родителям) о возможном возмездии.
  3. Сочинение на тему «Какая красота спасет мир?»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Андрея Платоновича Платонова «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.

Цель: углубить знание учащихся о личной и творческой биографии А. П. Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому, заставить сопереживать; совершенствовать навыки...

Урок по литературе в 7 классе " Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция".

Урок по литературе  "Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция" проводится в 7 классе. Его цели:1.     Выя...

Рабочее место при работе в онлайн режиме

Удаленная работа индивидуально и с группами включает сюда не столько собственный комфорт, а главным образом приемлемость картинки – как меня видит человек, или группа, с которой я работаю. Событ...

Инструменты для совместной работы в онлайн режиме

МЕТОДЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, РЕШЕНИЯ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ: Google Docs, Jamboard, Padlet, Scrumblr, Mentimeter Создание онлайн презентаций для онлайн урока.: PREZIДля ...

Физическая культура в онлайн режиме: секреты удаленной работы

работа учителя физкультуры в дистанционном режиме...

Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)....