Конспект урока "Художественная деталь в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк»". Литература. 7 класс.
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Конспект урока "Художественная деталь в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк»". Литература. 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennaya_detal_v_rasskaze_i.s.turgeneva_biryuk.docx35.61 КБ
Файл prilozhenie.docx11.38 КБ
Office presentation icon biryuk.ppt2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Художественная деталь в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк».

Приступина Н.М.,

 учитель русского языка и литературы МБОУ ИООШ№21

1. Решаемые учебные проблемы:

- развитие речемыслительной деятельности учащихся через поиск и осмысление художественной детали в произведении;

   - подведение учащихся к пониманию гуманных принципов взаимоотношений между людьми разных  сословий;

  - формирование вневременных общепринятых правил поведения, культуры взаимоотношений;

- воспитание любви к книге; чувств милосердия, отзывчивости, порядочности; достойного поведения в сложной ситуации.

2. Задачи для учащихся:

- освоить содержание рассказа;

- определить основные черты характера главного героя, принципы и правила его жизни;

- определить место и роль художественной детали в характеристике героев произведения и ситуаций;

- выявить роль второстепенных героев рассказа в решении авторского замысла;

- определить авторскую позицию в рассказе и способы ее выражения.

3. Планируемые результаты:

Личностные: развитие познавательной активности учащихся; формирование нравственно- этического оценивания как понимания чувств других людей и сопереживания им, живого интереса к изучаемому; формирование собственного отношения к героям И.С. Тургенева, их оценка, понимание авторской позиции.

Метапредметные:

Познавательные: расширение представления детей о сложности писательского труда, воспитание думающего читателя. Формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

Регулятивные: умение работать по плану, выполнение заданий в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов.

Предметные: в познавательной (интеллектуальной сфере): выявление заложенных в рассказе «Бирюк» вневременных ценностей, умение анализировать произведение, понимать и формулировать его идею, характеризовать героев, определять ИВС, в частности художественную деталь, их роль в произведении, владеть формами творческой работы (кластер, синквейн).

В ценностно-ориентационной сфере: формирование собственного отношения к рассказу И.С. Тургенева, понимание авторской позиции, воспитание любви к книге; чувств милосердия, отзывчивости, порядочности; достойного поведения в сложной ситуации.

В коммуникативной сфере: восприятие на слух литературного произведения, осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного, умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту, умение вести диалог.

В эстетической сфере: понимание образной природы литературы как словесного искусства, формирование эстетического вкуса.

   Запрограммированные результаты реализуются во взаимосвязанной системе на протяжении всего урока в разных структурных его частях, на разных этапах работы с текстом рассказа И.С.Тургенева «Бирюк».

4. Учебный материал урока: текст рассказа И.С.Тургенева «Бирюк», его аудиозапись, краткая информация о взаимоотношениях писателя и читателя, высказывание С.Я.Маршака в качестве эпиграфа, презентация по материалам урока.

5. Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

6. Тип урока по форме: диалогический.

7. Тип урока по содержанию: поисково-исследовательский.

9. Форма оценивания результатов обученности: самооценка.

10. Оборудование: компьютер,  проектор, учебник, доска, раздаточный материал.

11. Вид используемых на уроке ИКТ: презентация. Методическое назначение ИКТ: усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

12. Ресурсы сети Интернет: портрет писателя, иллюстрации к рассказу.

13. Межпредметные связи: МХК.

ХОД УРОКА

Предтекстовый структурный элемент урока.

                                                                                  Художник автор берет на себя только часть  работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник читатель.

                                                                                                                                                           С.Я.Маршак  

1-й этап. Вхождение в тему урока.

А. Объявление темы урока.

Тема урока: «Художественная деталь в рассказеИ.С.Тургенева «Бирюк».(Запись в тетрадях).

Б. Самоопределение к деятельности (целеполагание):

- Найдите ключевое слово в теме урока (деталь).

- Знаком ли вам этот термин?

- Подумайте, какой может быть цель нашего урока? (Продолжить учиться быть грамотным читателем)

- Что предстоит сделать, чтобы достичь цели? (изучив текст рассказа, найти яркие детали в произведении и понять, для чего писатель их использовал)

В. Работа с эпиграфом:  

- Эпиграф нашего урока – слова С.Я.Маршака. Прочитайте их. Какова главная мысль? (Писатель всегда ждет умного, грамотного читателя)

2-й этап. Подготовка к вхождению в текст.

А. Слово учителя. «Книга – писатель - читатель»

- В мире очень много книг. Зайдите в библиотеку. Молча стоят они на полках: толстые и тонкие, в красивых и простеньких обложках. Молчаливые, бумажные… Автор, название произведения… А если бы они могли говорить? Они наперебой стали бы предлагать себя, потому что только они знают, какие муки творчества в поисках вдохновения и единственно верного решения преодолели их авторы…

- Прочитай меня, - просил бы томик Пушкина,– мой поэт, совершенствуя стихи, менял слово в строке до 30 раз!

- Прочитай меня, - умоляла бы книга Гоголя, - сколько пережег он своих рукописей, бросал писать, чтобы я получилась!

- Лучше почитай нас, кричали бы романы великого французского писателя Флобера. – Создавая нас, он стал маяком.

- И их можно понять. Флобер был мучеником. Он писал так медленно, что с отчаянием говорил: «Стоит самому себе набить морду за такую работу». Он работал по ночам, а его окно в темные ночи стало маяком для рыбаков на реке Сене и даже для капитанов морских пароходов. Чтобы не сбиться с фарватера, они «держали курс на господина Флобера». Но вряд ли моряки знали, что за оком находится великий писатель Франции, измученный борьбой за совершенство прозы.

 - И только книга И.С.Тургенева смущенно молчала. Ее взял почитать ученик 5 класса. И когда его спросили, о чем рассказ «Муму», он ответил: «Да, там Герасим свою собаку утопил». Ничего он не понял, что за историей собачки и дворника скрывался трагический период в истории нашего государства – крепостное право, отношение к которому хотел высказать Тургенев в своем произведении. Тургенев, кому простые люди кланялись в пояс со словами: «…в знак благодарности от всего русского народа». Тургенев, кто хотел, чтобы после на его памятнике после смерти были выгравированы слова о том, что его книга «Записки охотника» послужила делу освобождения крестьян, ведь известны свидетельства современников писателя: император Александр II прочел книгу 11 раз, следовательно, она сыграла большую роль в его решении освободить крестьян.

- Конечно, книга ждет, чтобы ее прочитали, а писатель ждет грамотного читателя, чтобы за словами и строчками тот услышал его голос, мысли, которые волновали и которыми хочется поделиться.

- Чтобы приступить к работе с текстом произведения. Вспомните, что называется художественной деталью, дайте определение. (Художественная деталь – выразительная, яркая подробность в произведении).

- Вспомните, для чего автор использует этот художественный прием в произведении. Для этого выполним уже известную вам форму работы – составление схемы (кластера).

Б. Составление схемы (кластера):

Деталь: место действия,  время  действия, внешний вид героя, поведение героя, речь, характер мыслей героя, авторское отношение к героям.

- Проверьте, все ли особенности такого художественного приема, как деталь, вспомнили:

Художественная деталь – выразительная, яркая подробность в произведении. Деталь помогает представить читателю  время и место действия, внешний вид героя, поведение героя, речь, характер мыслей героя, понять авторское отношение к изображаемому.

- Деталь как прием художественной литературы вам знакома. Сегодня на уроке воспользуйтесь своими знаниями и докажите, что вы грамотные читатели и в мастерской писателя не гости, а сотрудники. Поможет нам в этом презентация.

Текстовый структурный элемент урока.

3-й этап. Подготовка к вхождению в текст.

Целеполагание (экран), знакомство учащихся с формами работы и их оценкой.

 4-й этап. Осмысление текста через поиск художественной детали и определение ее функции в раскрытии авторского замысла рассказа.

А. Обмен впечатлениями о прочитанном.

- Ребята, вы прочли рассказ Тургенева «Бирюк».  Какие чувства вызвал у вас рассказ? (словарик чувств: жалость, сочувствие, сострадание, негодование, неприязнь, благодарность, равнодушие, удивление, брезгливость, скорбь, тоска, радость ) (жалость, сочувствие детям и леснику, мужику, сострадание, благодарность рассказчику и Фоме)

Беседа  и заполнение таблицы.

- В каком месте разворачиваются события? (в лесу)

- Послушайте запись начала рассказа (до слов «та же фигура словно выросла из-под земли подле моих дрожек»). Какие чувства гроза заставляет пережить рассказчика, читателя, слушателя? К каким событиям готовит такое начало рассказа? (страх, волнение, неожиданная встреча)

- Тургенев вряд ли случайно поселил своего героя не в обществе, среди людей, а в лесу, среди природы. С одной стороны, это оправдано тем, что он лесник. С другой – писатель, будто незаметно подчеркивает, что лесник связан с природой множеством незримых нитей, что и определяет его нравственность. Найдите в тексте описание героя. (с. 242) Какие художественные приемы использует автор для создания образа? (детали описания лица, одежды, определение внутреннего состояния героя) Герой силен и бесстрашен. Нравится ли лесник рассказчику?

Портрет

Молодец, высокого роста, плечист, сложен на славу, могучие мышцы, черная борода, суровое и мужественное лицо, смелые глаза

- Почему перед описанием героя автор описывает его детей и жилище. Прочтите описание избы. (прием контраста) Какие чувства и мысли возникают при чтении? (жалость, удивление) что испытывает рассказчик? Какие детали высвечивают состояние детей, лесника?  Как относится к нему жена? Счастлив ли герой? Счастливы ли дети?

Быт героя, его семейное положение

Жена сбежала, живет с двумя детьми: девочка 12-ти лет, грудной ребенок. Изба низкая, пустая, бедность, нет хлеба и чая

- Как зовут героя? Что означает его прозвище?

Имя

Имя – Фома Кузьмич, но все называют его Бирюком. Бирюк- это прозвище (одинокий и угрюмый человек). Лесника так прозвали мужики. Бирюком  называют ВОЛКА

- Найдите строки, в которых мы узнаем об отношении окружающих к леснику (с.242-243)

Отношение к Бирюку мужиков – крестьян

Сжить хотят со свету, да не дается.

- Как герой относится к своему делу?

Отношение Бирюка к работе

Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест

- Как Бирюк разговаривает с барином? Какие черты характера лесника здесь проявляются? (на равных, независимость)

- Как Бирюк ведет себя в сцене с крестьянином-вором? Как реагирует на истошные обвинения и угрозы крестьянина? Какие черты характера лесника проявляются в их диалоге?

- Как Бирюк относится к мужику? Жалеет ли вора Бирюк или нет?

Докажите текстом.

- Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес?

- Кого накажут за срубленное дерево?

- Почему Бирюк отпускает вора? Легко ли ему принять такое решение? - А кто же и почему заставляет этого сильного, мужественного человека поступать против своей воли, заставляет выполнять свои приказы?(Бирюк крепостной)

Отношение самого Бирюка к мужику-вору

Поймал его во время преступления, связал кушаком и хочет наказать, но все же отпускает, выталкивает из избы

- Каким человеком предстает перед нами Бирюк в начале рассказа? Каким мы видим его в конце произведения?

- Как оценивает поступок Бирюка по отношению к вору рассказчик и в его лице автор? (он называет Бирюка «славный малый», то есть понимает, каков Бирюк на самом  деле).

Посттекстовый  этап урока.

5-й этап. Выводы, достижение цели.

А. Беседа

- В.Г.Белинский в своей критической статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года»  задает вопрос: «… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (Его душа, ум, сердце, всё то же, что и в образованном человеке).

Жорж Санд увидела в «Записках охотника» «жалость и глубокое уважение ко всякому человеческому существу, какими бы лохмотьями оно не влачило свое существование». Присутствует ли, на ваш взгляд, в рассказе это уважение? В чем оно проявляется? (авторское отношение к героям)

- Зачем была рассказана история Бирюка? (осуждает крепостное право, учит милосердию, уважению к окружающим независимо от их социального положения)

- Как бы вы назвали проблемы, поднятые автором? Как он на них отвечает?

(гуманность, милосердие, осуждение крепостничества)

Б. Синквейн. Работа в парах.

  • 1 . Одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;
  • 2 .Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
  • 3 .Три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;
  • 4. Фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
  • 5 .Одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное)

Милосердие

Постоянное. Повседневное

Помогает, лечит, возвышает

Милые сердцу слова и поступки

Человечность

Милосердие

Бескорыстное, необходимое

Прощает, помогает, удивляет

Милосердие – это деятельная доброта.

Сердечность

6-й этап. Рефлексия.

-Оцените работу всего класса на уроке. Решили ли вы поставленные перед вами задачи?

- Чьи выступления понравились больше и почему?

- Поставьте оценки себе сами.

7-й этап. Домашнее задание.

Перескажите историю от лица самого лесника.




Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

Художественная деталь – выразительная, яркая подробность в произведении. Деталь помогает представить читателю  время и место действия, внешний вид героя, поведение героя, речь, характер мыслей героя, понять авторское отношение к изображаемому.

деталь

анализ детали

портрет

быт героя, его семейное положение

имя

Отношение к Бирюку мужиков-крестьян

Отношение Бирюка к работе

Отношение самого Бирюка к мужику-вору

Авторское отношение к герою

Синквейн


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задачи для учащихся: - освоить содержание рассказа; - определить основные черты характера главного героя, принципы и правила его жизни; - определить место и роль художественной детали в характеристике героев произведения и ситуаций; - выявить роль второстепенных героев рассказа в решении авторского замысла; - определить авторскую позицию в рассказе и способы ее выражения.

Слайд 3

Над «Записками охотника» И. С. Тургенев начинает работать в 1847 году. В сборник вошло 25 рассказов. Во всех произведениях присутствует один и тот же герой - Петр Петрович. Это дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, п роизошедших с ним во время охоты. Поэтому сборник назван «Записки охотника». Создавая его, Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору.

Слайд 6

портрет имя Бирюк воспитывает двоих детей Фома Кузьмич Бирюк – одинокий и угрюмый человек семья дом отношение к работе отношение мужиков беден несчастен мастер своего дела, строгий никому спуску не дает суровое мужественное лицо молодец высокого роста называют кровопийцей ненавидят хотят убить

Слайд 7

Портрет, изображенный в рассказе, помог увидеть нам сильного, мужественного человека, сурового, добросовестного, честного, гостеприимного, спокойного, неозлобившегося, не лишенного чувства собственного достоинства. Бирюк - крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят.

Слайд 9

1 . Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; 2 .Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; 3 .Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; 4. Фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме; 5 .Одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное)

Слайд 10

Продолжите предложения: Я сегодня на уроке открыл(а) для себя… На уроке я узнал… Новым для меня стало… Самым интересным было… Мне понравилось на уроке то, что… На уроке меня порадовало… Я удовлетворён своей работой, потому что…

Слайд 11

1. Подготовьте пересказ рассказа «Бирюк» от лица лесника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки к рассказу И.С. Тургенева "Бирюк" (7 класс)

Предлагаю четыре варианта карточек, проверяющих не только знание содержания рассказа "Бирюк", но и побуждающих учащихся задуматься над смыслом этого произведения....

урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")

Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....

Конспект урока литературы по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк" 7класс

   Развёрнутый план-конспект урока с использованием приёмов технологии РКМЧП.  Презентация к уроку....

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Тип урока: изучение нового материалаФорма проведения: анализ с остановкамиТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмоФорма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая...

Открытый урок по литературе в 7 классе "Художественное своеобразие рассказа И.С. Тургенева "Бирюк", Понятие конфликта"

Открытый урок по литературе в 7 классе "Художественное своеобразие рассказа И.С. Тургенева "Бирюк", Понятие конфликта"...

Урок-исследование по рассказу И.С. Тургенева « Бирюк» (6 класс)

Учащихся, исследуя самостоятельно и вместе с учителем текст произведения И.С.Тургенева, получают знания о месте и роли внесюжетных элементов: пейзажа, интерьера, портрета как средств создания об...

Конспект открытого урока по литературе "Рассказ И.С. Тургенева "Бирюк"

Открытый урокРассказ И.С. Тургенева "Бирюк" Цель: выявить связь изображения природы с внутренним состоянием человекаПланируемые результаты:Регулятивные: развитие познавательного интерес...