В сердце человека и любовь, и жалость ( по рассказу А.Платонова "Любовь к Родине или Путешествие воробья".)
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Ермакова Наталия Ивановна

 Знакомство учащихся с жизнью и творчеством А. Платонова.Анализировать рассказ А.Платонова  "Любовь к Родине или Путешествие воробья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema2.docx_lyubov_k_rodine.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В сердце человека и любовь, и жалость ( по рассказу А.Платонова "Любовь к Родине или Путешествие воробья").

Цель:1. Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве А. Платонова.

 2. Выработать навыки и умения пересказать прочитанное, выразить свои мысли о прочитанном;
3. воспитывать доброту и  любовь к Родине.

Оборудование
1. Портреты Андрея Платоновича Платонова..
2. Выставка книг А.Платонова.
                    Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
2. Выступление ученицы о
 биографии Андрея Платонова.
Андрей Платонов родился в Воронеже 1 сентября 1899 г. Фамилия Платонов – псевдоним, образованный от имени отца в 1920 году.
Родился Платонов в Воронеже, в семье слесаря железнодорожных мастерских. С малолетства знал бедность, нищету. Отец Платонова работал машинистом паровоза, а затем слесарем на железной дороге. Мать занималась домашней работой.
Мальчик учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище.
С 13 лет он начинает трудиться, работал на Воронежском паровозоремонтном заводе. Учится в железнодорожном техникуме, служит в армии (призван в 1919 г.) Работал помощником машиниста, инженером – электриком, занимался мелиорацией.
В годы гражданской войны и в годы Великой Отечественной был на фронте в качестве военного корреспондента.
В 1944 г. Платонов возвращается с фронта тяжело больной, но продолжает работать, ведь с 1927 г. он – профессиональный литератор. Во время войны вместе с семьей он жил в Уфе. В 1949 году выходит книга башкирских народных сказок в обработке писателя. В своих произведениях он поднимает  вопросы о смысле человеческой жизни, размышляет о месте человека в мире, обращается/

3. Итак, в 5 классе мы прочитали с вами рассказ А..Платонова «Никита»
- О чем этот рассказ?

- Что вам показалось странным в рассказе «Никита»?
Пятилетний мальчик, тоскующий один в доме, очеловечивает все предметы вокруг : «Везде есть люди, только кажутся они не людьми».
- А вы прочитали рассказ А. Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»,  написанный в 1936 году.

Какие слова были вам не понятны?

4.Словарная работа.

Подножие памятника- основание , фундамент памятника.

Футляр- коробка, чехол, куда кладется вещь для хранения.

5.  Анализ рассказа
- О чем этот рассказ?
О жизни. О жизни скрипача, старика музыканта. О любви к Родине
Что же такое жизнь по А.Платонову?

Жизнь:

любимая работа

любовь к Родине

делать людям добро

любовь ко всему живому

стремление приносить любовь счастье

умение сочувствовать и сострадать

- Что вы узнали о скрипаче?
- Почему он каждый вечер ходил играть на тверской бульвар? (каждодневный труд)
Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей прекрасной жизнью. Скрипач хотел дарить людям добро, потому что делал это всю жизнь и не мог привыкнуть к мысли о своей бесполезности. Кроме того он бы одинок, а среди прохожих Тверского бульвара ему было уютнее и теплее, чем в пустой квартире: вокруг него собирались люди, и ему становилось легче и радостнее.
- Как вы представляете себе Тверской бульвар? Почему его так любил скрипач и, как потом оказалось воробей?
Картины «Памятник А.С. Пушкину» И.Н. Павлова.
Бульвар расположен в самом центре Москвы, его окружают высокие дома, по улицам спешат люди. И на все это смотрит с высоты наш великий поэт А.С. Пушкин, задумчивый и немного печальный. Именно любовь к Москве, к Родине и заставляет скрипача идти на Тверской бульвар.
- Как вы думаете, почему именно у памятника Пушкину любил играть скрипач?
Может быть, и сама фигура поэта, и его стихи, написанные на постаменте, вдохновляли старого музыканта пробуждать в людях чувства добрые своей нежной музыкой.
(Включается соло для скрипки Н. Таганини.)

- Какую роль играет музыка в жизни человека? Прочитайте в тексте.

-Прав ли автор?

Скрипач.- Каков он? Что поразило вам в нем? (Он ждал, пока не уходил последний слушатель.)

-Что произошло  с автором однажды? (Он заметил: на футляр сел воробей).

_- Какое чувство вызвал воробей у старого музыканта?
- Какое чувство вызвал воробей у старого музыканта?
Музыкант удивился, что эта птичка еще не спит и даже в темноте вечера занята работой на свое пропитание. Он задумался о трудной судьбе воробья. Ему стало жаль маленькую птичку. Он испытывал сострадание, сопереживание.
- Почему музыкант так привязался к воробью?
Старик чувствовал в нем что-то родственное: старость, одиночество, бесприютность. Он понял, что птичка нуждается в заботе и любви, и с радостью стал отдавать ей это чувство. Он тосковал, когда воробей не прилетал и «чувствовал добро в своем сердце», когда он клевал хлеб внутри футляра. (Способность дарить добро).
- Однажды после грозной вьюги воробей исчез. Что произошло с ним? Расскажите.
Снежный бугор, в котором он спал, пополз вместе с ним, а затем весь снег вокруг него обвалился, и воробей остался один в урагане. Воробья вихрем унесло в далекую южную страну.
- Как описывается страна вечного лета, в которую попал воробей?
«Здесь пищи было много, неизвестные и невидимые птицы пели долгие музыкальные песни».
- Почему воробей тоскует в этой стране?
Воробей затосковал по привычной кислоте простого черного хлеба.

-Что он сделал, чтобы  оказаться  на Тверском бульваре
Он выбрал берег ручья, покрытый мелкими камнями. Это место напоминало ему о Родине.
- А затем он и вовсе перебрался на голую скалу. Зачем?
Он надеялся, что когда-нибудь настанет буря и она сорвет его, спящего, с камня и унесет обратно домой на Тверской бульвар.

-Как живет в это время старый скрипач?

-Почему он купил черепаху?

-Как его слушает черепаха?

Однажды скрипача остановили два мальчика. Почему?

Мальчики предложили птичку. Это был тот воробей, не узнать его было невозможно.

- Каковы действия скрипача? Что сделал он?

6.Итак, как же называется рассказ?
Любовь к Родине.
Происходит чудо, воистину сказочное: воробей, совершив второе путешествие - на Родину, попадает в дом старого музыканта и оживает, согретый сердечным теплом.
И умирает.
- Почему сказочное происшествие – вопреки сказочной традиции - завершается трагически?
Как бы вы ответили на этот вопрос?
- Как вы думаете только ли к воробью имеет отношение рассказ?
Нет, конечно. Название относится к обоим главным героям: маленькой седой птичке и старому музыканту.
Первый любит свою землю бессознательно, ассоциируя ее с Тверским бульваром и черным хлебом, но без этих двух составляющих нет для него жизни. Даже райские кущи не затмевают их.
Второй (музыкант) любит свою родину сознательно и хочет приносить ее людям добро, даже тогда, когда этого от него никто не требует, но душа его просит деятельного добра для всех, кто в нем нуждается.
Две родственные души встретились ненадолго на Тверском бульваре, чтобы ощутить силу родства и единения с родной землей.
- Как вы поняли, что такое жизнь? Какими нравственными качествами должен обладать человек?
Любить окружающих людей, быть способным к состраданию, сопереживанию, трудиться на благо людей и себя, быть способным к преодолению различных обстоятельств, любить родину, проявлять милосердие.
- К чему призывает нас автор? Можно ли найти счастье на чужбине?
Да и нынче много таких людей, которые хотят найти счастье на за рубежом и оставяют родную землю. Для некоторых «сладость» оказывается предпочтительней родины. Другие же, подобно воробью,  не может жить на чужбине.

7. Домашнее задание на выбор.
Написать сочинение – миниатюру.  « О чем заставляет задуматься рассказ?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В сердце все человеческое богатство» Урок – мастерская по рассказу А.П.Платонова «Корова»

Цель «Мастерских» - научить людей мыслить творчески и раскованно и самостоятельно выстраивать свое знание. Первый этап работы «Мастерской» - «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого уч...

Урок по литературе в 6 классе на тему: "Любовь к жизни"( по рассказу Д.Лондона)

Урок изучения рассказа Д.Лондона "Любовь к жизни" и сопоставление его с повестью Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"....

Что такое любовь к жизни? (По рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»). 6 класс

 Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.   Методические приёмы: аналитическая беседа, выразительное чтение, просмотр слайдов, методы критического мышления (составление к...

Социальный проект "Согреем сердца добротой и любовью"

Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников осознанной потребности в социально-значимой деятельности; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную знач...

Социально-значимый проект "Согреем сердца добротой и любовью"

создание содержательных и организационных условий для развития у студентов осознанной потребности в социально-значимой деятельности; помощь учащимся осознать социальную, практическую и личностную знач...